Дополнительная общеобразовательная программа "Ловкие пальчики"
методическая разработка (подготовительная группа)
Дополнительня общеобразовательная программа "Ловкие пальчики" для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lovkie_palchiki.docx | 173.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска
детский сад № 10 «Белочка»
Дополнительная общеобразовательная программа
«Ловкие пальчики»
/графомоторные навыки у детей старшего дошкольного возраста/ (6-7 лет)
направленность: социально-педагогическая
Воспитатель: Кретинина Ирина Владимировна
2021-2022 учебный год
Содержание
I. Целевой раздел…………………………………………………………………………………………………………………………………2
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………2
1.2. Цель и задачи образовательной программы…………………………………………………………………………………………………...4
1.3. Принципы образовательной программы…………………………………......................................................................................................... 5
1.4. Характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………6
1.5. Ожидаемые результаты в ходе реализации программы……………………………………………………………………………………......6
II. Содержательный раздел…………………………………………………………………………………………………………………………7
2.1. Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» ………………………………………………………………………………………………………………………………7
2.2. Перспективный план работы по программе дополнительного образования «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» ………………………………………………………………………………………………………………………………7
III. Организационный раздел………………………………………………………………………………………………………………………13
3.1. Методическое обеспечение программы……………………………………………. …………………………………………………………13
3.2. Материально- техническое обеспечение программы…………………………………………………………………………………………14
3.3. Список использованной литературы……………………………………………………………………………………………………………14
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13.
Дополнительная образовательная программа «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» разработана на основе программы Подрезовой И.А. «Школа умелого карандаша» с использованием методических пособий: Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 6-7 лет».
Актуальность программы: одним из целевых ориентиров программы дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является преемственность дошкольного и начального общего образования.
На протяжении дошкольного возраста большое внимание уделяется развитию речи. Существенной её составляющей считается письмо. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения графическим навыком.
Проблема формирования у дошкольников графомоторных навыков занимает особое место в системе в подготовки к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапов.
Анализируя имеющиеся на сегодняшний день образовательные программы дошкольного образования, мы видим, что ни в одной из них нет выделенного раздела по развитию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста. Тогда как у большинства выпускников детского сада недостаточно развиты тонкокоординированные движения рук (движения пальцев, кисти); оптико-пространственное восприятие и зрительно-моторная координация, что усложняет процесс овладения письмом в первом классе.
Эпизодическое включение упражнений на развитие графомоторных навыков детей дошкольного возраста не принесет существенных результатов. Необходима целенаправленная планомерная, систематическая работа по данному направлению с детьми.
Изучая опыт работы педагогов Подрезовой И.А, Трясоруковой Т.П., Галкиной Г.Г., Иншаковой О.Б. я пришла к выводу о необходимости создания программы, в которой бы были собраны и интерпретированы в соответствии с возрастными возможностями различные приемы развития графомоторных навыков.
Вид программы: авторская
Новизна программы заключается в аккумуляции опыта работы педагогов и систематизации ее по четырем основным направлениям работы:
-формирование тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук – развитие мелкой моторики;
- формирование зрительно-двигательной координации;
-развитие межполушарного взаимодействия.
- формирование зрительно-пространственной ориентировки (ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги).
Направленность программы: социально- педагогическая.
Педагогическая целесообразность программы: применяемые методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей и будут способствовать развитию графомоторных навыков, созданию предпосылок для успешного овладения письмом будущими первоклассниками.
В основу программы положены:
- исследования В.А. Сухомлинского о необходимости формирования мелкой моторики с целью развития способностей и дарований детей;
- исследования Е.В. Гурьянова о роли координации моторных движений в процессе письма;
-исследования Г.Н. Рахмаковой, Е.И. Скиотис, Р.Д. Тригер, доказывающие, что к началу школьного обучения у дошкольников недостаточно развиты предпосылки готовности руки к письму.
Ключевые понятия:
Графомоторные навыки -определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Мелкая моторика-совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук.
Межполушарное взаимодействие- это определенный механизм объединения левого и правого полушария мозга в единую интегративно целостную систему, которая формируется в онтогенезе.
Зрительно-моторная координация — согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
Сроки реализации программы: 1 год
Состав группы- постоянный
Форма организации работы с детьми: групповая
Режим деятельности: образовательная деятельность проводится во второй половине дня 1 раз в неделю.
