Технологическая карта и самоанализ одного мероприятия по духовно-нравственному развитию детей
учебно-методический материал

Килина Татьяна Сергеевна

конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта и самоанализ одного мероприятия по духовно-нравственному развитию детей.

Дата проведения  18.10.2022

Ф.И.О. педагога  Килина Татьяна Сергеевна

Полное названием ОО МБОУ «СОШ № 14»

Характеристика группы в т.ч. детей с ОВЗ  24человека (16 девочек, 8 мальчиков, 2 ОВЗ)

Тема: «Золотое правило нравственности»

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений       о  «золотом правиле нравственности», как необходимого правила в выстраивании межличностных отношений; в потребности нравственного поведения.

Предварительная работа: чтение литературы в учебнике, рассматривание иллюстраций

Оборудование: ИКТ (проектор, компьютер, интер.доска), доска, презентация к уроку, видеоролик притча «Ведро с яблоками», клип «Делай добро», 

Материалы: толковый словарь, конверты с заданиями ,учебник «Основы светской этики» авторы: Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева

Дидактические средства: индивидуальные карточки для самопроверки.

Этапы

Задачи этапа

Методы, приемы, формы взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Планируемые результаты

Вводная часть Самоопределение к учебной деятельности

(мотивация)

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи

Физминутка

Основная часть Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Первоначальное закрепление  с проговариванием во внешней речи.

Создание благоприятного эмоционально – психологического фона урока. Формирование у обучающихся желания работать на уроке и уверенности в своих силах.

Создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия.

Снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд.

Обдумывание обучающимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации.

Беседа

Дискуссия

Беседа

Беседа, презентация, просмотр видео.

Беседа

Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества. Для этого нам потребуется внимание, активность, взаимопомощь и, конечно, хорошее настроение. Начинаем урок ОРКСЭ.

Я предлагаю вам продолжить разговор о поступках и  

посмотреть притчу «Про яблоки».

Задание: Проанализируйте поступки главных героев с точки зрения нравственности.

После просмотра дать минуту на обдумывание.

- Какому соседу симпатизируете вы? Почему?

- Какие два противоположных понятия присутствуют в притче? (ДОБРО и ЗЛО)

- Почему второй сосед ответил первому добром?

- Почему люди ценят добро?

- Я соглашусь с вами, добро помогает жить и быть счастливым. Я счастлива, когда добро побеждает зло.

- Кто совершил нравственный поступок?

 

Работа с понятием.

- Какой поступок в светской этике называют нравственным?

- Что такое нравственность?

Вывод: Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает по своему велению сердца, принося пользу другим.

Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки.

- Нравственность, Нравственный поступок, может, вы знаете ещё одно словосочетание со словом нравственность?

- Верно, есть еще «Золотое правило нравственности». - Как вы думаете, что это такое?

 

Какую истину нам предстоит сегодня познать? (обозначьте тему урока)

- Как это сделать? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

- Авторы учебника ставят перед нами аналогичные вопросы, на которые  мы постараемся ответить в течение урока:

(Прочитаем их вслух)

- Почему появилось золотое правило нравственности?

- Как формулируется золотое правило нравственности?

- Как применять золотое правило нравственности в жизни?

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдемся по дорожке.

Но дорожка не простая –

Нас от парт не отпускает.( Ходьба на месте).

Хорошо чуть- чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

 

1. Исследовательская работа по группам

- Всегда ли люди поступают нравственно? Почему?

- Какой выход нашло человечество?

Вывод: Человечество  всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка.

Ответ на  вопрос: какое правило помогает сделать

правильный выбор твоего поступка возник не в один день. Мудрецы, жившие в разное время, в разных странах, разных вероисповеданий  искали его на протяжении многих веков. И нашли.

- Сейчас, я предлагаю вам узнать рассуждения  великих философов и мудрецов разных народов, времен и религий.

Задание: Прочитайте и обсудите в группе тексты, найдите и подчеркните в тексте важную мысль, которая помогает сделать правильный выбор поступка человека. Не забудьте о правилах сотрудничества.

2. Проверка работы

- Прочитаем тексты вслух.

 Текст № 1  Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом».

Текст № « К древнему китайскому мудрецу  Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

Текст № 3« В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство  Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Текст № 4 «Молодой еврейский юноша поспросил мудреца Гилеля изложить ему содержание кратко так, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не  хочешь, чтобы было сделано тебе»

Текст № 5 Древнегреческий философ Питтак

в VII-VI веках до нашей эры наставлял:

«Что возмущает тебя в ближнем,

того не делай сам».

Текст № 6

Греческому философу и математику Фалесу задали вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?»

Он ответил: «Когда мы не делаем сами того,

что осуждаем в других».

- Что объединяет эти изречения?

