Консультация для воспитателей на тему: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников".
консультация (средняя группа)
Консультация для воспитателей Формы и методы экологического воспитания дошкольников.
Главная цель экологического образования дошкольного уровня – формирование экологической культуры и экологического сознания детей, формирование навыков поведенияв природе, предоставление элементарных экологических знаний и формированиеэкологического мышления, которые базируются в отношении к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultakiya_dlya_vospitateley.docx | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Формы и методы экологического воспитания дошкольников.
Главная цель экологического образования дошкольного уровня – формирование
экологической культуры и экологического сознания детей, формирование навыков поведения в природе, предоставление элементарных экологических знаний и формирование экологического мышления, которые базируются в отношении к природе.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как
нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру
природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления
жизни, стремление защитить, сберечь природу.
Система экологического воспитания ставит перед педагогами такие задачи:
1) формировать умение видеть взаимосвязи между растениями и животными, понимать,
как человек влияет на их жизнь;
2) сформировать у детей видеть красоту во всем живом, независимо от того, человек,
растение или животное. Понять истину, что в природе не бывает полезных и вредных
животных, все они связаны, одни нужны другим, а значит – полезные;
3) развивать у детей чувства: не быть равнодушным, умение ощущать себя на месте
цветка, растения, чувствовать их боль и т.д.;
4) научить любить и охранять природу не на словах, а помогая цветам, деревьям,
животным, птицам, всему живому;
5) разбудить в детях эмоциональный отклик на разнообразные явления природы, зародить
у них желание любоваться и наслаждаться, высказывать свои чувства разными способами (в словах, мимике, жестах, рисунках, настроении).
Комплекс педагогических условий становления экологической культуры
дошкольников должен включать:
обеспечение субъектной позиции ребенка, учет его индивидуальных и психолого-
возрастных особенностей;
включенность ребенка в информационно-экологическое пространство;
ориентация содержания методов на развитие мотивационно-ценностной,
познавательной и практически-деятельностной сфер личности;
экологизация различных видов деятельности дошкольников (игровой, поисково-
исследовательской, экскурсионной и др.);
профессионализм работников дошкольной образовательной организации;
участие семьи и социума.
Таким образом, формирование у детей ответственного отношения к природе –
сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания дошкольников
должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением,
способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и
умеющего жить в гармонии с природой.
Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с
законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому
воспитанию лежит на педагогах: как оформить группу, внутренний двор, организовать живой уголок, проводить систематическую работу по знакомству детей с окружающим миром, какие виды, формы и методы воспитания использовать.
В процессе экологического воспитания дошкольников могут иметь место следующие
виды деятельности:
1) сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или
природосозидающую деятельность взрослых;
2) практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых
объектов в зеленой зоне дошкольной организации (труд в природе), а также деятельность по
восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);
3) создание изобразительной продукции на основе впечатлений от природы или
деятельности людей в природе;
4) общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного
мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние
суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку животных;
5) экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами
природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с
живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
6) речевая деятельность – вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен
информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
7) наблюдение – самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивающая
получение информации о природе и деятельности людей в природе;
8) просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность,
способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста также разнообразны:
циклы наблюдений за явлениями природы, сезонными и погодными изменениями, за
живой природой (животным и растительным миром);
целевые прогулки;
экологические экскурсии;
игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных
персонажей (экологические занятия, игры экологического содержания, словесные обсуждения и проигрывание ситуаций);
трудовая деятельность;
познавательно-исследовательская деятельность, детское экспериментирование;
тематические праздники;
театрализованные представления.
Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического
воспитания (таблица 2).
Формы осуществления экологического воспитания
Форма Содержание форм
Коллективная экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал»,
«Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д.;
совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству
территории, работе на клумбах и участке;
тренинги, конференции, уроки доброты, экологические марафоны и
фестивали.
Групповая экскурсии;
исследования и проведение опытов;
разработка проектов;
агитбригады;
ролевые игры;
деятельность кружков или клубов экологической направленности;
участие в природоохранных акциях.
Индивидуальная наблюдение за природой;
участие в конкурсах;
художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок,
лепка, создание рисунков и т.д.
Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом
воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания.
Можно выделить следующие группы методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической
направленности их личности:
1. Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию
необходимых условий жизни для живых существ – главный метод экологического воспитания детей.
2. К наглядным методам относят наблюдение, рассматривание картин, демонстрацию
моделей, кинофильмов, диафильмов, видеоматериалов. Наблюдение – метод чувственного
познания природы, который обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми
объектами, окружающей средой.
3. Практические методы – игры, элементарные опыты и моделирование. Метод
моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания
4. Словесные методы включают рассказы воспитателя и детей, чтение художественных
произведений о природе, беседы. Словесно-литературный метод выделяется в
самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"
Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....
Консультации для воспитателей на тему: «Уголок природы в экологическом воспитании дошкольника».
Консультация для воспитателей про уголок природы....
Консультация для воспитателей "Труд в природе как метод экологического воспитания дошкольников"
Выступление на педсовете....
Консультация для воспитателей на тему: "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"
Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию...
Консультация для воспитателей на тему «Использование презентаций в экологическом воспитании дошкольников»
Мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми яркими картинками, что значительно улучшает восприятие информации, помогающие рассказать детям об окружающем мире....
Консультация для воспитателей на тему: "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы м...
Консультация для воспитателей на тему: "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы м...