Общее количество занятий в год: 36
Продолжительность образовательной деятельности: 30 мин
1.2.Цель и задачи образовательной программы
Цель программы:
- развитие графомоторных навыков детей 6-7 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений, тонкокоординированных движений пальцев рук.
Задачи:
Обучающие:
-формировать зрительно-пространственную ориентировку и зрительно- двигательную координацию;
-создать условия для развития межполушарного взаимодействия;
- формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
Развивающие:
-развивать мелкую моторику, память, мышление, внимание, зрительное, слуховое восприятие;
Воспитательные:
-воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.
1.3.Принципы образовательной программы.
В своей работе руководствуюсь следующими принципами:
• Принцип доступности- все задания должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.
• Принцип единства диагностики и педагогического процесса (результаты обследования определяют пути работы с детьми в виде перспективного плана развития);
• Принцип системности и последовательности (процесс подготовки к письму предполагает воздействие на механизмы, необходимые для овладения письмом, создание условий для накопления двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости).
• Принцип личностно- ориентированного обучения: признание ценности личности каждого ребенка, развитие его индивидуальности в процессе деятельности.
• Принцип систематичности – постепенно обучать детей новым приемам, упражнениям, способствующим развитию графомоторных навыков, переходя от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний.
• Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
1.4.Характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся
разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными
изменениями.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
К 5-6 годам дети способны совершать действия, которые требуют значительной точности и согласованности движений кистей
рук при условии систематической работы с ними. Но чаще всего отмечаются отклонения в развитии двигательной сферы, недостаточное развитие мелкой моторики, незрелость сложных произвольных форм зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия, напряженность и скованность мышц при движении, повышенный или пониженный мышечный тонус, быстрая утомляемость.
1.5.Ожидаемые результаты в ходе реализации программы.
По итогам реализации программы дополнительного образования «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» (6-7лет) запланированы следующие результаты:
- в ходе выполнения предметно- практических действий у детей развита мелкая моторика рук;
- сформирована координация движений руки и глаза;
- развито произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно-пространственные представления;
-сформированы элементарные графические умения и навыки;
-отмечены положительные изменения в сенсомоторной и пространственной координации;
-сформирована координация обеих рук;
-развит интерес к изобразительно-графической деятельности;
-отмечены улучшения в речевом развитии, восприятии информации, запоминании за счет синхронизации работы правого и левого полушария.
Система отслеживания и оценивания результатов по программе.
С целью мониторинга освоения программы, в группе проводится диагностика уровня развития графомоторных навыков на начало и конец учебного года. В основу диагностического обследования положены исследования Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова. Задания адаптированы с учетом возраста детей и включают в себя следующие направления: выявление кинетического кистевого и пальцевого праксиса, определение графического навыка, определение развития уровня координации рук и глаз, степень сохранности премоторной зоны
II. Содержательный раздел
- 2.1. Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
№ | Раздел | Теория | Практика | Количество занятий |
1 | Формирование тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук (мелкая моторика) | - | 9 | 9 |
2 | Формирование зрительно-двигательной координации. | - | 9 | 9 |
3 | Развитие межполушарного взаимодействия. | - | 8 | 8 |
4 | Формирование зрительно-пространственной ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги. | 1 | 8 | 9 |
| Итого | 1 | 34 | 35 |
