Проект "Блокада Ленинграда" для младшей группы
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МДОУ д/с «Солнышко» р.п. Дергачи
Проект «Блокада Ленинграда».
Младшая группа «Бабочки», воспитатели Титова Ю.Г., Борис В.О.
Тип проекта: информационный, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (3 дня)
Участники проекта: дети, родители, воспитатели Титова Ю.Г., Борис В.О.
Возраст детей: 4 года
Цель проекта:
Знакомить детей с героическим подвигом жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи проекта:
1. Знакомить детей с блокадой Ленинграда.
2. Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.
3. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда.
4. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
5. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.
Предполагаемый результат:
1. Расширять знание детей о героическом подвиге жителей блокадного
Ленинграда.
2. Развивать интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.
Условия реализации проекта:
- Создание интереса у детей к истории страны
- Участие родителей в реализации проекта;
- Подбор игр, стихотворений
Использование информационно-коммуникативных технологий:
ноутбук, проектор, экран для проектора, колонки.
Формы организации образовательного процесса:
- тематические образовательные мероприятия
- беседы с детьми;
- чтение художественной литературы
Работа с родителями:
Информация по теме «Блокада Ленинграда», размещенная посредством сети WhatsApp в родительской группе, раздача буклетов на данную тему.
Подготовительный этап:
до начала реализации проекта была проведена следующая работа:
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Блокада Ленинграда»;
- подбор литературных произведений: О. Бергольц «Мы – ленинградцы», С. Маршак «Ленинградское кольцо». Рассказы: С. Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда».
- подбор игр
Организационный этап:
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно- ролевые игры: «Мы военные», «Летчики».
Познавательное развитие:
Тематическая беседа: «Блокада Ленинграда».
Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду.
Компьютерная презентация «Блокада»
Дидактические игры: «Что изменилось»; «Военная техника».
Цель: Развитие внимания, памяти, логического мышления.
Речевое развитие:
Рассматривание иллюстраций «Дорога жизни».
Цель: Обогащение словаря по заданной теме, умение детей грамматически правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ по иллюстрации.
Чтение художественной литературы: Стихи: О. Бергольц «Мы – ленинградцы», С. Маршак «Ленинградское кольцо». Рассказы: С. Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда».
Художественно-эстетическое развитие
Слушание песни «Ладога», «Дети Блокады»
Слушание Д. Шостакович «7 Симфония» отрывок «тема фашизма»
Физическое развитие.
Подвижные игры: «Разведчики»; «Разведчики и пограничники», «Наступление танкистов»
Эстафета «Перейди на другой берег»
Цель: Продолжать закреплять умение детей договариваться, выполнять правила игры. Развитие ловкости, быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Заключительный этап:
Участие в мероприятии, посвященном годовщине снятия блокады Ленинграда
Результат работы проекта:
1. Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
2. Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.
3. В группе созданы условия для углубленного изучения детьми истории блокадного Ленинграда:
- Внесен наглядный и дидактический материал по теме «Блокадный Ленинград», «Защитники отечества».
Конспект интегрированной образовательной деятельности в младшей группе
«Блокада Ленинграда».
Цель: Знакомить детей с историей блокадного Ленинграда, с героизмом людей переживших блокаду.
Задачи:
1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.
2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.
3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.
Ход деятельности:
Воспитатель: Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. В первые дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками (звучит песня «Священная война»). Враг подступал к городу Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Ребята, как вы думаете, кто защищал город?
Ответы детей: Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики.
Воспитатель: В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такое блокада?
Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.
Воспитатель: Связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ слайдов 5-7) Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года…. В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода….
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова, людей умерших и больных…
Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм. (показать кусочек хлеба) Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, он больше походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев (дать подержать хлеб ребятам). Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?
Ответы детей: Жизнь была тяжелая, голодная……
Наш хлебный суточный паек
Ладонь и ту не закрывает.
И человек, который слег,
Теперь - все чаще – умирает.
Воспитатель: В это же время на заводах города для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. За станками стояли женщины, и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители – ленинградцы рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами.
Воспитатель: Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города, изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды. Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима. Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть…Ребята, как вы думаете, оправдались надежды фашистов?
Воспитатель: Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.
Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
Она спасеньем ленинградцев стала,
И помогла в войне им победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
Не хватало еды, и ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Дети помогали взрослым.
