Развитие сенсорных представлений средствами дидактических игр.
статья
Развитие сенсорных представлений средствами дидактических игр. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно. Большинством исследователей именно этот возраст считается наиболее благоприятным для накопления представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности органов чувств. Справедливо считают зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева,А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А.Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.), что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания, т.к. направлено на обеспечение полноценного интеллектуального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие сенсорных представлений средствами дидактических игр | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие сенсорных представлений средствами дидактических игр.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно. Большинством исследователей именно этот возраст считается наиболее благоприятным для накопления представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности органов чувств. Справедливо считают зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева,А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А.Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.), что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания, т.к. направлено на обеспечение полноценного интеллектуального развития.
Свою работу мы начали с обследования детей по методике К.Л. Печора, Г.В. Пантюхиной, Л.Г. Голубевой.
Нами были проверены представления ребят о цвете, форме, величине и насколько разнообразны эти представления. Мы выяснили, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы.
На основании результатов обследования особенностей развития детей, мы поставили перед собой следующую цель и задачи:
Цель: способствовать развитию сенсорных представлений средствами дидактических игр.
Задачи:
- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- Формировать представления детей о форме, величине и цвете предметов.
- Формировать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине, используя обследование.
- Развивать умение группировать предметы по форме, величине и цвете.
- Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
- Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Учитывая отмеченные особенности, я выстраивают работу по сенсорному воспитанию поэтапно. На протяжении всей работы по восприятию цвета, величины и формы учитывала индивидуальные особенности детей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.
І этап. Накопление сенсорного опыта. Ознакомление детей с сенсорными эталонами.
Обучение детей обследованию предметовя проводила последовательно. Например, беря в руки шар, учила их накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани, дети захватывали уже по-другому. Они обхватывали их сбоку, кончики пальцев фиксировали грани, испытывали рабочую напряженность. Полые предметы дети берут иначе: они складывают пальцы щепотью и опускают в полое пространство игрушки. Для накопления сенсорного опыта использовала игры: «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Догадайся, что за предмет», «Что в мешочке».
Для ознакомления детей с сенсорными эталонами использовали различные дидактические игры.
Условно мы раздели игры и этапность их использования на:
- Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Прятки», «В какую коробку», «Самая длинная, самая короткая».
- Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат?», «Что куда», «Подбери фигуру», «Прятки».
- Игры по формированию представлений о цвете предметов: «Спрячь листок», «Подбери цвет», «Куда ступить», «Цветное лото», «Сложи узор».
Дидактический материал вызвал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Цветочки разные». Не все дети могли справиться с поставленной задачей. Например, некоторые дети не могли правильно подобрать грибки по величине.
На всём протяжении моей работы я старалась вносить разнообразие в дидактический материал. Для этого использовала игрысамоделки: «Воздушные шары», «Спрячь цыплёнка», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», мобиль «Карусель» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они заинтересованно и увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.
Ребята научились сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т.е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку.
Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Семья». Предложила детям для куклы в красном платье налить чай в красную чашку и поставить чашку на блюдце такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю чашку и синее блюдце и т.д.
IIэтап. Закрепление знаний, умений детей по сенсорному воспитанию в дидактических играх.
Когда дети познакомились с дидактическими играми сенсорного содержания, возрос интерес к данным играм, мы перешли к следующему этапу работы. Мы закрепляем умения определять цвет, форму и величину предметов, активизируем в речи слова детей о размере, форме и цвете предметов и переводим их из пассивного словаря в активную речь.
Дидактические игры, разученные ранее, используются в интегрированном образовательном процессе:
- в образовательной области «Познание» (ФЭМП) – «Найти предмет указанной формы», «Из каких фигур состоит машина?», «Палочки в ряд», «В какую коробку?», «Чудесный мешочек».
- в образовательной области «Познание» (экология) – « Ёлочка», «Найди цветок для бабочки», «Собери букет», «Разноцветные поляны».
- в образовательной области «Художественное творчество» – «Сложи узор», «Цветное лото», «Кладовая природы», «Разноцветные капли».
- в образовательной области «Музыка» – «Угадай, на чём играет Петрушка», «Тихий и громкий дождик», «Ножки шагают и бегают», «Кто вышел погулять?».
III этап. Обобщение умений и использование игр в совместной и самостоятельной деятельности.
На этом этапе работы предлагала детям такие дидактические игрушки: башенки из различных геометрических фигур, расписные матрёшки, яйца, бочата, геометрические кубы-вкладыши, пирамидки разной величины и разного цвета. Заинтересовал ребят «Трогательный коврик» (сюжетное панно со съёмными деталями из разных материалов). Ребята могли изменять расположение деталей, развивая мелкую моторику, повышая свой тактильный опыт. Также предлагала игры с природным материалом (шишки, каштан, ракушки), дети с удовольствием сортировали его по коробочкам, выкладывали узоры по образцу. Для самостоятельной игровой деятельности ребят предлагали такие игры как «Коврик», «Найди пару», «Что в мешочке», «Расставь по порядку», «Найди по размеру». Дети проявляли интерес также к наборам для завинчивания, рамкам с застёжками. Я не ограничивала детей в их экспериментальной деятельности. Давала детям возможность разобрать предмет, посмотреть, что внутри. Если у ребёнка возникали трудности, старалась подвести его к самостоятельному решению проблемы, тем самым создавая ситуацию успеха.
В работе с родителями были подготовлены и проведены консультации по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в детском саду и поддержание контакта с семьей. Прежде всего, это родительский уголок. Родители активно участвуют в его оформлении: делают фотографии, совместные рисунки, оформляют семейный опыт. При помощи таких форм работы мы стараемся приобщать родителей к совместной педагогической деятельности. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла.
Проведённая в конце года диагностика показала положительную динамику в развитии сенсорных способностей детей. У детей сформированы понятия о цвете, форме, величине, появился интерес к дидактическим играм по сенсорному воспитанию.
В результате проведённой работы у детей на этом этапе изменилось отношение к своим действиям – они настойчиво добивались результата, стремились разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Производя эти действия, малыши исследуют предметы и свойства. Дети начинают устанавливать связь между действием и результатом, а чтобы получить удовлетворяющий их результат, учитывают ошибки и уточняют свои действия. Действия носят характер экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сенсорных представлений средствами дидактических игр у детей раннего возраста.
Значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно. Большинством исследователей именно этот возраст считается наиболее благоприятным для накопления пр...
Дидактические игры, как средство формирования и развития сенсорных представлений у детей раннего возраста.
Материал представлен в виде творческого отчета по теме "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"...
игра как средство развития сенсорных представлений
Презентация позволяет формировать навыки детей в экологическом развитии.Буду рада поделиться с коллегами....
Игра как средство развития сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста
презентация по теме "Игра как средство развития сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста"...
Педагогический проект по формированию и развитию сенсорных способностей средствами дидактической игры у детей первой младшей группы (2 – 3 года) "Учимся, играя"
Цель проекта:Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры. Задачи проекта:1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсо...
Кинетический песок как средство развития сенсорных представлений и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Игра с песком – это естественная для каждого ребёнка форма деятельности. Кинетический песок, при этом, имеет ряд преимуществ: отлично лепится, собирается в ком ...