Развитие сенсорных представлений средствами дидактических игр у детей раннего возраста.
статья по математике (младшая группа) по теме

   

 Значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно. Большинством исследователей именно этот возраст считается наиболее благоприятным для накопления представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности органов чувств. Нами были проверены представления ребят о цвете, форме, величине и насколько разнообразны эти представления. Мы  выяснили, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы.

На основании результатов обследования особенностей развития детей,  мы поставили перед собой следующую цель: способствовать развитию сенсорных представлений средствами дидактических игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o.b.k._na_sayt.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие сенсорных представлений средствами дидактических игр.

   Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно. Большинством исследователей именно этот возраст считается наиболее благоприятным для накопления представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности органов чувств. Справедливо считают зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева,А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А.Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.), что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания, т.к. направлено на обеспечение полноценного интеллектуального развития.

      Свою работу мы начали с обследования детей по методике К.Л. Печора, Г.В. Пантюхиной, Л.Г. Голубевой.  

     Нами были проверены представления ребят о цвете, форме, величине и насколько разнообразны эти представления. Мы  выяснили, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы.

          На основании результатов обследования особенностей развития детей,  мы поставили перед собой следующую цель и задачи:

Цель: способствовать развитию сенсорных представлений средствами дидактических игр.

Задачи:

  1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  2. Формировать представления детей о форме, величине и цвете  предметов.
  3. Формировать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине, используя обследование.
  4. Развивать умение группировать предметы по форме, величине и цвете.
  5. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
  6. Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности.
  7. Воспитывать интерес к окружающему миру.

     Учитывая отмеченные особенности, я выстраивают работу по сенсорному воспитанию поэтапно. На протяжении всей работы по восприятию цвета, величины и формы учитывала индивидуальные особенности детей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.

І этап.        Накопление сенсорного опыта. Ознакомление детей с сенсорными эталонами.

     Обучение детей обследованию предметовя проводила последовательно. Например, беря в руки шар, учила их накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани, дети захватывали уже по-другому. Они обхватывали их сбоку, кончики пальцев фиксировали грани, испытывали рабочую напряженность. Полые предметы дети берут иначе: они складывают пальцы щепотью и опускают в полое пространство игрушки. Для накопления сенсорного опыта использовала игры: «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь»,  «Догадайся, что за предмет»,  «Что в мешочке».

     Для ознакомления детей с сенсорными эталонами использовали различные дидактические игры. 

Условно мы раздели игры и этапность их использования на:

  1. Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Прятки», «В какую коробку», «Самая длинная, самая короткая».
  2. Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат?», «Что куда», «Подбери фигуру», «Прятки».
  3. Игры по формированию представлений о цвете предметов: «Спрячь листок», «Подбери цвет», «Куда ступить», «Цветное лото», «Сложи узор».

      Дидактический материал вызвал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Цветочки разные». Не все дети могли справиться с поставленной задачей. Например, некоторые дети не могли правильно подобрать грибки по величине.

      На всём протяжении моей работы я старалась вносить разнообразие в дидактический материал. Для этого использовала  игрысамоделки: «Воздушные шары», «Спрячь цыплёнка», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», мобиль «Карусель» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они заинтересованно и увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.

        Ребята научились сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т.е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку.

         Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Семья».  Предложила детям для куклы в красном платье налить чай в красную чашку и поставить чашку на блюдце такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю чашку и синее блюдце и т.д.

IIэтап.        Закрепление знаний, умений детей по сенсорному                     воспитанию в дидактических играх.

        Когда дети познакомились с дидактическими играми сенсорного содержания, возрос интерес к данным играм, мы перешли к следующему этапу работы.  Мы закрепляем умения определять цвет, форму и величину предметов, активизируем в речи слова детей  о размере, форме и цвете предметов и переводим их из пассивного словаря в активную речь.

