Отчет по самообразованию
материал (средняя группа)
«Развитие мелкой моторики детей среднего возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_samoobrazovanie.docx | 43.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 12
Отчет по самообразованию
«Развитие мелкой моторики детей среднего возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Выполнил: Касикина.О.А
2023г
Актуальность:
С давних пор именно продуктивной деятельности уделяется огромное внимание. Ее применение в детском саду помогает малышам, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок; позволяет расширить палитру тактильных ощущений, а значит, как следствие, способствует развитию мелкой моторики.
Почему так важно вовремя начать развитие мелкой моторики? Причин тому несколько.
Любая тренировка пальцев рук – неотъемлемая часть воспитательно - образовательного процесса, направленного на развитие речи детей дошкольного возраста. Физиологами доказано, что примерно третью часть площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная в непосредственной близости к речевым зонам коры. Именно это позволяет рассматривать кисть руки как «орган речи».
Мелкая моторика – один важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе, определяющий овладение его письмом, и как следствие, оказывающий непосредственное влияние на успеваемость.
Существует множество средств совершенствования мелкой моторики дошкольников, но наш выбор пал на нетрадиционное рисование.
Чрезмерный интерес к этой теме нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию.
Целью работы над темой стало создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Для достижения цели поставлен рядзадач:
- изучить методическую и психолого – педагогическую литературу по теме;
- проанализировать опыт коллег по ознакомлению детей раннего возраста с нетрадиционными техниками рисования (ладошками, пальчиками, методом тычка);
- осуществить подбор занятий по нетрадиционному рисованию;
- оценить целесообразность и успешность применения нетрадиционных техникрисования как средства совершенствования мелкой моторики детейраннего возраста;
- способствовать педагогическому просвещению родителейпо вопросам развития мелкой моторикидетей посредством применения нетрадиционных техник рисования;
- поделиться опытом с коллегами по вопросу положительного влияния нетрадиционных техник рисование на развитие мелкой моторики детей раннего возраста.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
Началу работы предшествовала довольно объемная подготовка: изучена литература по теме, проанализирован опыт коллег в данном направлении, расширена предметно – пространственная среда группы, осуществлен подбор нетрадиционных техник рисования в соответствии с возрастными возможностями детей, составлен перспективный план работы на учебный год.
Для отслеживания эффективности проводимой работы нами был поведен мониторинг развития мелкой моторики воспитанников. Обследование проходило по следующим направлениям:
- упражнения на координацию движений;
- упражнения на повторение фигур из пальцев.
Результат на начало года наглядно представлен в диаграмме:
В течение учебного года с детьми проводились занятия с применением нетрадиционных техник рисования:
- рисование ладошками;
- рисование пальчиками;
- пуантилизм (рисование ватными палочками);
- рисование штампами;
- рисование методом тычка.
Кроме организованной деятельности, детям были предоставлены в свободное пользование материалы для самостоятельного творчества: шаблоны для пластилинографии, штампы.
В течение всего срока работы над темой продуктивно велась работа с родителями:
- проведено анкетирование «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?»;
- оформлена консультация «Пластилинография – это интересно!»;
- организован семинар-практикум «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».
В конце года для родителей была оформлена выставка детских рисунков.
Опыт работы по теме был передан коллегам в форме мастер – класса «Чудеса пластилинографии».
Результат:
В конце года был проведен контрольный мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей. Результат наглядно представлен в диаграмме.
По итогам работы над темой были выявлены следующие результаты:
движения пальцев рук детей стали более точными;
- у детей сформированы навыки рисования;
- у детей сформированы представления о нетрадиционных техниках продуктивной деятельности;
- дети стали использовать приобретенные умения и навыки в самостоятельной деятельности.
Вывод и перспективы на будущее:
Подводя итоги, следует отметить, что мелкая моторика не развивается сама по себе, ее развитие необходимо стимулировать. Это результат длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства. То, насколько совершенной будет ручная умелость у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, какие условия они создадут для этого. Нетрадиционные техники рисования продемонстрировали отличный результат по совершенствованиюмелкой моторики воспитанников. Данный опыт мы планируем применять и далее, расширяя условия в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Список литературы:
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
- Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлушной. – М.: Просвещение, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...
Отчет по самообразованию (Самообразование)
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека....
План самообразования. Отчет по самообразованию.
Тема самообразования: «Фольклорные праздники в детском саду как средства духовно – нравственного развития детей»...