Отчёт по самообразованию по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников"
материал

Предложенный материал заинтересует воспитателей дошкольных учреждений, использующих в своей работе художественную литературу, как средство развития речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Очтёт по самообразованию 86 КБ

Предварительный просмотр:

«Центр психолого – педагогической помощи семьям с детьми, содействия семейному устройству и постинтернатному сопровождению выпускников «Перспектива»

Отчёт

работы по самообразованию

(2018 – 2019 учебный год)

Тема: «Использование художественной литературы

как средства развития речи дошкольников»

                                                                           Воспитатель: Аверина Светлана Николаевна

п. Новоандросовао

2019 г.

Оглавление

I Вводная часть

  1. Актуальность выбранной темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Планируемые результаты
  4. Определение периода работы по каждому этапу.

II Основная часть

  1. Теоретическое изучение вопроса
  2. Применение на практике

III Заключительная часть

Подведение итогов работы по самообразованию.

«Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, не известные никому».

К. Э. Циолковский

                                             Вводная часть

      Для повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе,  мною была выбрана тема по самообразованию: «Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников ».    В 2018-2019 учебном году я начала изучать  данную тему.

       Актуальность. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают прежде всего, дети, теряя связь с художественным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного (коллективного) чтения, что особенно актуально для детей, воспитывающихся детских домах; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе, потому что художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.

        

         Выбранная   моей тема по самообразованию  связана с целью, как можно  глубже познакомиться с методами, приёмами и способами работы, которые  помогут  развить речь детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

  Для меня определилась проблема:  Как  повысить мотивацию дошкольников приобщения к художественной литературе?

Сформулировала   цель: 

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу использования художественной литературы как средства развития речи детей.

Определила   задачи:

 

Изучить методическую литературу  по ознакомлению с художественной литературой с учётом  возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

Активизировать поиск нетрадиционных подходов, форм и методов речевого развития  детей;

Искать эмоционально – привлекательные для детей формы    использования художественной литературы как средства развития речи дошкольников;

Разработать и реализовывать план «Использования художественной литературы как средства речевого  развития дошкольников;

Применять на практике современные методы и технологии использования художественной литературы как средства развития речи дошкольников с максимальными результатами;

Сделать выводы по изучаемой проблеме.

По окончании  изучения данной темы  планировала :

Пополнить свои  теоретические и практические знания по теме самообразования, с целью успешного применения  их в работе с детьми.

Работать над данной темой  планировала в течение трёх лет.

При работе над темой по самообразованию мной были выделены следующие этапы:

  1. Огранизационно – ознакомительный;
  2. Основной;
  3. Заключительный.

      Первый этап включает в себя определение актуальности выбранной темы,

постановки цели и задач,  планируемые результаты. Первый этап  рассчитан на один год.

      Основной этап включает в себя  теоретическое изучение вопроса и практическое применение его на практике. Продолжительность основного этапа один год.

       Последний заключительный этап  - подведение итогов работы по самообразованию, оформление результатов работы, распространение опыта. Продолжительность заключительного этапа один год.

Основная часть

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, не расширяется словарный запас, страдают грамотность, интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.       Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

       Данная проблема особенно значима в работе с  воспитанниками нашего «Центра «Перспектива». В таких обстоятельствах  важно создать атмосферу доброжелательности, помочь осознать ребёнку его значимость как личности, расширить словарный запас, научить правильному звукопроизношению, умению вести диалог, высказывать и отстаивать своё мнение.  Всё это будет способствовать успешной социализации в обществе, формированию  полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития и обучения.  Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания? Данный вопрос побуждает меня постоянно изучать литературу,  которая помогает мне узнать опыт, наработки других педагогов.

       Для  правильной организации работы по данному направлению, я изучила методическую литературу,  

 1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998. . Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

         В первом  пособии содержатся программа и методические рекомендации по приобщению детей 2–7 лет к художественной литературе. В книге представлен перечень произведений художественной литературы для чтения детям. Литературный материал подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетического вкуса, культуры восприятия произведений.

         Гербова В.В. рекомендует: «Детям любого возраста по возможности следует читать каждый день (новые и уже знакомые произведения). Программные задачи необходимо решать и на занятиях, и вне их».

          Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999. Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т.е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя». Воспитание будущего читателя невозможно без опоры на те мысли, переживания, настроения, которые вызывает книга у ребенка. Поэтому педагог должен знать особенности восприятия детьми художественной литературы.

         Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.  Автор считает, что  художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В  рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской  речи; в сказках – меткость, выразительность.  

        Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. Данное пособие предназначено не только учителям, но и для воспитателей детских садов, оно является не менее полезным и интересным. Учитель, как и воспитатель влияет на своих подопечных своим примером. Его речь должна быть ясной, четкой и выразительной. Недаром А.С. Макаренко считал речь основным элементом «педагогической техники».  Задача педагога поддерживать выразительность речи ребёнка, не забывая о выразительности собственной речи.

          Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.  В книге раскрывается система работы по ознакомлению дошкольников всех возрастных групп с художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм); дается методика развития словесного творчества дошкольников; представлены комплексные занятия, включающие сочетание художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности.

Интернет ресурсы:

nsportal.ru «Использование художественной литературы в формировании речевой активности дошкольников»,

moluch.ru  «Возрождение традиций художественного чтения  у дошкольников»;

ronl.ru «Методические рекомендации «Чтения художественной литературы»

        В изученной мной методической литературе  представлено перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который помогает в работе с детьми: пословицы и поговорки, авторские дидактические игры.

        Также авторы предлагают критерии диагностики уровня знаний и навыков детей.

       

          Пополняя знания  по данной теме,  приняла участие в вебинаре «Внедрение нетрадиционных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС», изучила лекции:

               1.Традиции и инновации дошкольного образования;                                        

2. Особенности проблемы  воспитания детей дошкольного     возраста на современном этапе;
          3. Пути и средства  речевого развития у дошкольников.

Предполагаемый результат:

– у детей повысится уровень разговорной речи;

– дети будут уметь выразительно читать стихотворения;

– повысится интерес к художественной литературе;

– расширится и обогатится словарный запас.

Заключительная часть

       В результате изучения темы «Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников»  я пополнила  свои теоретические знания, глубже познакомилась с методами, приёмами и способами работы через  которые можно  воспитывать у детей ценностное отношения к художественной литературе, использование которой способствует развитию речевой активности детей и успешно  их применила на практике.

 

 Кроме того: 

Прошла курсы повышение квалификации в ОГБУ ДПО КИРО  с 15.10.2018 -26.10.2018  г. по дополнительной профессиональной программе «Формирование образовательной среды в ДОО  в условиях ФГОС ДО»  (Удостоверение)

Приняла участие в научно – практическом семинаре «Организация звукового пространства образования: и история современность»  Комитет образования и науки курской области ОГБУ  ДП «Курский институт дополнительного образования» (Сертификат)  01.11.2018 г.

Прошла курсы по теме: Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»: основные положения и особенности реализации. Издательство «Русское слово»  (Сертификат)  31.10.2018 г.

        

Участвовала в вебинаре «Реализация адаптированной программы в условиях инклюзивной группы детского сада». (Сертификат)  01.12.2018 г.

В вебинаре проводимом на педагогическом портале «Солнечный свет» по теме; «Внедрение нетрадиционных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС»  Сертификат 02.05.2019.г.

Приняла участие:

Во Всероссийском педагогическом конкурсе «Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика» (г. Москва) Диплом  I место 18.04.2019 г.

Во Всероссийском  конкурсе а области педагогического воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» Март 2019 г.

В Международном конкурсе фотографий, посвящённого ГОДУ  ТЕАТРА в России «Весь мир театр»  Диплом I степени  январь 2019 г.

В Международном конкурсе фотографий, поделок, рисунков, презентаций «Зимние виды спорта»  Диплом I степени  январь 2019 г

Опубликовала на своём мини -  сайте(averina-s-n ) ;

ФЭМП «Путешествие в страну сказок» - октябрь 2018 г.

Театр сказки  «Осенние звёзды» - ноябрь 2018 г.

Познавательно - игровое мероприятие «Путешествие к островам полезных и вредных привычек»  - декабрь 2018 г.

      Вывод.

Проводимая мной работа организационно – ознакомительного этапа является методической основой для дальнейшей работы по самообразованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы как средство развития речи дошкольников!

Как художественная литература влияет на развитие речи дошкольников!...

Художественная литература как средство развития речи дошкольников

Художественная литература, действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие...

План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год. Тема: «Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников»

План работы по самообразованию воспитателя детского дома дошкольной группы по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников". В плане представлены фо...

«Инновационные технологии ознакомления с художественной литературой как средства развития речи дошкольников»

Данный материал познакомит с инновационными технологиями ознакомления с художественной литературой как средством развития речи детей дошкольного возраста.Инновационные технологии – это система м...

Отчёт по самообразованию по теме: «Художественная литература как средство развития речи дошкольника»

Цель и задачи по теме самообразования "Художественная литература как средство развития речи дошкольника" Реализация плана. Итог...