ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)

Овсяникова Наталья Андреевна

Детское конструирование представляет собой довольно сложную деятельность и рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование - прежде всего важное средство умственного воспитания, а в системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Конструируя, ребенок учится не только различать форму, цвет, величину, строение предмета, но и разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель, а на занятиях со строительным материалом мы учим детей ориентироваться в пространстве и осваивать такие понятия, как «снизу», «сверху», «спереди», «сзади» и т.д.

В процессе конструирования происходит физическое совершенствование ребенка. Упражнения в разнообразных движениях способствуют тому, что движение становится быстрым, ловким, точным, которые подчиняются контролю глаз. Улучшается согласованная работа мышц. Большое значение отводится деятельности детской руки на занятии, рука – тонкий анализатор, позволяющий вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами. Занятия по конструированию являются и средством воспитания волевых качеств: самостоятельности, умению доводить дело до конца, быть организованным. Занятия способствуют развитию мышления, совершенствуют речь детей и являются средством эстетического воспитания. Дети учаться видеть красоту окружающего мира, красоту цвета, многообразие форм.

Занятия со строительным материалом развивают способность подражать движениям взрослого. Постройка из крупного строительного материала возводится на столе. Образ предмета при более крупных размерах строительного материала вырисовывается отчетливее, играть с такими постройками интереснее и легче. Например, «дорожка» из больших кирпичей получается длинной, и по ней удобней катать маленький автомобиль. На большом «стуле», «диване» устойчиво сидит кукла. Для постройки загородки достаточно и некрупных кирпичиков. С первого раза ребенок очень редко усваивает приемы возведения новой постройки. Занятие следует повторить затем можно видоизменить, добавить материал, новую игрушку. Это делает повторение более интересным. Если ребенок на занятии не справляется с заданием, то с ним надо заниматься индивидуально.

В начале занятия мы показываем, что и как надо строить, как с постройкой можно играть. Если дети не поняли задачу, то надо повторить показ и обьяснение (всем или отдельным детям). Детей нужно приучать к самостоятельности, активности. Задачи должны быть очень простыми.

Учить детей различать и называть 3-4 вида деталей (кубики, кирпичики, призма, пластина), различать их по размерам, цвету. На первых занятиях закреплять умение строить по образцу и словесной подсказке дорожку, автомобиль, забор, ворота, башню, стол, стул, диван. Каждой постройке следует уделять не менее 4-5 занятий. Далее программа усложняется. Учить детей строить из 4-5 деталей: скамейку – из двух кубиков и пластины; ворота украшенные сверху призмой, забор из более плотно стоящих кирпичиков; кровать – из 3-х кирпичиков; из дух кирпичиков – диван. У детей должно закрепиться умение не разрушать постройку, а помогать воспитателю убирать материал.

«Программа воспитания и обучения» ставит перед нами такие задачи: вызвать наибольший интерес к конструированию, изображать в постройках реальные предметы, учить детей делать постройки по образцу, укладывать материал на место, процесс группировки укладывания деталей сам по себе интересен детям (отдельно кубики, кирпичики, призму). Учить детей строить сложную мебель, кубики и кирпичики располагать в разном пространственном положении, выделять части предметов мебели (у стула спинка и сидение и т.д.)

Далее можно построить лесенку. Ее можно сделать из 6-ти кирпичиков, сверху поставить призму . Можно соединить сооружение башенки и лесенки. Горка – 6 кубиков, большая призма к скату горки внизу можно положить кирпичики (2-3 дорожки). После того как дети научаться укладывать детали вверху, учить их класть кирпичики по горизонтали на широкую и узкую сторону. Так строится дорожка узкая и широкая, поезд. На следующих занятиях можно поставить новую задачу – учить делать перекрытия, выделять части постройки. Знать детали, формировать умение запоминать и соблюдать последовательность действий. С этой целью учить детей строить «дом с башней», «двухэтажный дом», «машину» и т.п.

Таким образом, занятие по конструированию не только развивает мелкую моторику руки, учат ориентироваться в окружающем, но и способствуют развитию мышления, формируют сенсорные представления у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_razvitiya_navykov_konstruirovaniya.docx15.16 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ У

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Детское конструирование представляет собой довольно сложную деятельность и рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование - прежде всего важное средство умственного воспитания, а в системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Конструируя, ребенок учится не только различать форму, цвет, величину, строение предмета, но и разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель, а на занятиях со строительным материалом мы учим детей ориентироваться в пространстве и осваивать такие понятия, как «снизу», «сверху», «спереди», «сзади» и т.д.