Сформулируйте правило нравственности поступка человека по отношению к другому человеку.

3. Работа по учебнику

Проверим наши предположения по учебнику, с.42. Прочитайте, как звучит это правило иначе?

- Почему правило назвали золотым?

Вывод: Это правило самое ценное, т.к  оно общее для людей разных религий и культур, оно объединило разные народы. Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков.

Это правило учит быть нравственным человеком.

-  Хотите проверить? Представьте, что наступила перемена и три товарища решили перекусить. Инсценирование рассказа В. Осеевой «Три товарища»

Автор: Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

Коля: - Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

Витя:- Завтрак потерял...

Коля: - Плохо, (откусывая большой кусок белого хлеба)

Витя: - До обеда далеко еще!

Миша: - А ты где его потерял?

Витя: - Не знаю... (тихо сказал Витя и отвернулся)

Миша: - Ты, наверное, в кармане нес, а надо в портфель класть.

Автор: А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

Володя: - Бери, ешь!

Беседа по содержанию:

-Почему рассказ назван «Три товарища»?

-Что чувствовал Витя, который забыл дома завтрак?

-Представьте себя на его месте.

-Хотелось ли вам, чтобы с вами так поступили?

-Как вы считаете, какому правилу следовал

мальчик, который поделился завтраком?

- Как поступили бы вы?

 Вывод: У всех нас бывают в жизни ситуации когда, как и героям наших рассказов трудно решить, что делать, как поступить. Золотое правило нравственности помогает принять решение в той или иной ситуации.

- Достаточно ли знаний золотого правила нравственности, чтобы поступать в соответствии с ним?

Вывод: Нет, необходимо осознать (выполнение правила становиться личной задачей, человек выполняет его не по принуждению, а на основе своих убеждений), необходимость исполнения (человек не только знает, как нужно поступать, а действует, совершает поступки).

- Составьте алгоритм действий

Задание: Восстановив последовательность предложений, вы сможете прочитать алгоритм-памятку, как применить Золото правило нравственности:

Самопроверка:

1.Оценить последствия поступка в мыслях и чувствах.

2.Попытаться встать на место того, на кого направлено действие.

3.Ответить на вопрос «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?

4.Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя

- Чему учит ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ? Почему появилось?

Вывод: Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Это правило учит быть нравственным человеком.

Дети настраиваются на урок 

Просмотр притчи.

Высказывания детей. (Первый сосед поступил безнравственно, потому что был завистливым, хотел испортить настроение соседу, преднамеренно совершил действие. Второй сосед добрый, по своему велению сердца,  выбрал добро и хотел, чтобы сосед тоже был счастлив.)

Дети формулируют понятие.

На доске Нравственный поступок – нравственность

Высказывания детей

Запись темы урока: Золотое правило нравственности

Читают вслух

Повторяют действия за учителем

Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации.

.

Ответы детей

                   

В этих всех высказываниях заключена общая мысль

Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.

Не поступай по отношению к другим так,

как ты не хотел бы,

чтобы поступали по отношению к тебе.

Значит, важное, т.е. помогает совершать нравственные поступки, быть нравственным человеком.

Нет, надо научиться его применять.

Дети сами в группах составляют алгоритм действий и проговаривают, используя данную ситуацию

На доске появляется алгоритм действия правила.

Личностные

 -ценностно-смысловая ориентация;

Познавательные

1. Строить речевое высказывание в устной форме.

2.  Делать выводы на основе анализа объектов.

3. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

Познавательные УУД

-поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение;

-анализ, синтез, установление причинно- следственных связей.

Личностные

-личностное самоопределение, ценностно - смысловая ориентация;

Коммуникативные

-участие в коллективном обсуждении проблем, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

 -умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли;

-умение строить взаимодействие

Познавательные:

- постановка и решение проблем;

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Самостоятельное выполнения задания. Эмоциональная направленность состоит в организации, по возможности, для каждого обучающегося ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Тест

Задание: Предлагаю, проверить наши знания в виде игры «Да. Нет» на карточке. Обведите ту букву, которая указывает на истинное высказывание по вашему мнению.

Отметь истинные высказывания

да

нет

1. Золотое правило

нравственности является общим для людей разных религий и культур

д

т

2. Появилось оно в XX веке

а

о

3. Золотое правило заставляет человека предвидеть последствия своих поступков

б

п

4. Чтобы  применять золотое правило нравственности в жизни, сначала следует оценить последствия поступков в мыслях и чувствах

р

г

5. Золотое правило нравственности – учение одного философа

и

о

Проверим: у кого получилось слово добро, самый внимательный.

Вывод: - Мне хочется прочитать четверостишье                      

                    Твори добро, чтобы любя,

                    Добро тебя нашло.

                    Зла не верши, чтоб и тебя

                   Не погубило зло.                      