         Дидактические игры, разученные ранее, используются в интегрированном образовательном процессе:

-         в образовательной области «Познание» (ФЭМП) –     «Найти предмет указанной формы»,      «Из каких фигур состоит машина?», «Палочки в ряд»,    «В какую коробку?»,      «Чудесный мешочек».

-     в образовательной области «Познание» (экология) – « Ёлочка», «Найди цветок для бабочки», «Собери букет», «Разноцветные поляны».

-          в образовательной области «Художественное творчество» – «Сложи узор», «Цветное лото», «Кладовая природы», «Разноцветные капли».

-          в образовательной области «Музыка» – «Угадай, на чём играет Петрушка», «Тихий и громкий дождик»,  «Ножки шагают и бегают», «Кто вышел погулять?».

III этап.        Обобщение умений и использование игр в совместной и самостоятельной деятельности.

      На этом этапе работы предлагала детям такие дидактические игрушки: башенки из различных геометрических фигур, расписные матрёшки, яйца, бочата, геометрические кубы-вкладыши, пирамидки разной величины и разного цвета. Заинтересовал ребят «Трогательный коврик» (сюжетное панно со съёмными деталями из разных материалов). Ребята могли изменять расположение деталей, развивая мелкую моторику, повышая свой тактильный опыт. Также предлагала игры с природным материалом (шишки, каштан, ракушки), дети с удовольствием сортировали его по коробочкам, выкладывали узоры по образцу. Для  самостоятельной игровой деятельности ребят  предлагали такие игры как «Коврик», «Найди пару», «Что в мешочке», «Расставь по порядку», «Найди по размеру». Дети проявляли интерес также к наборам  для завинчивания, рамкам с застёжками. Я не ограничивала детей в их экспериментальной деятельности. Давала детям возможность разобрать предмет, посмотреть, что внутри. Если у ребёнка возникали трудности, старалась подвести его к самостоятельному решению проблемы, тем самым создавая ситуацию успеха.

       В работе с родителями были подготовлены и проведены консультации по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в детском саду и поддержание контакта с семьей. Прежде всего, это родительский уголок. Родители активно участвуют в его оформлении: делают фотографии, совместные рисунки, оформляют семейный опыт. При помощи таких форм работы мы стараемся приобщать родителей к совместной педагогической деятельности. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла.         

       Проведённая в конце года диагностика показала положительную динамику в развитии сенсорных способностей детей. У детей сформированы понятия о цвете, форме, величине, появился интерес к дидактическим играм по сенсорному воспитанию.

       В результате проведённой работы у детей на этом этапе изменилось отношение к своим действиям – они настойчиво добивались результата, стремились разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Производя эти действия, малыши исследуют предметы и свойства. Дети начинают устанавливать связь между действием и результатом, а чтобы получить удовлетворяющий их результат, учитывают ошибки и уточняют свои действия. Действия носят характер экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста

В сборнике представлены дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей группы раннего возраста. Игры можно включать как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в...

Мастер-класс "Развитие речи через формирование сенсорных представлений и мелкой моторики у детей раннего возраста"

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорит...

Методическая разработка по теме: «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст, это один из важнейших этапов в становлении личности ребенка, во время которого особое внимание необходимо уделять сенсорному развитию. ...

Картотека дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста

Д/и «Спрячь мышат от кошки»»Цель: учить подбирать геометрические фигуры разные по форме и цвету, развивать наблюдательность. Материал: домики четырёх цветов (зелёный, красный, синий,...

Развитие сенсорных представлений средствами дидактических игр.

Развитие сенсорных представлений средствами дидактических игр. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвет...

Методическая разработка по теме: «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста»

Методическая разработка по теме:«Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста»...

«Развитие сенсорных способностей через дидактические игры у детей раннего дошкольного возраста»

Игры разработаны для детей раннего дошкольного возраста с целью развития мелкой моторики руки и сенсорного развития. Формировать у детей умение группировать предметы по трём призна...