Доклад на тему: Формы и методы музыкального воспитания детей в детском саду.
статья по музыке на тему

Евтушенко Ольга Викторовна

Предоставленные в докладе материал полностью расткрывает формы и методы, которые использует музыкальный руководитель на музыкальных занятиях в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6._formy_i_metody_muzykalnogo_obrazovaniya_detey.docx25.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение МАДОУ детский сад №9.

Доклад на тему: формы и методы музыкального образования детей.

Подготовила музыкальный руководитель: Евтушенко О.В.

Наро-Фоминск 2017г.

Формы и методы музыкального образования детей, используемые  на музыкальных занятиях в МАДОУ основаны на  общих принципах общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой  и подразумевают всестороннее музыкальное воспитание детей и сохраняют общие цели и задачи.

Основные   цели  программы:

  • Приобщение детей к музыкальному искусству;
  • Формирование основ музыкальной культуры воспитанников;
  • Всестороннее развитие музыкальных, психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
  • Развитие музыкальных способностей детей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
  • Воспитание интереса к музыкально – художественной деятельности, совершенствование навыков и умений в этом виде деятельности;

ФОРМЫ:

Слушание:

  • Слушать песню подвижного характера, выполнять движения по     тексту песни
  • Слушать песню маршевого характера, понимать, что она о празднике, помахивать флажком на припев
  • Слушать пьесу и песню, контрастные по настроению (веселую и спокойную), не отвлекаясь до конца звучания музыки.  Слушать песни различного характера, понимать о чем в них поется, на музыкальное заключение прищелкивать языком   и подражать гудку машины.
  •   Различать по тембру звучание двух инструментов. Познакомиться с инструментальными пьесами изобразительного характера
  • Внимательно слушать песню, отмечать акцент хлопком по тексту песни

 

  •   Эмоционально откликаться на контрастные произведения, отмечая их характер движениями
  •   Познакомиться с пьесами изобразительного характера, запоминать и узнавать их
  •   Различать и узнавать звучание большого и маленького колокольчиков
  •   Слушать знакомые песни и пьесы в исполнении педагога на разных инструментах и в грамзаписи

Пение:

  • Подпевать песню, подстраиваясь к голосу педагога повторяющиеся интонации, концы фраз, воспроизводить     звукоподражания.
  •    Подпевать повторяющиеся слоги, сопровождая их соответствующими плясовыми движениями
  •    Подпевать концы фраз, повторяющиеся интонации, хлопая в ладоши
  •    Подпевать педагогу, подстраиваясь к голосу и инструменту.
  •    Петь вместе с педагогом песню маршевого характера.
  •    Петь звукоподражания песни вместе с педагогом.
  •    Исполнять вместе с педагогом знакомые песни

Музыкально-ритмические движения:

  •   Передавать ритм ходьбы, двигаться «стайкой» за педагогом.
  •   Выполнять плясовые движения (хлопки, притопывание, кружение на месте)
  •   Осваивать ходьбу с флажками
  •   Передавать игровые действия, меняя движения на вторую часть музыки
  •   Отмечать сменой танцевальных движений двухчастную форму пьесы.
  •   общий характер ходьбы и бега
  •   Тихо и громко хлопать в связи с изменением  динамики музыки
  •   Танцевать в парах, ритмично постукивать каблучком
  •   Ходить под музыку. Осваивать подпрыгивание   
  •   Выполнять игровые движения
  •   Передавать разный характер музыки образно - игровыми движениями
  •   Выполнять по тексту песни соответствующие движения с предметом.
  •   Ритмично ударять по бубну и двигаться с ним отмечая двухчастную форму пьесы
  •   Осваивать игровые действия, передавать звукоподражания.
  •   Выполнять танцевальные движения, двигаясь по кругу, менять движения на вторую часть
  •   Строить круг, вместе поднимать и опускать руки, выполнять индивидуальные задания.
  •   Выполнять пружинные полуприседания.
  •   Двигаться с предметом, менять движения на вторую часть музыки.
  •   Отмечать смену частей музыки, самостоятельно меняя движения, ритмично притопывать, двигаться в парах.
  •   Передавать ритм шага и бега.
  •   Выполнять действия игровых персонажей соответственно музыке.

 

Игра на детских музыкальных инструментах:

  • Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

Формы организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности дошкольников.

К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: музыкальные занятия; совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни в разнообразии форм; праздники и развлечения; самостоятельная музыкальная деятельность детей. В работе музыкального руководителя основной формой организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия.

