Особенности развития навыков письма у детей дошкольного возраста с ТНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Золотова Наталья Александровна

К семилетнему возрасту, дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса - в пределах разговорного стиля. Первым требованием к речи детей является ее содержательность. Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Тогда и рассказ будет хорош, полезен и самому и другим, когда он построен на знании фактов, наблюдениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_pismennoy_rechi.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития навыков письма у детей дошкольного возраста с ТНР

К семилетнему возрасту, дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса - в пределах разговорного стиля. Первым требованием к речи детей является ее содержательность. Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Тогда и рассказ будет хорош, полезен и самому и другим, когда он построен на знании фактов, наблюдениях.

Вторым требованием к речи является ее логичность, последовательность и четкость построения. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

Эти два требования касаются структуры и содержания речи. Следующим требованием к речи является точность. Это умение говорящего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умение выбрать в разных случаях разные слова, наиболее подходящие по содержанию.

В речи важна выразительность - умение ярко, выразительно, сжато передать мысль при использовании интонации, выбором слов, общим настроением рассказа. Ясность речи - это ее доступность тем людям, к кому она обращена. Овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. Речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Знания, факты, т.е. информация, материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.

Дети с нарушением речи характеризуются тем, что у них имеются значительные отклонения от речевой нормы, но при этом сохранены зрение, слух, не нарушен интеллект.

Под общим недоразвитием речи понимают наличие у детей сложных речевых расстройств, при которых нарушается звуковая сторона речи и смысловая сторон, также у детей с ТНР затруднен процесс формирования навыков письма. Дисграфия рассматривается как частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи и проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Письмо - средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных обозначений (письменных знаков), позволяющего закреплять речь во времени и передавать ее на расстоянии.

Ребёнку нужно:

•   Исправить речевой слух.

•   Развить способность к восприятию и первоначальному анализу единиц речи.

•   Повысить устойчивость произносительных навыков.

•   Развить способность к восприятию и анализу зрительного материала.

• Увеличить объем зрительного материала, который ребенок способен воспринимать и удерживать в памяти.

• Увеличить объем слухового материала, который ребенок способен воспринимать и удерживать в памяти.

• Развить способность к восприятию и анализу последовательности зрительных объектов.

•   Развить способность к восприятию и анализу последовательности слуховых объектов.

•   Развить способность к восприятию и анализу пространственных отношений.

По мнению Л. С. Цветковой, трудности формирования процесса письма у детей, его несформированность имеют комплексный характер. Механизмы нарушения, обычно системные и могут затрагивать не только простые психические процессы (моторика, графомоторная координация, нарушения звукового анализа и синтеза), но высшие психические функции (поведенческие нарушения, внимания, абстрактных форм мышления). 

При сформированности звуковой стороны речи мы видим: правильное и четкое произношение всех звуков, сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка, быть готовым к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, выделять звуковые и смысловые различия между словами. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением. Базовым умением в этом возрасте является умение пользоваться развернутой фразовой речью и умение работать с предложением.

А.П. Воронова отмечает, что у дошкольников с общим недоразвитием речи с трудом дифференцируется нормальное и зеркальное написание букв, буквы сходные графически также не называются. Таким образом, многие дети оказываются неготовыми к овладению письмом.

Процесс письма - довольно сложный, системный, произвольный психический процесс. Для того чтобы пользоваться письменной речью, необходимо приобрести ряд умений и навыков. Письмо предполагает осуществление точного, строго последовательного фонематического анализа слова и соотнесения выделенных звуков с соответствующими фонемами и сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Фонемы должны быть обозначены строго определенными буквами. Письмо требует четкого отграничения друг от друга сходных фонем, запоминания графики букв и воспроизведения их в нужной последова -тельности.

Каждый ребенок, обучаясь письму, сначала допускает немало ошибок, но довольно быстро избавляется от них. В дошкольном возрасте ребенок по своим языковым и умственным способностям не в состоянии усвоить основной набор правил правописания. Ребёнок пишет так, как произносит слова: малако, пашол, и т. п. Также изображение буквы воспринимается так же, как рисунок, картинка, а не символ. В письме дошкольников встречаются зеркально изображенные буквы наряду с правильными: Р и Ч,  С и Э, И и N, Я и R, Е и Э, слитное написание двух слов,  встречаются пропуски букв. Временные, преходящие ошибки в начальный период овладения письмом нельзя считать нарушением, это закономерное явление. Навык письма у одних детей формируется быстро и легко, у других — требует значительных усилий, а у некоторых — без специальной помощи логопеда остается несовершенным очень долго, а иногда — всю жизнь. Последнее является нарушением письма.

У детей с тяжелыми нарушениями речи в формировании моторных функций затруднен. Детям трудно понять соотношение частей букв при размещении на строке. Буквы, как правило, больше нормативных размеров, широкие, имеют неровные линии, большое количество побочных штрихов. Выполняют письмо со значительным напряжением, медленно и даже при небольшом увеличении скорости письма почерк становится значительно хуже.

Вышеуказанные характеристики письма детей с ТНР в большинстве случаев ведут к дисграфии.  Виды нарушений письменной речи: акустическая дисграфия, артикуляторно-акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, оптическая дисграфия, аграмматическая дисграфия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие навыков письма у детей дошкольного возраста"

Данный материал предназначен для помощи родителям в формировании у детей навыков правильного письма...

Особенности формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.

     Навыки самообслуживания нуждаются в постоянном закреплении, поэтому одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого н...

Становление навыков письма у детей дошкольного возраста с ОНР.

Дети с нормальной речью на протяжении дошкольного возраста овладевают грамматическими формами, усваивают необходимый словарный запас, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом с...

Статья. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Организация физкультурно-оздоровительной работы в специализированных группах детского сада для детей с задержкой психического развития имеет важное значение в коррекции отклонений физического развития...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Детское конструирование представляет собой довольно сложную деятельность и рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование - прежде всего важное средство умственного воспи...

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие мелкой моторики – это развитие соответствующих отделов мозга, тренировка мускульной памяти, усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму....