Педагогический совет: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
методическая разработка
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский.
Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам усвоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.pdf | 1.91 МБ |
pedsovet_eksperment.docx | 40.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Педагогический совет № 3
2 МАРТА 2021г.
Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Повестка дня:
- «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ».
- Презентация педагогами Гайсиной Е.К. и Петровой А.А. экспериментальной деятельности с воспитанниками в детском саду. – воспит.групп
- Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности. Демешкевич Н.Н.
- Деловая игра для воспитателей на тему: «Что? Где? Почему?»
- Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников».
- Подведение итогов и принятие решений.
Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.
“Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму”.Китайская пословица
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
- «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ».
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский.
Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам усвоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду — познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Также исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребёнка, решающая следующие задачи:
— способствовать формированию коммуникативных навыков;
— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
— формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
— развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
В познавательно-исследовательская деятельность сопровождается игрой, продуктивной деятельностью, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
В старшем дошкольном возрасте экспериментирование приобретает те формы и черты, которые отображают суть данной деятельности, но без подготовительных этапов в младших группах это было бы невозможно.
В нашем детском саду в каждой группе есть уголки для экспериментирования, которые наполнены различным оборудованием, проводятся занятия по познавательно – исследовательской деятельности.
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.
- Презентация педагогами экспериментальной деятельности с воспитанниками в детском саду. Воспитатели гр. Петрова А.А. группа №4 и Гайсина Е.А. группа №2.
- Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности. Демешкевич Н.Н.
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
Закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования.
- Деловая игра для воспитателей на тему: «Что? Где? Почему?» Оборудование игры: компьютер, мультимедийный проектор, стол с секторами, вращающаяся стрелка, конверты с заданиями для педагогов, набор оборудования для проведения опытов.
- Планируемый результат:
Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Организация игры
Ведущий: Закрепим наши знания через деловую игру (воспитатели делятся на две команды). В каждой команде одинаковое количество участников. На выполнение задания командам дается строго ограниченное время, по истечении которого участники игры дают ответы на поставленные вопросы, выполняют практические задания.. Деловую игру мы начнем с вопроса: «Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?» (ответы воспитателей).
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Педагогу от каждой команды предлагается подойти к столу и совершить поворот стрелки. В каждом секторе расположены конверты с различными типами заданий
▄ «Чёрный ящик»
1 опыт.
«Раскрасим салфетку без рук»
Оборудование: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры.
Ход действий: стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз так, чтобы получился узкий, длинный прямоугольник. От него отрезается кусочек примерно 5 см ширеной. Развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Отступая от нижнего края примерно 5-6 см, начинаем ставить большие точки каждым цветом фломастера. Образуется линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде. Наблюдаем.
Выводы: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками. Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх. А проходя сквозь краску фломастера, она растворяет её.
2 опыт.
«Лавовая лампа»
- стеклянная прозрачная емкость
- вода
- пищевые красители (можно заменить гуашью, акварелью и даже соком)
- растительное масло
- любая шипучая таблетка (или мелкая соль)
- фонарик
В баночку наливаем обычной воды примерно на треть объема.
Затем добавляем краситель и перемешиваем деревянной палочкой
Наливаем растительное масло. И — 1. удивляемся эффекту того, что масло с водой не смешивается, а остается сверху, ввиду разной плотности веществ.
А теперь самое интересное. В колбочку бросаем любую шипучую таблетку. У нас был аспирин-С и наблюдаем за реакцией.
Объяснение опыта с лавовой лампой
Масло и вода имеют разную плотность. Масло - легче и всегда будет наверху. В состав шипучей таблетки входит лимонная кислота и сода. Эти вещества вступают в химическую реакцию с водой, в результате которой выделяется углекислый газ, который, подхватывая частицы красителя, стремится наверх и благополучно покидает емкость, а частицы подкрашенной воды возвращаются обратно вниз. И так снова и снова. Именно из-за этого постоянного круговорота жидкости и получается интересный и очень красивый эффект лавы.
«Объяснялки» от детей
- Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по -разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).
- Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
- Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).
- Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).
«Внимание, вопрос!»
- Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.
Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив.игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.
- Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.
Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипуляторная игра, развив.игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.
- Постройте верную структуру занятия-экспериментирования.
Ответ: 1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
3.Уточнение плана исследования.
4.Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
5.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
6.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Аналитическая справка по итогам тематической проверки
«Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников»
Работая над годовой задачей, в ДОУ проводилась тематическая проверка, в процессе которой использовались такие формы и методы, как:
- Посещение открытых занятий;
- Анализ развития интегративных качеств: Любознательный-активный и способный решать интеллектуальные, личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту. Беседы с детьми в свободной деятельности;
- Анализ планирования воспитательно-образовательного процесса.
В ходе проверки установлено следующее:
Исследовательски активным считается такой ребенок, который проявляет целеустремленность в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы, привлекает разные средства для достижения цели, не пасует перед трудностями а с удовольствием возвращается к этой деятельности. Беседы с детьми с целью выявления деятельностно-субъектных проявлений, связанных с активностью и инициативностью ребенка в экспериментировании показали, что все дети, кто хоть раз проводил опыты, тому эта деятельность,безусловно, понравилась, они считают ее полезной и интересной и хотели бы ей заниматься снова и снова, некоторые рассказали, как возобновляли эксперимент в домашних условиях, однако, у ребят нет представлений о разнообразии опытов и экспериментов – только память о том, что делали на открытом занятии. Центры экспериментирования для детей необходимо продолжать пополнять новым, интересным оборудованием.
Развивающая среда в ДОУ соответствует возрасту детей и реализуемой программе. К педсовету был проведен смотр центров экспериментирования, которые были оформлены и пополнены силами педагогов. Предметно-пространственная среда для экспериментирования соответствует требованиям безопасности и доступности. Ни во всех группах в мини-лабораториях выделено: Место для постоянной выставки. Место для приборов. Место для выращивания растений. Место для хранения природного и бросового материалов.
Не во всех возрастных группах на основе Образовательной программы ДОУ и ФГОС были разработаны картотеки опытов и экспериментов, которые отражают цели, содержание.. Развивающая среда должна обеспечивать развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет, в связи с этим предлагаю педагогам пополнить центры экспериментирования: сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями, а материалы распределить по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Резина» и т.д.
Составил старший воспитатель: Поспелова В.С.
Аналитическая справка по итогам
анализа календарных планов
За март позволил сделать следующие выводы:
- В рамках НОД планируется детское экспериментирование, но отследить можно только на этапе постановки исследовательской задачи или темы эксперимента. В планах не прописываются ни оборудование, ни интеграция ОО, ни методы организации исследовательской деятельности.
- Во всех группах в режимных моментах (особенно на прогулке) активно используются наблюдение, простейшие опыты и эксперименты.
- Во второй младшей группе №5, в старшей группе №1, в ежедневном планировании не отражена позновательно-иследовательская деятельноть.
Следует обратить внимание на систему планирования, а не от случая к случаю, на планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Кроме того необходимо продумывать и планировать другие формы работы с дошкольниками по развитию познавательно-исследовательской деятельности
Из всего вышеизложенного, для повышения качества работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей и ориентации на результат – развитие универсальных качеств личности ребенка считаю необходимым:
При планировании НОД учитывать тематику недели, интеграцию ОО, прописывать организации исследовательской деятельности, также организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей.
Включить отобранные материалы картотеки в комплексно-тематическое планирование.
В экспериментировании ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, используя разнообразные способы воздействия на него.
Следует подчеркнуть, что важнейшим условием успешного развития исследовательской активности детей в экспериментировании являются компетентность воспитателя в данных вопросах, его стремление к постоянному самообразованию, совершенствованию организационно-проектировочных умений, увлеченность экспериментированием, стремление проявлять живой интерес к детской поисковой деятельности, создавать в группе атмосферу творчества, исследовательского поиска и радости открытий.
Составил старший воспитатель: Поспелова В.С.
6.Подведение итогов и принятие решений.
Общее решение педагогического совета №3 от 28.02.2021г.
- Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.
Ответственные: воспитатели.
Дата: в течение года
- Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию во всех режимных моментах.
Ответственные: воспитатели.
Дата: в течение года
Дата: август
- Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями, в группах предусмотреть место для постоянной выставки. Место для приборов. Место для выращивания растений. Место для хранения природного и бросового материалов, обеспечить свободный доступ детей к материалам.
Ответственные: воспитатели.
Дата: в течение лета
- Педагогам всех групп дооформить центр экспериментирования, устранить все недоработки.
Ответственные: воспитатели.
Дата: до 31 мая
- Контроль исполнения решения педагогического совета
Ответственные: старший воспитатель.
Дата: в соответствии с годовым планом и
планом оперативного контроля
Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уро...
Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Дети, по природе своей, исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...
Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.
Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность детей.Образовательная деятельно...
Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирова...
Конспект педагогического совета «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Данный педсовет проводится с целью систематизации знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствования педагогического мастерства....