Воспитатель: Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало радио, которое передавало последние новости с фронта, звучали музыка и стихи, а дети продолжали занятия в школах. Люди верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом. Долгих 90 дней город находился в блокадном кольце. Неполных три года ленинградцы защищали свой город. 27 января 1944 года залпы 14 тысяч орудий, минометов и «катюш» обрушились на врага. Блокада была прорвана, но полная победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину. Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Тех кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
В осеннем тумане, в январском снегу
Стоит Петербург на морском берегу.
С дворцами и парками строг и красив,
Как будто вплывает в широкий залив.
В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,
Не сдался, не сдался наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут.
И славится всюду их доблестный труд.
Светлая память героям, освободившим Ленинград!
Конспект интегрированной образовательной деятельности в младшей группе
«Дорога жизни»
Цель: Посредством рассматривания иллюстраций закрепить знание детей о великом подвиге ленинградцев во время Великой отечественной войны.
Задачи:
1. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по иллюстрации, соблюдая структуру повествования.
2. Закреплять умение детей составлять план рассказа и придерживаться его, использовать в речи рассуждение, объяснительную речь.
3. Воспитание нравственных чувств (любви, ответственности, гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества.
Ход деятельности
Воспитатель: Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. И чтобы подарки могли попасть в Ленинград, было принято решение проложить дорогу по льду Ладожского озера, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Ребята внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы на ней видите?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, это «Дорога жизни». Если не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Работать в те дни на ледовой дороге могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты. Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации. Что везли на грузовиках в блокадный Ленинград? Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах? В каких условиях находились солдаты и шоферы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Молодцы ребята. «Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полумиллиона человек. Ребята, что еще можно было вывезти из осажденного города?
Дети высказывают свои мысли.
Воспитатель: Правильно, так же вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства – все, что могло пострадать во время бомбежек и что непременно надо было успеть сохранить. Легендарная «дорога жизни» просуществовала до середины апреля, до того момента, когда Ладожское озеро окончательно растаяло. Последний груз в Ленинград – 6 вагонов лука – водители, которым запретили выезжать на лед, перенесли в город на собственных плечах. Ребята, еще раз внимательно рассмотрите иллюстрации о легендарной «Дороге жизни» , какой подвиг совершили защитники Ленинграда?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте составить описательный рассказ по любой иллюстрации, которая вам больше всего понравилась.
Дети составляют описательный рассказ с опорой на схему.
Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получились замечательные рассказы.
Враги кричали: «Нет конца
У ленинградского кольца!»
Мечом рассек его боец –
И вот кольцу пришел конец….
…Я прохожу по улицам твоим,
Где каждый камень – памятник героям.
Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»
А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»
Только через два с половиной года Ленинград был освобожден от вражеской блокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова перешли в наступление и освободили Ленинград. И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой.
Дидактические игры
«Что изменилось»
Цель: Развитие внимания, памяти, логического мышления.
В армии служат не только мужчины, но и женщины. Женщины служат в разных войсках, в том числе и в медицинских. Сейчас мы поиграем в игру, где мальчики будут солдатами, а девочки — военными медсестрами.
Дети делятся на две группы: девочки (медицинские сестры) и мальчики (солдаты).
Воспитатель объясняет правила: Солдаты-мальчики строятся в ряд. Девочки-медсестры запоминают их последовательность справа налево или слева направо, потом закрывают глаза, а мальчики-солдаты перестраиваются. Девочки угадывают, что изменилось.
Затем девочки выстраиваются в ряд, а мальчики запоминают их порядок. Игра повторяется. Следует следить за тем, чтобы менялись местами только два игрока.
«Военная техника».
Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать.
Ход игры: на столе расположена военная техника в определенной последовательности.
В: посмотрите внимательно, запомните, где что расположено. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, и сказать мне что изменилось?
Усложнение:
- Описать военную технику, которой не стало
- рассказать о месте, где она находился
«Соберём картинку»
Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры
Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины.
Предложить собрать из частей целое изображение.
Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.
Подвижные игры
«Разведчики и пограничники»
Цель игры: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу, выполнять правила игры
Ход игры: Играющие делятся на две группы. Большая группа детей, взявшись за руки, образует круг, они изображают «границу». Остальные дети - «разведчики» находятся вне круга. «Разведчики» вбегают и выбегают из круга. Пограничники проговаривают:
- Вы, разведка, просто класс!
Обнаружим вас сейчас!
