Конспект педагогического совета «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
методическая разработка

Бикбулатова Наталья Сергеевна

Данный педсовет проводится с целью систематизации знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствования педагогического мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_22.04.2021.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет № 3

22.04.2021г.

 Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Повестка дня:

  1. О выполнении решения предыдущего педагогического совета. Старший воспитатель Бикбулатова Н.С.
  2. «Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников».  Старший воспитатель Бикбулатова Н.С.

Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагоги младшей группы «Цыплята»: Анохина М.А., Ермакова Т.В.)

  1. Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Эффективность образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ». Старший воспитатель Бикбулатова Н.С.

Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагог средней группы «Воробушки» Кульсаитова З.З.)

  1. Результаты смотра-конкурса «Лучший уголок познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности». Старший воспитатель Бикбулатова Н.С.

Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагог средней группы «Утята» Письменная Т.Н.)

  1.  «Музыкальное экспериментирование дошкольников». Выскребцева Т.И.

Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагог старшей группы «Журавлики» Крученкова С.Г.)

  1. Презентация проектов по познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности педагогов средних групп «Утята» и «Воробушки». Воспитатели Письменная Т.Н., Кульсаитова З.З.

Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагоги старшей группы «Ласточки»: Сушицкая Р.Г., Галиакберова О.Н.)

  1. Взаимодействие с родителями по популяризации детского экспериментирования. Воспитатель Крученкова С.Г.

Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагог подготовительной группы «Синички» Федорова Н.П.)

  1. Подведение итогов и принятие решений.

  1. О выполнении решения предыдущего педагогического совета.  Старший воспитатель Бикбулатова Н.С.

Решения педсовета от 10.12.2020 года выполняются - педагогами усилена работа по укреплению и сохранению здоровья детей. Педагогический коллектив ДОУ продолжает вести активную работу по формированию у детей навыков здорового образа жизни с привлечением родителей.  

Особое внимание уделяется развитию у детей движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба и т.д.) в режимных моментах, в свободной и совместной деятельности детей, в индивидуальной работе.

Максимально увеличено время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности (дети выходят на прогулку 2 раза в день в соответствии с режимом дня ДОУ).

Педагогами изучаются и активно используются в работе здоровьесберегающие технологии, инновационные в том числе (су-джок терапия, барефутинг, самомассаж, точечный массаж, дыхательная и зрительная гимнастики, физминутки и т.д.)

Педагоги продолжают обогащать предметно-развивающую среду по физкультурно-оздоровительной работе, привлекая к этому родителей (законных представителей) воспитанников (в группе «Ласточки» было добавлено оборудование для метания в даль и в цель, оборудование для дыхательной гимнастики, в группе «Журавлики» физкультурный уголок дооборудован массажными ковриками и ракетками для бадминтона, в группе «Воробушки» с помощью родителей появилось баскетбольное кольцо, сделанное своими руками.

С целью оказания помощи в воспитании физически адаптированной личности ребенка, заинтересованного в здоровом образе жизни, активизирована работа с родителями по физическому развитию детей и здоровьесбережению, проведены родительские собрания, консультации по данной тематике в оффлайн режиме, регулярно обновляются материалы в приемных.

Утвержден Кодекс этики и служебного поведения педагогических работников МАДОУ №10

  1. «Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников».  Старший воспитатель Бикбулатова Н.С.

 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».  В.А. Сухомлинский.

Ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир), практикуется в установлении причинно-следственных связей, что позволяет ему расширять свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Чтобы познавательно-исследовательская деятельность была результативной, необходимо соблюдать следующие методические рекомендации:

1.        Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности.

2.        Цель и задачи эксперимента должны быть ясны детям.

3.        При проведении опыта нельзя наносить ущерб окружающей природе.

4.        Подводить детей в процессе опыта к самостоятельным выводам.

5.        Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта.

6.        Применять полученные знания в продуктивной деятельности детей.

Что нужно делать, чтобы поддерживать интерес к исследовательской деятельности:

1.        Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

2.        Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3.        Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4.        В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, обязательно объясняйте, почему этого нельзя делать.

5.        Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6.Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7.Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8.Создавайте ситуацию успешности (создание условий для успеха рбенка).

Чего нельзя делать:

1.Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2.Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3.Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4.Нельзя запрещать без объяснения.

5.Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6.Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7.Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

   

Вопрос педагогам: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?»

(удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).

Суть экспериментальной деятельности заключается в том, что воспитатель должен создать проблемную  ситуацию и предоставить детям возможность изыскать средства ее решения, используя заранее усвоенные знания и умения. Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. Рассмотрим немного подробнее проблемные вопросы и ситуации.

Практикум «Решение проблемных ситуаций» («Как понюхать воздух?», «Кукла попросила завязать бантик из бумаги», «Снег белый, как же он может быть грязным?», «Верно ли, что все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды?»).

Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагоги младшей группы «Цыплята»: Анохина М.А., Ермакова Т.В.)

  1. Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Эффективность образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ». Старший воспитатель Бикбулатова Н.С.

Цель контроля: Определить эффективность образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Сроки проведения: с 05.04.2021г. по 09.04. 2021 г.

Тематический контроль осуществлялся планово во всех группах ДОУ.

Формы и методы контроля:

  • Анкетирование родителей;
  • Оценка профессионального мастерства педагогов (посещение режимных моментов по проведению РПИД);
  • Создание условий в группе (анализ развивающей среды);
  • Анализ планирования воспитательно-образовательного процесса;
  • Выявление у дошкольников уровня умений практического опыта по РПИД.

1. Анализ анкетирования родителей показал, что не все дети с интересом продолжают экспериментировать дома, возможно из-за того, что в саду не всегда экспериментированию уделяется должное внимание. Не все родители принимают в этом активное участие, что не способствует удовлетворению познавательных интересов детей во время экспериментирования в домашних условиях. Радует то, что большинство родителей с удовольствием поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности.

Анализ ответов показал, что многие родители нуждаются в консультации воспитателя по организации экспериментирования с ребенком в домашних условиях.

2.Анализ просмотренных режимных моментов с элементами экспериментирования показал высокий уровень владения методикой проведения таких видов занятий у педагогов групп «Утята», «Воробушки», «Синички», замечания и рекомендации были даны педагогам групп «Цыплята», «Ласточки», «Журавлики»: для улучшения качества воспитательно-образовательного процесса рекомендуется педагогам лучше продумывать организационный  момент (в младшей и средней группах он должен быть игровым, сюжетным, увлекать и заинтересовывать) и мотив деятельности экспериментирования - только осознанный ребенком мотив (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?) может обеспечить результат деятельности. Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.

3.Развивающая среда в ДОУ соответствует возрасту детей и реализуемой программе. К педсовету был проведен смотр центров экспериментирования, которые были оформлены и пополнены силами педагогов и родителей. Предметно-пространственная среда для экспериментирования соответствует требованиям безопасности и доступности. В группах «Синички», «Журавлики» наиболее оснащенные центры экспериментирования. Не во всех  группах в мини-лабораториях есть приборы для исследований, познавательная литература, наглядный материал для накопления познавательного опыта, протоколы опытов и алгоритмы познавательной деятельности.

Не во всех возрастных группах были разработаны картотеки опытов и экспериментов, которые отражают цели, содержание, оборудование, форму фиксации результата эксперимента. Развивающая среда должна обеспечивать развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет, в связи с этим педагогам необходимо пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами и энциклопедиями познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями (марок, киндер-сюрпризов, в соответствии с проектной темой), а материалы распределить по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"и т.д

4. Анализ календарных планов позволил сделать следующие выводы. В календарных планах еженедельно планируется детское экспериментирование. Во всех группах в режимных моментах (особенно на прогулке) активно используются наблюдение, простейшие опыты и эксперименты (опыты со льдом, снегом, со звучащими предметами, запахами,  предметами из различных материалов, магнитами, природным материалом и т.д.)

5. Исследовательски активным считается такой ребенок, который проявляет целеустремленность в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы, привлекает разные средства для достижения цели, не пасует перед трудностями, а с удовольствием возвращается к этой деятельности. Беседы с детьми показали, что они считают эту деятельность полезной и интересной и хотели бы ей заниматься снова и снова, однако, у ребят нет представлений о разнообразии опытов и экспериментов.

Центры экспериментирования для детей необходимо продолжать пополнять новым, интересным оборудованием.

Выводы и рекомендации

Из всего вышеизложенного для повышения качества работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей и ориентации на результат – развитие универсальных качеств личности ребенка необходимо:

1.Обратить внимание на систему планирования индивидуальной работы с детьми по данному направлению.

2.Разнообразить методы организации исследовательской деятельности, включить фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений, а также организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей.

3.Включить отобранные материалы картотек в комплексно-тематическое планирование.

4. Центры экспериментирования для детей необходимо продолжать пополнять новым интересным оборудованием, книгами познавательного характера, атласами, тематическими альбомами, коллекциями.

5. Провести с родителями консультации по организации экспериментирования с ребенком в домашних условиях.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: постоянно

Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагог средней группы «Воробушки» Кульсаитова З.З.)

  1. Результаты смотра-конкурса «Лучший уголок познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности». Старший воспитатель Бикбулатова Н.С.

Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагог средней группы «Утята» Письменная Т.Н.)

  1.  «Музыкальное экспериментирование дошкольников». Музыкальный руководитель Выскребцева Т.И.

Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагог старшей группы «Журавлики» Крученкова С.Г.)

  1. Презентация проектов по познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности педагогов средних групп «Утята» и «Воробушки». Воспитатели Письменная Т.Н., Кульсаитова З.З.

Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагоги старшей группы «Ласточки»: Сушицкая Р.Г., Галиакберова О.Н.)

  1. Взаимодействие с родителями по популяризации детского экспериментирования. Воспитатель Крученкова С.Г.

Презентация опытно-экспериментальной деятельности (педагог подготовительной группы «Синички» Федорова Н.П.)

  1. Подведение итогов и принятие решений.

Решение педагогического совета №3 от 22.04.2021г.

  1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.

Ответственные: воспитатели.

 Срок: постоянно

  1. Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями, картотеками опытов и экспериментов.

Ответственные: воспитатели.

 Срок: в течение лета

  1. Для фиксации  результатов опытов и наблюдений использовать  дневники. (Старшие, подготовительные группы)

Ответственные: воспитатели.

Срок: постоянно

  1. Обратить внимание на систему планирования индивидуальной работы с детьми по данному направлению

Ответственные: воспитатели.

Срок: постоянно

  1. Провести с родителями консультации по организации экспериментирования с ребенком в домашних условиях.

Ответственные: воспитатели.

Срок: до 30.04.2021г.

        - Закончить педагогический совет хотелось бы притчей «Счастье».

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уро...

Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Дети,  по природе своей,  исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...

Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность  детей.Образовательная деятельно...

Конспект ООД по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования. «Зайчик в гостях у ребят» для детей первой младшей группы.

Конспект ООД  по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского  экспериментирования. «Зайчик в гостях у ребят» для детей первой мл...

Конспект ООД по развитию познавательно- исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования. «Зайчик в гостях у ребят» для детей первой младшей группы.

Конспект  ООД   по развитию познавательно-  исследовательской   деятельности дошкольников  через организацию  детского  экспериментиров...

Педагогический совет: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...