«Организация экологического центра в группе. Календарь природы.»
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Лазорики» г.Волгодонска
(МБДОУ ДС «Лазорики» г.Волгодонск)
Консультация для воспитателей
на тему:
«Организация экологического центра в группе. Календарь природы.»
Подготовила воспитатель
Бирюкова Алла Александровна
Волгодонск 2023 г.
Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества.
Воспитательное значение ее трудно переоценить!
Общаясь с растениями, животными, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.
Что заставляет ребенка останавливать взгляд на пролетающей мимо птице? Почему шумит лес, и качаются деревья? Почему рыбки, хомячок и котенок – долгожданный подарок для ребенка?!
Объясняется все очень просто: потребность в красоте и доброте, наблюдении и понимании отмечается у ребенка с первых дней его жизни. И очень важно, чтобы детские впечатления от красоты природы сохранились на всю жизнь.
Мир огромен, а ребенок еще очень мал и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно, создавать условия, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о ней.
Начиная с младшей группы, должны быть созданы экологические центры и с воспитательной, и образовательной целью.
Младшая группа
Живые растения : обильно цветущие, эффектные с ярко окрашенными крупными листьями. За такими растениями малыши сами способны ухаживать.
Это : герань зональная, аспидистра, бегония вечноцветущая, фуксия, амариллис, амазонская лилия, кливия, колеус, бальзамин, гортензия, хризантема.
Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда ( мытье крупных листьев, полив), проведение наблюдений ( умение узнавать части растений, воспринимать его красоту).
Искусственные растения:
Для оформительских и учебных целей следует отдать предпочтение искусно выполненным « двойникам» реальных растений (сравнение по признаку « живое – неживое»)
Сезонные растительные объекты:
Зимние огороды (посадка лука и овса, проращивание гороха), яркие, крупные или необычные по форме овощи и фрукты, букеты из декоративных растений (астры, хризантемы, гвоздики, тюльпаны), семена, плоды (желуди, тыквенные семечки), шишки (еловые, сосновые).
Лабораторный материал для экспериментирования: Песок разного цвета, сосуды для воды, песочница и мини бассейн, наборы игрушек к ним, материал для приготовления цветного льда, материал для игр с мыльной пеной, поролон, пенопласт, игрушки пластмассовые и резиновые для игр с водой, предметы для игр с тенью, зеркальце для игр с солнечным зайчиком.
Простейшие приборы и приспособления:
Лупы, « волшебные» очки – цветные стеклышки из пластмассы, «ящик ощущения» ( волшебный сундучок, «чудесный мешочек», сувениры из прозрачного материала( внутри струящийся песок и вода), « душистые « коробочки»(киндерсюрпризы с проделанными отверстиями – в них знакомые запахи : мята, полынь, апельсиновые корочки, чеснок)
Простейший календарь природы:
Картинка с изображением времени года, листы наблюдений за погодой, за птицами.
Макеты:
« Кто живет в лесу?» (дикие животные), « Во дворе у бабушки» (домашние животные)
Средняя группа
Комнатные растения:
К имеющимся в младшей группе, добавляются 2 – 3 новых вида с учетом следующих требований:
- разнообразие: (разнообразие листьев – гладкие, опушенные, с небольшими зубчиками)
- разнообразие способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой)
- разнообразие видов одного рода (герани, бегонии разного вида)
Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения (фиалки с разной окраской листьев)
Искусственные растения:
Для сравнения и выявления признаков живого.
Сезонные растительные объекты:
Те же, что и в младшей группе. Добавляется посадка фасоли, овса, пшеницы, принесенные с участка осенью семенадекоративных растений – бархатцы, космея, ноготки).
Лабораторный материал:
Тот же. Добавляется земля и глина разного цвета, мел, оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом, для игр с мыльной водой и пеной, светом, краски. Пищевые продукты (сахар, соль разного цвета), крахмал, мука.
Приборы:
Песочные часы, весы, компас, разные термометры.
Календарь природы:
- картина сезона, модели года и суток.
- календарь с моделями – значками (ясно, пасмурно, дождливо)
- модель наблюдения за птицами.
- рисунки детей.
Макеты: лес, парк, зоопарк, муравейник. Сезонные (зимний лес).
Старшая группа
Комнатные растения:
Добавляются 2-3 новых.
