Доклад. Тема: Преемственность в формировании экологической безопасности с детьми дошкольного, младшего школьного возраста
материал

Основным направлением экологической безопасности - его преемственность, т. е. построение системы непрерывного экологического образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Напомним, что преемственность трактуется как последовательная передача чего-либо от одного к другому, переход от одного уровня образования к следующему, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Нельзя забывать о том, что экологическое образование – это часть общего образования, которое должно быть целостным и гармоничным, так как устойчиво и жизнеспособно только целостное и гармоничное образование. Следовательно, первое направление в экологическом образовании, по нашему мнению, это его неразрывная связь со всеми видами воспитания и образования, не допускающая его превалирования над всеми остальными науками. То есть, ребенок должен изучать себя и окружающий мир, используя экологическое мышление, а экологические занятия должны, в свою очередь, обязательно нести элементы интеграции или быть полностью интегрированными.

Необходимо подчеркнуть, что экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения. Это относится и к дошкольному образованию как первому уровню общего образования, и к начальному, как к следующей ступени непрерывного экологического образования. Именно в дошкольном возрасте берет начало формирование экологической культуры человека и продолжает развиваться на протяжении всей его жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) формально не нацеливает педагогов на экологическое образование дошкольников, но в то же время, предусматривает развитие у детей эмоционально-ценностного восприятия мира природы и эстетического отношения к нему, а также ознакомление их с природным окружением, что имеет непосредственное отношение к экологическому образованию детей.

Большое значение в настоящее время придается экологическому образованию и в начальной школе. Так, например, одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к освоению дисциплины «Окружающий мир» является освоение школьниками основ экологической грамотности. Понятие «экологическая грамотность» означает знания в области экологии, которые формируются у школьников, главным образом, при изучении специальных экологических тем, например, «Природные сообщества», «Экологические системы», «Человек и природа» и др. Кроме того, практически любая тема предмета «Окружающий мир» может включать экологические аспекты, в том числе экологическую безопасность.

Так, в свою очередь в ДОО следует давать зачатки всех знаний, а не углубляться в область какой-либо отдельной науки. В соответствии с ФГОС ДО обязательная часть основной образовательной программы дошкольного образования предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Следовательно, ФГОС ДО предусматривает интеграцию всех образовательных областей, а с точки зрения экологического образования, – интеграцию экологического образования со всеми образовательными областями. В начальной школе экологическое образование должно стать системообразующим фактором по отношению к целостному педагогическому процессу, поскольку современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии повышения общей культуры людей, в целом, и экологической безопасности, в частности.

Основной образовательной программой в обязательной ее части, называются следующие задачи, имеющие отношение к экологии:

- формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

- развитие эмоционально-ценностного воспроизведения искусства мира природы.

Подготовка дошкольника к последующему (в начальной школе) полноценному освоению экологии включает:

- формирование представлений детей об объектах экологического взаимодействия: о человеке, биологических объектах, в первую очередь о растениях, животных, об объектах неживой природы;

- формирование представлений о связях между ними;

- формирование элементарных представлений в области охраны природы.

Преемственность в формировании экологической безопасности между дошкольным и начальным образованием реализуется по следующим направлениям:

- преемственность естествоведческого и экологического обучения (трансформация осваиваемых детьми естествоведческих знаний в знания экологические);

- преемственность формирования экологических эмоционально- ценностных отношений (трансформация эмоциональных отношений к природе в отношения эмоционально-ценностные);

- преемственность видов деятельности детей, реализуемых на экологическом материале (трансформация игровой деятельности в учебную, познавательно-исследовательской - в исследовательскую, продуктивной - в проектную деятельность и др.);

- преемственность форм образования (преемственность экологических занятий и уроков, прогулок и экскурсий, эпизодических наблюдений за природными объектами и систематическими наблюдениями);

- преемственность используемых средств и методов образования.

