Активные методы взаимодействия с семьей
материал
Активные методы взаимодействия с семьей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_vzaimodeystviya_s_semey_1.docx | 38.62 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕФЕРАТ
Активные методы взаимодействия с семьей
Подготовил:
Учитель-логопед Васильченко А. М.
Воронеж.
2023.
ВВЕДЕНИЕ
Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Его специфика выявляется только при сопоставлении с процессами развития и формирования личности. Формирование, развитие – цель, воспитание – средство ее достижения. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В современном понимании воспитание - это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Что же важнее в становлении личности: семейное или общественное воспитание? Одни склоняются в пользу семьи, другие - общественным учреждениям. Согласитесь, для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Дошкольное воспитание – это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей, воспитанников и их родителей. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании воспитанника, вместо того чтобы, углубляя его, выработать устойчивые привычки. Процесс воспитания – комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов (Смирнов 2004: 230).
Объект исследования – взаимодействие ДОУ с семьей.
Предметом исследования нашей работы является содержание, организационные формы и методы совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Цель исследования: выявить содержание, организационные формы и методы, обобщить опыт совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Задачи исследования:
- изучение литературы по проблеме;
- изучение теоретических особенностей совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей;
- подбор диагностических методик по исследуемой проблеме.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель работы с семьями – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, совместное решение вопросов, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи педагогов при взаимодействии с родителями:
- Работа в тесном контакте с семьями воспитанников;
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия;
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Помимо традиционных форм взаимодействия, нужно использовать нетрадиционные, активные методы работы, которые способствуют организации совместной деятельности и общения, установлению контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Активные методы:
1. Познавательные – обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания.
2. Информационно-аналитические - изучение семьи, ее особенностей.
3. Наглядно-информационные – донести до родителей любую информацию.
4. Досуговые – совместные мероприятия с родителями.
Информационно-аналитические формы взаимодействия
Основная задача – сбор, обработка и использование данных.
Опросы, тесты; «телефон доверия/почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
Анкетирование. Используется с целью изучения семьи, выяснения потребностей, интересов родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
На основе анкетных данных можно разработать критерии «включенности» родителей, может отражать инициативность, ответственность, отношение родителей к какой либо деятельности. Такой анализ позволяет выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители – критические наблюдатели.
Всё это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время взаимодействия с семьей.
Познавательные формы взаимодействия с родителями. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
Мы в своей работе активно использует традиционные познавательные формы (Род. Собрания, консультации и тд.). Но данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные, при неформальном подходе к организации и проведению этих форм общения.
Общее родительское собрание. Педагогический совет с участием родителей. Можно проводить, с целью активного взаимодействия - в форме тренинга, мастер-класса, в интерактивной форме и т.д.
Родительская конференция. Где участвуют не только родители, выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители мед.службы, учителя и т.д.
Тематические консультации групповые могут проводиться по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности, охране психики, обучению грамоте, развитию речи и др. Так же индивидуальные.
Педагогический консилиум. Помогает вовремя оказать действенную практическую помощь.
Групповые собрания родителей. Можно разнообразить – подготовить приглашения, например, в виде аппликаций, который делают дети, подготовить памятки, проводить собрания с активным вовлечением родителей (использовать кейс-метод, игру и т.д.). Использовать видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений, это может повысить процент посещения собраний.
«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с участием специалистов обсуждаются актуальные проблемы воспитания.
Открытые занятия с детьми для родителей. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
«Дни открытых дверей». Дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов, самим «включиться» в деятельность. Родители могут быть гостем группы
Клубы для родителей. «Родительский университет». Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают специалистов.
Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Тренинги.
Дни добрых дел. Добровольной посильной помощи родителей - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.)
Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
Досуговые формы взаимодействия с родителями
Досуговые формы призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). Родители могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия» и т.д.
Совместные походы и экскурсии. Сейчас много сложностей в организации экскурсий и мы давно никуда не выезжаем, но можно организовать совместный пеший поход в лес по тропе. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
Благотворительный акции. «Забытая игрушка» или, например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.
К данным формам также можно отнести:
- кружки и секции;
- клубы отцов, бабушек, дедушек;
- клуб выходного дня;
- совместный выпуск стенгазеты;
- домашние гостиные;
- работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);
- семейные встречи;
- марафон, посвящённый Дню защиты детей (1 июня);
- музыкальные и литературные салоны;
- коллекционирование и т.д.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.
В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:
- записи на диктофон бесед с детьми,
- видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
- фотографии,
- выставки детских работ,
- стенды, ширмы, папки-передвижки.
Уголок для родителей.
Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, красочным и привлекающим внимание. Можно оформить стенд в соответствии с названием группы.
Уголок может включать Информационные листы. информацию о дополнительных занятиях с детьми; объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т.д.
Выставки детских работ. Их цель - демонстрация родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).
Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий.
Папки–передвижки. Необходимо привлекать внимание родителей на них, после, можно побеседовать о прочитанном (на род собрании например), предложить анкеты, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.
Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
К данным формам работы с родителями можно отнести и
- оформление фотомонтажей;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;
- фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;
- эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.
Письменные формы взаимодействия с родителями
Новое в практике работы детского сада с семьёй. Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично, вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит.
Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего детского сада.
Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Неформальные записки. Педагоги могут информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др.
Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду.
Доска объявлений. Это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями.
Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но необходимо в работе анализировать качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Современный этап развития системы дошкольного образования предполагает тесное взаимодействие двух воспитательных институтов – семьи и дошкольных учреждений с целью разностороннего развития личности ребенка с учетом его возможностей и способностей.
В настоящее время активно функционирует модель «открытого» детского сада, которая ориентирована на взаимодействие с семьей и предусматривает качественно новые ролевые нагрузки родителям с целью их равноправного и органичного участия в процессе воспитания и обучения детей.
Сущностью такого взаимодействия становится личностно – ориентированное образование, которое соединяет воспитание и обучение в единый процесс помощи, поддержки и социально – педагогической защиты развития ребенка. Это – образование, ориентированное, прежде всего, на самого ребенка. Своей главной задачей оно ставит достижение максимального развития ребенка через приобщение его к ценностям человеческой культуры наиболее приемлемым и доступным образом.
Равноправное партнерство родителей и педагогов позволит им глубже осознать самоценность личности ребенка, необходимость ее изучения, развития и защиты.
Одной из важнейших задач взаимодействия педагогов и родителей является обеспечение единого пространства для развития ребенка, формирования у него универсальных способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Организуя образовательное взаимодействие, педагог должен отказаться от оценочной стратегии в отношениях с родителями; создать доброжелательную атмосферу диалога; внимательно отнестись к проблемам родителей, их переживаниям; излагать научные сведения доступно; учить родителей наблюдать за поведением своего ребенка, замечать его особенности, способности; замечать положительное, уметь вселять в родителей надежду на успех (Горина 2009: 139).
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, так как образовательное взаимодействие детского сада и семьи отражает одну из основных граней взаимной помощи двух воспитательных институтов в становлении полноценной и здоровой личности ребенка: развитии его интеллектуальной, физической, нравственной и, конечно, эстетической сторон. Необходимо помнить, что главной фигурой во взаимодействии педагогов и родителей является сам ребенок. Это для него мы должны стараться, для него учиться взаимной помощи и, главное, - жить.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2006.
2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: Просвещение, 2005.
3. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
4. Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сборник научно-методич. статей / Ред.-сост. Л.В. Горина, Ю.Ю. Колесниченко. Вып. V. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009.
5. Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу: программа совместной художественно-эстетической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2007.
6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья: методика работы с родителями / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
8. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М.: Айрис-Пресс: Айрис-дидактика, 2007.
9. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. – М.: Айрис-Пресс: Айрис-дидактика, 2007.
10. Колеченко А.К. Психология и технологии воспитания. – СПб.: КАРО, 2006.
11. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. – М.: Зимородок: Карапуз, 2006.
12. Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании. – М.: Педагогический поиск, 2004.
13. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. – М.: Айрис-Пресс: Айрис-дидактика, 2006.
14. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
15. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
16. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов Педагогических вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания.
17. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского. – М., 1991.
18. Смирнов С.А. Педагогиика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академиия», 2004.
19. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М.: АРКТИ, 2005.
20. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1979.
21. Сысенко В.А. Цели и задачи семейного воспитания // Семья в России. – 2003. - № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование в практической деятельности психолого-педагогической акции как активной формы взаимодействия с семьей дошкольников.
в статье предлагается рассмотреть варианты взаимодействия с семьей, в частности, использование психолого-педагогические акции. На примере конкретного детского сада и конкретных данных по у...
Консультация "Активные формы взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ"
В конспекте описывается фрмы работы с родителями....
Методический театр для педагогов ДОУ по теме: «Социо - игровая педагогическая технология -активный метод взаимодействия с дошкольниками»
Сегодня необходимо использовать активные формы работы, позволяющие вовлекать педагогов в деятельность и диалог. Педагогам предложена для ознакомления новая форма...
План тематического контроля «Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение их в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в контексте ФГОС ДО»
Представлен план организации тематического контроля по организации взаимодейстия ДОУ с семьями воспитанников с указанием форм и методов работы в разных направлениях воспитательно-образовательного проц...
Метод проектов как метод взаимодействия с семьей
Проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и ...
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ«Социо - игровая педагогическая технология - активный метод взаимодействия с дошкольниками с учетом ФГОС »
Изменения, происходящие в современном обществе, вызвали необходимость обновления дошкольного образования. Приоритетным направлением методической ...
Мастер-класс "Активные методы взаимодействия педагога с родителями при формировании родительского коллектива"
Работа с родителями одно из самых сложных, но интересных направлений. В сплоченном коллективе быстрее будут решаться любые задачи. Это возможно, если между людьми есть доверие, взаимопонимание и подде...