Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика организации работы
консультация по окружающему миру

Наталья Александровна Маркова

Консультация для воспитателей "Календари природы в  дошкольной образовательной  организации: значение, виды и  методика организации работы" может оказаться полезной для старших воспитателей. Консультация содержит рекомендации по организации работы с календарями природы в разных возрастных группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календари природы в  дошкольной образовательной  организации: значение, виды и  методика

организации работы

Подготовил: Маркова Н.А., старший воспитатель

Слайд 1

Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно  в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен  года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном  порядке.

У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это  вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять  окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает,  анализирует, делает выводы.

Слайд 2

Однако познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно  не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать  моделирующая деятельность. Один из доступных способов понять окружающую  действительность является наглядно – практический метод обучения –  моделирование.

Модели способствуют логическому усвоению детьми закономерных изменений в  природе. В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и  использовать самые различные модели. Одни из них являются календари  природы.

Слайд 3

Календарь природы – это  графическая модель, которая отражает  разнообразные, длительно  происходящие явления и события в  природе.

Слайд 4

Значение календарей природы

  • расширяется кругозор и представления  детей,
  • развиваются и уточняются представления о предметах и  явлениях действительности,
  • устанавливаются определенные  логические связи и зависимости между ними,
  • обогащается  словарный запас,
  • развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.
  • использование календарей наблюдения абстрагирует и  наглядно демонстрирует закономерную связь природных  объектов, связь причинно-следственного характера.
  • Развиваются не только наглядно-образное, но и логическое  мышление.

Слайд 5

Цель работы с календарем  природы: обеспечение успешного  усвоения детьми знаний об  особенностях объектов природы, их  структуре, связях и отношениях,  существующих между ними.

Слайд 6

В ходе работы с календарем природы  решаются следующие задачи:

  • Формирование у детей элементарных представлений  об экологии, явлениях природы;
  • Развитие мышления, способности устанавливать  причинно-следственные связи между разными  природными явлениями;
  • Знакомство с правилами поведения в природе;
  • Формирование представления о том, как огромен и  разнообразен мир вокруг;
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Слайд 7

Три основных типа календарей  природы:

  • календари наблюдений за ростом и  развитием растений, живых существ;
  • календари наблюдений за птицами;
  • календари наблюдения за сезонными  изменениями в природе.

Слайд 8

Календарь наблюдений за ростом и  развитием живых существ

За растениями должны идти регулярные  наблюдения с фиксацией результатов в дневнике.

В младших группах воспитатель зарисовывает  или фотографирует изменения.

В средних – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые  листья).

В старших и подготовительных группах  результаты наблюдений зарисовывают дети.

Слайд 9-10

Слайд

11- 12

Ведение такого календаря можно делать  следующими способами. Рассмотрим их  на примере наблюдений за ростом редиса.  Первые три графы заполняются  ежедневно, дни недели закрашиваются  разным цветом, погода и огородные  работы фиксируются значками. В  последней графе один раз в конце недели  дается цветное изображение овоща,  мерная полоска закрашивается по высоте  растения.

Варианты фиксации результатов наблюдений  за ростом растений.

Слайд 13

Еще один способ заполнения – это календарь-ширма. Он отражает  пространственно временные параметры роста и развития огородной  культуры. Одноразовые еженедельные наблюдения и отметки (цветной  рисунок) создают картину последовательных изменении подземной и  надземной частей растения. Одновременная запись погоды, трудовых  операций дает представление об условиях, в которых развивается овощная  культура. Графа «время», например, показывает, сколько недель длится  развитие корнеплода. Аналогичным образом можно моделировать процесс  роста и развития любого растения (грунтового или комнатного),  выращиваемого вегетативным способом или из семян, но имеющего  относительно быстрый рост и непродолжительный период развития.

Слайд 14-18

Слайд 19-21

Календарь наблюдения за птицами 

Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно  усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей  группы.

Календарь для дошкольников младших и средних групп заполняется карточками с  изображениями птиц, прилетающих на кормушку.

Календарь старшей и подготовительной группы, заполняется ежедневно: в  полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки - «галочки»  (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы  наблюдений).

Различаются календари не только записью наблюдений, но и своим  содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников  более значителен: учитывается время (за единицу берется неделя, разделенная  на дни), некоторые особенности поведения птиц на кормушке, погода,  ассортимент кормов, т. е. все, что в комплексе составляет внешние условия, на  фоне которых происходят наблюдения за птицами.

В календаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и  состав корма. Ведение календаря наблюдений за птицами дает ребятам  возможность познакомиться с зимующими птицами, проследить динамику  изменений в осенне-весенние птичьи миграции.