2.2.Перспективный план работы по программе дополнительного образования «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Месяц | Тема занятия | Вид деятельности | Цели и задачи |
Сентябрь | 1-2 неделя | Мониторинг уровня развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет на начало учебного года | -выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на начало учебного года |
Рисование коротких вертикальных и горизонтальных линий. | 1.Пальчиковая гимнастика « Дружба». 2.Выполнение фигур из счётных палочек «Забор» 3.Работа в тетради. 4. Упражнение для глаз « Молния» 5.Зрительный диктант. 6.Работа в альбоме. | Научить проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; формировать навык ритмичности, двигательной функции кисти руки; развивать зрительное восприятие, зрительную память. | |
Рисование длинных вертикальных и горизонтальных линий в чередовании. | 1.Пальчиковая гимнастика « Листочки». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для предупреждения зрительного утомления. 4.Зрительный диктант. 5.Упражнение « Кулак-ребро-ладонь». 6.Слуховой диктант. 7.Физкультминутка «Ветер» 8.Работа в альбоме. 9.Игра с мячом. Лексические упражнения. | - Учить проводить короткие и длинные горизонтальные линии по точкам и самостоятельно; -Учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении; -Активизировать словарь слов-действий; учить образованию относительных прилагательных; закрепить названия деревьев. -Развивать слуховую память. | |
Октябрь | Рисование наклонных линий. Закрепление навыков штриховки. | 1. Пальчиковые шаги: «Гусеница», «Муравьишка». Пальчиковая гимнастика «Птички» 2. Работа в тетради. 3.Гимнастика для глаз. 4.Слуховой диктант. 5.Игра « телеграфисты». 6.Работа в альбоме. 7.Лексические упражнения. | Учить рисовать наклонные линии по точкам и по образцу; учить ориентироваться в плоскости листа; закреплять знания о геометрических фигурах. |
Рисование уголков. | 1.Пальчиковые шаги «Птенцы» пальчиковая гимнастика «Птички». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз « Уголки» 4.Зрительный диктант. 5. Игра « Телеграфисты». 6.Физ.мин-ка «Журавли учатся лететь» 7. Работа в альбоме. 8.Лексические упражнения. | Закрепить у детей умение рисовать короткие наклонные линии; учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными; развивать конструктивные навыки, координацию движений. | |
Рисование бордюра. | 1.Пальчиковые шаги « Курочка», пальчиковая гим-ка « В гости к пальчику большому» 2.Работа в тетради. 3.Гимнастика для глаз « Жмурки» 4.Зрительный диктант. 5.Физ.мин-ка «Воробей» 6.Упраж-ние « Ладонь-кулак-ребро» 7. Работа в альбоме. | Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; формировать нажим карандаша; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память. | |
Рисование квадратов. | 1. Пальчиковые шаги « Курочка». 2.Работа в тетради. 3.Гимнастика для глаз « Зигзаги» 4.Зрительный диктант. 5.Физ.мин-ка «Домашние птицы» 6.Упражнение «Колечки» 7.Работа в альбоме. | Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память. | |
Ноябрь | Рисование прямоугольников. | 1.Пальчиковые шаги «Мёд и медвежонок», выкладывание прямоугольника из палочек. 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз « Прямоугольники» 4.Зрительный диктант. 5.Физ.мин-ка «Медвежата». 6.Упражнение « Кулак-ребро-ладонь», « Колечки». 7.Работа в альбоме. | Учить детей рисовать прямоугольники со штриховкой; закрепить понятие о геометрической фигуре « прямоугольник»; развивать творческое воображение; развивать зрительное восприятие и зрительную память. |
Рисование дуг. Штриховка дугами различных видов. | 1.Пальчиковые шаги « Котик», упр. « Маленький конструктор», пальчиковая гимнастика « Котята». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз « Волны». 4.Слуховой диктант « Дорожка». 5.Физкультминутка. 6.Упражнение « Колечки». 7.Работа в альбоме. | Учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность. | |
Декабрь | Рисование кругов. Штриховка кругами. | 1.Игра « Соберём жемчуг со дна моря», упражнение « Колечки». 2.Работа в тетради. 3.Упр. для глаз « Пузырьки». 4.Зрительный диктант. 5. Физкультминутка. 6.Работа в альбоме. | Учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно; развивать внимание, зрительную память; закрепить навык проведения наклонных линий. |
Рисование фигур и предметов из кругов. | 1.Выкладывание силуэта рыбки горохом и рисом, пальчиковая гим-ка «Жил да был один налим». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз « Рыбки плавают». 4.Зрительный диктант. 5. Физ. мин-ка «Рыбка». 6. Работа в альбоме. | Закрепить у детей умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения предметов; развивать координацию речи и движения. | |
Рисование узоров из квадратов и кругов. | 1.Самомассаж и пальчиковая гим-ка «Шарик». 2.Работа в альбоме. 3.Упр.для глаз «Поймай зайку». 4.Зрительный диктант « Фонарики». 5.Подвижная игра « С Новым годом» 6.Работа в альбоме. | Закрепить у детей умение рисовать квадраты и круги. Развивать зрительное внимание и память. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе. Развивать творческое воображение. | |
Рисование ёлочек. | 1.Пальчиковые шаги « Весёлые подружки», самомассаж пальцев рук «Ёлочка». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз « Стрельба глазами» 4.Зрительный диктант « Ёлочки» 5.Физ.мин-ка «Где мы были мы не скажем…» 6.Работа в альбоме. 7.Лексические упражнения. | Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить подбирать слова антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать зрительное восприятие и зрительную память. | |
Январь | Рисование овалов. Дифференциация круга и овала. | 1.Пальчиковые шаги « Весёлые подружки», упражнение « Ловкие ручки». 2.Работа в тетради-рисование овалов. 3.Гимнастика для глаз. 4.Физ.мин-ка «Снежная баба» 5.Работа в альбоме. 6.Лексические упражнения. | Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без неё; закрепить понятия о геометрических фигурах; развивать сообразительность, активизировать словарь. |
Рисование овалов. Знакомство с графическими диктантами. | 1.Пальчиковые шаги «Весёлые подружки», упражнение «Накрываем стол». 2.Работа в тетради- упражнение «Слива». 3.Упражнение для глаз «Овалы». 4.Зрительный диктант «Посуда». 5.Динамическая пауза «Овощи». 6.Игра « Паучок» 7.Графический диктант «Стул». 8.Работа в альбоме. | Учить детей рисовать овалы по точкам и самостоятельно; познакомить детей с графическим диктантом; развивать слуховую память. | |
Рисование кругов и овалов. Графический диктант | 1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки», упражнение «Маленький конструктор». 2.Работа в тетради: упражнение «Конфета» самомассаж рук. 3.Гимнастика для глаз. 4.Зрительный диктант « Конфета». 5.Физ. мин-ка. 6.Упр. « Лезгинка». 7.Графический диктант «Ключик». 8.Работа в альбоме. | Закрепить у детей умение рисовать круги и овалы, объединять эти фигуры в предмет; учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; учить отсчитывать нужное количество клеточек для графического диктанта; развивать пространственные отношения, слуховое внимание. | |
Рисование посуды. | 1.Пальчиковые шаги « Улитка», игра « Склей посуду». 2.Работа в тетради. Упр.- я: « Нож, чашка, чайник, кастрюля». 3.Упражнение для глаз. 4. Слуховой диктант. 5.Динамическая пауза. 6.Графический диктант « Незнайка». 7. Работа в альбоме. | Закрепить графические навыки детей при изображении предметов посуды по клеткам; развивать зрительное восприятие и зрительную память; закрепить умение штриховать в заданном направлении; продолжать знакомить с графическим диктантом. | |
Февраль | Рисование узоров с использованием овала. | 1.Упражнение «Конструкторы», пальчиковая гимнастика « Гвозди». 2.Работа в тетради. 3. Графический диктант « Сторожевая собака». 4.Упражнение для глаз « Уголки». 5.Зрительный диктант « Часы», « Телевизор». 6.Динамическая пауза. 7. Работа в альбоме. | Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения. |
Рисование вертушек. | 1.Пальчиковая гимнастика « Моя семья», игра « Конструкторы», 2. Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз. Стрельба глазами. 4.Графический диктант « Девочка». 5.Зрительный диктант « Вертушки». 6.Игра « Покажи где…» 7.Физ. мин-ка. 8. Работа в альбоме. | Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки; координировать речь и движения. | |
Рисование палочек с присоединением уголков. | 1.Пальчиковая гим-ка «Солдаты», самомассаж кистей и пальцев рук. 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз « Стрельба глазами». 4.Зрительный диктант « Танк». 5.Графический диктант « Танк» 6.Физ. мин-ка « Дружно встали». 7.Работа в альбоме. | Закрепить у детей умение рисовать овалы и включать их в различные узоры; формировать временные представления; учить графически воспроизводить направления; развивать мелкую и общую моторику детей. | |
Март | Выполнение упражнения « Продолжи строчку». Выполнение узоров. | 1.Пальчиковая гим-ка « Мамочка», пальчиковые шаги « Улитка». 2.Работа в тетради. 3.Зрительный диктант « Василёк». 4.Упражнение для глаз « Цветок». 5.Физ. мин-ка « Мамам дружно помогаем». 6.Графический диктант « Цветок». 7.Физ. мин-ка « Цветочки, лепесточки». 8.Работа в альбоме. | Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание, сочетать действия со словом. |
Рисование птиц. | 1.Игра « Корм для птиц», пальчиковая гим-ка « ласточка». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз «Ручейки». 4.Зрительный диктант « Кораблик». 5.Граф.диктант «Летящая птица». 6.Физ. мин-ка « Зима прошла». 7. Работа в альбоме. | Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; учить подбирать родственные слова; образовывать приставочные глаголы движения ( от глагола лететь); воспитывать слуховое внимание, совершенствовать умение действовать по сигналу, сочетать действия со словом. | |
Рисование узоров с использованием овала. | 1.Упражнение «Волшебная пуговица», пальчиковая гимнастика « Одежда». 2.Работа в тетради. 3.Упр.для глаз «Рисуем шарики». 4.Графический диктант « Белка». 5.Самомассаж « Крючочки» 6.Физ. мин-ка. 7.Работа в альбоме. | Продолжать формировать у детей умение рисовать круги и овалы; учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения, закрепить и уточнить знания об одежде. | |
Рисование ломаной линии. | 1.Пальчиковые шаги « Кот и бабочка», упр. « Маленький конструктор». 2.Самомассаж кистей и пальцев рук. 3.Работа в тетради. 4.Упражнение для глаз « Стрельба глазами». 5.Графический диктант. 6.Физ. мин-ка « Обувь». 7.Упр. « Лезгинка». 8.Работа в альбоме. | Учить детей проводить прямые ломаные линии без отрыва; закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; развивать внимание, конструктивные навыки. | |
Апрель | Симметричное рисование по клеточкам | 1.Пальчиковые игры «Чудо-пуговицы», «Дом». 2.Работа в тетради. 3.Гимнастика для глаз. 4.Графический диктант « Домик» 5.Динамическая пауза « Прогулка по Земле». 6..Зрительный диктант « Дом». 7.Работа в альбоме. | Учить детей симметрично завершать начатый рисунок по клеточкам, закрепить основные виды штриховок, развивать мелкую моторику руки, координацию движений, развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве. |
Копирование рисунков по клеточкам. | 1.Пальчиковая гим-ка «Четыре братца», упр. «Конструкторы». 2.Работа в тетради. 3.Зрительный диктант « Ракета». 4.Гим-ка для глаз « Поймай звезду» 5.Физ. мин-ка « Космонавт». 6.Самомассаж. 7.Графический диктант « Ракета». 8. Работа в альбоме. | Закрепить у детей рисовать круги и включать их в различные узоры; продолжать учить графически воспроизводить направления; закрепить основные виды штриховки, развивать мелкую и общую моторику детей, пуговицы. | |
Закрепление сформированных навыков. | 1.Игра « Волшебные пуговицы» 2.Работа в тетради. 3.Зрительный диктант. 4.Гим-ка для глаз. 5.Физ. мин-ка «Мы шагаем по планете…» 6.Графический диктант 7.Работа в альбоме. | Закрепить умение работать по образцу при выкладывании палочек. -корректировать мелкую моторику пальцев рук через выполнение упражнений, пальчиковых игр. - упражнять в согласовании движений с текстом. - развивать тактильные ощущения при нахождении предмета на ощупь. | |
Май | Закрепление сформированных навыков ( Итоговое) | 1.Разминка для пальцев, пальчиковые шаги. 2.Упр. « Пройди по дорожке». 3.Графический диктант « Бабочка». 4.Игра « Собирай-ка». 5.Муз. ритмическое упр. «Маленький волшебник». 6.Игра « Волшебная крупа». 7.Игра « Намотай нитку». | Стимулировать речевое развитие детей путём активных движений пальцев рук. Закрепить умение составлять графическое изображение пространственных отношений и моделировать их в виде рисунка, проводить кривые, прямые (вертикальные и горизонтальные) линии по намеченному контуру. |
2-3 неделя | Мониторинг уровня развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет на конец учебного года | -выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года |
III.Организационный раздел
- 3.1.Методическое обеспечение программы
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, дидактических и методических пособий, собственных методических разработок.