В процессе конструирования происходит физическое совершенствование ребенка. Упражнения в разнообразных движениях способствуют тому, что движение становится быстрым, ловким, точным, которые подчиняются контролю глаз. Улучшается согласованная работа мышц. Большое значение отводится деятельности детской руки на занятии, рука – тонкий анализатор, позволяющий вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами. Занятия по конструированию являются и средством воспитания волевых качеств: самостоятельности, умению доводить дело до конца, быть организованным. Занятия способствуют развитию мышления, совершенствуют речь детей и являются средством эстетического воспитания. Дети учаться видеть красоту окружающего мира, красоту цвета, многообразие форм.

Занятия со строительным материалом развивают способность подражать движениям взрослого. Постройка из крупного строительного материала возводится на столе. Образ предмета при более крупных размерах строительного материала вырисовывается отчетливее, играть с такими постройками интереснее и легче. Например, «дорожка» из больших кирпичей получается длинной, и по ней удобней катать маленький автомобиль. На большом «стуле», «диване» устойчиво сидит кукла. Для постройки загородки достаточно и некрупных кирпичиков. С первого раза ребенок очень редко усваивает приемы возведения новой постройки. Занятие следует повторить затем можно видоизменить, добавить материал, новую игрушку. Это делает повторение более интересным. Если ребенок на занятии не справляется с заданием, то с ним надо заниматься индивидуально.

В начале занятия мы показываем, что и как надо строить, как с постройкой можно играть. Если дети не поняли задачу, то надо повторить показ и обьяснение (всем или отдельным детям). Детей нужно приучать к самостоятельности, активности. Задачи должны быть очень простыми.

Учить детей различать и называть 3-4 вида деталей (кубики, кирпичики, призма, пластина), различать их по размерам, цвету. На первых занятиях закреплять умение строить по образцу и словесной подсказке дорожку, автомобиль, забор, ворота, башню, стол, стул, диван. Каждой постройке следует уделять не менее 4-5 занятий. Далее программа усложняется. Учить детей строить из 4-5 деталей: скамейку – из двух кубиков и пластины; ворота украшенные сверху призмой, забор из более плотно стоящих кирпичиков; кровать – из 3-х кирпичиков; из дух кирпичиков – диван. У детей должно закрепиться умение не разрушать постройку, а помогать воспитателю убирать материал.

«Программа воспитания и обучения» ставит перед нами такие задачи: вызвать наибольший интерес к конструированию, изображать в постройках реальные предметы, учить детей делать постройки по образцу, укладывать материал на место, процесс группировки укладывания деталей сам по себе интересен детям (отдельно кубики, кирпичики, призму). Учить детей строить сложную мебель, кубики и кирпичики располагать в разном пространственном положении, выделять части предметов мебели (у стула спинка и сидение и т.д.)

Далее можно построить лесенку. Ее можно сделать из 6-ти кирпичиков, сверху поставить призму . Можно соединить сооружение башенки и лесенки. Горка – 6 кубиков, большая призма к скату горки внизу можно положить кирпичики (2-3 дорожки). После того как дети научаться укладывать детали вверху, учить их класть кирпичики по горизонтали на широкую и узкую сторону. Так строится дорожка узкая и широкая, поезд. На следующих занятиях можно поставить новую задачу – учить делать перекрытия, выделять части постройки. Знать детали, формировать умение запоминать и соблюдать последовательность действий. С этой целью учить детей строить «дом с башней», «двухэтажный дом», «машину» и т.п.

Таким образом, занятие по конструированию не только развивает мелкую моторику руки, учат ориентироваться в окружающем, но и способствуют развитию мышления, формируют сенсорные представления у детей.

Использованные источники:

1. Борисенко М. Г. Творю. Мастерю. Строю. – М., 1987

2. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с малышами. – М., 1978.

3. Фролова А. Н. игры-занятия с малышами. – Киев, 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...

Развитие навыков общения у детей раннего возраста средствами нетрадиционного рисования

В ПОСОБИИ ПРЕДСТАВЛЕНА  СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОБЩЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИООНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ, РАССМОТРЕНО ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ НЕ...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы на тему"Пальчиковые игры в развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Перспективное планирование на год по теме:"Пальчиковые игры в развитии навыков самостоятельности у детей раннего возраста."...

Сообщение "Особенности формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка....

"Особенности формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Самообслуживание это основной труд маленького ребёнка ...

Особенности развития навыков письма у детей дошкольного возраста с ТНР

К семилетнему возрасту, дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса - в пределах разговорного стиля. Первым требованием к речи детей является ее содержате...