Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в разновозрастной группе для детей с ОВЗ "Камень, ручей, сосулька и солнце", Э.Ю. Шим 2024 г.
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Конспект разработан для работы с детьми с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по ОХЛ_Камень_ручей_ сосулька и солнце | 489.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в разновозрастной группе компенсирующей направленности
для детей с ОВЗ
Э.Ю. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Воспитатель: Шмидт Е.Е.
Задачи:
- Развивать интерес к произведениям познавательного характера, положительное эмоциональное отношение к чтению.
- Формировать представления о сезонных изменениях в природе. Расширить знания детей о характерных признаках весны.
3. Обогащать словарный запас и способствовать развитию связной, грамматически правильной речи.
4. Развивать мыслительные процессы через установление временных и причинно-следственных связей.
5. Развивать двигательную память, моторные навыки, пантомимические движения, переключаемость внимания.
6. Развивать коммуникативные навыки (умение устанавливать доброжелательные отношения друг с другом через приветствие).
7..Воспитывать бережное отношение к природе, посредством художественного слова. Развивать положительные эмоции и чувства к окружающему миру.
Методические приемы:
• Наглядный - рассматривание иллюстраций к произведению.
• Словесный - беседа, загадывание загадок, чтение сказки, словарная работа.
• Игровой - игра малой подвижности «Приветствие»; игра малой подвижности «Изобрази героев сказки», игра с мягким мячом «Закончи предложение».
Предварительная словарная работа:
Благодать в лесу – в лесу хорошо, тихо, спокойно, прекрасно.
Лежебока – лентяй, ничего не делает, не помогает.
Пустомеля – болтун, говорит много и не по делу.
Болбочут – говорят на своем зверином непонятном языке.
Бормочут - говорят тихо, быстро и невнятно.
Закатилось солнце – зашло, опустилось.
Заледенел – застыл, замерз.
Тает – уменьшается, исчезает.
Материал и оборудование: иллюстрации к сказке, картинки к загадкам, аудиозапись звука ручья и капели, мягкий мячик.
1. Организационный момент.
Приветствие: дети с воспитателем стоят в кругу и по очереди приветствуют друг друга (начинает воспитатель: «Очень рада тебя видеть, Костя! – и обнимает ребенка за плечи; «Спасибо, и я рад вас видеть!». Костя: «Доброе утро, Ваня, я рад тебя видеть! – и пожимает ему руку. Ваня: «Спасибо, Костя, я тоже рад тебя видеь!». «Привет, Андрей! – приветствуют друг друга хлопком правой ладошкой» и т.д.)
Воспитатель: - Мы поприветствовали друг друга и я приглашаю вас в сказку.
- Отгадаете загадки и узнаете главных героев сегодняшней сказки:
- Его в горах полным полно
Не плавает, а падает на дно.
Он твердый, может быть большой.
По форме разным он бывает,
Его с дороги убирают.
- Если догадались, поднимите руку!
(наводящая помощь: Он может быть коричневым, серым, черным; его можно увидеть на берегу реки или моря. На доске картинки – забор, светофор, камень, цветок. На одной из картинки есть ответ)
Ответы детей – Камень.
В: - А камни округлой формы без острых углов называют валунами.
Воспитатель: - Отгадываем следующего героя сказки.
Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня,
Издалека по песенке узнаете меня.
- Если догадались, поднимите руку!
Ответы детей – Ручей + включить звуковой файл +картинка
Воспитатель: - Слушаем дальше.
Она, как нос снеговика
Но не морковка, изо льда
На морозе она появляется
В тепле – в воду превращается.
Ответы детей – Сосулька + звуковой файл+ Картинка на доске.
Воспитатель: - Следующая загадка.
Глянь с утра скорей в оконце,
Светит ярко уже ...
Ответы детей – Солнце + картинка на доске
- Вы отгадали загадки и узнали главных героев сегодняшней сказки.
- Назовите их!
- Давайте с ними поиграем!!!
ИМП «Изобрази героев сказки». Детям предлагается придумать и изобразить «камень», «ручей», «сосульку» и «солнце». Затем по слову сигналу воспитателя дети изображают героев сказки в разном порядке.
Воспитатель: - Камень, солнце, ручей, солнце, сосулька, камень, ручей, солнце, камень и т.д. (дети изображают).
2. Основная часть. - Садитесь поудобнее, сделаем вдох-выдох и слушаем внимательно.
Чтение сказки
Э. Шим КАМЕНЬ, РУЧЕЙ, СОСУЛЬКА И СОЛНЦЕ Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денек! В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. (На доске появляется картинка «Солнышко») Звери да птицы радуются: зайцы болбочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются. Благодать в лесу! На опушке старый Камень-валун хвалится: (появляется картинка с камнем) — Меня благодарите. Это я весну делаю! — Неужели ты, дедушка? — спрашивают звери да птицы. — Я, потому что у меня бока горячие... Вокруг меня снег тает, рядом со мной травка показалась, ко мне бабочки летят греться. Если бы не я, и весны не было бы! (появляется картинка с ручьем + звери и птицы) — Ах ты, старый лежебока!— кричит с поляны звонкий Ручей.— Не хвались зря! Тебе повернуться лень, пускай меня все благодарят! — Значит, ты, Ручей, весну делаешь? – спрашивают звери и птицы. — Я, конечно, я! Посмотрите - я снег и лед растапливаю, деревья и травы водой пою... Какая же без меня весна?! (появляется картинка с сосулькой) — Ай, болтун! — кричит Сосулька с еловой лапы.— Не слушайте его, пустомелю! Мне все благодарите! — А разве ты, Сосулька, весну делаешь? – спрашивают птицы и звери. — Конечно, я! Как начну слезы горючие лить, как стану булькать на весь лес,— вот вам и весна... Разве иначе... Не успела Сосулька договорить. «Кап»,— и умолкла. Почему? (появляется картинка, как солнышко закатилось) А потому, что Солнышко за лес закатилось. Тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька замерзла. И сразу стало ясно, кто весну-то делает. Воспитатель: - А вы ребята, догадались, кто весну делает?! |
4. Беседа по содержанию: - Вам понравилась сказка?
1. Назовите героев сказки? (Камень, ручей, сосулька и солнце)
2. Что происходит в весенний день в лесу? (В лесу тепло, от солнышка светло, капель перезванивает)
3. Вспомните, как животные радуются солнышку? (Зайцы болбочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются).
4. Какое это было время суток?! (День)
5. Расскажите, как камень-валун хвастался перед жителями леса? (Меня благодарите, это я весну делаю, у меня бока горячие, вокруг меня снег тает, травка показалась, бабочки летят греться, если бы не я, весны бы не было!)
Как называли камень-валун звери и птицы? (дедушка)
7. Как звонкий ручей называл камень-валун и почему? (лежебока, тебе повернуться лень, лежит камень на одном месте)
8. Как ручей нахваливал свою работу и как он «весну делал»? (я снег и лед растапливаю, деревья, и травы водой пою)
9. А как сосулька называла ручей? (болтуном)
10. Как сосулька «весну делала»? (весь день капала, не переставая, булькала на весь лес).
11. Так кто же из героев на самом деле весну делает? (ответы детей - Солнышко) - Почему вы так думаете?
12. Что произошло с камнем, ручьем и сосулькой,
когда солнышко спряталось?
- Прав ли камень, когда говорил, что он весну делает? (у него бока нагрелись от солнца, вокруг него снег растаял, травка выросла, бабочки греться прилетели, но когда солнце спряталось, наступила холодная ночь, камень … остыл, стал холодным).
- Прав ли ручей, он весну делает?! (бежит ручей день-деньской, журчит, снег и лед растапливает, а когда солнышко зашло, ручей … замерз).
- Права ли сосулька, она весну делает?! (капель весело перезванивает весь день «кап-кап-кап», а когда солнышко спряталось, то сосулька … замерзла)
Воспитатель: - Почему весной Камень стал горячим, Ручей проснулся побежал, а Сосулька тает? (ответы детей - Солнышко пригревает, вот и теплее стало )
Воспитатель: - Что произошло с ними, когда Солнце закатилось, ночь наступила? (ответы детей - Камень остыл, Ручей заледенел, и Сосулька замёрзла).
5. Воспитатель: Молодцы. Предлагаю поиграть с мячиком. Игра называется «Закончи предложение». (игра с мягким мячом).
Ход игры. «Послушайте предложения и закончите его»
1. «Днем светло, а ночью … темно»
2. «Зимой холодно, а летом … жарко»
3. «Зимой снег, а летом … дождь»
4. «Перышко легкое, а камень … тяжелый».
5. «Река широкая, а ручеёк … узкий».
6. «Сосулька холодная, а солнце … горячее»
- Как быстро вы подобрали нужные слова. Молодцы.
6. Итог занятия.
Воспитатель: - Какую сказку мы с вами читали на занятии? (ответы детей - Камень, Ручей. Сосулька и Солнце).
- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Сказки не только радуют детей, но еще и многому учат! А эта сказка вас чему научила? (Ответы детей: не надо хвалиться, обижать других, показывать себя намного лучше других)
- Верно, тот, кто действительно приносит пользу, чаще всего не будет расхваливать себя и говорить обидное о других. Солнышко, с которго и начинается весна, не хвалит себя, не требует, чтобы ему кланялись. Воспитатель: - Что вы сегодня делали?
- Отгадывали загадки
- Изображали героев сказки.
- Слушали сказку.
- Мы говорили о сказке.
- Мы играли с мячом в игру «Закончи предложение»
Используемый наглядный материал:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...
В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе
Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность педагогу систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкрети...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ФЕДОРИНО ГОРЕ» К.ЧУКОВСКОГО»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:«ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ФЕДОРИНО ГОРЕ» К. ЧУКОВСКОГО»...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе....
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Русская народная сказка Хаврошечка
Цель : Формирование эмоционального отношения к литературному произведению...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе дети с ЗПР .
Познакомить детей с произведением Е. Пермяка «Самое страшное»; учить давать характеристику герою; обогащать речь....
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в логопедической группе для детей с ОНР. "На машине"
Основные задачи :1.Познакомить детей сосказкой Н.Павловой "На машине"2.Вызвать эмоциональный отклик детей,сопереживание героям сказки.З.Воспитывать доброжелательные отношения в ...