«Виртуальная экскурсия как средство обогащения сюжетно-ролевой игры». Из опыта работы
методическая разработка (средняя, старшая группа)

Титова Юлия Григорьевна

Виртуальная экскурсия как средство обогащения сюжетно-ролевой игры

 

1 слайд.  Во все времена центральное место в жизни дошкольника занимает сюжетно ролевая игра, являясь значимым видом его самостоятельной деятельности. Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в ходе которого они в условных ситуациях повторяют ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью овладения основных социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Учёные считают, что в сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, общение и воображение. То есть, у ребенка появляются такие важные качества, как стремление к самопознанию, самоутверждению, произвольность и коммуникативные навыки, креативность, сообразительность.

2 слайд. К сожалению, в настоящее время педагоги-исследователи и практики отмечают следующую проблему: у детей снижается интерес к сюжетно-ролевой игре, игры современных дошкольников становятся неинтересными и очень простыми по содержанию, дети могут многократно повторять один и тот же сюжет, не пытаясь его хоть как-то разнообразить. Такая игра, даже самостоятельно начатая, не поднимается на новый уровень; способности ребёнка резко снижаются. По этой причине, требуется обогащать сюжетно-ролевую игру через различные формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Дергачевского района Саратовской области

Районное методическое объединение воспитателей

«Виртуальная экскурсия как средство обогащения сюжетно-ролевой игры».

Из опыта работы

Подготовила воспитатель

МДОУ детский сад «Солнышко»

 р.п.Дергачи

Титова Юлия Григорьевна

Дергачи 2023

Виртуальная экскурсия как средство обогащения сюжетно-ролевой игры

1 слайд.  Во все времена центральное место в жизни дошкольника занимает сюжетно ролевая игра, являясь значимым видом его самостоятельной деятельности. Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в ходе которого они в условных ситуациях повторяют ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью овладения основных социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Учёные считают, что в сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, общение и воображение. То есть, у ребенка появляются такие важные качества, как стремление к самопознанию, самоутверждению, произвольность и коммуникативные навыки, креативность, сообразительность.

2 слайд. К сожалению, в настоящее время педагоги-исследователи и практики отмечают следующую проблему: у детей снижается интерес к сюжетно-ролевой игре, игры современных дошкольников становятся неинтересными и очень простыми по содержанию, дети могут многократно повторять один и тот же сюжет, не пытаясь его хоть как-то разнообразить. Такая игра, даже самостоятельно начатая, не поднимается на новый уровень; способности ребёнка резко снижаются. По этой причине, требуется обогащать сюжетно-ролевую игру через различные формы работы.

ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами дошкольных образовательных организаций задачу искать и внедрять в образовательный процесс ДОО новые формы, методы и технологии его организации. Одним из направлений повышения эффективности и результативности дошкольного образования является его информатизация, а значит применение в образовательном процессе ДОО таких средств, как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Одной из таких форм работы, с применением ИКТ, может стать виртуальная экскурсия.

3 слайд. Виртуальная экскурсия - это форма обучения, основное отличие которой от реальной  заключается в показе на самом деле существующих объектов, фактов, восприятие которых невозможно при их непосредственном (реальном) наблюдении или в настоящий момент.

Современная ситуация в стране и мире, обусловленная распространением коронавирусной инфекции, говорит о том, что виртуальная экскурсия может, в определённой мере, стать эквивалентным заместителем экскурсии реальной.

В настоящее время виртуальные экскурсии начинают все чаще внедряться в практику дошкольного образования, но педагогам приходится самим разрабатывать их, поскольку теория вопроса практически не изучена, нет примеров и образцов разработанных виртуальных экскурсий, поэтому они редко организуются с детьми.

4 слайд.  Преимущества виртуальной экскурсии перед традиционными экскурсиями:

  1. Воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
  2. Погодные условия не могут препятствовать в осуществлении поставленной цели и проведению экскурсию по определённой тематике.
  3. Виртуальные экскурсии не имеют границ, не выходя из дошкольной образовательной организации можно познакомиться с объектами, находящимися за его пределами.
  4. Доступность – ознакомление с достопримечательностями всего мира без затрат.
  5. Возможность просмотра в любое удобное для образовательного процесса время.
  6. Виртуальную экскурсию можно много раз посмотреть.

5 слайд. По форме и содержанию виртуальные экскурсии различают:

– фотопутешествие (презентация создается с помощью использования фотографий, иллюстраций,а какой-либо герой знакомит детей с объектами и явлениями окружающего мира);

– видеоэкскурсия (включает в себя видеоролики, комментариями к которой служат рассказы детей или экскурсовода, это могут быть видеозаписи семейного путешествия, работы человека определенной профессии, так же могут использоваться видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет).

6 слайд.  Выделяют следующие формы проведения виртуальных экскурсий:

1. Мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint (например: «Живопись русских художников», «Народные игрушки», «Что нужно строителю (стоматологу, окулисту, повару)», «История часов», «Дорожная азбука»);

2. Видеоэкскурсии («Космодром», «Подводный мир», «Антарктида», «Шоколадная фабрика», «Где делают бумагу?», «Как создается книга, газета», «Можно ли жить в пустыне?», «Что внутри вулкана?», «Русский музей»).