Музыкальные занятия имеют несколько разновидностей:

Виды занятий

                              Характеристика

1.Индивидуальный музыкальные занятия.

Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Продолжительность занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю. Для детей старшего дошкольного возраста организуется с целью совершенствования и развития музыкальных способностей. Умений и навыков музыкального исполнительства; индивидуальные сопровождения воспитанника в музыкальном воспитании и развитии.

2. Подгрупповые музыкальные занятия.

Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю  по 10-20 минут, в зависимости от возраста дошкольников.

3. Фронтальные занятия.

Проводятся со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность зависит от возрастных возможностей воспитанников.

4. Объединенные занятия.

Организуются с детьми нескольких возрастных групп.

5. Типовое (или традиционное) музыкальное занятие.

Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться.

6. Доминантное занятие.

Это занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой – либо одной из музыкальных способностей детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной  деятельности, но при одном условии – каждая из них направленна на совершенствование доминирующей способности у ребенка.

7.Тематическое музыкальное занятие

Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей.

8. Комплексные музыкальные занятия

Основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и т. д. Их цель – объединять разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, театрализованную, художественно- речевую, продуктивную) обогатить представление детей о специфики различных видов искусства и особенностях выразительных средств; о взаимосвязи искусств.

9. Интегрированные занятия.

Отличается наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержания разных образовательных областей программы, различных видов деятельности, разных видах искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или темы, какого-либо явления, образа.

Исходя из возникновения развития музыкальной деятельности  детей дошкольного возраста, можно определить оптимальные формы организации музыкальной деятельности дошкольников.

Вариативные формы музыкальной деятельности дошкольников.

Возраст

Ведущая деятельность

Современные формы и методы музыкальной деятельности

2-3 года.

Предметная, предметно-манипулятивная

  • Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе;
  • Игры – эксперименты со звуками и игры – путешествие в разнообразный мир звуков (не музыкальных и музыкальных)
  • Предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных  инструментов, любимых музыкальных игрушек и т. д)
  • Музыкально-игровые приемы (звукоподражание)
  • Музыкальные и музыкально – литературные загадки.
  • Музыкально-пальчиковые и музыкально логоритмические игры.
  • Музыкально – двигательные  игры – импровизации
  • Музыкальные сказки (слушание и исполнительство)

3-5 лет

Игровая (сюжетно – ролевая игра)

  • Музыкально – сюжетно ролевые игры (песня – игра)
  • Музыкальные игры – фантазирования)
  • Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе
  • Усложняющиеся игры-эксперименты и игры- путешествия
  • Музыкально – дидактические игры
  • Игры- этюды по мотивам музыкальных произведений
  • Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием
  • Концерты – загадки
  • Беседы, в т.ч. по вопросам детей о музыке.

5-7 лет

Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной детяетльности.

  • Проблемные ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемность.
  • Музыкально-дидактическая игра.
  • Компьютерные  музыкальные игры.
  • Исследовательская (Опытная) деятельность.
  • Проектная деятельность
  • Театрализованная деятельность.
  • Хороводная игра.
  • Музыкально – игровые импровизации.
  • Музыкальные конкурсы. фестивали, концерты.
  • Интегративная деятельность.
  • Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

 

Здоровьесберегающие компоненты включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность:

 - Общеразвивающие упражнения;

 - Развитие певческого голоса, певческого дыхания;

- Дыхательная гимнастика;

- Простейшие приемы массажа;

- Артикуляционная гимнастика;

- Пальчиковые игры, массаж пальчиков.

Применение на музыкальных занятиях здоровьесберегающих компонентов выполняет профилактическую функцию (предупреждает усталость, создает благоприятный эмоциональный настой). Во время проведения логоритмических занятий дети стоят вместе с воспитателем в кругу или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал вместе с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи музыкального воспитания детей в детском саду.

Задачи музыкального воспитания детей  в детском саду.                                        ...

Игровые методы музыкальной деятельности детей в детском саду

Речь идет о применении игровых методов в музыкальной деятельности детей-дошкольников...

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей в детском саду.

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей старшего  и младшего дошкольного возраста....

Формы и методы экологического воспитания детей в детском саду.

В статье рассматриваются основные формы и методы  экологического воспитания детей, используемые в детском саду....

Формы и методы экологического воспитания детей в детском саду.

Формы и методы экологического воспитания дошкольников....

Значение и задачи музыкального воспитания детей в детском саду.

Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать не только на взрослого, но и на ребенка на самых ранних этапах его развития...

Музыкальное воспитание детей в детском саду

  Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному т...