Консультация для воспитателей на тему: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников".
консультация (средняя группа)

Горбачева Елена Александровна

Консультация для воспитателей   Формы и методы экологического воспитания дошкольников.

Главная цель экологического образования дошкольного уровня – формирование экологической культуры и экологического сознания детей, формирование навыков поведенияв природе, предоставление элементарных экологических знаний и формированиеэкологического мышления, которые базируются в отношении к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultakiya_dlya_vospitateley.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

       

Консультация для воспитателей

Формы и методы экологического воспитания дошкольников.

        Главная цель экологического образования дошкольного уровня – формирование

экологической культуры и экологического сознания детей, формирование навыков поведения в природе, предоставление элементарных экологических знаний и формирование экологического мышления, которые базируются в отношении к природе.

       Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как

нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру

природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления

жизни, стремление защитить, сберечь природу.

Система экологического воспитания ставит перед педагогами такие задачи:

1) формировать умение видеть взаимосвязи между растениями и животными, понимать,

как человек влияет на их жизнь;

2) сформировать у детей видеть красоту во всем живом, независимо от того, человек,

растение или животное. Понять истину, что в природе не бывает полезных и вредных

животных, все они связаны, одни нужны другим, а значит – полезные;

3) развивать у детей чувства: не быть равнодушным, умение ощущать себя на месте

цветка, растения, чувствовать их боль и т.д.;

4) научить любить и охранять природу не на словах, а помогая цветам, деревьям,

животным, птицам, всему живому;

5) разбудить в детях эмоциональный отклик на разнообразные явления природы, зародить

у них желание любоваться и наслаждаться, высказывать свои чувства разными способами (в словах, мимике, жестах, рисунках, настроении).

Комплекс педагогических условий становления экологической культуры

дошкольников должен включать:

  обеспечение субъектной позиции ребенка, учет его индивидуальных и психолого-

возрастных особенностей;

 включенность ребенка в информационно-экологическое пространство;

 ориентация содержания методов на развитие мотивационно-ценностной,

познавательной и практически-деятельностной сфер личности;

 экологизация различных видов деятельности дошкольников (игровой, поисково-

исследовательской, экскурсионной и др.);

 профессионализм работников дошкольной образовательной организации;

 участие семьи и социума.

Таким образом, формирование у детей ответственного отношения к природе –

сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания дошкольников

должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением,

способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и

умеющего жить в гармонии с природой.

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с

законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому

воспитанию лежит на педагогах: как оформить группу, внутренний двор, организовать живой уголок, проводить систематическую работу по знакомству детей с окружающим миром, какие виды, формы и методы воспитания использовать.

В процессе экологического воспитания дошкольников могут иметь место следующие

виды деятельности:

1) сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или

природосозидающую деятельность взрослых;

2) практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых

объектов в зеленой зоне дошкольной организации (труд в природе), а также деятельность по

восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);

3) создание изобразительной продукции на основе впечатлений от природы или

деятельности людей в природе;

 4) общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного

мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние

суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку животных;

5) экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами

природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с

живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;

6) речевая деятельность – вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен

информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;

7) наблюдение – самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивающая

получение информации о природе и деятельности людей в природе;

8) просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность,

способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста также разнообразны:

 циклы наблюдений за явлениями природы, сезонными и погодными изменениями, за

живой природой (животным и растительным миром);

 целевые прогулки;

 экологические экскурсии;

 игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных

персонажей (экологические занятия, игры экологического содержания, словесные обсуждения и проигрывание ситуаций);

 трудовая деятельность;

 познавательно-исследовательская деятельность, детское экспериментирование;

 тематические праздники;

 театрализованные представления.

Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического

воспитания (таблица 2).

Формы осуществления экологического воспитания

Форма                      Содержание форм

Коллективная     экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал»,

                          «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д.;

                             совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству

                             территории, работе на клумбах и участке;

                             тренинги, конференции, уроки доброты, экологические марафоны и

                              фестивали.

Групповая            экскурсии;

                              исследования и проведение опытов;

                              разработка проектов;

                              агитбригады;

                              ролевые игры;

                              деятельность кружков или клубов экологической направленности;

                              участие в природоохранных акциях.

Индивидуальная  наблюдение за природой;

                               участие в конкурсах;

                               художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок,

                                   лепка, создание рисунков и т.д.

Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом

воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания.

Можно выделить следующие группы методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической

направленности их личности:

1. Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию

необходимых условий жизни для живых существ – главный метод экологического воспитания детей.

2. К наглядным методам относят наблюдение, рассматривание картин, демонстрацию

моделей, кинофильмов, диафильмов, видеоматериалов. Наблюдение – метод чувственного

познания природы, который обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми

объектами, окружающей средой.

3. Практические методы – игры, элементарные опыты и моделирование. Метод

моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания

4. Словесные методы включают рассказы воспитателя и детей, чтение художественных

произведений о природе, беседы. Словесно-литературный метод выделяется в

самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....

Консультация для воспитателей на тему: "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"

Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию...

Консультация для воспитателей на тему «Использование презентаций в экологическом воспитании дошкольников»

Мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми яркими картинками, что значительно улучшает восприятие информации, помогающие рассказать детям об окружающем мире....

Консультация для воспитателей на тему: "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"

  Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы м...

Консультация для воспитателей на тему: "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"

  Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы м...