«Создание условий и организация ПЭД в центре природы и экспериментирования как средств развития речи – рассуждений»
консультация (подготовительная группа)

Гайдарлы Елена Анатольевна

Сообщение к педсовету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_pedsovet_no2.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема сообщения: «Создание условий и организация ПЭД в центре природы и экспериментирования как средств развития речи – рассуждений»

Воспитатель: Гайдарлы Е.А.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. В процессе ребёнок получает возможность удовлетворить любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?».

 В своей работе я использую различные методы:

- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.)

-  Словесные   (беседы, чтение  художественной   литературы)                   

-  Практические  методы, (игры- опыты, игры- эксперименты, дидактические игры, сюжетно- ролевые игры с элементами экспериментирования,  настольно- печатные игры.

Метод игрового проблемного обучения, который стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. 

Так же использую  приемы мнемотехники - мнемотаблицы, алгоритмы опытов.

Уголок природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке  природы дети в течение дня могут подходить к  растениям, рассматривать их, вести за ними  наблюдения, ухаживать за ними. У детей расширяются конкретные знания о природных объектах.

Дети одновременно закрепляют знания времен года, определяют погоду. Для осуществления трудовой деятельности в уголке: уход за комнатными растениями (рыхление, полив, опрыскивание, обтирание крупных листьев) оборудовано специальное место для хранения инструментов и оборудования. В уголке природы размещен наглядный иллюстрированный и дидактический материал: календарь природы, альбомы о домашних и диких животных, птицах, ягодах,  насекомых, грибах. Разнообразен ассортимент настольно-печатных игр: лото «Кто где живет?», «Ягоды и фрукты», «Детеныши диких животных», «Собери цветок», «Парные картинки», «Овощи и фрукты», «Что, где растет?», «Деревья, кусты, трава» и т.д. В группе имеются муляжи фруктов, овощей, домашних и диких животных, насекомых. В уголке природы находятся прозрачные ёмкости с отростками растений, где дети могут наблюдать рост корневой системы растений.

 В уголке природы находятся не только разные виды растений, здесь также есть кора различных деревьев, шкуры животных, сезонное дерево, ракушки, гербарий и т.д.

Важно чтобы дети участвовали не только в уходе за растениями, но и в их посадке. Для этого в группе совместно с детьми создаётся «Огород на подоконнике».

Таким образом, работа в данном направлении развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая и ухаживая за растениями, дети наблюдают, общаются друг с другом, рассказывают родителям о проделанной работе. Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Для организации самостоятельной детской деятельности  разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. В процессе постижения новых знаний у детей  развивается умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом.   Дети учатся формулировать  выводы  в ходе экспериментирования.  Учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами; «Как это сделать? Давайте сделаем так.  Давайте посмотрим, что будет, если…». Тем самым у детей развивается диалогическая, монологическая речь, речь-рассуждение. Им нравятся занятия, где вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Организация подвижной игры при ознакомлении с ОБЖ как средство развития речи дошкольников"

Проект в старшей группе ДОУ "Организация подвижной игры при ознакомлении с ОБЖ как средство развития речи дошкольников".Цель: Формирование и развитие речевых навыков через подвижную игру....

«Центр природы в группе – эффективное средство развития экологических представлений у дошкольников» (сообщение из опыта работы)

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях....

«Создание оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей»

Представлен методический материал по организации образовательного пространства центров развивающей среды – речевой уголок. Освещены основные правила и технологии, которые используют при фор...

Организация настенных модулей в кабинете учителя-логопеда, как средство развития речи у дошкольников

Организация настенных модулей в кабинете учителя-логопеда, как средство развития речи у дошкольников «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучить...

Создание центра сюжетно-ролевой игры, как средства развития детской инициативы и самостоятельности

Приобщение родителей к созданию центра сюжетно-ролевой игры, как социальных партнёров, посредством изготовления чехлов, атрибутов, ширм. Среда организуется так, чтобы у ребёнка был самостоят...