Развитие навыков общения у детей раннего возраста средствами нетрадиционного рисования
материал по рисованию (младшая группа) на тему

Федорова Галина Анатольевна

В ПОСОБИИ ПРЕДСТАВЛЕНА  СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОБЩЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИООНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ, РАССМОТРЕНО ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ РИСОВАНИЕМ, ПОДВИЖНЫХ, ПАЛЬЧИКОВЫХ  ИГР, ДАНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx51.52 КБ

Предварительный просмотр:

В ПОСОБИИ ПРЕДСТАВЛЕНА  СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОБЩЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИООНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ, РАССМОТРЕНО ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ РИСОВАНИЕМ, ПОДВИЖНЫХ, ПАЛЬЧИКОВЫХ  ИГР, ДАНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ


«Воспитание  –  не  сумма  мероприятий

и приёмов, а мудрое общение взрослого

                                                                     с живой душой ребёнка»    

В. Сухомлинский

РАЗВИТИЕ  НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ  НЕТРАДИЦИООНОГО РИСОВАНИЯ

Воспитатель  высшей  квалификационной категории

МБДОУ детский сад№18 г. Ковров

 Федорова Галина Анатольевна

2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Наименование опыта
  2. Условия возникновения и становления опыта
  3. Актуальность и перспективность педагогического опыта
  4. Ведущая педагогическая идея
  5. Теоретическая база опыта
  6. Новизна опыта
  7.  Адресная направленность
  8. Технология педагогического опыта
  9. Результативность
  10. Приложения

Наименование опыта

Развитие навыков общения у детей раннего возраста средствами нетрадиционного рисования.

Условия возникновения и становления опыта

Работая с детьми раннего возраста, мы столкнулись с проблемой в общении воспитанников со взрослыми и сверстниками.Дети, как правило, не владеют способами усвоения общественного опыта. Они не умеют действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию и образцу.

Поэтому важнейшей задачей воспитателей является работа по формированию у ребенка потребности в общении с окружающими людьми, умение вступать в общение со взрослыми и сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг и проявлять свои эмоциональные состояния принятыми в обществе средствами. Это составляет необходимое условие успешности развития ребенка и его интеграции в обществе.

Для решения поставленной задачи успешно используются следующие невербальные средства (Н. И. Шевандрин):

- визуальные (движения рук, туловища, походка; выражение лица);

- акустические (громкость, тембр, ритм, высота голоса);

-тактильные (прикосновение, объятия, поцелуи).

Используются так же и вербальные средства общения -  речь, игротерапия, арттерапия: куклотерапия, сказкотератшя, изотерапия.

Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами, где вербальный контакт затруднен.

Мы пришли к выводу: изотерапия открывает перед воспитанниками широкие возможности для игры, выражения эмоций, общения, рефлексии, творчества. Использование нетрадиционных художественных техник (пальчики-палитра, печать от руки, печатка, тампонирование, рисование клеем, рисование опилками, солью на самоклеющейся пленке и др.) позволяют детям увидеть в начертаниях и пятнах образы предметов, явлений, поддерживать и развивать возникающие у детей ассоциации.

Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты и эффективно влияют на снятие эмоционального напряжения воспитанников дома ребенка.

Мы на собственном опыте убедились в эффективности использования изотерапии как средства общения на символическом уровне. Рисуночная терапия дает положительные результаты в работе с воспитанниками: освобождает от негативных состояний, обеспечивает коррекцию нарушений общения, формирование самооценки, оказывает благотворное влияние на развитие их личности.

Актуальность и перспективность опыта.

В раннем возрасте проблема развития навыков общения является актуальной.

 Для детей, лишенных полноценного общения с близкими взрослыми в раннем детстве, характерно недоразвитие личности, которое выражается в нарушении речи, слабой концентрации, сниженной эмоциональности, отсутствии сопереживания, а также в импульсивности и ситуативности  поведения, отсутствии инициативы, низком уровне фантазии и воображения, несамостоятельности и пр.