- Как вы поняли, что самое главное в поступках людей?

Дети выполняют тестовое задание на карточке. 

В результате

получается слово ДОБРО

Познавательные

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

Регулятивные

планирование

Заключительная часть

Включение в систему знаний и повторения?

Итог урока.

Рефлексия.

Домашнее задание

Оценка достижений (вручение смайликов)

Оценивание обучающимися собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Синквейн

Задание

- Приведите примеры из жизни, в которых люди применяют   ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ

Например: доноры, спортсмены на Олимпиаде, герои ВОВ, в повседневной жизни - оказание помощи ближнему, поддержка в ТЖС, проявление милосердия и любви к ближнему….

 Подведем итог.

- Посмотрите, на все ли вопросы мы нашли ответы?

- Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для вас? Какие выводы вы сделали для себя?

почувствовал

                                                    Яhttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/10/30/tehnologicheskaya_karta_urok1.docx_image2.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/10/30/tehnologicheskaya_karta_urok1.docx_image4.jpghttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/10/30/tehnologicheskaya_karta_urok1.docx_image3.jpghttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/10/30/tehnologicheskaya_karta_urok1.docx_image1.jpg

вспомнил             удивился                         узнал              

Дома я попрошу вас вспомнить произведение, которое изучаете на литературном чтении и подходит к теме урока) и подумать, какие поступки героев соответствуют «Золотому правилу нравственности». Расскажите об одном из поступков в сочинении – миниатюре. Выразите свое отношение к поступку.

Фонограмма Б.Окуджава «Виноградную косточку….

Дети приводят примеры из жизни

Личностные

-нравственно- этическая ориентация,

личностно-моральный выбор

Коммуникативные

-продуктивное взаимодействие учителя и учащихся


   Задача уроков ОРКСЭ – создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается предмет, им же и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребенок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.

     Цель урока. Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений   Считаю, что главная цель на уроке – создать благоприятные условия для активного развития познавательной деятельности детей., воспитание уважительного отношения к людям.

   Обучающий аспект: вывести золотое правило этики, усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.

    Развивающий аспект: создать условия для формирования навыков работы в группе; формировать навыки работы с большим объёмом информации; развивать умения выделять главное, активизировать словарный запас;

    Воспитательный аспект: воспитывать толерантность, любовь к ближнему.

    Были поставлены задачи: развивать этические чувства как результата морального поведения; знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение; учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей. формировать умение высказывать суждения; учить осуществлять поиск и обработку информации.

    Знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; учить оценивать поступок. Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным На уроке использовала игровой приём «Ромашка» Этот приём нацелен на воспитание уверенности в себе и самоуважения. При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный и дифференцированный подход. На уроке применила различные методы обучения (проблемный, частично-поисковый, исследовательский, использовала разнообразные формы организации познавательной деятельности (групповую, коллективную, индивидуальную) . Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод. Старалась ставить такие вопросы (проблемы, где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т. е. использовался принцип обоснованного ответа. Использование тестового задания с взаимопроверкой готовили их к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе. Задания в группе было дифференцированным, разноуровневым. Детям, проявляющим повышенный интерес к предмету, было предложено творческое задание: составить баннер и модель взаимоотношения людей. Современный урок сложно представить без информационно-коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально-насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, а в общем, способствует повышению качества образования. Урок я старалась вести таким образом, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса для достижения поставленных целей и раскрытия темы урока. Способствовала тому, чтобы на уроке царила доброжелательная, теплая атмосфера и дети активно работали на уроке. Физминутка была использована для психологической разгрузки учащихся. Постаралась чётко подвести итог урока, с привлечением детей, отмечая значимость знаний, приобретённых на уроке в дальнейшем. Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления, сохранив продуктивную мотивацию к учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение - одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В статье раскрывается работа по краеведению, как одна из форм духовно-нравственного воспитания дтей дошкольного возраста, а также описывается опыт работы в этом направлении....

Конспект интегрированного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «ДОБРОЕ СЕРДЦЕ, ДОБРЫЕ ДЕЛА»

                   Конспект интегрированного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы (6-...

«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.      В дошкольном возрасте интенсивно ф...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». по духовно – нравственному воспитанию коррекционной группе Название: «Доброта живёт повсюду»

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».по духовно – нравственному воспитанию коррекционной группеНазвание: ...

Конспект и самоанализ открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы «Пташки Божии»

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы «Пташки Божии»Самоанализ открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию...

Конспект открытого мероприятия по духовно- нравственному воспитанию для детей подготовительной группы «От народной былины до национальных корней»

Знакомство детей с  традициями и обычаями мордовского народа по средствам  национального  фольклора....

«Формирование нравственных представлений о семье, ближайшем окружении у детей среднего дошкольного возраста, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания»

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...