Материал по теме "Семинар-практикум "Игра-дело серьезное"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум в МБДОУ «Мозаика» с.п. «Село Хурба» 2014-2015 уч.год.
Цель: объединить усилия коллектива МБОУ для повышения уровня организации игры, использования в практике достижений передового опыта.
Задачи:
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
2. Повышать методический уровень педагогов по организации игры
3. Способствовать творческому поиску
Игра - что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого - деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Игровая деятельность является ведущей для дошкольника - на которой базируется весь воспитательно - образовательный процесс дошкольного учреждения.
Игра для ребёнка - это серьёзная деятельность, в которой мы создаём наиболее благоприятные условия для общего психического, в том числе интеллектуального и личностного развития.
Игра - это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом
1. В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.
2. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий.
3. В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
4. В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям - это важнейшая предпосылка воспитания воли.
5. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли.
6. В игре ребенок развивается духовно. В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.
Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, воздействию на ребенка, видам используемых предметов и т.д.
Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами.
Таким образом, в дошкольной педагогике игры различают-
- Творческие:
- Сюжетно-ролевые игры,
- Строительно-конструктивные
- Игры с правилами:
- Дидактические,
- Подвижные,
- Игры-драматизации,
- Музыкальные.
Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет большое значение для методики руководства ими.
При руководстве творческими играми задача педагога заключается в том, чтобы
помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;
помочь сделать нужную для игры постройку;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Основные приёмы руководства:
внесение новой игрушки (младший дошкольный возраст);
внесение игровых материалов (младший дошкольный возраст);
советы, вопросы (старший дошкольный возраст);
непосредственное участие в игре (младший и старший дошкольный возраст);
Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей.
Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Поэтому, руководя строительными играми, воспитатель должен
обогащать содержание игры;
развивать конструктивные способности детей;
учить их строить из разного материала;
Основные приёмы руководства в младшем дошкольном возрасте:
Образец; его рассматривание, выделение основных частей постройки.
Приёмы руководства в старшем дошкольном возрасте:
Постройка по замыслу;
По условиям;
По предложенной теме.
В этих группах основной акцент при руководстве строительными играми воспитатель в основном делает на объяснении, указании, наводящих вопросах, как сделать постройку более устойчивой, высокой и т. д.
Нельзя забывать о таких моментах, как:
Помощь в организации постройки (воспитатель помогает детям договориться о том, как и что они будут строить, распределить между собой работу).
Содержание и правила дидактических игр во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп в процессе их обучения и воспитания.
В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет:
Наглядность;
Сюжет;
Слово.
В этих играх правила заключены в дидактических игрушках (малыши имеют дело с матрёшками, вкладками, разрезными картинками).
В средней группе умственные задачи усложняются, и всё большее значение приобретает слово: дети называют известную им вещь по описанию, отгадывают загадки. Правила игры уже зависят не столько от характера игрушки, сколько от игры в целом; они вносятся в неё как составной компонент (например, отвечать, когда спрашивают, следить за ответом товарищей).
В старшей группе умственные задачи ещё более усложняются. Большое место в старшей группе занимают словесные игры.
Подвижные игры имеют важные различия, которые необходимо учитывать при руководстве ими. В младших группах наибольшее число подвижных игр имеет сюжет: дети изображают движения медведя, зайца, соблюдая известные правила игры (например, заяц может выбегать из норы только после определённого сигнала). Приучение детей к выполнению правил происходит часто в процессе самой игры, при непосредственном участии в ней воспитателя.
В старшей группе , наряду с сюжетными подвижными играми, большое место занимают игры без сюжета: дети упражняются в беге, прыжках, в сохранении равновесия. Их движения обусловлены более строгими правилами. Мотивом игры нередко является соревнование (например, кто быстрее добежит до флажка). Игры детей старшей группы по преимуществу коллективные. Воспитатель и сами дети строго следят за точным выполнением правил.
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях. Сюжет и игровые действия могут быть определены самим содержанием произведения, но способы реализации ролей следует создавать и воплощать в движениях: жестах, мимике, интонации. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.
Музыкальные игры разнообразные по задачам и содержанию учат слушать музыку, различать высоту, тембр, силу и длительность звука. Развивая музыкальные способности детей, они помогают более успешно усваивать навыки и умения, раскрывать возможности музыкального творчества.
При всём своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия. Эти чувства, испытываемые ребёнком в игре, вызываются процессом активного творчества, привлекательностью игровых действий.
Все игры детей развиваются под руководством взрослых, воспитателя.
Условия успешного руководства игрой:
Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.
Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом.
Необходимо опираться на психологию детей, считаться детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.
Ход игры
Все участники семинара разбиваются на две подгруппы.
1. Игра -дело серьезное
Вопрос 1: Что требуется для развития игровой деятельности?
Ответ: Чтобы дети, во-первых, имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей;
во-вторых, обладали необходимыми для игры конструктивными умениями;
в-третьих, чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.
Вопрос 2. Какова роль взрослого в организации детской игры?
Ответ: Взрослый должен руководить игрой, создавать условия для ее возникновения и развития. Игре нужны сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что-нибудь новенькое, неизвестное. Поддержать и развивать сюжет, придуманный самими детьми.
Вопрос 3. Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?
Ответ: Фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное произвольное поведение.
Вопрос 4. Один из принципов организации сюжетно-ролевой игры? (Наличие атрибутов)
Вопрос 5. Назовите приемы руководства играми малышей? (участие воспитателя в играх)
2. Педагогические ситуации
1 команда
Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие».
«Чур, я капитан корабля», - говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», - запротестовали Маша и Кирилл
Вопросы:
Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?
2 команда
Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», - сказали ребята.
Вопросы:
Как поступить воспитателю в данной ситуации?
Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
1 команда
Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.
Вопросы:
Какова должна быть реакция педагога?
2 команда
Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в «войну».
Как должен поступить педагог?
3. Игровые педагогические ситуации
Игрушка, ее место в жизни детей
Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят - пусть учатся!» - объясняет воспитатель. На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» -объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.
Вопросы:
1. Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»?
2. Какие требования предъявляются к подбору игрушек в группе?
Организация игры в детском саду
Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти предложила детям тему игры.
Игры не получилось, воспитателю все время приходило подсказывать детям, что делать дальше.
Вопросы:
1. Объясните, почему не получилась игра?
2. Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?
Распределение ролей в игре
Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.
- Я буду врачом, - кричала Наташа.
-А я - бортмехаником! - сказала Саша.
- Чур, я командир! - сказали одновременно Коля и Вова.
- Нет, я! - чуть не со слезами повторял Вова.
- А я первый сказал!
-Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!
Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.
- Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.
Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя
Смелая девочка.
Дети играли в игру «Волк и семеро козлят». Волк бегал за всеми. Рычал, а козлята прятались. Самый маленький, Эдик спрятаться не успел. Он растерянно оглядывался, собирался заплакать. Тогда из своего укрытия выбежала Наташа: «Ты не бойся, я тебя загорожу, и волк не съест», - сказала она.
Вопросы:
1. Как вы думаете, что испытывали Эдик и Наташа?
2. Дайте оценку действиям «волка».
3. Какой должна быть реакция воспитателя, наблюдавшего данную ситуацию?
4. Презентация игр и выставки педагогами.
1. Сюжетно-ролевая игра «На приеме у доктора», младшая группа
2. Игра-экспериментирование, средняя группа.
3. Дидактическая игра, старшая группа.
4. Строительно-конструктивная игра, подготовительная группа
5.Презентация выставки «Атрибутика для сюжетных игр».
6. Игра - драматизация, специалисты.
7. Подвижная игра, специалисты.
5. Подведение итога семинара.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал по развитию речи Игра- это серьезно
Дошкольное детство- короткий,но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к люд...
Игра дело серьезное
Наблюдая, как дети строят из кубиков, или играют в самолет, или прыгают через веревочку, взрослые думают, что дети просто развлекаются и что игра не имеет ничего общего с серьезными занятиями и ...
Консультация для родителей"Детский туризм- дело серьезное"
Консультация содержит материал, раскрывающий родителям значение и особенности детского туризма, дает подробные рекомендации каким образом, с какого возраста начинать приобщение ребенка к т...
Игра-дело серьезное.
Конспект занятия по теме "Игра-дело серьезное" Цель: научить детей выслушивать сказки до конца, согласовывать действия детей с текстом сказки, совершенствовать моторику рук, проводить инсценировку ска...
Игра-дело серьезное.
Конспект занятия по теме "Игра-дело серьезное" Цель: научить детей выслушивать сказки до конца, согласовывать действия детей с текстом сказки, совершенствовать моторику рук, проводить инсценировку ска...
Консультация для родителей "Игра - дело серьезное!"
Значение игры в жизни и развитиии ребенка дошкольника...
Как мотивировать ребенка серьезно заниматься чем-то серьезным
Принципы мотивации ребенка...