Мы границы охраняем
И врагов не пропускаем!
Пограничники опускают руки, «граница» закрывается. «Разведчики», не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными и присоединяются к «пограничникам». Игра повторяется. Затем дети меняются ролями.
«Разведчики»
Цель: умения ориентироваться в пространстве.
В нашей группе что-то спрятано. Надо разведать территорию и найти то, что спрятано. Чтобы это сделать, надо стать разведчиками и точно выполнять все команды. Воспитатель предлагает всем подойти и встать так, чтобы перед детьми был какой-либо объект, например, стул: «Встаньте так, чтобы перед вами был стул».
Далее предлагает выполнять задания и двигаться, считая шаги (до семи шагов в разных направлениях): пять шагов вправо, два шага вперед, четыре шага назад, пять шагов влево и таким образом довести детей до места, где что-то спрятано (например, до полки с игрушками).
Затем предлагает: «Повернитесь так, чтобы полки были перед вами. Отгадайте загадку, чтобы узнать, что здесь спрятано?»
Носят форму разную.
Сильные и смелые.
Для защиты Родины
Воевать умелые. (Солдаты.)
Дети находят солдатика.
«Наступление танкистов»
Цель: развивать ловкость, быстроту, умение действовать по сигналу.
Ход игры: Дети, изображающие танки, стоят на одной стороне площадки, один ребёнок, изображающий противника - с другой стороны. Танкисты идут в наступление и проговаривают:
-Мы, танкисты удалые,
Все ребята боевые,
Ведь врага мы не боимся,
Смело с ним в бою сразимся!
Эй, противник, не зевай!
Нас скорее догоняй!
После слова «догоняй», танкисты бегом возвращаются на базу, противник их догоняет, Тот, до кого он дотронется, выходит из игры.
Эстафета
«Перейди на другой берег»
Дети делятся на 2 команды «шофёры» и «раненые», строятся друг напротив друга, на расстоянии. Между ними лежат «льдинки», одна команда прыгает с льдинки на льдинку, переправляясь на другой берег, берёт одного «раненого» и бегом возвращаются обратно. Затем ребята меняются ролями.
Сюжетно-ролевые игры:
«Мы военные»
«Летчики».
Задачи: Развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Игровые действия:
Российская Армия - Солдаты на ученьях - солдаты смелые, ловкие, бесстрашные. Тренировка солдат, учеба, военные учения на полигоне. Награждения отличников службы. Солдат выполняет приказ командира, отдает честь.
Летчики - тренируются на земле, врачи проверяют здоровье перед полетом.
Летчики ведут самолеты, вертолеты, делают различные фигуры пилотажа в небе.
Поддерживают связь с землей, на земле полет контролирует диспетчер, говорит с летчиком по рации, разрешает посадку.
На военном корабле - тренировка моряков на суше, врачи проверяют здоровье моряков перед выходом в море. Моряки на палубе, смотрят в бинокль, крутят штурвал. Охраняют морские границы нашей Родины. Моряки по рации общаются с землей. Командир катера отдает команды, изучает карту.
Игровой материал: Пилотки, бинокли, силуэты оружия (автоматы, пистолеты), карта, рация, планшет для командира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе на тему: «У Незнайки в огороде.» Возрастная группа- 2 -я младшая группа.
Задачи:Образовательные-продолжать учить взаимодействовать с окружающим миром и воспитывать гуманное отношение к природе;-учить видеть красоту окружающего мира;-развивать самостоятельность, активность ...
Дидактические игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2 младшая группа)
Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произно...
Диагностика педагогического процесса В первой младшей группе (с 2 до 3 лет) на 2021 /22 учебный год во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) на 2022/23 учебный год в средней группе (с 4 до 5 лет) на 2023/24 (февраль) учебный год дошкольной образователь
: Оценка индивидуального развития детей для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для д...
План воспитательно - образовательной работы в младшей группе по лексической теме "Наша группа" календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Познакомить детей с помещением групповой комнаты, ознакомление с элементарными правилами поведения в группе, туалетной комнате. ...
Комплексно- тематическое планирование для 1 младшей группы на 2021- 2022 уч.г; для 2 младшей группы на 2022- 2023 уч.г, для средней группы на 2023- 2024 уч.г
Целью комплексно-тематического планирования является разработка плана ежедневной деятельности детей в образовательном учреждении, на основании ряда темообразующих факторов и принципа со...