РОЛЕВО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ»
проект (подготовительная группа) на тему
Проект «Школа» направлен на обеспечение поддержки детей в период подготовки к школе, на создание условий для развития игровой деятельности детей подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
penkova_ov_liternaya_nv_teremok_no1_proekt.docx | 70.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Теремок» комбинированного вида
Конкурсная работа
РОЛЕВО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ»
Тема: «ШКОЛА»
Номинация: «Лучший ролево-игровой проект в дошкольной группе общеобразовательного учреждения»
Разработали:
воспитатели подготовительной группы
компенсирующей направленности
Пенькова Ольга Васильевна
Литерная Наталия Владимировна
рп Тоншаево
2014 г.
Аннотация проекта
Проект «Школа» направлен на обеспечение поддержки детей в период подготовки к школе, на создание условий для развития игровой деятельности детей подготовительной к школе группы.
Нашу подготовительную к школе группу компенсирующей направленности посещают дети от 6 до 8 лет, но по возрастному показателю уровень психического развития детей коррекционной группы на порядок ниже, усвоение полученной информации проходит более длительный период времени.
Совместная работа воспитателей группы с учителем-логопедом предполагает определить тематику проектов, которую можно реализовать в ходе коррекционно-обучающей программы. Нам это удобно, так как реализуемая программа, предполагает изучение по лексическим темам, которое прослеживается по всем образовательным разделам сразу. Поэтому, исходя из перспективно - тематического планирования лексических тем, мы периодически используем метод проектов в образовательной работе с детьми, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Метод проектов обеспечивает достижение конкретных результатов, предполагает сотрудничество в социуме в ходе реализации проекта, предполагает реализацию в рамках совместной деятельности, вне занятий.
Работа по проекту осуществлялась в процессе разных форм работы с детьми, их родителями и социумом, направленных на расширение потенциала творческих и познавательных способностей детей через активизацию детской игровой деятельности.
Проект рассчитан на две недели, включает в себя несколько этапов реализации: подготовительный, основной, заключительный.
В ходе проекта разработан разнообразный методический материал по взаимодействию воспитателей с детьми, семьей, школой. Основной целью деятельности воспитателей являлось создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей игровую активность детей.
Данный материал будет полезен в работе педагогов ДОУ в период подготовки детей к школе.
Постановка проблемы
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».
В преддверии подготовки к школьной жизни и новому статусу школьника необходимо познакомить детей со школой, ввести образ школы и школьника в игровую деятельность детей.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.
Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность (С. Л. Рубинштейн).
В сюжетно-ролевой игре не только успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим и коррекционным средством психического развития детей.
Исходя из вышесказанного, мы решили в такой сложный период в жизни дошкольника, как подготовка к школе, помочь ему войти в школьную жизнь естественно, безболезненно и поставили перед собой цель – разработать проект создания условий для развития сюжетно-ролевой игры «Школа».
Паспорт проекта
Вид проекта: краткосрочный (2 недели), игровой, групповой.
Участники проекта: воспитатели группы, учитель-логопед, дети подготовительной группы, родители.
Цель: Повышение мотивационной готовности к школьной жизни через развитие сюжетно-ролевой игры «Школа».
Задачи:
- Развивать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли и воображаемой ситуации, создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
- Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей.
- Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения между детьми. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
- Повысить интерес детей к школе, школьной жизни и адаптировать дошкольников к новому этапу их жизнедеятельности.
- Активизировать словарный запас, развивать связную речь.
Объект изучения: мотивационная готовность детей к школе.
Гипотеза: сюжетно-ролевая «Школа» позволит не только повысить интерес к школе, но и познакомить со всеми правилами школьной жизни и воспитать положительного и грамотного ученика.
Ресурсное обеспечение реализации проекта
- Методическая литература по развитию детской игры, готовности к школе.
- Детская познавательная литература.
- Развивающие игры, дидактические материалы.
- Оборудование: портфели, дневники, тетради, ручки, колокольчик, указка, глобус, карты, школьная доска, мел, журнал для учителя, повязки для дежурных, фартуки для девочек и т.д. Материалы для художественного творчества. Игровое оборудование группы: модули, конструкторы, игрушки, тематические наборы игрушек «Школа» и т.д.
Содержание деятельности и механизм реализации проекта
Содержание деятельности педагогов по проекту направлена на планомерное обогащение опыта детей в соответствии с возрастом и требованиями ООП.
Методы реализации проекта
В ходе работы над реализацией проекта мы использовали следующие методы:
Наблюдение – для выявления проблемы и определения уровня развития игровых умений детей.
Изучение теоретической и методической литературы – для повышения собственной профессиональной компетенции в данном вопросе.
В работе с детьми использовались как классические методы: наглядный, словесный практический, так и проблемные методы (решение проблемных ситуаций). Немаловажное значение имело применение интегративного метода работы, предполагающего содержательное обогащение опыта детей.