При формировании экологической безопасности у детей важно обеспечить оптимальные условия для эффективной реализации преемственности в ознакомлении с природой детей дошкольного и младшего школьного возраста, с помощью предметно-пространственной среды, благодаря чему можно будет достичь непрерывности и эффективности формирования таких личностных образований, как экологическая безопасность. Поскольку физическое погружение в мир природы, соприкосновение с красотой окружающего природного мира, чему способствует соответствующая эколого-развивающая среда, позволяет ребенку познать необходимость экологической безопасности.

Предметно-пространственная средаформирует у детей потребность в творчестве (креативный компонент), к ним относятся:

1.Оснащение территории детского сада: ландшафтно-дизайнерское оформление; пространство для огородной деятельности; экологическая тропа; территория нетронутой природы; микромодели объектов природы;

2.Уголок природы в группе: соответствие комнатных растений возрасту воспитанников; наличие питомцев; наличие необходимого инвентаря для ухода за растениями; схемы процесса работы; сезонные объекты природы; ведение календаря природы; ведение дневников наблюдений;

3.Уголок познавательно-экспериментальной деятельности: оборудование и материалы для экспериментальной деятельности; предметы и объекты естественного происхождения; схемы и таблицы с алгоритмами проведения опытов; тематические научные пособия, соответствующие возрасту воспитанников;

4.Природный материал;

5.Дидактические игры и пособия на природоведческую и экологическую тематику.

Наблюдая за живыми объектами в природной среде, дети испытывают положительные эмоции, восхищаются красотой природы и, самое главное, приобретают опыт поведения в экологической среде. Отсюда природная предметно-развивающая среда - мощный фактор развития ребенка дошкольного возраста. Гибкость экологической среды и управляемость ею позволяет детям осваивать мир природы максимально широко, проявлять свою активность в его освоении, а педагогу - менять и приспосабливать различные природные объекты к педагогическим целям и задачам.

В младших классах формирование экологической безопасности реализуется: через экологизацию содержания отдельных школьных предметов; в форме профильного обучения; в форме дополнительного обучения.

В младших классах параметрами развивающей эколого-образовательной среды, обеспечивающими результат образования, являются уровень методического (технологического) обеспечения образовательного процесса, эффективность использования образовательных ресурсов учебного заведения (предметное содержание, пришкольный участок, кабинет устойчивого развития, наличие фоновой информации, находящейся в поле зрения учащихся и др.), а также направленность образовательной среды на раскрытие и развитие личностного потенциала учащихся и учителей, формирование системы ценностно-смысловых ориентиров, обеспечивающих формирование экологической безопасности.

Таким образом, одним из основных направлений экологической безопасности - его преемственность, т. е. построение системы непрерывного экологического образования. Непрерывность или преемственность – это, с одной стороны, сохранение всего лучшего, что было достигнуто на предыдущем этапе развития, когда не теряется приобретенное, не перечеркиваются и не отбрасываются результаты предшественников, а все это становится отправной точкой дальнейшего развития. С другой стороны, это развитие по спирали, учитывающее индивидуальную траекторию развития ребенка. Мы считаем, что преемственность в экологической безопасности детей дошкольного возраста и младших школьников достигается путем интеграции педагогической деятельности воспитателей, учителей и семьи. Для родителей также определяется круг знаний, обозначается необходимая предметно-пространственная среда, в которой дети могут усвоить основы экологической безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и школьного возраста в условиях модернизации

Мелкая моторика, развитие речи, работа с родителями, палочки Кюизенера...

Консультация "Игры с детьми в младшем школьном возрасте дома"

В какие иры и как необходимо играть с ребёнком дома в младшем школьном возрасте....

Формирования элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ с использованием наглядности.

Использование наглядности в обучении учащихся с ОВЗ имеет особое место для успешного формирования математических представлений....

Формирование смыслового чтения у слабовидящих детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и упражнений

  В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е...

Доклад из опыта работы: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста посредством сказки"

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социального развития и воспитания дошкольников. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе форм...