- разных экологических условий (пустыня, влажный тропический лес)
- с разнообразного вида стеблями (вьющиеся. древовидные)
- с разными листьями (размер, форма, окраска, поверхность)
- с разным расположением листьев (очередным, супротивным)
Искусственные растения: для сравнения.
Сезонные растительные объекты:
Тепличка для размножения растений, рассада овощных и цветочных растений, разнообразные игровые и экспериментальные посадки.
Лабораторный материал:
термометры, разные лупы, бинокли, магниты. Резина, гибкий пластик, разная пластмасса, оборудование для экспериментов с овощами и фруктами.
Веточки для наблюдения за набуханием почек, пророщенный лук.
Календарь природы: модели, отражающие температуру воздуха, поведения птиц и т.д.
Макеты: Новые природные зоны (пустыни, Арктики), экоакции.
Музейные коллекции: горные породы, камни, плоды, шишки, перья птиц.
Подготовительная группа
Растения:
- имеющие разные способы размножения: семенами (цикламен, бальзамин однолетний), порами (папоротник), луковицами (амариллис), делением куста (аспарагус), листовыми черенками (бегония), стеблевыми черенками (традесканция), усами (хлорофитум, камнеломка), « живородящие» (бриофиллюм).
- лекарственные: каланхоэ, алоэ.
- приспособленные к разным условиям: светолюбивые, теневыносливые, влаголюбивые, засухоустойчивые.
Лабораторный материал:
Оборудование для выращивания кристаллов (поваренной соли), получение мыльных пузырей из подмороженной мыльной пены, « печатки» из пробки, моркови, картофеля, копировальная бумага для экспериментов.
Календарь природы:
Более сложный по содержанию и способу фиксации наблюдений за ростом и развитием растений, погодой, разные модели календаря наблюдения за птицами, дежурство по уголку природы, экологические акции.
Музейные и коллекционные материалы:
- Репродукции пейзажей, натюрмортов, природный материал (мхи, лишайники, кора, плоды, семена и шишки, что-то интересное, что приносят дети и родители.
Календарь природы.
Слайд | Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней.Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы. |
Слайд | Однако познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Один из доступных способов понять окружающую действительность является наглядно – практический метод обучения – моделирование. Модели способствуют логическому усвоению детьми закономерных изменений в природе. В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели.Одни из них являются календари природы. |
Слайд | Календарь природы – это графическая модель, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. |
Слайд | Значение календарей природы
|
Слайд | Цель работы с календарем природы: обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. |
Слайд | В ходе работы с календарем природы решаются следующие задачи:
|
Слайд | Три основных типа календарей природы:
|
Слайд | Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – дети помогают (например,воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья). В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети. |
Слайд Слайд | Ведение такого календаря можно делать следующими способами. Рассмотрим их на примере наблюдений за ростом редиса. Первые три графы заполняются ежедневно, дни недели закрашиваются разным цветом, погода и огородные работы фиксируются значками. В последней графе один раз в конце недели дается цветное изображение овоща, мерная полоска закрашивается по высоте растения. Варианты фиксации результатов наблюдений за ростом растений. |
Слайд | Еще один способ заполнения – это календарь-ширма. Он отражает пространственно временные параметры роста и развития огородной культуры. Одноразовые еженедельные наблюдения и отметки (цветной рисунок) создают картину последовательных изменении подземной и надземной частей растения. Одновременная запись погоды, трудовых операций дает представление об условиях, в которых развивается овощная культура. Графа «время», например, показывает, сколько недель длится развитие корнеплода. Аналогичным образом можно моделировать процесс роста и развития любого растения (грунтового или комнатного), выращиваемого вегетативным способом или из семян, но имеющего относительно быстрый рост и непродолжительный период развития. |
Слайд Слайд | Календарь наблюдения за птицами Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей группы. Календарь для дошкольников младших и среднихгрупп заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Календарь старшей и подготовительной группы, заполняется ежедневно: в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки - «галочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений). Различаются календари не только записью наблюдений, но и своим содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников более значителен: учитывается время (за единицу берется неделя, разделенная на дни), некоторые особенности поведения птиц на кормушке, погода, ассортимент кормов, т. е. все, что в комплексе составляет внешние условия, на фоне которых происходят наблюдения за птицами. В календаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и состав корма. Ведение календаря наблюдений за птицами дает ребятам возможность познакомиться с зимующими птицами, проследить динамику изменений в осенне-весенние птичьи миграции. Образцы календарей наблюдения для старшей и подготовительной группы. |
Слайд | Календари наблюдения за сезонными изменениями в природе Ценным пособием для знакомства детей с природой может стать календарь природы. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии. Календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Заполнение страницы календаря, то есть фиксация наблюдений, неотъемлемая часть "недельной методики" ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Работа воспитателя строится с учетом конкретного содержания календаря, задач обобщения. Он должен сначала обучить детей читать календарь, т. е. определять смысловое содержание по представленному наглядно символическому обозначению, умению правильно ориентироваться на его плоскости; направить внимание ребят на выявление закономерностей изменении в природе. С помощью вопросов педагог организует и направляет ход рассуждений детей, подводит их выделению среди множества конкретных представлении смыслового стержня. Аналогичные календари целесообразно использовать при наблюдении любых длительных закономерно протекающих явлении в природе. С педагогической точки зрения модель-календарь, отражающий любые из развивающихся явлений или событий природы, следует рассматривать как наглядное пособие, созданное при деятельном участии детей на основе их собственных впечатлений. |
Слайд | Календарь наблюдения В группе раннего возраста можно повесить картину с изображением сезона, например, зимний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону. |
Слайд | Календарь наблюдения Младшая группа На планшете помещаются картинки с изображением времени года, в центре укреплена подвижная стрелка. В младшей группе календарь природы должен быть не сложным по представленному материалу, ярким. Рядом с календарём природы обязательно находится кукла с комплектом одежды по сезону. |
Слайд | Средняя группа В средней группе календарь должен быть не сложным попредставленному материалу, ярким. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное. Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать. Это можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием «Какая сегодняпогода?» На плотном куске картона с укрепленной в центре подвижной стрелкой помещаются или вкладываются в прозрачные карманы изображения различного, но типичного для определенного сезона состояния погоды. Если сделать картинки сменными, можноиспользовать календарь в течение всего года. Соединив игрушку- пособие с планшетом для детских рисунков, уже в средней группе можно создать уголок наблюдений за природой и погодой сезона. Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает умения наблюдать, замечать интересные и типичные явленияприроды весной, осенью, зимой и летом. |
Слайд | Старшая группа В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейшихсхематических изображениях. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь. Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (до 6—7) условных изображений погодных явлений. Ко второй половине года дети старшей группы владеют некоторыми первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому можно внести в календарь условное изображение недели (полоска с клетками по числу дней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения позволяют показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природы в относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о днях недели. |
Слайд | Подготовительная группа Важной частью календаря в подготовительной к школе группе становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца. В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этогоусловные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателяподсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца. Во второй половине года рекомендуется отмечать состояние погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится по диагонали на две части: утро и вечер и погода отмечается после утренней прогулки и перед выходом навечернюю прогулку. |
Слайд | В настоящее время разработана целая система самых разных календарей – плоских и объемных, цельных и состоящих из отдельных частей. Эти наглядные пособия многофункциональны и могут рассматриваться как модели живых объектов, использоваться в театрализованных представлениях и, наконец, просто украшать помещения. Календари природы дополняются альбомами для фиксации природных явлений, что позволяет детям сравнивать погодные условия в течение сезона. Сюда же помещаются и рисунки детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Календари природы в дошкольном учреждении: значение, виды, методика организации работы"
В данном разделе описана методика работы с календарями природы, представлены виды календарей, изготовленных собственными руками....
Календари природы как метод экологического воспитания детей
Календари природы как метод экологического воспитания детей Систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы целесообразно фиксировать в календарях. В этом случае могут быть...
Содержание работы в экологическом центре группы. Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников.
Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое...
Паспорт дидактического пособия в средней группе "Календарь природы"
Паспорт дидактического пособия в средней группе "Календарь природы"...
Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика организации работы
Консультация для воспитателей "Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика организации работы" может оказаться полезной ...
Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика организации работы
Презентация "Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика организации работы" является наглядным дополнением консультации для...
Конспект НОД по ИЗО в средней группе «Календарь природы для Незнайки»
Конспект по изобразительному творчеству с использованием нетрадиционных материалов и техник....