Дополнительная общеобразовательная программа «Умные пальчики»
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа) на тему

Карнеева Светлана Валерьевна

Дополнительное образование призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Ведущую роль во всестороннем развитии ребенка играет развитие мелкой моторики детей с применением социо-игровых технологий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 933»

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «Школа № 933»

                                                                          ______________ Абдуллаева С.В.

                                                                              «_____» _____________ 2015 г.

                                                         

Направленность: социально-педагогическая

Дополнительная общеобразовательная программа

 

«Умные пальчики»

                                                               

 

Составитель:  Карнеева Светлана Валерьевна,

педагог-психолог

.

Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: 3 – 4 года

                                                           

Программа принята

педагогическим советом

ГБОУ «Школа № 933»

протокол № ______

от «_____» ________________ 2015 г.

                                               

Москва, 2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы социально-педагогическая. Программа «Умные пальчики» ознакомительного уровня.

Актуальность программы

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное образование призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Ведущую роль во всестороннем развитии ребенка играет развитие мелкой моторики детей с применением социо-игровых технологий.

Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата. Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это « второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».  

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.

Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») учащихся способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.

Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.

В результате вышесказанного актуальность программы «Умные пальчики» для дошкольников необходима и продиктована временем. Учитывая значимость развития мелкой моторики дошкольников, была предпринята попытка создания системного подхода в обучении по указанному направлению. Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе отводится моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организуется в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.

Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.  

Учитывается особенность периода 3-4 лет, отличающая его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

Актуальность в развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.        

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.  

Педагогическая целесообразность

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Образовательная область программы

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Дидактические принципы

  1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность – это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л. Рубинштейну).
  2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
  3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
  4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт. 

Отличительные особенности программы

Особенностью программы «Умные пальчики» является то, что она разделена на этапы.

Этапы реализации программы:

1. Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:

а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, блоками Дьёнаша, палочками Кьзенера, соленым тестом, дидактическими играми для развития мелкой моторики и правилами их использования;

б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.

2. Коррекционно-развивающий этап – направлен на достижение основных задач программы.

3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.

Срок реализации программы

        Программа рассчитана на 1 год обучения.

Возраст учащихся

        Программа предназначена для дошкольников от 3- до 4-х лет. Численный состав группы не должен превышать 10  человек.

Особенности возрастной группы детей

В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.

Форма и режим занятий

Занятия проводятся с октября по май 1 раз в неделю по 30 мин (16 часов в год) в групповой форме.

При реализации программы применяются здоровьесберегающие технологии: занятия проводятся в игровой форме со сменой деятельности в течение 20 минут + 10 минут – организационный момент. (СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 11.10, раздел 11).

Эффективность коррекционных занятий значительно повышается, если соблюдаются правила организации занятий, предлагаемые М.М. Безруких.

Основные из них:

  1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.
  2. Через каждые 5-7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.
  3. Начинать занятие следует с разминки, далее давать более легкое задание, затем переходить к более сложному заданию и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.
  4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.
  5. Предоставить возможность ребёнку самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать, не на скорость, а на качество.
  6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.
  7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.
  8. Следить за соблюдением правильной осанки.
  9. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте.

Цель программы «Умные пальчики» является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольников.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

  • развитие точности выполнения движений,
  • уровня переключаемости,
  • полноты объема движений пальцев рук,
  • умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук,
  • совершенствование координации движений руки и глаза;
  • совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;
  • формирование интереса и положительной мотивации обучения;
  • формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.

Наиболее эффективным способом решения поставленных задач является личностно-ролевая форма организации совместной работы учащихся. Вся деятельность делится между группами детей.

Ожидаемые результаты

К концу курса воспитанники предположительно будут знать:

  • приемы самомассажа рук;
  • названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп.

Предположительно будут уметь:

  • соизмерять, подчинять движения контролю взора;
  • владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
  • выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.);
  • пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
  • изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;
  • работать с трафаретами;
  • изготавливать детали по шаблону;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки;
  • выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы);
  • лепить шар, цилиндр, диск, куб;
  • строить симметричные фигуры, рисунки по координатам точек;
  • изготавливать поделки в технике “аппликация” по образцу;
  • пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
  • применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
  • плести косички из ниток;
  • выполнять шнуровку.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1.

Пальчиковая гимнастика

2

2.

Лепка

4

3.

Аппликация

4

4.

Графические упражнения

2

5.

Игры и действия с предметами

4

Итого:

16

Содержание курса

  1. Пальчиковая гимнастика (2 ч.)

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

  1. Лепка (4 ч.)

Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.

  1. Аппликация (4 ч.)

Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

  1. Графические упражнения (2 ч.)

Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.

  1. Игры и действия с предметами (4 ч.)

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами, прищепками.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основные формы и методы работы с детьми

Вводная часть 

Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.

Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.

Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.

Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.

Гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.

Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.

        Основная часть.

Содержание основной части соответствует задачам программы. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:

  • соты Кайе;
  • блоки Дьёнеша;
  • палочки Кьюзенера;
  • шнуровка;
  • прищепки;
  • скрепки;
  • крышки;
  • пуговицы;
  • выполнение заданий «Обведи рисунок по контуру», «Скопируй изображение»;
  • аппликация с использованием не традиционных методов, таких как  скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет;
  • лепка из солёного теста;
  • рисование пальчиками.

Заключительная часть

Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.

Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.

Условия реализации программы

Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в кабинете и использование на занятиях специального оборудования:

  • разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);
  • наборов счетных палочек;
  • наборов цветных спичек;
  • пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
  • мячей (колючих, каучуковых, рифленых);
  • кистевых эспандеров;
  • прищепок бельевых;
  • трафаретов по лексическим темам;
  • природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек);
  • «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.

В кабинете в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время: на переменах и динамических часах:

  • различные виды мозаики, конструкторов;
  • пазлы;
  • игрушки-шнуровки;
  • наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
  • различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы;
  • баночки для воды;
  • счетные палочки;
  • образцы готовых изделий;
  • массажные мячи.

Необходимые материалы:

  • различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);
  • различные виды ткани;
  • картон;
  • соленое тесто (соль, мука);
  • пластилин;
  • природные материалы;
  • вторичное сырье;
  • фольга;
  • клей ПВА;
  • нитки;
  • пуговицы;
  • крупа мелкая и крупная;
  • бусы;
  • строительный материал;
  • шаблоны;
  • салфетки;

Инструменты:

  • ножницы;
  • линейка;
  • стеки;
  • кисточки;
  • карандаши, фломастеры, краски;
  • пластиковые иголки;
  • трафареты.

Наглядные пособия:

  • иллюстрации;
  • игрушки;
  • мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
  • конструктор (палочки Кьюзенера);
  • набор геометрических тел (Блоки Дьёнеша);
  • коллекции бумаги, картона, ткани;        

Список литературы

  1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 1994.
  2. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. – М.: “Лист”, 1998. 198с.
  3. Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.
  4. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996.
  5. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  6. Белая А.Е. Пальчиковые игры. – М.: “Астрель”, 2001.
  7. Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана-Граф”, 2004. 400с.
  8. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.
  9. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
  10. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.
  11. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. – М.: “Начальная школа”, 1994. 192 с.
  12. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.
  13. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: “Сфера”, 1999. 107 с.
  14. Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.
  15. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
  16. Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. – М.: “Просвещение”, 1980.
  17. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2004.
  18. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. – М.: “Карапуз”, 1999.
  19. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.
  20. Нагибина Н.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: “Академия развития”, 1998. 205 с.
  21. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.
  22. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.
  23. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  24. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
  25. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999. 40 с.
  26. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.

Приложение № 1.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

№ занятия

Тема, содержание занятия

Кол-

во

минут

Октябрь

Занятие № 1

Знакомство с группой, правила

поведения на занятиях. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «дятел», «дождик»

5

С предметами:

-шнуровка – учимся засовывать шнурок в дырочку, делать крестик;

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки.

10

Занятие № 2

Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу.

5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой  –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

5

С предметами:

- бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму;

-знакомство с Блоками Дьёнеша: все формы, цвета, толстый и тонкий;

- лепка из теста: «Еж» с помощью спичек делаем иголки.

10

Занятие № 3

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел».

- самомассаж под песню Е. Железновой.

2

 3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», учимся делать узор «дождик»;

-знакомство с Палочками Кьюзенера: все размеры, цвета;

- аппликация: «Кораблик», активно работаем при приклеивании.

5

5

5

Занятие № 4

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

5

5

С предметами:

- бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «человечка»;

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 1стр.;

- раскрашка «Груша»- учимся не выходить за границы   рисунка.

5

5

Ноябрь

Занятие № 5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха.

5

3

С предметами:

- эспандер  – учимся зажимать и разжимать под музыку;

-пуговицы – делаем бусы, с разными по размеру и по цвету;

- собираем маленькую пирамидку.

2

10

Занятие № 6

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«едем-едем», «ручки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

2

3

С предметами:

- бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «бычка»;

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 2,3 стр.

- лепка из теста: «Божья коровка».

5

10

Занятие № 7

1. Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

3

5

С предметами:

-канцелярские скрепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем лучики у «солнца»;

- соты Кайе  – знакомство с новым материалом, учимся вытаскивать и снова засовывать соты;

- аппликация: «Грибы в корзинке».

2

10

Занятие № 8

1. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ручки», «краб», «зайка».

2. Самомассаж с помощью колючего мяча

5

2

С предметами:

- шнуровка – делаем дорожку;

- коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки;

- палочки Кьюзенера, альбом «Колокольчик», делаем дорожку гусеничке, стр. 1;

2

5

6

Декабрь

Занятие № 9

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха.

5

2

С предметами:

- эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку;

-пуговицы – делаем колеса и фары машине, с разными по размеру и по цвету;

- собираем геометрический конструктор (малый): строим «Солнце».

2

5

6

Занятие № 10

Колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

2

5

С предметами:

- бельевые прищепки  – делаем «сороконожку»

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 4,5 стр.

- разукрашка «Самолет» – учимся не выходить за границы рисунка, точно нажимать и правильно держать

2

5

6

Занятие № 11

1. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек.

2

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок (один)

-соты Кайе: собираем только желтые соты

- счетные цветные палочки: делаем заборчик и домик

-лепка из теста: гусеница (5 шариков).

 2

 3

 2

 8

Занятие № 12

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «гуси-гуси», «пальчики».

Самомассаж с помощью грецкого ореха.

2

3

С предметами:

- эспандер  – сжимать и разжимать под музыку;

- пуговицы – делаем части лица на картоне;

- собираем геометрический конструктор (большой): строим «Пирамиду».

3

2

10

Январь

Занятие № 13

1. Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

2

5

С предметами:

-канцелярские скрепки–делаем цепочку;

- соты Кайе – собираем половину синих, половину желтых сот;

- аппликация: «Банка с соленостями».

2

5

6

Занятие № 14

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«машина», «ручки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

- бельевые прищепки – делаем длинную цепь;

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 7стр.;

- лепка из теста: «тарелка с зернышками для курочки»

2

10

Занятие № 15

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха.

2

3

С предметами:

- эспандер  – учимся сжимать и разжимать под музыку;

-пуговицы – делаем чешую рыбе;

- знакомство с Кубиками Никитина: выкладываем только красный цвет.

2

5

8

Занятие № 16

1. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек.

2

3

С предметами:

- шнуровка – шнуруем ботинок (один);

- соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем  синие окошки;

- счетные цветные палочки: ставим к картонному солнцу лучики;

- раскрашка: закрашиваем  пальчиками яблоко.

2

5

8

Февраль

Занятие № 17

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

2

 3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», «дождик»;

- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик», стр.5;

- аппликация: «Тряпичный домик», активно работаем  при приклеивании, создаем из лоскутков ткани.

2

5

      8

Занятие № 18

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

3

4

С предметами:

- бельевые прищепки – вставляем на более толстую опору;

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 8 стр.;

- кубики Никитина: делаем по образцу-красно-белый дом.

3

10

Занятие № 19

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж  с помощью грецкого ореха.

2

3

С предметами:

- эспандер – сжимать и разжимать под музыку;

- пуговицы – отделяем больших от маленьких;

- собираем маленькую пирамидку.

2

3

10

Занятие № 20

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«игрушки-зверюшки», «две чашки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча.

5

3

С предметами:

- канцелярские скрепки – делаем «бычка»;

- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик» 10 стр.;

- лепка из теста: «Улитка».

2

10

Март

Занятие № 21

1. Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «дождик», «автобус».

2

2

С предметами:

-мозаика мелкая: делаем цветок

- соты Кайе. – делаем стрелку синим

- аппликация из крупы и семечек: плодовое дерево

6

10

Занятие № 22

1. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ручки», «краб», «зайка».

2. Самомассаж с помощью колючего мяча.

2

3

С предметами:

- шнуровка – делаем дорожку;

- коробочка с крупой – перебираем фасоль,горох и семечки;

- палочки Кьюзенера, блоки Дьенеша, альбом;

- «Маленькие логики», делаем шарики в руках зайца.

2

5

8

Занятие № 23

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха.

2

3

С предметами:

- эспандер – сжимать и разжимать под музыку;

- пуговицы – отделяем черные и белые пуговки;

- кубиками Никитина: выкладываем узор по книжке.

2

5

8

Занятие № 24

1. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек.

2

3

С предметами:

- шнуровка – шнуруем ботинок (один);

- соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки;

- счетные цветные палочки: делаем зигзаг;

- рисуем  пальчиками гусеницу, шмеля и дерево.

2

     3

3

7

Апрель

Занятие № 25

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е. Железновой.

   

     2

3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», «дождик», добавляем привязать предмет;

- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик», стр.11;

- аппликация: «Золотая рыбка: с применением семечек тыквы.

2

5

8

Занятие № 26

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

3

4

С предметами:

- бельевые прищепки – делаем осьминога;

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 12 стр.;

- кубики Никитина: делаем по образцу узор.

2

3

8

Занятие № 27

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха.

5

2

С предметами:

- эспандер  – сжимать и разжимать под музыку;

- пуговицы – отделяем больших от маленьких;

- собираем маленькую пирамидку;

- геометрический конструктор (малый): делаем машину.

2

2

3

6

Занятие № 28

1. Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «дождик», «автобус».

2

2

С предметами:

- мозаика мелкая: делаем грибы в корзине;

- соты Кайе  – делаем по образцу узор;

- аппликация из манки и мака: «панда».

6

10

Май

Занятие № 29

1. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ручки», «краб», «зайка».

2. Самомассаж с помощью колючего мяча.

2

3

С предметами:

- шнуровка – делаем косичку;

- коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки;

- палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», цветы на лугу.

2

5

8

Занятие № 30

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха.

2

3

С предметами:

- эспандер  – сжимать и разжимать под музыку;

-пуговицы – отделяем черные и белые пуговки;

- кубиками Никитина: выкладываем узор по книжке;

- строительный конструктор: выкладываем по принципу домино.

2

5

8

Занятие № 31

1. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек.

2

3

С предметами:

- шнуровка – шнуруем ботинок (один);

- соты Кайе: делаем ромашку из желтых сот;

- счетные цветные палочки: делаем параллельные дорожки;

- рисуем  пальчиками льва.

3

     4

     3

5

Занятие № 32

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е. Железновой.

     2

3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «косичку»;

- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик», стр. 13;

- лепка из теста: делаем фигуры – шара, квадрата, овала

2

5

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"

Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование),  предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....

Дополнительная общеразвивающая программа «Умные пальчики»

http://slovo.mosmetod.ru/2017/04/17/somova-i-v-dopolnitelnaya-obshcherazvivayushchaya-programma-umnye-palchiki/...

Дополнительная общеобразовательная программа «Умные шашки»

        Дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняш...

Дополнительная общеобразовательная программа "Ловкие пальчики"

Дополнительная образовательная программа (далее –Программа) по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № ...

Дополнительная общеобразовательная программа «Тренируем пальчики - развиваем речь» (возраст детей 3-4 года)

Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства....

Дополнительная общеобразовательная программа "Ловкие пальчики"

Дополнительня общеобразовательная программа "Ловкие пальчики"  для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...

Дополнительная общеобразовательная программа "Умничка"

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.  Особую ценность сегодня приобретает развитие у детей способности логичес...