Конспект педагогического совета «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
методическая разработка
Данный педсовет проводится с целью систематизации знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствования педагогического мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_22.04.2021.docx | 37.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет № 3
22.04.2021г.
Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.
Повестка дня:
- О выполнении решения предыдущего педагогического совета. Старший воспитатель Бикбулатова Н.С.
- «Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников». Старший воспитатель Бикбулатова Н.С.
Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагоги младшей группы «Цыплята»: Анохина М.А., Ермакова Т.В.)
- Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Эффективность образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ». Старший воспитатель Бикбулатова Н.С.
Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагог средней группы «Воробушки» Кульсаитова З.З.)
- Результаты смотра-конкурса «Лучший уголок познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности». Старший воспитатель Бикбулатова Н.С.
Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагог средней группы «Утята» Письменная Т.Н.)
- «Музыкальное экспериментирование дошкольников». Выскребцева Т.И.
Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагог старшей группы «Журавлики» Крученкова С.Г.)
- Презентация проектов по познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности педагогов средних групп «Утята» и «Воробушки». Воспитатели Письменная Т.Н., Кульсаитова З.З.
Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагоги старшей группы «Ласточки»: Сушицкая Р.Г., Галиакберова О.Н.)
- Взаимодействие с родителями по популяризации детского экспериментирования. Воспитатель Крученкова С.Г.
Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагог подготовительной группы «Синички» Федорова Н.П.)
- Подведение итогов и принятие решений.
- О выполнении решения предыдущего педагогического совета. Старший воспитатель Бикбулатова Н.С.
Решения педсовета от 10.12.2020 года выполняются - педагогами усилена работа по укреплению и сохранению здоровья детей. Педагогический коллектив ДОУ продолжает вести активную работу по формированию у детей навыков здорового образа жизни с привлечением родителей.
Особое внимание уделяется развитию у детей движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба и т.д.) в режимных моментах, в свободной и совместной деятельности детей, в индивидуальной работе.
Максимально увеличено время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности (дети выходят на прогулку 2 раза в день в соответствии с режимом дня ДОУ).
Педагогами изучаются и активно используются в работе здоровьесберегающие технологии, инновационные в том числе (су-джок терапия, барефутинг, самомассаж, точечный массаж, дыхательная и зрительная гимнастики, физминутки и т.д.)
Педагоги продолжают обогащать предметно-развивающую среду по физкультурно-оздоровительной работе, привлекая к этому родителей (законных представителей) воспитанников (в группе «Ласточки» было добавлено оборудование для метания в даль и в цель, оборудование для дыхательной гимнастики, в группе «Журавлики» физкультурный уголок дооборудован массажными ковриками и ракетками для бадминтона, в группе «Воробушки» с помощью родителей появилось баскетбольное кольцо, сделанное своими руками.
С целью оказания помощи в воспитании физически адаптированной личности ребенка, заинтересованного в здоровом образе жизни, активизирована работа с родителями по физическому развитию детей и здоровьесбережению, проведены родительские собрания, консультации по данной тематике в оффлайн режиме, регулярно обновляются материалы в приемных.
Утвержден Кодекс этики и служебного поведения педагогических работников МАДОУ №10
- «Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников». Старший воспитатель Бикбулатова Н.С.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский.
Ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир), практикуется в установлении причинно-следственных связей, что позволяет ему расширять свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Чтобы познавательно-исследовательская деятельность была результативной, необходимо соблюдать следующие методические рекомендации:
1. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности.
2. Цель и задачи эксперимента должны быть ясны детям.
3. При проведении опыта нельзя наносить ущерб окружающей природе.
4. Подводить детей в процессе опыта к самостоятельным выводам.
5. Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта.
6. Применять полученные знания в продуктивной деятельности детей.
Что нужно делать, чтобы поддерживать интерес к исследовательской деятельности:
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, обязательно объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6.Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7.Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8.Создавайте ситуацию успешности (создание условий для успеха рбенка).
Чего нельзя делать:
1.Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2.Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3.Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4.Нельзя запрещать без объяснения.
5.Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6.Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7.Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
Вопрос педагогам: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?»
(удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).
Суть экспериментальной деятельности заключается в том, что воспитатель должен создать проблемную ситуацию и предоставить детям возможность изыскать средства ее решения, используя заранее усвоенные знания и умения. Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. Рассмотрим немного подробнее проблемные вопросы и ситуации.
Практикум «Решение проблемных ситуаций» («Как понюхать воздух?», «Кукла попросила завязать бантик из бумаги», «Снег белый, как же он может быть грязным?», «Верно ли, что все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды?»).
Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагоги младшей группы «Цыплята»: Анохина М.А., Ермакова Т.В.)
- Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Эффективность образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ». Старший воспитатель Бикбулатова Н.С.
Цель контроля: Определить эффективность образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Сроки проведения: с 05.04.2021г. по 09.04. 2021 г.
Тематический контроль осуществлялся планово во всех группах ДОУ.
Формы и методы контроля:
- Анкетирование родителей;
- Оценка профессионального мастерства педагогов (посещение режимных моментов по проведению РПИД);
- Создание условий в группе (анализ развивающей среды);
- Анализ планирования воспитательно-образовательного процесса;
- Выявление у дошкольников уровня умений практического опыта по РПИД.
1. Анализ анкетирования родителей показал, что не все дети с интересом продолжают экспериментировать дома, возможно из-за того, что в саду не всегда экспериментированию уделяется должное внимание. Не все родители принимают в этом активное участие, что не способствует удовлетворению познавательных интересов детей во время экспериментирования в домашних условиях. Радует то, что большинство родителей с удовольствием поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности.
Анализ ответов показал, что многие родители нуждаются в консультации воспитателя по организации экспериментирования с ребенком в домашних условиях.
2.Анализ просмотренных режимных моментов с элементами экспериментирования показал высокий уровень владения методикой проведения таких видов занятий у педагогов групп «Утята», «Воробушки», «Синички», замечания и рекомендации были даны педагогам групп «Цыплята», «Ласточки», «Журавлики»: для улучшения качества воспитательно-образовательного процесса рекомендуется педагогам лучше продумывать организационный момент (в младшей и средней группах он должен быть игровым, сюжетным, увлекать и заинтересовывать) и мотив деятельности экспериментирования - только осознанный ребенком мотив (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?) может обеспечить результат деятельности. Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.
3.Развивающая среда в ДОУ соответствует возрасту детей и реализуемой программе. К педсовету был проведен смотр центров экспериментирования, которые были оформлены и пополнены силами педагогов и родителей. Предметно-пространственная среда для экспериментирования соответствует требованиям безопасности и доступности. В группах «Синички», «Журавлики» наиболее оснащенные центры экспериментирования. Не во всех группах в мини-лабораториях есть приборы для исследований, познавательная литература, наглядный материал для накопления познавательного опыта, протоколы опытов и алгоритмы познавательной деятельности.
Не во всех возрастных группах были разработаны картотеки опытов и экспериментов, которые отражают цели, содержание, оборудование, форму фиксации результата эксперимента. Развивающая среда должна обеспечивать развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет, в связи с этим педагогам необходимо пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами и энциклопедиями познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями (марок, киндер-сюрпризов, в соответствии с проектной темой), а материалы распределить по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"и т.д
4. Анализ календарных планов позволил сделать следующие выводы. В календарных планах еженедельно планируется детское экспериментирование. Во всех группах в режимных моментах (особенно на прогулке) активно используются наблюдение, простейшие опыты и эксперименты (опыты со льдом, снегом, со звучащими предметами, запахами, предметами из различных материалов, магнитами, природным материалом и т.д.)
5. Исследовательски активным считается такой ребенок, который проявляет целеустремленность в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы, привлекает разные средства для достижения цели, не пасует перед трудностями, а с удовольствием возвращается к этой деятельности. Беседы с детьми показали, что они считают эту деятельность полезной и интересной и хотели бы ей заниматься снова и снова, однако, у ребят нет представлений о разнообразии опытов и экспериментов.
Центры экспериментирования для детей необходимо продолжать пополнять новым, интересным оборудованием.
Выводы и рекомендации
Из всего вышеизложенного для повышения качества работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей и ориентации на результат – развитие универсальных качеств личности ребенка необходимо:
1.Обратить внимание на систему планирования индивидуальной работы с детьми по данному направлению.
2.Разнообразить методы организации исследовательской деятельности, включить фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений, а также организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей.
3.Включить отобранные материалы картотек в комплексно-тематическое планирование.
4. Центры экспериментирования для детей необходимо продолжать пополнять новым интересным оборудованием, книгами познавательного характера, атласами, тематическими альбомами, коллекциями.
5. Провести с родителями консультации по организации экспериментирования с ребенком в домашних условиях.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: постоянно
Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагог средней группы «Воробушки» Кульсаитова З.З.)
- Результаты смотра-конкурса «Лучший уголок познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности». Старший воспитатель Бикбулатова Н.С.
Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагог средней группы «Утята» Письменная Т.Н.)
- «Музыкальное экспериментирование дошкольников». Музыкальный руководитель Выскребцева Т.И.
Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагог старшей группы «Журавлики» Крученкова С.Г.)
- Презентация проектов по познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности педагогов средних групп «Утята» и «Воробушки». Воспитатели Письменная Т.Н., Кульсаитова З.З.
Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагоги старшей группы «Ласточки»: Сушицкая Р.Г., Галиакберова О.Н.)
- Взаимодействие с родителями по популяризации детского экспериментирования. Воспитатель Крученкова С.Г.
Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагог подготовительной группы «Синички» Федорова Н.П.)
- Подведение итогов и принятие решений.
Решение педагогического совета №3 от 22.04.2021г.
- Продолжать создавать в ДОУ условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.
Ответственные: воспитатели.
Срок: постоянно
- Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями, картотеками опытов и экспериментов.
Ответственные: воспитатели.
Срок: в течение лета
- Для фиксации результатов опытов и наблюдений использовать дневники. (Старшие, подготовительные группы)
Ответственные: воспитатели.
Срок: постоянно
- Обратить внимание на систему планирования индивидуальной работы с детьми по данному направлению
Ответственные: воспитатели.
Срок: постоянно
- Провести с родителями консультации по организации экспериментирования с ребенком в домашних условиях.
Ответственные: воспитатели.
Срок: до 30.04.2021г.
- Закончить педагогический совет хотелось бы притчей «Счастье».
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уро...
Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Дети, по природе своей, исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...
Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.
Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность детей.Образовательная деятельно...
Конспект ООД по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования. «Зайчик в гостях у ребят» для детей первой младшей группы.
Конспект ООД по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования. «Зайчик в гостях у ребят» для детей первой мл...
Конспект ООД по развитию познавательно- исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования. «Зайчик в гостях у ребят» для детей первой младшей группы.
Конспект ООД по развитию познавательно- исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментиров...
Педагогический совет: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...