"Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей" (из опыта работы воспитателя ДОО)
статья

Яновская Ирина Павловна

Для осуществления адекватных педагогических воздействий по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о её развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей

(из опыта работы воспитателя ДОО)

Яновская Ирина Павловна

Воспитатель ГБДОУ детский сад №36

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л.С.Выготский.

 В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста. В игре происходит формирование социально-нормативных возрастных характеристик, таких как инициативность, самостоятельность, умение взаимодействовать и договариваться, способность учитывать интересы и чувства других, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о её развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.

Необходимо отметить некоторые важные моменты при организации сюжетно-ролевой игры:

1. Выполняем требования СанПина к соблюдению режимных моментов, безопасности игрового оборудования и игрушек.

2. Помним, что игра для ребенка – это ведущая деятельность.

3. Учитываем  особенности современных детей, их интересы, так как в современном компьютеризированном мире быстро меняются предпочтения, любимые персонажи, игрушки.

4. Очень важны предварительная работа и грамотное планирование игры с подбором необходимых атрибутов или игрушек-заменителей.

5. Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей.

Сюжетная игра может строиться как цепочка условных действий с предметами, как цепочка специфических ролевых взаимодействий, как последовательность разнообразных событий. Чем полнее в деятельности ребёнка представлены все способы построения сюжетной игры, тем более разнообразные тематические содержания может он в неё включать, и тем больше у него свободы в самореализации.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий мир, его деятельность, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должно быть формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию, реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

В сюжетно-ролевой игре педагог ненавязчиво берет на себя обучающую ведущую роль, используя инновационные педагогические технологии в системе знаний (игровую технологию, технологию проблемного обучения, информационно-коммуникативную технологию, технологию проектной деятельности и т. д.).

В своей работе я использую «педагогическую технологию организации сюжетно-ролевых игр». Эта технология опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология призвана сочетать элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще, педагогическая технология обладает: чётко поставленной целью и педагогическим результатом познавательной направленности.

Для организации сюжетно-ролевой игры использую игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии окружающего мира.

Игровые технологии благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная среда, модели поведения, модели межличностных отношений. В ходе игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком усваиваются.

В ходе обсуждения важно выявить для детей неполноту, неопределенность части представлений и вызвать желание уточнить, детализировать, пополнить знания. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Одним из способов выполнения недостающей информации является проектная технология, которая основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы.

Для решения этой проблемы  использую информационно-коммуникативные технологии, эти технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций. Так же использую в работе компьютерные экскурсии («Кто такие спасатели?», «Путешествие в музей», «Кто выращивает хлеб?» и т.д), презентации. Информационно-коммуникативные технологии помогают в изготовлении атрибутов к игре и в сопровождении игры (музыкальное, показ слайдов).

Технологии проблемного обучения направлены на создание проблемной ситуации, которая,  формирует  у дошкольников  самостоятельное, активное, творческое мышление.

В своей практике я реализую следующие этапы педагогической технологии:

1. Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок  будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях.

2. Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка, определить предполагаемые роли и средства игровой организации.

3. Создание воображаемой проблемной ситуации. Важно, чтобы ребенок вошел в игровую ситуацию.

4. Распределение ролей. Каждый ребенок выбирает желаемую роль, но в игре предлагается и очередность разыгрывания ролей разной степени активности, педагог помогает каждому ребенку найти свою роль и возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

5. Начало игры. В начале обучения сюжетно-ролевой игре главные роли воспитатель старается распределять между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон игре, показать ребятам образец интересного ролевого поведения. Пребывание детей в игровом образе дозируется по их желанию.  В процессе игры может меняться тактика педагогического сопровождения ребенка  (партнер-координатор-наблюдатель).  На протяжении всей игры педагог должен стараться сохранить игровую ситуацию, использовать игровую терминологию, поддерживать атмосферу свободного игрового творчества.  В период самостоятельной игровой деятельности детей педагог становится наблюдателем.

6.  Завершение игры. Продумывая условный план игры, заранее намечайте предполагаемую концовку, но имейте в виду, что любая сюжетно-ролевая игра может продолжаться до тех пор, пока у детей не пропадет интерес и иногда сами дети могут придумать ей концовку или перевести в другой вид деятельности. Необходимо заботится о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой эта игра.

Помните, играя с детьми, необходимо учитывать их интересы и предпочтения. В игре всегда решающее слово должно оказаться за ребенком.

Как показала практика, очень интересны детям сюжетно-ролевые игры, в которых объединены несколько сюжетов («Доктор», «Магазин», «Спасатели», «Детский сад», «Семья»), что позволяет задействовать в игре всех желающих детей.

Таким образом, благодаря инновационным технологиям в организации сюжетно-ролевых игр, дети познают окружающий мир, у них развивается мышление, воображение, они учатся жить и трудиться в коллективе, воспитываются организаторские способности, воля, дисциплинированность, инициатива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей из опыта работы воспитателя младшей группы

Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей из опыта работы воспитателя младшей группы...

Особенности организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ». (из опыта работы)

Убедительный факт приводит К. К. Платонов. Ученым-этнографом на одном из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое жило изолированно от других. Дети этого племени не знали игры в куклы. Ко...

Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Актуальность: Суть статьи заключает в придумывании ребёнком вымышленной ситуации, выборе атрибутов и действии в соответствии с замыслом. Среди множества источников интереса детей к процессу изучения -...

Технология организации сюжетно-ролевых игр детей ( из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

Тема развития сюжетно-ролевой игры не теряет своей актуальности  и в наши дни,т.к игра является ведущим видом деятельности  детей ддошкольного возраста.Игра - подлинная социальная практика, ...

Методическая разработка. Технология организации сюжетно – ролевых игр детей (из опыта работы воспитателя младшей группы).

 Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предмета...

Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)....