Отчёт по самообразованию на тему «Использование палочек Кюизенера в математическом развитии старших дошкольников»
материал

Кузьмина Ольга Владимировна

Одним из путей развития математических способностей дошкольников является  использование дидактических игр с использованием палочек Кюизенера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №4 комбинированного вида города Бокситогорска»

Отчёт по самообразованию

воспитателя Кузьминой Ольги Владимировны

за 2022 – 2023 учебный год

по теме:

«Использование палочек Кюизенера

в математическом развитии

старших дошкольников»

2023 г.

Целью моей работы по самообразованию в 2022 – 2023  году  было: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме «Использование палочек Кюизенера в математическом развитии старших дошкольников».

 В   процессе самообразования я решала следующие задачи:

  • повышать собственный уровень знаний путем изучения  методической литературы и опыта других педагогов;
  • подобрать и изготовить практический материал по теме;
  • создавать условия для полноценного развития каждого дошкольника;
  • вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера».

Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе. Детям  трудно дается математика не только в начальной школе, но и в период подготовки к учебной деятельности потому, что большинство дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать. Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников является  использование дидактических игр с использованием палочек Кюизенера. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

В процессе  работы по самообразованию, я изучила следующую литературу: 

  1. Комарова Л.Д.        «Как работать с палочками Кюизенера?».
  2.  Михайлова З.А., Носова Е.А. «Логико – математическое развитие дошкольников».
  3. Новикова В.П.        «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».
  4. Носова Е.А. ,  Непомнящая О.Л.        «Логика и математика для дошкольников».

В данной литературе раскрыта методика использования дидактического материала – палочек Кюизенера, представлены различные формы игровой математической деятельности, описаны игры и упражнения, занятия по обучению детей дошкольного возраста на материале комплекта цветных палочек Кюизенера.

В  работе с детьми я способствовала:

  1. Формированию умения группировать палочки по разным признакам (цвету и размеру).  Для этого я использовала в работе с детьми игровые упражнения «Строим дорожки», «Подбираем ленточки к фартучкам», «Пирамидка и лесенка» и др.
  2.  Формированию измерительных умений (в частности, сравнение предметов по их длине, ширине и высоте). Для этого были использованы игры «Поезд», «Лесенка высокая и лесенка низкая», «Заборы низкие и высокие» и др.
  3. Развитию у детей количественных представлений с помощью игровых упражнений «Цвет и число», «Число и цвет», «Как разговаривают числа?» и др.
  4. Закреплению знаний геометрических фигур (путём складывания их из элементов набора). Для этого были использованы  игровые упражнения  «Моделируем квадрат», «Моделируем прямоугольник» и др.    

С помощью занимательных игр с использованием палочек Кьюизенера дети знакомились с числами, цифрами, величиной, геометрическим фигурами; упражнялись в ориентировке  в пространстве.

При использовании пособий  «Дом с колокольчиком», «На золотом крыльце», «Посудная лавка» дети соотносили палочки по цвету, длине, расположению (картинки «Красная шапочка и Серый волк», «Мальвина и др.»), выкладывали из палочек различные силуэты (оленя, верблюда, посуды и др.), «дорисовывали» картинки по сюжетам сказок.  

Также я проводила работу с родителями:

  1. Анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о палочках Кюизинера?».
  2. Папка – передвижка «Развитие математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера».
  3. Презентация развивающих игр с счетными палочками Кюизинера.        

Мною разработана картотека игр и занятий с палочками Кюизинера,  проведены занятия, на которых дети знакомились с новым пособием, на последующих занятиях играли с ним: строили домики, лесенки, цифры,  закрепляли цвета; сравнивали по длине и высоте и др.

Таким образом, в результате реализации плана  работы по самообразованию дети совершенствовали  и развивали математические способности, логическое мышление, у них развивались познавательные способности, а также мелкая моторика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математики отводится важно...

Отчёт по самообразованию по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников"

Предложенный материал заинтересует воспитателей дошкольных учреждений, использующих в своей работе художественную литературу, как средство развития речи дошкольников....

Мастер – класс для родителей «Использование палочек Кюизенера в математическом развитии детей дошкольного возраста».

Данный материал использовала на родительском собрании, где родители сами могли поиграть и почувствовать себя детьми....

Использование дидактических игр в математическом развитии старших дошкольников

Представление опыта работы воспитателя по представленной теме...

Отчёт по самообразованию на тему «Использование конструктора лего в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, пр...

План по самообразованию на тему «Использование палочек Кюизенера в математическом развитии старших дошкольников»

Использование палочек Кюизенера в работе с дошкольниками способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспит...