Дополнительная общеобразовательная программа "Ловкие пальчики"
методическая разработка (подготовительная группа)

Кретинина Ирина Владимировна

Дополнительня общеобразовательная программа "Ловкие пальчики"  для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lovkie_palchiki.docx173.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение города  Нижневартовска

  детский сад № 10 «Белочка»

Дополнительная общеобразовательная программа  

«Ловкие пальчики»

/графомоторные навыки у детей старшего дошкольного возраста/ (6-7 лет)

направленность: социально-педагогическая

Воспитатель: Кретинина Ирина Владимировна

2021-2022 учебный год

Содержание

 

I.    Целевой раздел…………………………………………………………………………………………………………………………………2

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………2

1.2. Цель и задачи образовательной программы…………………………………………………………………………………………………...4

1.3. Принципы образовательной программы…………………………………......................................................................................................... 5

1.4. Характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………6

1.5. Ожидаемые результаты в ходе реализации программы……………………………………………………………………………………......6

II.  Содержательный раздел…………………………………………………………………………………………………………………………7

2.1. Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» ………………………………………………………………………………………………………………………………7

2.2. Перспективный план работы по программе дополнительного образования «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» ………………………………………………………………………………………………………………………………7

III. Организационный раздел………………………………………………………………………………………………………………………13

3.1. Методическое обеспечение программы……………………………………………. …………………………………………………………13

3.2. Материально- техническое обеспечение программы…………………………………………………………………………………………14

3.3. Список использованной литературы……………………………………………………………………………………………………………14

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

  Дополнительная образовательная программа «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

-  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

    Российской Федерации»

-  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки

  Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

-  Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного   врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13.

Дополнительная образовательная программа «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» разработана на основе программы Подрезовой  И.А.  «Школа умелого карандаша» с использованием методических пособий: Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 6-7 лет».

Актуальность программы: одним из целевых ориентиров программы дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является преемственность дошкольного и начального общего образования.

На протяжении дошкольного возраста большое внимание уделяется развитию речи. Существенной её составляющей считается письмо. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения графическим навыком.

Проблема формирования у дошкольников графомоторных навыков занимает особое место в системе в подготовки к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапов.

Анализируя имеющиеся на сегодняшний день образовательные программы дошкольного образования, мы видим, что ни в одной из них нет выделенного раздела по развитию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста. Тогда как у большинства выпускников детского сада недостаточно развиты тонкокоординированные движения рук (движения пальцев, кисти); оптико-пространственное восприятие и зрительно-моторная координация, что усложняет процесс овладения письмом в первом классе.

Эпизодическое включение упражнений на развитие графомоторных навыков детей дошкольного возраста не принесет существенных результатов. Необходима целенаправленная планомерная, систематическая работа по данному направлению с детьми.

Изучая опыт работы педагогов Подрезовой И.А, Трясоруковой Т.П., Галкиной Г.Г., Иншаковой О.Б. я пришла к выводу о необходимости создания программы, в которой бы были собраны и интерпретированы в соответствии с возрастными возможностями различные приемы развития графомоторных навыков.  

Вид программы: авторская

Новизна программы заключается в аккумуляции опыта работы педагогов и систематизации ее по четырем основным направлениям работы:

-формирование тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук – развитие мелкой моторики;

- формирование зрительно-двигательной координации;

-развитие межполушарного взаимодействия.

- формирование зрительно-пространственной ориентировки (ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги).

Направленность программы: социально- педагогическая.

Педагогическая целесообразность программы: применяемые методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей и будут способствовать развитию графомоторных навыков, созданию предпосылок для успешного овладения письмом будущими первоклассниками.

В основу программы положены:

 - исследования В.А. Сухомлинского о необходимости формирования мелкой моторики с целью развития способностей и дарований детей;

-  исследования Е.В. Гурьянова о роли координации моторных движений в процессе письма;

-исследования Г.Н. Рахмаковой, Е.И. Скиотис, Р.Д. Тригер, доказывающие, что к началу школьного обучения у дошкольников недостаточно развиты предпосылки готовности руки к письму.

Ключевые понятия:

Графомоторные навыки -определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Мелкая моторика-совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук.

Межполушарное взаимодействие- это определенный механизм объединения левого и правого полушария мозга в единую интегративно целостную систему, которая формируется в онтогенезе.

Зрительно-моторная координация — согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

Сроки реализации программы: 1 год

Состав группы- постоянный

Форма организации работы с детьми: групповая

Режим деятельности: образовательная деятельность проводится во второй половине дня 1 раз в неделю.

Общее количество занятий в год: 36

Продолжительность образовательной деятельности: 30 мин

1.2.Цель и задачи образовательной программы

Цель программы:

 - развитие графомоторных навыков детей 6-7 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений, тонкокоординированных движений пальцев рук.

Задачи:

Обучающие:

-формировать зрительно-пространственную ориентировку и   зрительно- двигательную координацию;

-создать условия для развития межполушарного взаимодействия;

- формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

Развивающие:

-развивать мелкую моторику, память, мышление, внимание, зрительное, слуховое восприятие;

Воспитательные:

-воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.

 

 1.3.Принципы образовательной программы.

В своей работе руководствуюсь следующими принципами:

•        Принцип доступности- все задания должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.

•        Принцип единства диагностики и педагогического процесса (результаты обследования определяют пути работы с детьми в виде перспективного плана развития);

•         Принцип системности и последовательности (процесс подготовки к письму предполагает воздействие на механизмы, необходимые для овладения письмом, создание условий для накопления двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости).

•        Принцип личностно- ориентированного обучения: признание ценности личности каждого ребенка, развитие его индивидуальности в процессе деятельности.

•        Принцип систематичности – постепенно обучать детей новым приемам, упражнениям, способствующим развитию графомоторных навыков, переходя от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний.

•        Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.    

 1.4.Характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся

разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными

изменениями.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.

Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.

К 5-6 годам дети способны совершать действия, которые требуют значительной точности и согласованности движений кистей

рук при условии систематической работы с ними. Но чаще всего отмечаются отклонения в развитии двигательной сферы, недостаточное развитие мелкой моторики, незрелость сложных произвольных форм зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия, напряженность и скованность мышц при движении, повышенный или пониженный мышечный тонус, быстрая утомляемость.

1.5.Ожидаемые результаты в ходе реализации программы.

По итогам реализации программы дополнительного образования «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» (6-7лет) запланированы следующие результаты:

- в ходе выполнения предметно- практических действий у детей развита мелкая моторика рук;

- сформирована координация движений руки и глаза;

- развито произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно-пространственные представления;

-сформированы элементарные графические умения и навыки;

-отмечены положительные изменения в сенсомоторной и пространственной координации;

-сформирована координация обеих рук;

-развит интерес к изобразительно-графической деятельности;

-отмечены улучшения в речевом развитии, восприятии информации, запоминании за счет синхронизации работы правого и левого полушария.

Система отслеживания и оценивания результатов по программе.

С целью мониторинга освоения программы, в группе проводится диагностика уровня развития графомоторных навыков на начало и конец учебного года. В основу диагностического обследования положены исследования Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова. Задания адаптированы с учетом возраста детей и включают в себя следующие направления: выявление кинетического кистевого и пальцевого праксиса, определение графического навыка, определение развития уровня координации рук и глаз, степень сохранности премоторной зоны  

II. Содержательный раздел

  1. 2.1. Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Раздел

Теория

Практика

Количество занятий

1

Формирование тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук (мелкая моторика)

-

9

9

2

Формирование зрительно-двигательной координации.

-

9

9

3

Развитие межполушарного взаимодействия.

-

8

8

4

Формирование зрительно-пространственной ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги.

1

8

9

 

Итого

1

34

35

2.2.Перспективный план работы по программе дополнительного образования «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Месяц

Тема занятия

         Вид деятельности

Цели и задачи

          Сентябрь

1-2 неделя

Мониторинг уровня развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет на начало учебного года

-выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на начало учебного года

Рисование коротких вертикальных и горизонтальных линий.

1.Пальчиковая гимнастика « Дружба».

2.Выполнение фигур из счётных палочек «Забор»

3.Работа в тетради.

4. Упражнение для глаз « Молния»

5.Зрительный диктант.

6.Работа в альбоме.

Научить проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; формировать навык ритмичности, двигательной функции кисти руки; развивать зрительное восприятие, зрительную память.

Рисование длинных вертикальных и горизонтальных линий в чередовании.

1.Пальчиковая гимнастика « Листочки».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для предупреждения зрительного утомления.

4.Зрительный диктант.

5.Упражнение « Кулак-ребро-ладонь».

6.Слуховой диктант.

7.Физкультминутка «Ветер»

8.Работа в альбоме.

9.Игра с мячом. Лексические упражнения.

- Учить проводить короткие и длинные горизонтальные линии по точкам и самостоятельно;

-Учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении;

-Активизировать  словарь слов-действий; учить образованию относительных прилагательных; закрепить названия деревьев.

-Развивать слуховую память.

 

Октябрь

Рисование наклонных линий. Закрепление навыков штриховки.

1. Пальчиковые шаги:

«Гусеница», «Муравьишка».

Пальчиковая гимнастика «Птички»

2. Работа в тетради.

3.Гимнастика для глаз.

4.Слуховой диктант.

5.Игра « телеграфисты».

6.Работа в альбоме.

7.Лексические упражнения.

Учить рисовать наклонные линии по точкам и по образцу; учить ориентироваться в плоскости листа; закреплять знания о геометрических фигурах.

Рисование уголков.

1.Пальчиковые шаги «Птенцы» пальчиковая гимнастика «Птички».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз « Уголки»

4.Зрительный диктант.

5. Игра « Телеграфисты».

6.Физ.мин-ка «Журавли учатся лететь»

7. Работа в альбоме.

8.Лексические упражнения.

Закрепить у детей умение рисовать короткие наклонные линии; учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными; развивать конструктивные навыки, координацию движений.

Рисование бордюра.

1.Пальчиковые шаги « Курочка», пальчиковая гим-ка « В гости к пальчику большому»

2.Работа в тетради.

3.Гимнастика для глаз « Жмурки»

4.Зрительный диктант.

5.Физ.мин-ка «Воробей»

6.Упраж-ние « Ладонь-кулак-ребро»

7. Работа в альбоме.

Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; формировать нажим карандаша; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.

Рисование квадратов.

1. Пальчиковые шаги « Курочка».

2.Работа в тетради.

3.Гимнастика для глаз « Зигзаги»

4.Зрительный диктант.

5.Физ.мин-ка «Домашние птицы»

6.Упражнение «Колечки»

7.Работа в альбоме.

Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.

   Ноябрь

Рисование прямоугольников.

1.Пальчиковые шаги «Мёд и медвежонок», выкладывание прямоугольника из палочек.

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз « Прямоугольники»

4.Зрительный диктант.

5.Физ.мин-ка «Медвежата».

6.Упражнение « Кулак-ребро-ладонь», « Колечки».

7.Работа в альбоме.

Учить детей рисовать прямоугольники со штриховкой; закрепить понятие о геометрической фигуре « прямоугольник»; развивать творческое воображение; развивать зрительное восприятие и зрительную память.

Рисование дуг. Штриховка дугами различных видов.

1.Пальчиковые шаги « Котик», упр. «  Маленький конструктор», пальчиковая гимнастика « Котята».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз « Волны».

4.Слуховой диктант « Дорожка».

5.Физкультминутка.

6.Упражнение « Колечки».

7.Работа в альбоме.

Учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность.

Декабрь

Рисование кругов. Штриховка кругами.

1.Игра « Соберём жемчуг со дна моря», упражнение « Колечки».

2.Работа в тетради.

3.Упр. для глаз « Пузырьки».

4.Зрительный диктант.

5. Физкультминутка.

6.Работа в альбоме.

Учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно; развивать внимание, зрительную память; закрепить навык проведения наклонных линий.

Рисование фигур и предметов из кругов.

1.Выкладывание силуэта рыбки горохом и рисом, пальчиковая гим-ка «Жил да был один налим».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз « Рыбки плавают».

4.Зрительный диктант.

5. Физ. мин-ка «Рыбка».

6. Работа в альбоме.

Закрепить у детей умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения предметов; развивать координацию речи и движения.

Рисование узоров из квадратов и кругов.

1.Самомассаж и пальчиковая гим-ка «Шарик».

2.Работа в альбоме.

3.Упр.для глаз «Поймай зайку».

4.Зрительный диктант « Фонарики».

5.Подвижная игра « С Новым годом»

6.Работа в альбоме.

Закрепить у детей умение рисовать квадраты и круги. Развивать зрительное внимание и память. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе. Развивать творческое воображение.

Рисование ёлочек.

1.Пальчиковые шаги « Весёлые подружки», самомассаж пальцев рук «Ёлочка».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз « Стрельба глазами»

4.Зрительный диктант « Ёлочки»

5.Физ.мин-ка «Где мы были мы не скажем…»

6.Работа в альбоме.

7.Лексические упражнения.

Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить подбирать слова антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать зрительное восприятие и зрительную память.

Январь

Рисование овалов. Дифференциация круга и овала.

1.Пальчиковые шаги « Весёлые подружки», упражнение « Ловкие ручки».

2.Работа в тетради-рисование овалов.

3.Гимнастика для глаз.

4.Физ.мин-ка «Снежная баба»

5.Работа в альбоме.

6.Лексические упражнения.

Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без неё; закрепить понятия о геометрических фигурах; развивать сообразительность, активизировать словарь.

Рисование овалов.

Знакомство с графическими диктантами.

1.Пальчиковые шаги «Весёлые подружки», упражнение

«Накрываем стол».

2.Работа в тетради- упражнение «Слива».

3.Упражнение для глаз «Овалы».

4.Зрительный диктант «Посуда».

5.Динамическая пауза «Овощи».

6.Игра « Паучок»

7.Графический диктант «Стул».

8.Работа в альбоме.

Учить детей рисовать овалы по точкам и самостоятельно; познакомить детей с графическим диктантом; развивать слуховую память.

Рисование кругов и овалов. Графический диктант

1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки»,

упражнение «Маленький конструктор».

2.Работа в тетради: упражнение «Конфета» самомассаж рук.

3.Гимнастика для глаз.

4.Зрительный диктант « Конфета».

5.Физ. мин-ка.

6.Упр. « Лезгинка».

7.Графический диктант «Ключик».

8.Работа в альбоме.

Закрепить у детей умение рисовать круги и овалы, объединять эти фигуры в предмет; учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; учить отсчитывать нужное количество клеточек для графического диктанта; развивать пространственные отношения, слуховое внимание.

Рисование посуды.

1.Пальчиковые шаги « Улитка», игра « Склей посуду».

2.Работа в тетради. Упр.- я: « Нож, чашка, чайник, кастрюля».

3.Упражнение для глаз.

4. Слуховой диктант.

5.Динамическая пауза.

6.Графический диктант « Незнайка».

7. Работа в альбоме.

Закрепить графические навыки детей при изображении предметов посуды по клеткам; развивать зрительное восприятие и зрительную память; закрепить умение штриховать в заданном направлении; продолжать знакомить с графическим диктантом.

Февраль

Рисование узоров с использованием овала.

1.Упражнение «Конструкторы», пальчиковая гимнастика « Гвозди».

2.Работа в тетради.

3. Графический диктант « Сторожевая собака».

4.Упражнение для глаз « Уголки».

5.Зрительный диктант « Часы», « Телевизор».

6.Динамическая пауза.

7. Работа в альбоме.

Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения.

Рисование вертушек.

1.Пальчиковая гимнастика « Моя семья», игра « Конструкторы»,

2. Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз. Стрельба глазами.

4.Графический диктант « Девочка».

5.Зрительный диктант « Вертушки».

6.Игра « Покажи где…»

7.Физ. мин-ка.

8. Работа в альбоме.

Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки; координировать речь и движения.

Рисование палочек с присоединением уголков.

1.Пальчиковая гим-ка «Солдаты», самомассаж кистей и пальцев рук.

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз « Стрельба глазами».

4.Зрительный диктант « Танк».

5.Графический диктант « Танк»

6.Физ. мин-ка « Дружно встали».

7.Работа в альбоме.

Закрепить у детей умение рисовать овалы и включать их в различные узоры; формировать временные представления; учить графически воспроизводить направления; развивать мелкую и общую моторику детей.

Март  

Выполнение упражнения « Продолжи строчку». Выполнение узоров.

1.Пальчиковая гим-ка « Мамочка», пальчиковые шаги « Улитка».

2.Работа в тетради.

3.Зрительный диктант « Василёк».

4.Упражнение для глаз « Цветок».

5.Физ. мин-ка « Мамам дружно помогаем».

6.Графический диктант « Цветок».

7.Физ. мин-ка « Цветочки, лепесточки».

8.Работа в альбоме.

Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание, сочетать действия со словом.

Рисование птиц.

1.Игра « Корм для птиц», пальчиковая гим-ка « ласточка».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз «Ручейки».

4.Зрительный диктант « Кораблик».

5.Граф.диктант «Летящая птица».

6.Физ. мин-ка « Зима прошла».

7. Работа в альбоме.

Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; учить подбирать родственные слова; образовывать приставочные глаголы движения ( от глагола лететь); воспитывать слуховое внимание, совершенствовать умение действовать по сигналу, сочетать действия со словом.

Рисование узоров с использованием овала.

1.Упражнение «Волшебная пуговица», пальчиковая гимнастика « Одежда».

2.Работа в тетради.

3.Упр.для глаз «Рисуем шарики».

4.Графический диктант « Белка».

5.Самомассаж « Крючочки»

6.Физ. мин-ка.

7.Работа в альбоме.

Продолжать формировать у детей умение рисовать круги и овалы; учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения, закрепить и уточнить знания об одежде.

Рисование ломаной линии.

1.Пальчиковые шаги « Кот и бабочка», упр. « Маленький конструктор».

2.Самомассаж кистей и пальцев рук.

3.Работа в тетради.

4.Упражнение для глаз « Стрельба глазами».

5.Графический диктант.

6.Физ. мин-ка « Обувь».

7.Упр. « Лезгинка».

8.Работа в альбоме.

Учить детей проводить прямые ломаные линии без отрыва; закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; развивать внимание, конструктивные навыки.

Апрель

Симметричное рисование по клеточкам

1.Пальчиковые игры «Чудо-пуговицы», «Дом».

2.Работа в тетради.

3.Гимнастика для глаз.

4.Графический диктант « Домик»

5.Динамическая пауза « Прогулка по Земле».

6..Зрительный диктант « Дом».

7.Работа в альбоме.

Учить детей симметрично завершать начатый рисунок по клеточкам, закрепить основные виды штриховок, развивать мелкую моторику руки, координацию движений, развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве.

Копирование рисунков по клеточкам.

1.Пальчиковая гим-ка «Четыре братца», упр. «Конструкторы».

2.Работа в тетради.

3.Зрительный диктант « Ракета».

4.Гим-ка для глаз               « Поймай звезду»

5.Физ. мин-ка « Космонавт».

6.Самомассаж.

7.Графический диктант « Ракета».

8. Работа в альбоме.

Закрепить у детей рисовать круги и включать их в различные узоры; продолжать учить графически воспроизводить направления; закрепить основные виды штриховки, развивать мелкую и общую моторику детей, пуговицы.

Закрепление сформированных навыков.

1.Игра « Волшебные пуговицы»

2.Работа в тетради.

3.Зрительный диктант.

4.Гим-ка для глаз.

5.Физ. мин-ка «Мы шагаем по планете…»

6.Графический диктант

7.Работа в альбоме.

Закрепить умение работать по образцу при выкладывании палочек.

-корректировать  мелкую моторику пальцев рук через выполнение упражнений, пальчиковых игр.

- упражнять в согласовании движений с текстом.

- развивать тактильные ощущения при нахождении предмета на ощупь.

Май

Закрепление сформированных навыков

( Итоговое)

1.Разминка для пальцев, пальчиковые шаги.

2.Упр. « Пройди по дорожке».

3.Графический диктант « Бабочка».

4.Игра « Собирай-ка».

5.Муз. ритмическое упр. «Маленький волшебник».

6.Игра « Волшебная крупа».

7.Игра « Намотай нитку».

Стимулировать речевое развитие детей путём активных движений пальцев рук.

Закрепить умение составлять графическое изображение пространственных отношений и моделировать их в виде рисунка,

проводить кривые, прямые (вертикальные и горизонтальные) линии по намеченному контуру.

2-3 неделя

Мониторинг уровня развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет на конец учебного года

-выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года

 III.Организационный раздел

  1.  3.1.Методическое обеспечение программы

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, дидактических и методических пособий, собственных методических разработок.

Методические разработки: конспекты по развитию графомоторных навыков «Веселый карандаш»«Весна идет, весне дорогу», «Моя семья», «Веселый колобок»; консультации для родителей «Игры и упражнения для развития зрительно- моторной координации», «Помогаю маме- развиваю мелкую моторику», «Развитие зрительно- пространственной координации: варианты заданий».

Дидактические пособия: тетради, альбомы по графомоторике, раскраски, набор карточек для развития межполушарного взаимодействия «Графомоторика», карточки с наложенными изображениями («зашумленные» картинки), лабиринты, графомоторные дорожки.

Форма организации деятельности: групповая

Основной вид деятельности: практический

Методы обучения:

-словесный;

-наглядный;

-практический.

Приемы обучения:

-объяснение;

-пояснение;

-показ способа действия;

- упражнения;

-создание игровых ситуаций

Структура образовательной деятельности:

1.Пальчиковая гимнастика.

2.Выполнение графических упражнений («штриховки», «обводилки», раскрашивание, дорисовывание, графические диктанты)

3. Гимнастика для глаз

4.Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, ориентировки в пространстве, зрительно- моторной координации, зрительного восприятия.

5. Физминутка.

6.Развитие мелкой моторики (игры в сухом бассейне, аппликация из сыпучих материалов, пластилинография, шаблоны из наждачной бумаги, конструирование из проволоки и т.д.)

3.2.Материально- техническое обеспечение программы.

В соответствии с направлениями работы по развитию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста подобраны материалы по оснащению развивающей предметно- пространственной среды с учетом требований ФГОС ДО.

Она включает в себя:

-карточки с упражнениями: «обводилки», «копирование рисунков», «продолжение узоров», «рисование по клеточкам», «дорисовывание», «штриховки»;

- раскраски, трафареты с различным наполнением (крупы, песок, наждачная бумага), счетные палочки, сухой бассейн, наполненный различными крупами, карандаши, фломастеры, пластилин;

- природный и бросовый материалы; бисер; молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки, пуговицы, губки, цветные клубки нитей для перематывания; различные емкости, пузырьки, коробочки.

-мячики для тренировки мускулатуры кисти;

-наборы мелких игрушек и предметов с разными поверхностями;

-счетные палочки для выкладывания узоров;

-проволочки для создания узоров и фигурок, пипетки;

-разрезные картинки.

Материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, в соответствии с интересами, выбирать игры, задания, пособия для деятельности, воспроизводить то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, проявить свое творчество, реализовать замыслы. Содержание периодически меняется, цели и задачи занимательных игр и упражнений по развитию графомоторных навыков усложняется.

  

3.3.Список использованной литературы

Для педагога:

  1. Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. — М. : Издательство «Гном и Д., 2005. —40с.
  2. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1.- М.:Владос, 2019.-с.112
  3. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 2.- М.:Владос, 2019.-с.111
  4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
  5. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. -М: ГНОМ и Д., 2007- 120с.

 

Для детей:

  1. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. -М: ГНОМ и Д., 2007.
  2. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. -М: ГНОМ и Д., 2007.
  3. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь. -Ростов н/Д: Феникс, 2018
  4. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: раскраска с заданиями. -Ростов н/Д: Феникс, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"

Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование),  предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Рисунки, спрятанные в пальчиках» для детей 2 – 7 лет

Программа дополнительного образования предназначена для развития творческих способностей и воображения детей 2 - 7 лет. В программе предсталено тематические планирование и перечень материалов и инстру...

индивидуальное занятие по разделу "Предметно - практическая деятельность" (по дополнительной общеобразовательной программе для детей и подростков с ТМНР "Умелые ручки") на тему: «Ловкие пальчики»

Конспект занятия подготовил педагог высшей категории (воспитатель СПб ГБСУ СО «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями  умственного развития №1» Петродворцового район...

Дополнительная общеобразовательная программа «Умные пальчики»

Дополнительное образование призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Ведущую роль во всестороннем раз...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию мелкой моторики для детей от 2-3 лет "Ловкие пальчики"

В раннем возрасте, овладевая изобразительно-выразительными средствами, дети не только приобщаются к элементарной творческой деятельности, но и получают возможность развития мелкой моторики рук, ч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Чудо – пальчики»

Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование),  понимание речи; га...

Дополнительная общеобразовательная программа "Ловкие пальчики"

Дополнительная образовательная программа (далее –Программа) по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № ...