Статья на тему «Формы и методы этнического воспитания»
статья (подготовительная группа)

Алексеева Наталья Юрьевна

В статье рассматривается этнопедагогика как молодая наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_formy_i_metody_etnicheskogo_vospitaniya.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Формы и методы этнического воспитания»

Н.Ю.Алексеева

МБДОУ  "Детский сад №141 "Петушок" города Чебоксары natalya-alekseeva-1978@inbox.ru

        Аннотация: в статье рассматривается этнопедагогика как молодая наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Ключевые слова: Этническое воспитание в современных условиях.

В последнее время очень много конфликтов становятся причиной войн и масштабного терроризма, причем многие из них носят откровенно национальную окраску. Кроме технических достижений наш век приносит человечеству невиданные ранее страдания и неисчислимые жертвы.

На земле не желают понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности. Но все же большая, здоровая часть человеческого сообщества жаждет мира и взаимопонимания. Люди хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, реализовывать свои творческие возможности, познавать мир и совершенствовать его. Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой, межконфессиональной и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли.

В этом может помочь этнопедагогика – молодая наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Именно этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Народная педагогика является предметом ее изучения. Воспитание выступает связующим звеном между экономической жизнью общества и его духовной жизнью, именно этим объясняется особенное положение педагогической культуры в целом в материальной и духовной жизни народа. А забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями, являлась во все времена и у всех народов основной целью воспитания. Можно сказать, что воспитание является вечной категорией, поскольку, с тех пор как человек осознал себя личностью, и существует необходимость развития и формирования его как личности. Воспитание является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества.

Методов воспитания в народной педагогике чрезвычайно много, среди них у чувашского народа применяется и изучается этой наукой следующие: убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои. Многообразие методов усиливается еще большим многообразием приемов и средств, входящих в этот метод, что обеспечивает творческий подход к применению как самих методов, так и средств воздействия на личность.

Можно сказать, что этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека, делая достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Вряд ли кто-либо будет сомневаться, что именно дети в чистом виде представляют народ. И несомненно, что чем больше национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация.

Согласна с мнением Волкова Г.Н., что духовный потенциал ушедших из истории народов сохраняется, живет и развивается в других народах, и народ не может умереть. Духовная преемственность поколений проявляется во взаимосвязи древних этносов и молодых наций. Решение новых, все более сложных задач, стоящих перед российским обществом в области воспитания, требует интенсивного развития этнопедагогики семьи - наряду с общей этнопедагогикой и этнопедагогикой рода, общины.

Сегодня мы не можем не признать, что духовно-нравственный и трудовой опыт чувашского народа, порядок его бытоустройства, его система семейного воспитания чрезвычайно ценны, уже хотя бы потому, что на протяжении многих веков обеспечивали его жизнеспособность. Между тем, сохранение пережиточных явлений в жизни народа, стабильность его традиционного развития составляли и составляют основу духовной преемственности его поколений, этнокультурной непрерывности. Именно в семейном воспитании наиболее стабильно действие этнопедагогических закономерностей. Благодаря его традициям народ сохраняет себя в период социальных катаклизмов.

Современные задачи воспитания вытекают из насущных проблем общества, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся младших классов. Духовно-нравственное оздоровление общества - одно из решающих условий преодоления негативных явлений.

Список использованной литературы:

  1. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – М. : ИЦ «Академия», 2007. – 240 с.
  2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
  3. Волков, Г.Н. Чувашская этнопедагогика – Чебоксары, 2004. – 488 с.
  4. Кукушин, В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 448 с.

Электронные ресурсы:

  1. СПГУ : Введение в этническую психологию. Конспект учебного пособия / Под ред. д. п. н. Платонова Ю.П. (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://gendocs.ru/v1668/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_-_%D0%B2%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8E?page=3, свободный.
  2. Сокольникова, Э. И. Этнопедагогика чувашской семьи (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-etnopedagogika-chuvashskoy-semi#ixzz2HzqFHd4p, свободный.
  3. Тысячная, С. В. Формы, методы и средства формирования этнического самосознания старших школьников (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2325, свободный.
  4. http://rudiplom.ru/lectures/etnopedagogika/936.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре-практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"

Выступление на семинаре -практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"...

Доклад на тему: Формы и методы музыкального воспитания детей в детском саду.

Предоставленные в докладе материал полностью расткрывает формы и методы, которые использует музыкальный руководитель на музыкальных занятиях в ДОУ...

Статья на тему: «Формы и методы развития творческих способностей».

В статье представлены методы и приёмы развития творческих способностей детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей....

Презентация на тему "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"

Презентация на тему "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"...

Консультация для педагогов на тему: «Формы и методы экологического воспитания дошкольников»

Формирование начал экологической культуры - это становление, осознание правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающимее, а такжек людя...

Консультация для воспитателей на тему: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников".

Консультация для воспитателей   Формы и методы экологического воспитания дошкольников.Главная цель экологического образования дошкольного уровня – формирование экологической культуры и...

ПЕДСОВЕТ на тему: «Формы и методы патриотического воспитания с детьми старшего возраста»

ПЕДСОВЕТна тему:«Формы и методы патриотического воспитанияс детьми старшего возраста»                            ...