Работа над проектом предполагала рост познавательной активности и самостоятельности детей, которая способствовала развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.
Формы работы
С целью планомерного обогащения опыта детей применялись такие формы работы как:
- Экскурсии и прогулки
- Чтение художественной литературы
- Беседы с детьми
- Рассматривание иллюстраций, школьных принадлежностей
- Тематические выставки
- Выставки творческих работ детей
- Игровые ситуации
- Игры
Формы работы с родителями:
- Беседы
- Консультации
- Изготовление альбома о школе
Словарная работа с детьми. Режим дня школьника, расписание уроков, понятия «урок», «звонок», «учитель», «ученик», «завуч», «директор», «перемена», «дневник», «оценка», «портфель», «завхоз», «техслужащая», «повар», «сторож», «медсестра» и т.д.
План реализации проекта.
- Подготовительный этап.
- Выявление проблемы.
- Диагностика игровых навыков.
- Основной этап.
Совместная деятельность с детьми:
- Создание развивающей среды:
-изготовление и подбор атрибутов для игры «школа»;
-оформление школьного уголка;
На данном этапе детям предлагалось самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей и пр.
Чем стварше становятся дети, тем больше условностей в их играх. Они все меньше нуждаются в подготовке предметно-игровой ситуации, меньше пользуются атрибутикой и чаще действуют с воображаемыми предметами в воображаемой ситуации.
- Беседы с детьми
- «Скоро в школу»
- «Права и обязанности школьника»
-«Как строить свой день». Составление режима дня.
-«Для чего нужно учиться в школе»
-«Чем школа отличается от детского сада»
-«Для чего нужен звонок?»
- Чтение художественной литературы:
А. Гайдар «Чук и Гек»
А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы».
А.Л. Барто «Школьницы».
В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
Гариф Гумер «Сосчитай-ка»
«Забавная азбука» в стихах и картинках,
И. Токмакова «Мне грустно…»
Л.Толстой «Филиппок»
Н. Носов «Незнайка учится»
О. Дриз «Когда человеку шесть»
Заучивание стихотворения «Первый день календаря» С.Я. Маршак.
С.Я.Маршак «Кто и лодыри»
-Составление рассказа об учителе
-Загадывание загадок
-Разучивание с детьми инсценировки «Дружно куклы учат буквы»
- Экскурсия в школу, в библиотеку.
- Рассматривание картины «В школе». Придумывание рассказа.
-Рассматривание учебников, тетрадей, дневника.
-Рассматривание школьных принадлежностей
- Создание ситуации «Урок математики в школе», «Перемена», «Мы –дежурные» и др.
- Решение проблемных ситуаций «Заболела учительница», «Забыл дома учебник или тетрадь» и др.
- Игры:
.-«Кто быстрее соберет портфель»
-Лото «Школьные принадлежности»
-Лото «Профессии»
-Игра-путешествие «Я иду из дома в школу» по плану-схеме.
- Тематические выставки:
-выставка предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»
-художественной литературы о школе
-«Буквари разных поколений»
- Продуктивные виды деятельности:
-Рисование «Портрет учительницы»
-Рисование по представлению «1 сентября», «Мама и папа учились в школе»
-Аппликация « Мой портфель»
-аппликация «Я иду в школу»
-коллективная работа «Школа»
В совместной деятельности с детьми (при чтении книг, рассматривании иллюстраций и др.) мы старались расширять представления детей о школьной жизни, деятельности взрослых и детей, формируя эмоционально-нравственные оценки. Это содержание становилось источником возникновения замысла игры детей.
Работа с родителями
- Консультация «Скоро в школу»
-Оформление родительского уголка «Психологическая готовность к школе»
-Создание альбома «Воспоминание о школе», в котором родители поместили свои школьные фотографии и записали свои воспоминания о школе.
Самостоятельные игры детей:
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Режиссёрская игра с куклами.
Творческая коллективная игра.
- Заключительный этап.
- Повторная диагностика игровых навыков, игровой среды
- Формулирование выводов.
Ожидаемые результаты выполнения проекта:
- Самостоятельность детей в развертывании сюжетно-ролевой, режиссерской, творческой игры, усвоение ролевые взаимодействий и взаимоотношений.
- Сформированность у детей знаний о школьной жизни, правилах поведения в школе, профессиях людей, работающих в школе, о некоторых школьных терминах.
- Сформированность у детей мотивационной готовности к школе.
- Благоприятное течение адаптационного школьного периода.
Оценка результатов проекта
Методы диагностики в ходе проекта:
- Наблюдение за детьми в процессе игровой деятельности.
- Беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.
- Выставки детских работ (достижения ребенка в продуктивной деятельности).
Оценка качества реализации проекта:
1. Сравнительный анализ первичной и итоговой диагностики уровня развития сюжетно-ролевой игры ребенка.
2. Отслеживание уровня создания развивающей предметно-пространственной среды.
Уровень развития игровых умений
Методика Н.Н.Серовой
Начало года
Середина года
Диагностика показала положительную динамику развития игровых навыков детей группы.
У детей группы заметно стало развиваться содержание игры. В играх, наряду с действиями, начали отражаться общественные отношения, поступки. В играх находит отражение специфика деятельности взрослых и детей, их взаимодействия, их отношения друг к другу. Постепенно в играх всё большее место начинает занимать опосредованный опыт, т.е. знания, полученные из книг, рассказов взрослых, увиденного самими детьми. Меняется и характер непосредственного опыта: дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсии в школу, в повседневной жизни.
От совместной игры с воспитателем дети переходят к самостоятельному выбору сюжетов, комбинируют их, а потом придумывают свои игры творческого плана.
Характерно развитие у детей самостоятельности и самоорганизации, формирование умения договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.
Таким образом, у детей появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.
Литература
- Венгер Л.А. Психологическое развитие детей в игре и подготовка к школе //Дошкольное воспитание.-1983.-N 12.
- Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников.- М.: Айрис Пресс, 2008.
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М., 1981.
- Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М.: Просвещение, 1983.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
- Гаспарова Е.М. Отображение социальных отношений в игре //Дошкольное воспитание. 1987. - N 8.
- Дошкольная педагогика. — М., 2000. - Козлова С.А., Куликова Е.А.
- Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.
- Зворыгина Е.В. Игровые ситуации как средство развития мышления //Дошкольное воспитание. 1981. - N 12.
- Зворыгна Е.В. Развитие творчества дошкольников в игре //Воспитание детей в игре. М., 1993.
- Иванова Н. О строении сюжета детских игр //Дошкольное воспитание. 1965. - N 5.
- Игра дошкольников /Под. ред. С. Л.Новоселовой. М.: Просвещение, 1989.
- Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: АПН РСФСР, 1959. - 499с. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. -М., 1986.
- Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. /Под.ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. М., Л.: АПН РСФСР. 1948.
- Лещинская-Гурова О.В. Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения.- Н.Н., 1999.
- Люблинская А.А. 0 некоторых особенностях развития логического мышления у детей //Дошкольное воспитание. 1968. - N 7.
- Маркова Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста /Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1968. - С.36-132. Маркова Т. А. Игра и труд в дошкольном детстве //Дошкольное воспитание. 1995. -N12.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю детской игре / Под ред.Т.А.Марковой. М.: Просвещение, 1982.
- Менджерицкая Д.В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада //Воспитание детей в игре. М., 1979.
- Михайленко Н., Пантина Н. Вопросы построения и развития сюжета игры в старшем возрасте //Дошкольное воспитание.- 1980. N 12.
- Михайленко Н.Я. О механизмах ролевого поведения детей в игре //Дошкольное воспитание. 1970. - N 8.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.Ф. Взаимодействие взрослого с детьми в игре //Дошкольное воспитание. 1993.- N3
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.Ф. Формирование замысла в совместной сюжетно-ролевой игре //Дошкольное воспитание. 1981- 11.
- Никитин В.Н. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.:
- Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. и др. Комплексное руководство формированием игры старших дошкольников //Игра дошкольника /Под ред.С.Л.Новоселовой. М., 1989.
- Общение детей в детском саду и семье //Под ред. Т.А.Репиной, М.: Педагогика, 1990. 152с.
- Организация сюжетной игры в детском саду. — М., 2001. - Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра дело серьезное
Наблюдая, как дети строят из кубиков, или играют в самолет, или прыгают через веревочку, взрослые думают, что дети просто развлекаются и что игра не имеет ничего общего с серьезными занятиями и ...
Игра-дело серьезное.
Конспект занятия по теме "Игра-дело серьезное" Цель: научить детей выслушивать сказки до конца, согласовывать действия детей с текстом сказки, совершенствовать моторику рук, проводить инсценировку ска...
Игра-дело серьезное.
Конспект занятия по теме "Игра-дело серьезное" Цель: научить детей выслушивать сказки до конца, согласовывать действия детей с текстом сказки, совершенствовать моторику рук, проводить инсценировку ска...
Консультация для родителей "Игра - дело серьезное!"
Значение игры в жизни и развитиии ребенка дошкольника...
Игра - дело серьезное
Материалы для родительского собрания...
Сценарий конкурса на лучшую авторскую дидактическую игру среди педагогов дошкольных образовательных учреждений Арского муниципального района Республики Татарстан «Игра – дело серьезное».
конкурс на лучшую авторскую дидактическую игру среди педагогов дошкольных образовательных учреждений Арского муниципального района Республики Татарстан «Игра – дело серьезное»....
Что такое игра? Это учение? Это развлечение? Игра-дело серьезное...
Информация данного раздела поможет вам создать благоприятные условия для развития игры, узнать подробнее об её основных этапах, о критериях отбора материала, с которым будет взаимодейстова...