«Создание условий и организация ПЭД в центре природы и экспериментирования как средств развития речи – рассуждений»
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема сообщения: «Создание условий и организация ПЭД в центре природы и экспериментирования как средств развития речи – рассуждений»
Воспитатель: Гайдарлы Е.А.
Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. В процессе ребёнок получает возможность удовлетворить любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?».
В своей работе я использую различные методы:
- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.)
- Словесные (беседы, чтение художественной литературы)
- Практические методы, (игры- опыты, игры- эксперименты, дидактические игры, сюжетно- ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно- печатные игры.
Метод игрового проблемного обучения, который стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах.
Так же использую приемы мнемотехники - мнемотаблицы, алгоритмы опытов.
Уголок природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке природы дети в течение дня могут подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними наблюдения, ухаживать за ними. У детей расширяются конкретные знания о природных объектах.
Дети одновременно закрепляют знания времен года, определяют погоду. Для осуществления трудовой деятельности в уголке: уход за комнатными растениями (рыхление, полив, опрыскивание, обтирание крупных листьев) оборудовано специальное место для хранения инструментов и оборудования. В уголке природы размещен наглядный иллюстрированный и дидактический материал: календарь природы, альбомы о домашних и диких животных, птицах, ягодах, насекомых, грибах. Разнообразен ассортимент настольно-печатных игр: лото «Кто где живет?», «Ягоды и фрукты», «Детеныши диких животных», «Собери цветок», «Парные картинки», «Овощи и фрукты», «Что, где растет?», «Деревья, кусты, трава» и т.д. В группе имеются муляжи фруктов, овощей, домашних и диких животных, насекомых. В уголке природы находятся прозрачные ёмкости с отростками растений, где дети могут наблюдать рост корневой системы растений.
В уголке природы находятся не только разные виды растений, здесь также есть кора различных деревьев, шкуры животных, сезонное дерево, ракушки, гербарий и т.д.
Важно чтобы дети участвовали не только в уходе за растениями, но и в их посадке. Для этого в группе совместно с детьми создаётся «Огород на подоконнике».
Таким образом, работа в данном направлении развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая и ухаживая за растениями, дети наблюдают, общаются друг с другом, рассказывают родителям о проделанной работе. Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Для организации самостоятельной детской деятельности разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. В процессе постижения новых знаний у детей развивается умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом. Дети учатся формулировать выводы в ходе экспериментирования. Учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами; «Как это сделать? Давайте сделаем так. Давайте посмотрим, что будет, если…». Тем самым у детей развивается диалогическая, монологическая речь, речь-рассуждение. Им нравятся занятия, где вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Организация подвижной игры при ознакомлении с ОБЖ как средство развития речи дошкольников"
Проект в старшей группе ДОУ "Организация подвижной игры при ознакомлении с ОБЖ как средство развития речи дошкольников".Цель: Формирование и развитие речевых навыков через подвижную игру....
Консультация для родителей " «Создание условий для организации режиссерских игр с детьми дошкольного возраста средствами макетирования»
Консультация для родителе...
«Центр природы в группе – эффективное средство развития экологических представлений у дошкольников» (сообщение из опыта работы)
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях....
Создание условий для организации познавательно-исследовательской деятельности с учетом требований показателя «Природа и наука» шкалы ECERS-R
Статья природа и наука...
«Создание оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей»
Представлен методический материал по организации образовательного пространства центров развивающей среды – речевой уголок. Освещены основные правила и технологии, которые используют при фор...
Организация настенных модулей в кабинете учителя-логопеда, как средство развития речи у дошкольников
Организация настенных модулей в кабинете учителя-логопеда, как средство развития речи у дошкольников «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучить...
Создание центра сюжетно-ролевой игры, как средства развития детской инициативы и самостоятельности
Приобщение родителей к созданию центра сюжетно-ролевой игры, как социальных партнёров, посредством изготовления чехлов, атрибутов, ширм. Среда организуется так, чтобы у ребёнка был самостоят...