«Метод проектов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
статья (младшая группа)

Никифорова Вера Владимировна

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini-muzey.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Родничок» общеразвивающего вида г. Нурлат РТ

(МАДОУ «Детский сад №1 «Родничок»)

Выступление на педагогическом совете

по теме: «Метод проектов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» (на примере организации мини-музея в группе)

        

Воспитатель  

первой квалификационноц категории

Никифорова Вера Владимировна

Тема: Метод проектов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников (на примере организации мини-музея в группе)

Автор проекта: воспитатель 1 квалификационной категории Никифорова Вера Владимировна МАДОУ «Детский сад № 1 «Родничок»

Участники проекта: дети второго младшего дошкольного возраста, воспитатель, родители

По продолжительности: краткосрочный

Сроки реализации проекта: ноябрь 2022г. –февраль 2023 г.

Тип проекта: познавательный, речевой, творческий.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

Актуальность проекта:

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали его «мини-музей».

Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Для реализации программы развития необходимо создания духовно-нравственной, патриотической системы, обновления материально-технической базы учреждения, создание микро – среды, отбор эффективных технологий для ведения образовательной деятельности мини – музей в ДОУ просто необходим.
Особенностью создания мини-музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу.  В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не, только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей.
Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра.

Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности

Суть нравственно - патриотическом воспитании в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания.

Проблема:

В Федеральном государственном образовательном стандарте определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Всем известно, что дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.   ценности.
Роль мини-музея в нравственно - патриотическом воспитании велика:
• помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
• способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
• позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Интерес к народным традициям может отражаться и в детских рисунках, лепке, другой изобразительной деятельности. Для проверки сформированных у детей представлений через ознакомление с народными традициями используются разнообразные методы: беседа, наблюдение за детьми, создание специальных педагогических ситуаций, организация полезной деятельности детей, беседы с родителями. Родители и дети пробуют себя в роли экскурсоводов.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Задачи:
• воспитание у детей любви и привязанности к историям и традициям.

• формирование бережного отношения;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• усвоение элементарных знаний о правах человека;

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Свою работу строю в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

• "позитивный центризм" (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
• непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
• дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• деятельностный подход;
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка. 

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:

Выбор темы.

Определение целей и задач проекта;

Составление плана мероприятий;

Подбор методической литературы;

Ознакомление родителей с проектом.

Планирование реализации проекта.

Подготовительные работы педагога.

  1. Основной этап:

Изучение необходимой литературы;

Проведение мероприятий;

Привлечение родителей к непосредственному участию в проводимых мероприятиях;

Написание конспектов проводимых мероприятий;

Обогащение предметно - развивающей среды в группе.

Взаимодействие педагога, детей и родителей.

  1. Заключительный этап:

Подведение итогов реализации проекта.

Итоговое мероприятие.

Фотоколлаж.

Участники проекта: Дети (3-4), воспитатели, родители.

Ожидаемый результат:

 В процессе ознакомления с народными традициями, обычаями активизируется словарь, развивается связная речь.

Ознакомление с народными традициями, обычаями способствует развитию продуктивной деятельности.

У детей появится интерес к выполнению общественно значимых заданий.

Родители ознакомлены с влиянием нравственно-патриотического воспитания на развитие ребенка.

Формы реализации:

Беседы с детьми и родителями;

Консультация для родителей через папки-передвижки.

Организация тематических центров по проекту;

Игровая деятельность;

Выполнение работ по изобразительной деятельности;

Чтение, прослушивание и просмотр сказок, мультфильмов.

Мини – музей – это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Особое внимание обращаю на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.


Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации.
Исключительно важное место в работе мини-музея занимают занятия-экскурсии. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
В настоящее время является актуальным региональный подход в воспитании и обучении детей. Это обусловливается социально-педагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики.
Наше желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ это новые формы взаимодействия с воспитанниками, я планирую разрабатывать дидактические и развивающие игры по тематике мини-музей.


Таким образом, мини-музей, созданный руками педагога, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад.
Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

Таким образом, создание мини-музеев в ДОУ является основой для формирования патриотизма, воспитания нравственных качеств личности каждого ребенка.

 

 

 

 

   

   


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет: Тема: «Использование метода проектов при организации физического воспитания дошкольников » Воспитатель: Корясова О.Н.

Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, важная составляющая гармоничного развития ребёнка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовател...

Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!»

Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!» Авторы проекта: Клочкова Е.В. Общее руководство: Г.А.Драчёва заведующий МБДОУ детского ...

Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!»

Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!» Авторы проекта: Клочкова Е.В. Общее руководство: Г.А.Драчёва заведующий МБДОУ детского ...

Использование метода проектов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Использование метода проектов является  инновационным в педагогической деятельности  ДОУ....

Использование метода проектов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Используя инновационные технологии, открывается новый мир возможностей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Одной из наиболее эффективных технологий стал метод проектов. В нравственно- ...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»

Педагогический  проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...