Образцы календарей наблюдения для старшей и подготовительной группы.


Слайд

22

Календари наблюдения за сезонными  изменениями в природе 

Ценным пособием для знакомства детей с  природой может стать календарь природы.

С помощью календаря можно надолго  сохранить в памяти детей интересные  впечатления от наблюдений на участке,  прогулки, экскурсии.

Календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного  мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Заполнение  страницы календаря, то есть фиксация наблюдений, неотъемлемая часть  "недельной методики" ознакомления детей с сезонными явлениями природы.

Работа воспитателя строится с учетом конкретного содержания календаря, задач  обобщения. Он должен сначала обучить детей читать календарь, т. е. определять  смысловое содержание по представленному наглядно символическому  обозначению, умению правильно ориентироваться на его плоскости; направить  внимание ребят на выявление закономерностей изменении в природе.

С помощью вопросов педагог организует и направляет ход рассуждений детей,  подводит их выделению среди множества конкретных представлении смыслового  стержня.

Аналогичные календари целесообразно использовать при наблюдении любых  длительных закономерно протекающих явлении в природе. С педагогической  точки зрения модель-календарь, отражающий любые из развивающихся явлений  или событий природы, следует рассматривать как наглядное пособие, созданное  при деятельном участии детей на основе их собственных впечатлений.

Слайд 23

Календарь наблюдения
за сезонными  изменениями в природе
Группа раннего возраста

В группе раннего возраста можно повесить  картину с изображением сезона, например,  зимний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

Слайд 24-26

Календарь наблюдения
за сезонными  изменениями в природе

Младшая группа

На планшете помещаются картинки с изображением времени года, в центре укреплена  подвижная стрелка.

В младшей группе календарь природы должен быть не сложным по представленному  материалу, ярким.

Рядом с календарём природы обязательно  находится кукла с комплектом одежды по сезону.

Слайд

27-29

Средняя группа

В средней группе календарь должен быть не сложным по представленному материалу, ярким. Рисунки детей, отражающие  увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует  отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено  увиденное.

Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать. Это

можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием «Какая сегодня погода?»

На плотном куске картона с укрепленной в центре подвижной  стрелкой помещаются или вкладываются в прозрачные карманы  изображения различного, но типичного для определенного сезона  состояния погоды. Если сделать картинки сменными, можно использовать календарь в течение всего года.

Соединив игрушку-  пособие с планшетом для детских рисунков, уже в средней группе  можно создать уголок наблюдений за природой и погодой сезона.  Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает  умения наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.

Слайд

30-32

Старшая группа

В старшей группе детского сада календарь природы может быть  несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли  возможности воспринимать и осмысливать природные явления,  отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы,  состояние погоды могут быть представлены в календаре более  подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации  наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать»  календарь.

Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность,  а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (до 6—7) условных изображений погодных явлений.

Ко второй половине года дети старшей группы владеют  некоторыми первоначальными знаниями о времени (день,  неделя). Поэтому        можно внести в календарь условное изображение недели (полоска с клетками по числу дней  недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения  позволяют показать детям изменчивость погоды,  динамичность явлений природы в относительно небольшой  период времени, а также закрепить представления о днях  недели.

Слайд 33-35

Подготовительная группа

Важной частью календаря в подготовительной к школе группе  становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца.

В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети  фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных,  дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном  состоянии погоды в течение месяца.

Во второй половине года рекомендуется отмечать состояние  погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря  делится по диагонали на две части: утро и вечер и погода  отмечается после утренней прогулки и перед выходом на вечернюю прогулку.

Слайд

36-53

        В настоящее время разработана целая система самых  разных календарей – плоских и объемных, цельных и  состоящих из отдельных частей.

Эти наглядные пособия многофункциональны и могут  рассматриваться как модели живых объектов,  использоваться в театрализованных представлениях и,  наконец, просто украшать помещения.

Календари природы дополняются альбомами для  фиксации природных явлений, что позволяет детям  сравнивать погодные условия в течение сезона. Сюда  же помещаются и рисунки детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Календари природы в дошкольном учреждении: значение, виды, методика организации работы"

В данном разделе описана методика работы с календарями природы, представлены виды календарей, изготовленных собственными руками....

«Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»

«Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»...

Работа с календарем природы

Интеграция образовательных областей при работе с календарем природы....

Консультация для педагогов «Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»

Одним из направлений  познавательного развития детей является ведение календарей природы....

"Календарь природы и организация работы с ним"

описание методического пособия "Календарь природы"...

Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика организации работы

Презентация "Календари природы в  дошкольной образовательной  организации: значение, виды  и  методика организации работы" является наглядным дополнением консультации для...