Опыт нашей работы показывает что, эти симптомы были присущи довольно ограниченному числу детей, в основном сиротам, то в наше время они распространяются и на нормальных, «семейных» детей. Конечно, далеко не у всех детей перечисленные «симптомы» наблюдаются в полном наборе. Парадоксально, но все эти особенности наиболее ярко проявляются у двух противоположных по своему социальному положению групп: у сирот или детей алкоголиков и у детей обеспеченных родителей, уделяющих недостаточное внимание своим детям. И в первой, и во второй группах симптомы эти являются следствием одной болезни - недостатка общения с близкими взрослыми. Если в одном случае дефицит общения результат социального неблагополучия, то в другом напротив, следствие материального и социального благополучия родителей, их стремления обеспечить ребенка всеми чудесами техники (телевизор, видеомагнитофон, компьютер) и освободить себя от утомительных занятий с ним.

Отрицательное влияние психической депревации возможно и в семье при условии недостаточного удовлетворения основных потребностей: как в случаях обедненности и неудовлетворенности отношений с матерью из-за ее индивидуальных особенностей, так и при трудностях эмоционального контакта матери с собственным ребенком в результате имеющихся у ребенка сенсорных, интеллектуальных и прочих нарушений.

Поэтому особого внимания требует проблема развития общения не только у воспитанников дома ребенка, но и детей, посещающих дошкольные учреждения, но имеющих трудности в развитии общения, т.к. именно от этого фактора в первую очередь зависит формирование интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка, его личности в целом.

Развитие общения ребенка со взрослым М.И. Лисина рассматривала как последовательную смену своеобразных форм. Форма общения со взрослыми является важнейшей характеристикой психического развития ребенка, поскольку в процессе общения со взрослым происходит не только усвоение и присвоение культурных образцов и средств овладения собой, но и становление мотивов деятельности ребенка.

Организация педагогического общения должна соответствовать изменяющейся на протяжении дошкольного возраста потребности детей в общении со взрослыми.

К концу третьего месяца жизни у младенца происходит становление потребности в общении со взрослыми. Развитие этой потребности практически целиком зависит от воздействий взрослых, от их усилий.  Целью разнообразных коммуникативных действий у ребенка являются ласки взрослого, физические и другие непосредственно эмоциональные контакты с ним.

Условия ситуативно-личностного общения ребенка со взрослым ограничивают необходимость в применении слова в общении, а также сферу его использования, не стимулируют познавательное развитие.. Поэтому деловые контакты со взрослым возникают поздно и в примитивной форме.

 Для детей раннего возраста необходимо организовывать полноценное деловое общение, предусматривающее специальные эпизоды взаимодействия воспитателя с воспитанниками.

Таким взаимодействием успешно может стать изобразительная деятельность, в которой оба участника становятся партнерами.

Изобразительная деятельность в раннем возрасте ориентирована на предметный мир и ведущим видом деятельности является предметно орудийная. Детей раннего возраста увлекает сам процесс деятельности, повторяемости действий. Изобразительное действие имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Действия детей  в процессе комментированного рисования становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми.

Освоение большого числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Занимаясь с малышом нетрадиционным рисованием, мы создаем условия для выдвижения на первое место в психическом развитии ребенка предметных действий, значительно расширяем круг предметов и явлений, с которыми он знакомиться, развиваем его психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), развиваем понимание речи и формируем навыки активного использования в коммуникативных целях.

Предлагаемый опыт работы направлен на развитие навыков общения у  детей раннего возраста посредством изобразительной деятельности (средствами нетрадиционной техники).

Ведущая педагогическая идея

        Гуманизация педагогического процесса выдвигает задачу всевозможными способами развивать ребенка, при этом рассматривает его как субъект воспитания. Основываясь на личностно-ориентированном и деятельном подходе в коррекционной работе средствами искусства, арттерапия определяет отношение в системе «педагог-ребенок» как диалог и установление сотрудничества, создание условий для активизации творческих проявлений детей.

Общение со взрослым в процессе специально организованной совместной деятельности являются основными источниками развития личности ребенка-дошкольника. Такой деятельностью может выступать изобразительная деятельность.

Опираясь на идеи Л.С.Выготского о понимании общения взрослого и ребенка, как формы сотрудничества, организую изобразительную деятельность, как совместную деятельность, в которой между партнерами устанавливаются доверительные отношения. В процессе совместной деятельности обеспечиваем ребенку чувство психологической защищенности, доверие к миру, эмоциональное благополучие, развитие его индивидуальности, формирую навыки общения. В сотрудничестве с взрослым ребенок не только развивается, но и саморазвивается.

Использование в изобразительной деятельности нетрадиционной техники рисования способствует коррекции тревожности и агрессивности ребенка, снятию его психологической напряженности, возможности самовыражения и самореализации.

Определяя содержание изобразительной деятельности, мы руководствовались принципами: систематичности, последовательности в работе, дифференциального и индивидуального подхода к ребенку, доступности, повторяемости, концентричности материала и др. Одним из наиболее важных считаем онтогенетический принцип, который подразумевает учет возрастных, психофизических особенностей детей, характера имеющегося у них нарушении.

Вышеизложенные принципы, положенные в основу опыта, делают возможным не только развитие навыков общения ребенка со взрослыми и детьми, но и формирование ребенка как личности в целом.

Теоретическая база опыта

Накопленные в отечественной психологии данные свидетельствуют о том, что общение с окружающими взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором развития и становления его личности (Л.С. Выготский, 1983; А.В. Запорожец, 1986; А.Н. Леонтьев, 1983; М.И. Лисина, 1986; Д.Б. Эльконин, 1960).

От установления правильных отношений педагога с воспитанниками, от особенностей его общения с ними во многом зависит эффективность педагогического воздействия на детей. (Р.С. Буре, В.Н. Давидович).

Развитие совместной деятельности ребенка с другими людьми находится в прямой зависимости от развития его форм общения, произвольности в общении (Л.Н. Галигузова, Т.М. Сорокина, Е.О. Смирнова, Т.Н. Чиркова). Развитие произвольности начинается со способности ребенка выполнять речевую инструкцию (А.Р. Лурия).

Для развития произвольности в общении необходима организация совместной продуктивной деятельности, где продукт выполняет функцию наглядной оценки успешности взаимодействия с другими людьми. Такой продуктивной деятельностью является изобразительная деятельность. Занятия рисованием помогают понять (осознать) необходимость действовать совместно с партнером (взрослым) через сочетание в занятии индивидуальной и совместной деятельности, через принятие трех позиций по отношению к партнеру: ребенок «над» партнером ребенок «подчинен» партнеру ребенок «на равных» с партнером. (Е.Е. Кравцова).

Данный опыт базируется на достижения специалистов, уделяющих большое внимание изобразительной деятельности и ее значения для всестороннего развития ребенка и психической реабилитации (Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова и др.).

Влияние рисования на развитие детей с нарушениями раскрываются в работах О. В. Гаврилушкиной, И. А. Грошенкова, Е.А. Екжановой, О.С. Никольской, Г.В.Чирковой.

Методологические разработки свидетельствуют о том, что на основе комментирования практических действий детей при целенаправленной педагогической работе быстрее можно сформировать основные компоненты интеллектуальной деятельности – мотивационный, ориентировочный, операциональный и контрольный, которые лежат в основе интеллектуальной способности

Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии, расширяет возможности социальной адаптации (Е.А. Медведева, Н.М. Назарова). Изотерапия рассматривается как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты (О.А. Карабанова, Г.Ю. Мартьянова).

Основу опыта составляют предлагаемые Е.Е. Кравцовой методики развития общения через изобразительную деятельность, используя нетрадиционные техники рисования. (Т.И. Гризик, Т.Г. Казакова, Р.А. Туфкрео).

Новизна опыта

Опираясь на исследования Ф.А.Сохина и О.С. Ушаковой, мы выделили аспект проблемы: рассмотрение речи как средства общения, использование языка в его коммуникативной функции, включающей эмоциональный аспект, практическое взаимодействие партнеров на основе диалога, предполагающего установку на ответ (Л.С.Выготский, Р.О.Якобсон).

Данный опыт направлен на ознакомление психологов, медицинских работников и воспитателей с некоторыми приемами работы с детьми по развитию навыков общения через нетрадиционное рисование.

Систематизирован материал по развитию навыков общения у детей раннего возраста, включающий занятия нетрадиционным рисованием, подвижные, пальчиковые, сенсорные игры, рекомендации для воспитателей и родителей.

Разработана и апробирована система занятий рисованием с использованием нетрадиционных художественных техник, усовершенствованных и адаптированных к особенностям развития изобразительной деятельности детей раннего возраста, на основе методических рекомендаций Е.Е. Кравцовой по обучению детей навыкам общения в ходе рисования.

Адаптирован прием изобразительной игры - «многослойного» рисования, т.е. повторного обращения к рисунку, направленный на создание образа динамичного, трепетного, связанного с чувствами (сочувствие, сопереживание, сострадание). Это позволяет усилить переживание малышом своей значимости для других, укрепить положительное самоощущение, развить представление о себе. При этом обеспечивается многократность повторения материала, что важно для восприятия речи детьми и для ее активизации.

Адресная направленность

Опыт может быть использован в общеобразовательных дошкольных учреждениях, специальных дошкольных учреждениях, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, в группах кратковременного пребывания, в работе с детьми не посещающими ДОУ, в работе воспитателей дома ребенка.

Технология опыта

Работая с детьми раннего возраста, основной целью своей педагогической работы считаем развитие навыков общения у своих воспитанников, преодоление отставания в физическом, когнитивном, эмоциональном и личностном развитии.

Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:

        1.Создать в группе эмоционально – положительную атмосферу, обеспечить комфорт, защищенность, эмоциональное и психологическое благополучие каждому ребенку.

  1. Способствовать возникновению чувства привязанности и доверия, симпатии к взрослым, которые заботятся о ребенке.
  2. Удовлетворять потребность ребенка в доброжелательном эмоционально
    - положительном отношении к нему.

* Использовать невербальное педагогическое  общение,  позволяющее
взрослому передать свое отношение к ребенку.

2.Формировать способность устанавливать эмоциональный контакт
со взрослым, обеспечить развитие сотрудничества в процессе совместной
деятельности, а также обучение ребенка способам усвоения общественного опыта.


        * Формировать потребность в общении по поводу предметов, игрушек и
действий с ними.

  1. Способствовать развитию интереса к окружающему его миру и самому
    себе; поддержанию радости достижения успехов, преодоление трудностей («Я могу!», «Я хороший!»); развивать потребности в самостоятельности («Я сам!»).

3.Развивать коммуникативные умения и речь.

  1. Побуждать слушать внимательно, соблюдать очередность, пользоваться
    наряду с жестами и мимикой словами, необходимыми для выражения желаний, налаживание взаимоотношений с окружающими.
  2. Способствовать формированию активности, инициативности при вступленииребенка в общение с педагогом.

4.Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес
к изобразительной деятельности, стремление к содержательному общению с взрослыми.

*Учить использовать в рисовании разнообразные материалы и техники,
различные способы создания изображения, соединение в одном рисунке разных материалов с целью создания выразительности образов.

При организации общения с детьми мы  придерживались следующих принципов:

Принцип единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание работы определяются на основе комплексного, системного, динамического изучения ребенка, его диагностического обследования. Сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики.

Принцип учета возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей детей. Определяет индивидуальный подход к ребенку и построение

работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов.

Принцип личностно — ориентированного и деятельностного подхода в осуществлении коррекционной работы. Признание развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является движущей силой его развития (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин).

Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с ребенком с проблемами. Предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веры в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

Принцип уважительного отношения к результатам детского творчества. Использование детских работ в оформлении альбомов группы и учреждения.

Принцип доступности, повторяемости, концентричности материала.

Принцип систематичности, последовательности в работе.

Система работы по развитию навыков общения строилась по трем основным этапам, направления которых определились результатами диагностического психолого-педагогического изучения, а конкретное содержание каждого из них возрастными и индивидуально - типологическими особенностями детей.

Учитывая возраст детей, коррекционная работа построена на основе предметной и игровой деятельности и предполагает использование индивидуальных занятий с каждым ребенком в сочетании с подгрупповыми. Занятия проводились 2-3 раза в неделю, длительностью 10 минут.

Работу по данному направлению мы проводили следующим образом.

        Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры.

Стремясь установить доверительные отношения, взрослый обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт, часто берет ребенка на руки; проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам. Обучение проводится в мягкой форме без насилия.

В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, воздушными шарами, мыльными пузырями.

Непосредственно – эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие проводили в форме игры. Взрослый учит жестом и словом выражать свое отношение к игрушке, людям. Он демонстрирует семиотическое значение движений, несущих различный обобщенный смысл, при этом связывая их с образом песен, стихов, потешек: пожать плечами, покачать головой (как «мишка»), топнуть ножкой («рассердился мишка»), погрозить пальчиком (как курочка в песенке «Цыплята»). Все это отражает смысл ситуации, помогает использовать эти знаки в общении. Взрослый побуждает малышей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей.

Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Однако они тесно связаны друг с другом.

        Второй этап направлен на развитие зрительного внимания,

образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей).

Для этого мы использовали различные приемы:

  1. наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов); активизация внимания ребенка на форме, красках, линиях листьев, цветов деревьев; сравнение образов животных, птиц, насекомых;
  2. нахождение в окружающей действительности предметов, похожих на круг, овал, треугольник, квадрат;
  3. показ произведений русского декоративно-прикладного искусства (дымковской, городецкой игрушки, семеновской матрешки);
  4. рассматривание картинок, картин, иллюстраций;
  5. инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;
  6. дидактические игры с цветными шарами, матрешками, мозаикой, природным материалом.

На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно - двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр («Намотаем клубочек ниток», «Собери снеговика» и т.д.).

        Третий этап - индивидуальные занятия нетрадиционным ри-

сованием. На данном этапе реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностных, но и голосовых и деловых контактов, а также оказанию адекватных способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. При этом важным моментом является формирование положительной мотивационно – потребностной основы изобразительной деятельности, интереса к её результатам.

На этом этапе обучали ребенка работать с различными инструментами, материалами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование, рисование клеем, опилками на самоклеющейся пленке и др.).

Для формирования игровой мотивации использовали прием «многослойного» рисования, т.е. повторного обращения к рисунку, что вызывало у детей доброе отношение к «своему» персонажу, желание помогать ему.

К пониманию необходимости действовать совместно с взрослым подводили через сочетание в занятии индивидуальной и совместной деятельности, через принятие трех позиций по отношению к партнеру: ребенок «над» партнером — ребенок «подчинен» партнеру — ребенок «на равных» с партнером. В процессе совместной деятельности подчеркивали, что вместе рисовать интереснее и быстрее, что мы помогаем друг другу в работе. Важно, что рисунок выполнял функцию наглядной оценки успешности взаимодействия.

Учитывая особенности восприятия и действий детей раннего возраста (отношение к рисованию как игре, неполнота изображения предмета, эмоциональное восприятие всего происходящего), основным методом работы является совместная деятельность воспитателя и ребенка – сотворчество воспитателя с детьми, что дает возможность воспринимать явление, образ в двух планах: незаконченное и окончательное, которое получилось благодаря их участию.

В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы:

  1. показ предмета,
  2. показ способов изображения,
  3. метод «пассивных» движений,
  4. словесное объяснение,
  5. комментирование действий,
  6. игровые приемы,
  7. чтение стихов, потешек и другие.

         При обучении рисованию учитывали индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение)  и         оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.

Для создания выразительного художественного образа использовали интегрирование аппликации и рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавали материалу,  которым дети могут рисовать: палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т.д.

На данном этапе реализуется задача развития у детей умения искать и находить сходство рисунка с предметом и называть его; способность понимать, «читать» свой рисунок, находить среди работ свой рисунок.

Для формирования положительной мотивационно – потребностной основы изобразительной деятельности и интереса к её результатам использовали приемы:

  1. показ изготовленных рисунков и обыгрывание уже готовых изображений;
  2. демонстрация рисунков на выставках в группе, учреждении;
  3. оформление и рассматривание альбомов с детскими рисунками.

Результативность педагогической деятельности

Практика педагогической деятельности показывает, что данный опыт эффективно развивает навыки общения у воспитанников дома ребенка, способствует личностному развитию.

Данные диагностического обследования по определению ведущих форм и уровня общения, проводимого на начало и конец учебного года свидетельствуют, что повысить уровень общения у детей можно, на специально организованных занятиях по обучению детей нетрадиционным способам рисования, моделирующих ситуативно-деловую форму общения.

Комплексный подход к построению коррекционно-развивающего процесса способствует возникновению у малыша потребности в общении, налаживанию устойчивых эмоциональных контактов со взрослыми (проявляет интерес к взрослому, испытывает доверие к нему). У ребенка развивается привязанность к играющему с ним человеку, формируется деловой, познавательный мотив общения.

Все дети 2-3 лет, овладевшие ситуативно-деловым общением и элементарным сотрудничеством со взрослым,  демонстрируют более высокий уровень развития коммуникативной деятельности, чем их сверстники, не обучающиеся на специальных занятиях.

 Они инициативны в обращении к взрослым, строят взаимодействия со взрослым на основе деловых контактов, активно используют предметно-действенные, речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения, проявляют активность, самостоятельность, соблюдают очередность.

Дети приобрели навыки речевого общения:

-        осознанно стали воспринимать речь взрослых (вслушиваются в речь
окружающих, правильно действуют в соответствии с содержанием их речи);

- овладели звукоподражаниями, имеющими в соответствующих ситуациях
лексическое значение: «ав-ав» (собака) и.т.д.

- активно пользуются двух - трехсложными словами, обозначающими
предметы,   действия,   признаки,   употребляя   их   фонетически   и   структурно
правильно или искаженно.

У детей отмечается положительная динамика развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), предметных действий, мелкой моторики.

У воспитанников повысился интерес к изобразительной деятельности, как на занятиях, так и вне их, сформировалась позитивная «Я - концепция», уверенность в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком. Они любят демонстрировать свои рисунки сверстникам, взрослым.

Занятия рисованием имеют выраженный психотерапевтический эффект. Взаимоотношения между детьми стали более ровными, доброжелательными. У детей сформировалась эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни, они стали более раскованными и радостными. Создание благоприятной психологической атмосферы способствовало снижению заболеваемости.

Сравнивая результаты развития навыков общения у детей, с которыми не проводилась целенаправленная работа по развитию коммуникативной деятельности можно сделать следующие выводы: у этих детей значительно отстает развитие психических процессов, дети тяжело идут на контакт со взрослыми и детьми из-за отсутствия навыка общения; дети более тревожные и агрессивные.

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности применения нетрадиционного рисования для развития навыков общения у детей раннего  возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ

В ПОСОБИИ ПРЕДСТАВЛЕНА АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОБЩЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИООНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ, РАССМОТРЕНО ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ НЕТРАД...

ПРИЛОЖЕНИЯ К «ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ»

Данное приложение содержит список используемой литературы, рекомендации для воспитателей и родителей, сенсорные игры, описание методики, направленной на диагностику общения у детей раннего возраста....

самообразование "Развитие творческих способностей у детей раннего возраста через нетрадиционное рисование"

Рисование - очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает инт...

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста средствами предметной деятельности

Развитие навыков самообсуживания у детей раннего возраста средствами предметной деятельности....

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами нетрадиционных техник рисования «Волшебные ручки» (первая младшая группа) (Срок реализации: 1 год)

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...