7 слайд. При проведении виртуальной экскурсии информация может излагаться в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности.

8 слайд. Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования.

9 слайд. Однако такая форма обучения как виртуальная экскурсия требует длительной предварительной подготовки, в основе которой лежит определенный алгоритм действий:

1. определение цели и задач экскурсии;

2. выбор темы;

3. отбор литературы и составление библиографии;

4. определение источников экскурсионного материала;

5. отбор и изучение экскурсионных объектов;

6. сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта;

7. составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

8. подготовка текста экскурсии;

9. определение техники ведения виртуальной экскурсии;

10. показ экскурсии.

Стоит отметить,  что сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». Однако важно учесть, что создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними.

10 слайд. При подготовке к проведению виртуальной экскурсии важно обратить внимание на некоторые моменты:

1.Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему.

2.Организация показа объектов в логической последовательности и обеспечения зрительной основы для раскрытия темы.

3.Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми.

4.Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык.

5.Текст составляется в той последовательности, в которой показываются объекты.

6.Заканчиваем виртуальную экскурсию традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.

11 слайд. В рамках недели «Кем быть» ребята посетили несколько виртуальных экскурсий, которые впоследствии помогли более грамотно и интересно организовать сюжетно-ролевые игры. Дети виртуально побывали в школе, поликлинике, попробовали себя в роли гида при путешествии по родному поселку.

 В ходе данных экскурсий и после при реализации сюжетно-ролевых игр была выявлена некоторая проблема.

12 слайд. В итоге, в своей группе мы задались целью обогатить знания детей о Почте, так как из наблюдений за детьми увидели, что дети не могут развернуть сюжет данной игры, интерес к игре быстро угасает, игра бедна и кратковременна. С этой целью был разработан целый цикл виртуальных экскурсий по теме «Почта».

В первую очередь мы показали виртуальную экскурсию «История почты», из которой дети узнали:

 - Как древние люди обменивались новостями? Как люди общались в древности? На чём писали первые письма? Где была изобретена первая бумага? Как работала первая специальная почтовая служба? С помощью чего переправляли почту? Как использовались голуби в почте? Каково значение почты в наше время?
В конце экскурсии с детьми была проведена небольшая викторина по теме.

13 слайд.Следующая виртуальная экскурсия называлась «Почтовое отделение связи в нашем поселке», она содержала в себе материалы о работе нашего почтового отделения. В начале были продемонстрированы фотографии всех почтовых отделений нашего города, затем показали видео ролик центрального Главпочтамта с улицы, сопровождаемый подробными комментариями. На следующем этапе с помощью фото- и видеоматериалов, отснятых внутри здания, мы познакомили детей с сотрудниками нашей почты и их работой. Было представлено несколько диалогов, из которых ребята узнали, что на почте, так же как и в магазине, можно купить газеты, журналы; отправить письма и открытки, телеграммы своим друзьям, родным и близким людям; оплатить разные услуги. Чтобы обобщить знания, после данной экскурсии была проведена дидактическая игра «Кто работает на почте?».

14-16 слайд. На завершающем этапе детям была показана экскурсия «Письмо дяде Фёдору». В качестве проблемной ситуации был представлен эпизод из мультфильма «Простоквашино»: «Дядя Фёдор пишет письмо родителям». Затем было продемонстрировано обучающее видео «Как письмо дойдёт до адресата?». В итоге совместно с детьми был выстроен правильный алгоритм движения письма от отправителя к адресату, вместе с ответом на слайде появлялась соответствующая картинка.

Разработанная серия виртуальных экскурсий о почте позволила познакомить детей с историей почты, расширить их представление о работе сотрудников почты,  как писать и отправлять письма. Данная работа позволила повысить интерес детей к сюжетно-ролевой игре «Почта», традиционный сюжет стал разнообразнее и сложнее, появились новые сюжетные линии.

Таким образом, любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное - может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нём такого качества, как креативность. Подготовка и проведение виртуальных экскурсии для дошкольников, использование медиаматериалов успешно ведет к повышению компетентности педагогов ДОО, к повышению качества и эффективности  воспитательно-образовательного процесса и к развитию интереса участия детей в сюжетно-ролевых играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы).

В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей.   Формирование основ экологичес...

Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей из опыта работы воспитателя младшей группы

Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей из опыта работы воспитателя младшей группы...

Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Актуальность: Суть статьи заключает в придумывании ребёнком вымышленной ситуации, выборе атрибутов и действии в соответствии с замыслом. Среди множества источников интереса детей к процессу изучения -...

Технология организации сюжетно-ролевых игр детей ( из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

Тема развития сюжетно-ролевой игры не теряет своей актуальности  и в наши дни,т.к игра является ведущим видом деятельности  детей ддошкольного возраста.Игра - подлинная социальная практика, ...

Методическая разработка. Технология организации сюжетно – ролевых игр детей (из опыта работы воспитателя младшей группы).

 Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предмета...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....

"Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей" (из опыта работы воспитателя ДОО)

Для осуществления адекватных педагогических воздействий по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о её развивающем значении, о том, какой она дол...