Методические разработки: конспекты по развитию графомоторных навыков «Веселый карандаш», «Весна идет, весне дорогу», «Моя семья», «Веселый колобок»; консультации для родителей «Игры и упражнения для развития зрительно- моторной координации», «Помогаю маме- развиваю мелкую моторику», «Развитие зрительно- пространственной координации: варианты заданий».
Дидактические пособия: тетради, альбомы по графомоторике, раскраски, набор карточек для развития межполушарного взаимодействия «Графомоторика», карточки с наложенными изображениями («зашумленные» картинки), лабиринты, графомоторные дорожки.
Форма организации деятельности: групповая
Основной вид деятельности: практический
Методы обучения:
-словесный;
-наглядный;
-практический.
Приемы обучения:
-объяснение;
-пояснение;
-показ способа действия;
- упражнения;
-создание игровых ситуаций
Структура образовательной деятельности:
1.Пальчиковая гимнастика.
2.Выполнение графических упражнений («штриховки», «обводилки», раскрашивание, дорисовывание, графические диктанты)
3. Гимнастика для глаз
4.Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, ориентировки в пространстве, зрительно- моторной координации, зрительного восприятия.
5. Физминутка.
6.Развитие мелкой моторики (игры в сухом бассейне, аппликация из сыпучих материалов, пластилинография, шаблоны из наждачной бумаги, конструирование из проволоки и т.д.)
3.2.Материально- техническое обеспечение программы.
В соответствии с направлениями работы по развитию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста подобраны материалы по оснащению развивающей предметно- пространственной среды с учетом требований ФГОС ДО.
Она включает в себя:
-карточки с упражнениями: «обводилки», «копирование рисунков», «продолжение узоров», «рисование по клеточкам», «дорисовывание», «штриховки»;
- раскраски, трафареты с различным наполнением (крупы, песок, наждачная бумага), счетные палочки, сухой бассейн, наполненный различными крупами, карандаши, фломастеры, пластилин;
- природный и бросовый материалы; бисер; молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки, пуговицы, губки, цветные клубки нитей для перематывания; различные емкости, пузырьки, коробочки.
-мячики для тренировки мускулатуры кисти;
-наборы мелких игрушек и предметов с разными поверхностями;
-счетные палочки для выкладывания узоров;
-проволочки для создания узоров и фигурок, пипетки;
-разрезные картинки.
Материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, в соответствии с интересами, выбирать игры, задания, пособия для деятельности, воспроизводить то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, проявить свое творчество, реализовать замыслы. Содержание периодически меняется, цели и задачи занимательных игр и упражнений по развитию графомоторных навыков усложняется.
3.3.Список использованной литературы
Для педагога:
- Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. — М. : Издательство «Гном и Д., 2005. —40с.
- Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1.- М.:Владос, 2019.-с.112
- Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 2.- М.:Владос, 2019.-с.111
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
- Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. -М: ГНОМ и Д., 2007- 120с.
Для детей:
- Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. -М: ГНОМ и Д., 2007.
- Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. -М: ГНОМ и Д., 2007.
- Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь. -Ростов н/Д: Феникс, 2018
- Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: раскраска с заданиями. -Ростов н/Д: Феникс, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"
Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование), предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Рисунки, спрятанные в пальчиках» для детей 2 – 7 лет
Программа дополнительного образования предназначена для развития творческих способностей и воображения детей 2 - 7 лет. В программе предсталено тематические планирование и перечень материалов и инстру...
индивидуальное занятие по разделу "Предметно - практическая деятельность" (по дополнительной общеобразовательной программе для детей и подростков с ТМНР "Умелые ручки") на тему: «Ловкие пальчики»
Конспект занятия подготовил педагог высшей категории (воспитатель СПб ГБСУ СО «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1» Петродворцового район...
Дополнительная общеобразовательная программа «Умные пальчики»
Дополнительное образование призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Ведущую роль во всестороннем раз...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию мелкой моторики для детей от 2-3 лет "Ловкие пальчики"
В раннем возрасте, овладевая изобразительно-выразительными средствами, дети не только приобщаются к элементарной творческой деятельности, но и получают возможность развития мелкой моторики рук, ч...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Чудо – пальчики»
Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование), понимание речи; га...
Дополнительная общеобразовательная программа "Ловкие пальчики"
Дополнительная образовательная программа (далее –Программа) по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № ...