Методическая разработка "Картотека художественной литературы для разновозрастной группы"
методическая разработка
В материале представлены литературные произвдения, которые с психолого - педагогической точки зрения, прекрасно подходят для детей разновозрастной группы. так же данные произведения подходят для большинства календарно - тематических планирований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации по наполнению картотеки ЧХЛ | 74.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Месяц | Тема | Чтение | Пересказ | Заучивание наизусть | Рассказ по картине | Фольклор |
Сентябрь | Тема «Моя группа». | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: «Рифмы» Б. Шергин, «Вежливое слово» Э. Мошковская, «Верёвочка» А. Барто «Жадина». Я. Аким Цель: Учить детей внимательно слушать произведение; приобщать к рассуждению о поступках героев; Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением. | 1) М. Яснов «Мирная считалка». Цель: учить выразительно рассказывать небольшое стихотворение. | 1) Пословицы о дружбе. Цель: формировать умение отличать пословицы от поговорок; - развивать познавательную и речевую активность детей; - побуждать детей к активному обсуждению текста поговорки или пословицы. 2) ) Чтение русских народных сказок: «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Хвосты» Цель: приобщение детей к устному народному творчеству; формировать навыки оценочного рассуждения; прививать интерес к литературному чтению. | ||
Тема «Мои игрушки» | 1) Чтение литературных произведений различного жанра. «Цветик-семицветик» В. Катаев, «Волшебный барабан» Д. Родари , «Кот в Сапогах» Ш.Перро, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсен, «Больная кукла» В. Берестов, «Как я ловил человечков» Б.Житков. Цель: подвести детей к пониманию нравственного смысла произведения; Воспитывать любовь к художественной литературе; Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения; воспитывать бережное отношение к игрушкам, Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением. | 1) А. Барто цикл «Игрушки». Цель: создание условий для запоминания стихов А. Барто, через самостоятельное их проговаривание. | 1) Чтение чешской сказки «Три золотых волоска Деда-Всеведа». Цель: Формировать у детей умение воспринимать образное содержание сказки; выделять выразительно-изобразительные средства, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своих впечатлениях, понравившихся героях, их лучших качествах. 2)Чтение потешек. «Ванька-встанька», «Кукла», «Деревянные матрешки». Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | |||
Тема «Части тела» | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: «Про всё» И.Ильина, «Мойдодыр» К.И.Чуковский, «Тело человека» М.Ефремов, «Вредные советы» Б. Заходер, «Просто старушка» В. Осеева, «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Ю. Тувим. Цели: Продолжать закрепление знаний детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни; развивать внимание, память, логическое мышление, правильную связную речь детей; воспитывать интерес к детской художественной литературе, аккуратность, чистоплотность, желание быть всегда опрятным, красивым; обогатить словарный запас. | 1) Пересказ - сказки «Умелые руки» В. Сутеев. Цель: Развивать диалогическую речь, воспитывать интерес к произведениям В. Сутеева, закреплять навыки организованного поведения на занятии, формировать доброжелательность и дружелюбие. 2) Составление рассказа по произведению Е. Пермяк «Про нос и язык». Цель: закреплять лексику по теме «Части тела»; закреплять умение подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь; учить согласовывать числительные и существительные; отвечать на вопросы полным ответом, правильно формулируя предложение; развивать память, внимание, мышление. | 1) Разучивание стихотворения - «Зачем носик малышам?» Ю. Прокопович. Цель: Помочь детям в изучении своего организма; сформировать понятия об основных частях тела, их функциях. Научить детей любить свой организм, самому помогать ему. Упражнять в разучивании стихов. | 1) Чтение потешек: «Ранним-рано поутру», «Водичка – водичка». Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | ||
Тема «Осень». | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: «Осень» Г. Скребицкий, «Деревья» И. Токмакова, «Осень» А. Толстой, «Этажи леса» М. Пришвина, Дж. Ривз «Шумный Ба-бах» Цель: подвести детей к пониманию нравственного смысла произведения; Воспитывать любовь к художественной литературе; Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения; воспитывать бережное отношение к природе, Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением. | 1) Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж». Цель: продолжать упражнять в пересказе, развивать диалогическую речь. 2) «Спор деревьев» К. Ушинский. Цель: Продолжать учить классифицировать растительный мир леса. Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев. Подвести к пониманию важности разных пород деревьев в жизни животного мира и человек | 1) отрывок «Осень» (А.Фет), Цель: Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка. | 1) Составление рассказа по картине «Золотая осень» Цель: учить детей составлять рассказ по картине. Воспитывать любовь к природному окружению. Развивать наблюдательность, логическое мышление. Учить детей дать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по картине. | 1) заучивание «По дубочку постучишь…» рус. нар. Песня Цель: познакомить детей с русским устным народным творчеством, продолжать учить детей запоминать короткие небылицы. Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи. | |
Октябрь | Тема «Овощи» | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: «Чиполлино» Дж. Родари, «Овощи» Ю.Тувим , «Редиска, морковка , тыква…»Н.Егорова, «Огурцы», «Про репку», «Огородники» Н.Носов. Цель: Познакомить с новым произведением; обнаруживать приём оживления; в сказке каждый овощ, фрукт автор наделил особой внешностью, характером; обсудить характеры героев; формировать личностные качества: честность, ответственность, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим людям. Воспитывать у детей интерес и любовь к сказкам. | 1) Составление рассказа по картине «Сбор урожая» Цель: учить детей составлять рассказ по картине. Воспитывать уважение к труду взрослых. Развивать наблюдательность, логическое мышление. Учить детей дать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по картине. | 1) Чтение русских– народных сказок «Вершки и корешки», «Мужик и медведь». Цель: Учить понимать образное содержание и идею сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей. Развивать умение детей внимательно слушать литературные произведения. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. 2) Белорусская народная сказка «Легкий хлеб». Цель: Побуждать детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. 3) Пословицы и поговорки о труде человека в огороде осенью. Цель: Цель: формировать умение отличать пословицы от поговорок; - развивать познавательную и речевую активность детей; - побуждать детей к активному обсуждению текста поговорки или пословицы, - прививать уважение к чужому труду. | ||
Тема «Фрукты» | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: «Старик и яблони», «Косточка» Л. Н. Толстой, «Мешок яблок» В. Сутеев , «Как варить компот» Г. Юдин, «Яблоко» Я. Аким, «Яблонька» Е. Благинина. Цель: Расширять знания детей о современных сказках. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, о понятиях «народная» и «литературная» сказка. Развивать умение выслушать другого и прийти к общему мнению, решению. Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами. | 1)«Хитрое яблоко» Г. Пономарёва. Цели: Учить пересказывать текст своими словами; подбирать эпитеты к слову; обогащать словарь прилагательными. | 1) Пословицы и поговорки о труде человека в огороде осенью. Цель: формировать умение отличать пословицы от поговорок; - развивать познавательную и речевую активность детей; - побуждать детей к активному обсуждению текста поговорки или пословицы, - прививать уважение к чужому труду. 2) Чтение потешек: «Яблочко», «Грушка». Цель: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | |||
Тема «Ягоды» | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: «По ягоды» Я. Тайц , «Война грибов с ягодами» М. Горький, «Вишня» М. Исаковский, «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина») В. Зотова. Цель: Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; продолжать работу над развитием речи, пополнять словарный запас. Прививать любовь и бережное отношение к природе, уважение и заботу к старшим. учить детей связной монологической речи; развивать внимание, память. Знакомить с новыми произведениями. | 1) Е.Трутнева. Земляника. Черника. Цель: познакомить детей с новыми произведениями. Учить внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя. | 1) Загадывание тематических загадок. Цель: Развитие познавательного интереса Развитие наблюдательности, воображения Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире Развитие высших психических функций Развитие речи Стимуляция умственной активности Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции | |||
Тема «Грибы» | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: Грибная электричка» П. Синявский «Грибы» В. Катаев , «Под грибом» В. Сутеев, «Грибы» Е. Трутнева. Цель: Формирование у детей представление о съедобных и несъедобных грибах. Сформировать понятие, что в пищу можно употреблять только съедобные грибы и после обработки. Развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.. Уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах; учить детей рассказывать не торопясь, находить нужные слова, выражения говорить достаточно громко. Упражнять в правильном произношении всех звуков. 3акрепить умение составлять предложения из трех, четырех слов и делить слова на слоги. Воспитывать скромность, наблюдательность и доброжелательность к ответам и рассказам других детей, воспитывать сдержанность. | 1)М.Пришвин. «Последние грибы». Цели: Учить детей внимательно слушать и пересказывать небольшой текст с помощью воспитателя. | ||||
Ноябрь | Тема «Мой дом, моя улица» | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: «Страна, где мы живем» С. А. Баруздина , «Старый дом» Г.-Х. Андерсен, «Родина» З. Александрова, К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), Н. Рубцов «Привет, Россия!» Цель: Учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Закреплять умение запоминать последовательность развития сюжета. Воспитывать любовь к Родине, своему городу, окружающим людям. Развивать эмоционально-чувственное отношение к природе, к Родине. Воспитывать любовь к Родине, к родной природе, патриотизм. Воспитывать у детей интерес к художественной литературе, учить детей понимать мораль сказки, выражать свое отношение к поступкам героев, развивать умение отвечать на задаваемые вопросы, высказывать свое мнение. | 1) Пересказ русской народной сказки - «Волк и семеро козлят». Цель: продолжать воспитывать эмоциональное восприятие содержание сказки; развивать умение отвечать на вопросы по прочитанному; воспитывать усидчивость. | 1)М. Исаковский «Поезжай за моря, океаны». Цель: Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить отвечать на вопросы по тексту. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать любовь к Родине. | 1) Чтение произведения «Дом, который построил Джек» (английский фольклор в переводе С. Маршака). Цель: Обратить внимание детей на построение произведения (многочисленные повторы), учить основам закономерности в предположении развития сюжета стихотворения. Развивать чувство юмора, память. | |
Тема «Домашние животные» | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: «Усатый полосатый», «Детки в клетке», «Пудель» С. Маршак, «Кто сказал: «Мяу», «Три котенка» В Сутеев, «Кот ворюга», К. Паустовский, «Котёнок» Городецкий, «Рассказы о животных» Е. Чарушин. «Ферма» И.Васильева Цель: Учить детей воспринимать образное содержание произведения. Продолжать развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. | 1) Пересказ русских народных сказок «Кот, петух и лиса», «Три поросенка». Цель: Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы. Учить понимать смысл сказки, развивать умение отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать дружелюбие. Упражнять в пересказе. | 1)Загадывание тематических загадок. Цель: Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок. 2) Чтение потешек: «Котенька – коток», «Козлёнок» Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | |||
Тема «Домашние птицы» | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: «Петушок с семьей» К. Ушинский «Гусенок пропал» Г. Кудашова «Утка с утятами» «Индюк», «Курочка». Е. Чарушин, «Что за птица?» В. Сутеев Цель: Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, воспитывать доброе отношение к домашним птицам. | 1) Э.Блайтон «Знаменитый утенок Тим». Цель: Учить детей внимательно слушать и пересказывать небольшой текст с помощью воспитателя. Упражнять в пересказе. |
| 1) Составление рассказа по картине «На птичьем дворе» Цель: учить детей составлять рассказ по картине. Воспитывать бережное отношение к домашним птицам. Развивать наблюдательность, логическое мышление. Учить детей дать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по картине. Упражнять в назывании домашних птиц. | 1) Чтение потешек «Гуси, вы гуси», «Иголка, иголка», «Раз, два шли утята». продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. | |
Тема «Дикие животные» | 1) Чтение литературных произведений различного жанра. «Серебряное копытце» П.Бажов, «Кто как зимует» Г. Скребицкий, «Ёж», «Белка» И. Соколов-Микитов «Как две лисы нору делили» М. Пляцковский. Цель: формировать умение внимательно слушать произведение. Развивать эмоциональную отзывчивость; следить за развитием действия, передавать словами, жестами общий сюжет, отвечать на вопросы. | 1)В.Бианки. «Купание медвежат.» Цель: Учить детей внимательно слушать и пересказывать небольшой текст с помощью воспитателя. Упражнять в пересказе. | 1 Чтение русских народных сказок - "Заяц-хвастун" , «Лиса и козел», «Лисичка-сестричка и волк». Цель: продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки. 2) Разгадывание загадок о животных. Цель: Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок. | |||
Тема «Мебель» | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: «Хромая табуретка» А. Барто , «Откуда стол пришел», «Кошкин дом» С. Маршак, «Совет» Р. Сеф. Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. Развивать интонационную выразительность речи, осмысление сюжета литературного текста. Воспитывать трудолюбие, желание слушать. | 1) Л. Толстой «Три медведя». Цель: вызвать у детей радостное настроение от встречи со сказочными героями. Упражнять в пересказе рассказа по ролям. | 1)Разгадывание тематических загадок. Цель: Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. | |||
Декабрь | Тема «Бытовые приборы» | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: «Как бытовые приборы в магазине поссорились» К.Нефёдова, «Кот Василий и бытовая техника» О. Чернорицкая. Цель: познакомить с новыми произведениями, активизировать речь, обогащать словарный запас. | 1) Составление рассказа по картине «Кухонные помощники» Цель: учить детей составлять рассказ по картине. Формировать элементарные представления о безопасном использовании бытовых приборов. Развивать наблюдательность, логическое мышление. Учить детей дать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по картине. Упражнять в назывании бытовых приборов. | |||
Зима | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: К. Ушинский "Проказы старухи-зимы", И. Суриков. «Зима», Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором» (из поэмы «Мороз, Красный нос»), Т.Эгнер «Приключения в лесу Елки-на-горке» (главы из книги), пер. с норв. Л.Брауде., С. Есенин. «Поет зима — аукает», А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка…», И. Суриков «Вот моя деревня», А. С. Пушкин «Зимний вечер». Цель: Познакомить детей с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания детей о зиме, о признаках зимы. Развивать устную речь, внимание, мышление, память. учить понимать образное содержание сказки, оценивать характер и поступки героев, Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение. Прививать любовь к поэтическому слову, развивать воображение. | 1) «12 месяцев» (обр. Маршака). Цель: упражнять в пересказе, развивать знания детей о литературном жанре – сказка. | 1) Составление рассказа по картине «Зима» Цель: учить детей составлять рассказ по картине. Развивать знания о сезонности времен года Развивать наблюдательность, логическое мышление. Учить детей дать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по картине. | |||
Тема «Зимующие птицы» | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: Зимующие птицы. Л. Кламбоцкая, «Сова» В. Бианки, «Воробьишко» М. Горький «Ворона» Даль В.И, «Серая шейка» Д. М. Сибиряк. Цель: Учить детей внимательно слушать, понимать характеры героев, устанавливать связь описываемого события с реальностью; отвечать на вопросы по содержанию. формирование знаний о зимующих птицах их отличительных особенностях, Развивать отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, птицам, желание помогать им, заботиться о них. | 1) Пересказ басни «Ворона и лисица». Цель: Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста. Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. Воспитывать честность и доброту. | 1)А.Барто «Снегирь». Цель: Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение. Прививать любовь к поэтическому слову, развивать воображение. | 1) Считалка Считалка «Шла ворона на базар». Цель: познакомить с жанром фольклора считалка, Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. 2) Разгадывание тематических загадок. Цель: Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. | ||
Тема Новый год | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: «Елочка» З.Александрова, «Волшебная иголочка» Осеев В.А. Цель: продолжать развивать умение слушать произведения разных жанров; «включать» детей в совместное обсуждение; воспитывать интерес к творчеству. | 1) Составление рассказа по картине «Новый Год» Цель: учить детей составлять рассказ по картине. Развивать знания об особенностях встречи праздника. Побуждать к дарению подарков. Развивать наблюдательность, логическое мышление. Учить детей дать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по картине. | 1) Чтение русской народной сказки – «Снегурочка». Цель: Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы. | |||
январь | Тема «Каникулы» Зимние забавы» | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: «Затейники» Н.Носов, «Горка» Ф. Губин, «Санки» А. Квитко «На лыжах» А. Введенский, «Про снежный колобок» Н. Калинин, «На коньках». «Зимние забавы» Саша Черный. Цель Продолжать учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. Учить детей близко к тексту рассказывать короткие рассказы интонационно выразительно. Формировать навык перевода косвенной речи в прямую речь. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы. | 1) Н.Носов «На горке». Цель: упражнять в пересказе, побуждать к рассуждению о поступках героев, формировать навыки изменения интонации голоса. | 1) Чтение потешек: «Тоненький ледок», «Купим сыну валенки», «Снежок». Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | ||
Тема Трансторт | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: «Машины на нашей улице» Е. Ильин «О том у кого три глаза» Чиарди «Метро», «Автомобиль» Н. Носов, «Троллейбус» Дж.Родари, «Багаж» С. Я. Маршак , Е. Сегал «Машины на нашей улице», «От кареты до ракеты» С Михалков. Цель: Учить детей осмысливать содержание прочитанного, понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки. Развивать навыки пересказа литературного текста. Воспитывать безопасное поведение на улицах города. Учить детей понимать рассказ, стихотворение, уточнять словарь по теме. | 1)«Кораблик», Сутеев. Цель: Развивать навыки пересказа, упражнять в сравнении знакомых произведений. | 1) Составление рассказа по картине «Проезжая часть». Цель: Закрепление правил поведения на улицах города. | 1) Разгадывание тематических загадок. Цель: обогащение словарного запаса, развитие слухового восприятия и внимания. | ||
февраль | Тема Посуда | 1)Чтение литературных произведений различного жанра: «Самовар Иван Иванович» Даниил Хармс «Почему» В. Осеев «Федорино горе» К. Чуковский «Мишкина каша» Н. Носов Цель: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста. Закреплять умение детей понимать нравственный смысл прочитанного; мотивированно оценивать поступки героев. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Систематизировать знания о посуде. Воспитывать желание быть опрятным. | 1)Русские народные сказки «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Жихарка». Цель: развивать воображение, умение высказывать суждение, выразительность речи и пантомимики; формировать интерес к сказкам, бережное отношение к посуде, аккуратность. | |||
Тема Продукты питания | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: «Печенье», В.Осеева, «Кому, что нравится», М.Пляцковский, «Все здесь» Я. Тайц, «Баллада о королевском бутерброде» А. Милн «Пироги с морошкою» Яснов М.Д. Цель: формировать умение слушать, развивать интерес к художественной литературе. Учить пересказывать литературное произведение близко к тексту. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать память и познавательные интересы у детей. | 1) Чтение потешек: «Творожок», «Пирожочек – пирожок» Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | ||||
Тема Одежда, обувь | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: «Живая шляпа», Н. Носов «Зайкина шубка» С. Мурадян, «Чудо – дерево» К. Чуковский, «Как рубашка в поле выросла» К.Ушинский, «Кот в сапогах» Ш. Перро, «У кого какая обувь» Я. Милева, «Новое платье короля» Г.Х.Андерсен, «Вот какой рассеянный» С. Маршак. Цель: Дать представления о русском национальном костюме. Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве. Воспитывать культуру речевого общения, уважения к труду взрослых, интерес к произведениям устного народного творчества. Учить детей понимать юмор, комичность ситуации, уточнить представления об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Формировать навык восприятия шуточных произведений. | 1) А. Барто «Чепчик». Цель: развивать навыки выразительного рассказывания. | 1) Чтение потешек: «Варежка», «Сапожки». Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. 2) Разгадывание тематических загадок. Цель: Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания об одежде при разгадывании загадок. | |||
Тема Наша Армия | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: «Дозор» Александрова, «Шёл по улице солдат» Баруздин С.А., «Чук и Гек». А. Гайдар, «На заставе» А. Барто, «Мой брат уехал на границу», «У телевизора» О. Высотская, «Рассказ танкиста» А. Твардовский. Цель: Формировать у детей умение внимательно слушать, высказывать свое мнение о характере и поступках героев; прививать любовь к Родине, чувство гордости за Российскую армию, формировать желание стать таким же смелым и надежным, как солдат. | 1)Разучивание тематических стихотворений к празднику 23 Февраля. Цель: развитие памяти, формирование навыков выразительного чтения стихов. | 1) Составление рассказа по картине «Вооруженные силы нашей страны». Цель: упражнять в назывании различных родов войск, формировать навыки оставления рассказа в паре. | 1)Чтение русских народных сказок - «Никита-Кожемяка», «Каша из топора». Цель: Познакомить со сказкой, помочь оценить поступки героев. Формировать у детей умение выделять в тексте средства выразительности, понимать цель их использования. Развивать внимание, воображение. 2)Чтение пословиц и поговорок о доблести и храбрости. Цель: формировать умение отличать пословицы от поговорок; - развивать познавательную и речевую активность детей; - побуждать детей к активному обсуждению текста поговорки или пословицы, - воспитывать патриотизм. | ||
март | Тема Профессии | 1) Чтение литературных произведений различного жанра: «Чем пахнут ремесла?», Дж. Родари «Стихи о профессиях», Б. Заходер «Дядя Степа», С. Михалков «В театре для детей», С. Маршак «Маляры», М. Пожаров «Песенка о метро», Н. Саконская Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям. развивать умение вслушиваться в текст стихотворения; помочь понять смысл произведения; Продолжать учить замечать в тексте выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию его содержания. Развивать внимание, усидчивость. Воспитывать умение слушать. | 1) Чтение пословиц и поговорок о труде и лени. Цель: формировать умение отличать пословицы от поговорок; - развивать познавательную и речевую активность детей; - побуждать детей к активному обсуждению текста поговорки или пословицы, - воспитывать желание помогать взрослым, побуждать к самостоятельности, формировать чувство уважения к любой профессии. 2) Армянская народная сказка «Заказчик и мастер». Цель: продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями | |||
Тема «Международный женский день» | 1)Чтение произведений различного литературно жанра: «Стихотворения о маме» О. Чусовитина, «Легенда о матерях» «Международный женский день» А. Митяев Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине». Е. Пермяк «Мамина работа» В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом». Л. Квитко «Бабушкины руки». Цель: продолжать формировать навыки сравнения различных литературных жанров, воспитывать трепетное отношение к женщинам. | Г.Виеру «Мамин день», Я.Аким. «Маме.», Цель: Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение. Прививать любовь к поэтическому слову, развивать воображение. | 1) Чтение пословиц и поговорок о семье и весне. Цель: прививать интерес к малым фольклорным формам, воспитывать интерес культуре и традициям. 2)Чтение потешек: «Солнышко», «Дуняша». Цель: Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
| |||
Тема «Зоопарк» | 1)Чтение литературных произведений различного жанра: «Как слон спас хозяина от тигра», Б. Житков «Лев и собачка», Л. Н. Толстой «След оленя», Г. Снегерёв «Слоненок» Р. Киплинг в переводе К. Чуковского, «Пингвиний пляж», Г. Снегирев «Черепаха», К. Чуковский «Верблюд». С. Баруздин. Цель: Расширять знания детей о диких животных юга. Учить внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать экологическое мировоззрение. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность. развивать интерес к жизни животных севера . | 1)С.Я.Маршак «Детки в клетке», А. Барто «Зоопарк». Цель: развитие слухового восприятия, совершенствование навыков выразительного рассказывания. | 1) Составление рассказа по картине «Мы пришли в зоопарк». Цель: упражнять в назывании животных, формировать умение самостоятельно придумывать и изменять ход сюжета в рассказе. | 1)Чтение потешек: «Бегемотик», «Слоненок» Цель: развитие слухового восприятия, формировать умение соотносить движения с текстом. 2)Разгадывание тематических загадок. Цель: Цель: Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок. Упражнять в назывании животных. | ||
Тема «Рыбы» | 1)Чтение литературных произведений различного жанра: «Сказка о рыбаке и рыбке», А.С. Пушкин «Первая рыбка», Е. Пермяк К морю», Снегерёв « «Карасик». Н. Носов, «Азбука подводного мира». Г. Косова «Кто в море живёт?» С. Сахарнов «Русалочка» Г.Х.Андерсен Цель: Цель: Учить детей понимать произведение, воспитывать интерес к художественной литературе. Обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; расширять и активизировать словарь по теме; развивать у детей умение грамматически правильно строить свое высказывание; воспитывать самоконтроль за речью. Продолжать знакомить с новыми произведениями, воспитывать любовь поэзии. | 1)Русские народные сказки «Лисичка-Сестричка и серый волк». «По-щучьему велению…» Цель: упражнять в пересказе, побуждать к рассуждению о поступках героев, формировать навыки изменения интонации голоса. | 1)Составление рассказа по картине «На дне морском». Цель: побуждать к рассуждению, закреплять знания об особенности жизни живых существ под водой, обогащать словарный запас. | 1)Норвежская народная сказка «Почему вода соленая». Цель: воспитывать интерес к фольклорным произведениям других народов. 2)Чтение потешек: «Рыбки плавали», «Щука». | ||
апрель | Тема «Весна» | 1)Чтение литературных произведений различного жанра: «Три весны» В. Бианки «Солнце, мороз, ветер», «Камень, ручей, сосулька и солнце» Э. Шим «Как звери и птицы весну встречали» В. Бианки «Дед Мазай и зайцы» Н. Некрасова «Кораблик» В. Сутеев «Медведь и солнце» Н. Сладков «Весенняя гостья» Н.Белоусов «Черёмуха» С. Есенин Цель: учить внимательно, слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию, воспитывать интерес к литературе. Развивать умение оценивать поступки героев, воспитывать усидчивость, развивать внимание и память. Познакомить детей с новыми сказками, учить понимать смысл произведения, образные выражения в тексте. Закреплять умение точно отвечать на вопросы по содержанию. | 1)Ф. Тютчев «Зима недаром злится». Цель: Учить детей декламировать стихотворение, выбирать средства выразительности в соответствии с содержанием произведения и передаваемым им настроением. | 1) Составление рассказа по картине «Пришла весна». Цель: развивать знания о сезонности времен года, учить самостоятельно выбирать объект на картине для рассказа. | 1)Чтение пословиц и поговорок о весне. Цель: формировать умение отличать пословицы от поговорок; - развивать познавательную и речевую активность детей; - побуждать детей к активному обсуждению текста поговорки или пословицы, - воспитывать трепетное отношение к природе, учить ценить красоту природы. | |
Тема «День Космонавтики» | 1)Чтение литературных произведений различного жанра: «Вижу землю» Л. Обухова «Юрий Гагарин» В.Степанов., «Как Мишутка в космос летал» Б. Михайлова Отрывок из повести Н. Носова «Незнайка на луне». Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям в космосе. | 1)Рассказ по картине «Далекие звезды». Цель: развивать знания детей о космосе, космических объектах, развивать фантазию. | ||||
Тема «Птицы весной». | 1)Чтение литературных произведений различного жанра: «Серая шейка», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Птицы весну принесли», Н. Сладков «Ласточка». Ушинский К.Д. «Подкидыш», «Мастера без топора» В.Бианки «Журавли», «Обидчивая кукушка» О. Высоцкая «Говорящий грач» М.Пришвин, «Ты лети к нам, скворушка…». В. Орлов. Цель: формировать слуховое восприятие, продолжать знакомить детей с новыми литературными произведениями, формировать бережное отношение к птицам. | 1)А.Прокофьев «Грачи». Цель: Цель: развитие слухового восприятия, совершенствование навыков выразительного рассказывания. | 1)Чтение пословиц и поговорок о птицах Цель: формировать умение отличать пословицы от поговорок; - развивать познавательную и речевую активность детей; - побуждать детей к активному обсуждению текста поговорки или пословицы, - воспитывать трепетное отношение к птицам. | |||
Тема «Инструменты» | 1)Чтение литературных произведений различного жанра: «Торопливый ножик», Е. Пермяк «Лопата», Р. Сеф «Как Алёнка зеркало разбила». Л. Воронкова Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями, формировать умение давать оценку поступкам героев. | 1)В. Осеева «Волшебная иголочка». Цель: развивать навыки пересказа по вопросам. | 1)Чтение пословиц и поговорок о труде. Цель: формировать умение отличать пословицы от поговорок; - развивать познавательную и речевую активность детей; - побуждать детей к активному обсуждению текста поговорки или пословицы, Формировать уважительное отношение к труду человека, побуждать к трудолюбию. | |||
май | Тема «Цветы» | 1)Чтение литературных произведений различного жанра: «Цветик-семицветик», В. Катаев. «Для чего розам нужны шипы?», Д.Родари « Как появились ромашки», «Цветок», В.Орлов «Ромашки» Грубин Франтишек «Аленький цветочек». С.Т. Аксаков «Дюймовочка». Г.-Х. Андерсен «Одуванчик». Е. Благинина «Колокольчики». А.К. Толстой «Одуванчик». О. Высотская «Золотой луг» М. Пришвин «Подснежник», «Фиалка», «Незабудка», «Колокольчики», «Ромашки», «Одуванчики», «Гвоздика». Е. Серова «Как облачко», «Луковица с радостью», «Хитрый одуванчик», «Под кустом», «Загадки цветов». Н. Павлова Цель: Закрепить знания детей об изменениях в природе в весеннее время; вызвать желание выражать свои впечатления в образном слове. Учить понимать образное содержание и идею сказки. учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности. Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы. | 1)В. Паспалеева «Лесная фиалка», Е. Серов «Одуванчик. Цель: продолжать учить детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать интерес к цветущим растениям, бережное отношение к ним. | 1)Рассказ по картине «На лугу». Цель: развивать знания и представления детей о цветах, упражнять в назывании цветов, формировать представление о многообразии цветов. | 1)Разгадывание тематических загадок. Цель: Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Закреплять знания и представления об отличительных особенностях различных цветов. Воспитывать бережное отношение в объектам живой природы. | |
Тема «День Победы» | 1)Чтение литературных произведений различного жанра: Е. Дюк «Про дедушку», рассказы из книги В. Коросевой «Детям о войне», «Победа будет за нами!», С. П Алексеева «Рассказ танкиста». А. Твардовский Цель: В доступной форме рассказать детям о Великой Отечественной войне. Расширять знания детей о защитниках Отечества; уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов; развивать воображение, поэтический вкус; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину. | 1)Е. Благина «Шинель». Учить детей выразительно осмысленно читать наизусть стихотворение. Продолжать развивать память поэтический слух. Воспитывать чуткость к художественному слову. Воспитывать чувство патриотизма. | 1)Чтение пословиц и поговорок о патриотизме, о Родине Цель: формировать умение отличать пословицы от поговорок; - развивать познавательную и речевую активность детей; - побуждать детей к активному обсуждению текста поговорки или пословицы, - развивать чувство патриотизма, - прививать чувство гордости за свою Родину. | |||
Тема Насекомые | 1)Чтение литературных произведений различного жанра: «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост», Д. Мамин – Сибиряк «Стрекоза и муравей», Крылов «Божья коровка», «Как муравьишка домой спешил». Й. Змай. «Бабочка», Ф. Грубин «Божья коровка», Г. Голова «Жук», А. Барто «Муравьи» С. Михалков Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к чтению художественной литературе. Продолжать знакомить с различными жанрами художественной литературы. Расширять представление детей о разнообразии насекомых. | 1)К. Чуковский «Муха-цокотуха». Цель: упражнять в пересказе знакомого ранее произведения | 1)Разгадывание тематических загадок. Цель: Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Упражнять в назывании насекомых. | |||
Тема «Лето» | 1)Чтение литературных произведений различного жанра: «Краденое солнце», К. И. Чуковский «Земляничка», Н. Павлова «Когда наступает лето?» К.Ушинский. « Июнь. Июль. Август.», С.Маршак. . «Хорошая погода». Г.Кружков Цель: продолжать учить детей оценивать поступки героев, развивать диалогическую речь, память, формировать умение различать настроение в литературном произведении. | 1) Е. Трутнева «Что такое лето!?». Цель: продолжать упражнять детей в выразительном рассказывании стихов. | 1)Рассказ по картине «На речке». Цель: продолжать формировать у детей представления о сезонности и сменности времен года, развивать связную речь. | 1)Разгадывание тематических загадок. Цель: Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. 2) Чтение потешек: «Умница», «Чики-чики». Цель: Цель: развитие слухового восприятия, формировать умение соотносить движения с текстом. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Чтение рассказа И. Смольникова «Что принёс?» Д/и «Кто заботится о нас?».
Учить правильно выстраивать предложения, отвечая на вопросы.Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам, взаимоуважению, заботе друг о друге.Развивать интер...
Методические рекомендации по перспективному планированию по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомству с художественной литературой в старшей группе
Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной литературой в старшей группе детского сада ...
Методическая разработка: Конспект комплексного занятия чтению художественной литературы в подготовительной группе. Викторина на тему: «Моя семья».
Этот конспект познавательного занятия, направленный на ознакомление и закрепление детей о семье и о том,как люди живут вместе, развития любознательности у дошкольников; вовлекает детей в элементарную ...
Методическая разработка «Организация образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада»
В разработке представлены цели и задачи,педагогические приёмы работы с художественными произведениями,формы работы, используемые при обучении чтению....
Методическая разработка "Развитие речи дошкольников через приобщение к произведениям художественной литературы в старшей группе по ФГОС"
Цель: расширение представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма.Задачи:• учить измерять пульс человека• обратить внимание на взаимосвязь дыхания и сердцебиения...
Перспективный план работы с родителями и детьми по художественной литературе в разновозрастной группе ТНР
Перспективный план работы с родителями и детьми по художественной литературе в разновозрастной группе ТНР...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в разновозрастной группе для детей с ОВЗ "Камень, ручей, сосулька и солнце", Э.Ю. Шим 2024 г.
Конспект разработан для работы с детьми с задержкой психического развития....