Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика организации работы
консультация по окружающему миру
Консультация для воспитателей "Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика организации работы" может оказаться полезной для старших воспитателей. Консультация содержит рекомендации по организации работы с календарями природы в разных возрастных группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendari_prirody_v_doshkolnoy_obrazovatelnoy_organizatsii.docx | 33.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика
организации работы
Подготовил: Маркова Н.А., старший воспитатель
Слайд 1 | Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы. |
Слайд 2 | Однако познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Один из доступных способов понять окружающую действительность является наглядно – практический метод обучения – моделирование. Модели способствуют логическому усвоению детьми закономерных изменений в природе. В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы. |
Слайд 3 | Календарь природы – это графическая модель, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. |
Слайд 4 | Значение календарей природы
|
Слайд 5 | Цель работы с календарем природы: обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. |
Слайд 6 | В ходе работы с календарем природы решаются следующие задачи:
|
Слайд 7 | Три основных типа календарей природы:
|
Слайд 8 | Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья). В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети. |
Слайд 9-10 Слайд 11- 12 | Ведение такого календаря можно делать следующими способами. Рассмотрим их на примере наблюдений за ростом редиса. Первые три графы заполняются ежедневно, дни недели закрашиваются разным цветом, погода и огородные работы фиксируются значками. В последней графе один раз в конце недели дается цветное изображение овоща, мерная полоска закрашивается по высоте растения. Варианты фиксации результатов наблюдений за ростом растений. |
Слайд 13 | Еще один способ заполнения – это календарь-ширма. Он отражает пространственно временные параметры роста и развития огородной культуры. Одноразовые еженедельные наблюдения и отметки (цветной рисунок) создают картину последовательных изменении подземной и надземной частей растения. Одновременная запись погоды, трудовых операций дает представление об условиях, в которых развивается овощная культура. Графа «время», например, показывает, сколько недель длится развитие корнеплода. Аналогичным образом можно моделировать процесс роста и развития любого растения (грунтового или комнатного), выращиваемого вегетативным способом или из семян, но имеющего относительно быстрый рост и непродолжительный период развития. |
Слайд 14-18 Слайд 19-21 | Календарь наблюдения за птицами Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей группы. Календарь для дошкольников младших и средних групп заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Календарь старшей и подготовительной группы, заполняется ежедневно: в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки - «галочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений). Различаются календари не только записью наблюдений, но и своим содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников более значителен: учитывается время (за единицу берется неделя, разделенная на дни), некоторые особенности поведения птиц на кормушке, погода, ассортимент кормов, т. е. все, что в комплексе составляет внешние условия, на фоне которых происходят наблюдения за птицами. В календаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и состав корма. Ведение календаря наблюдений за птицами дает ребятам возможность познакомиться с зимующими птицами, проследить динамику изменений в осенне-весенние птичьи миграции. Образцы календарей наблюдения для старшей и подготовительной группы. |
Слайд 22 | Календари наблюдения за сезонными изменениями в природе Ценным пособием для знакомства детей с природой может стать календарь природы. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии. Календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Заполнение страницы календаря, то есть фиксация наблюдений, неотъемлемая часть "недельной методики" ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Работа воспитателя строится с учетом конкретного содержания календаря, задач обобщения. Он должен сначала обучить детей читать календарь, т. е. определять смысловое содержание по представленному наглядно символическому обозначению, умению правильно ориентироваться на его плоскости; направить внимание ребят на выявление закономерностей изменении в природе. С помощью вопросов педагог организует и направляет ход рассуждений детей, подводит их выделению среди множества конкретных представлении смыслового стержня. Аналогичные календари целесообразно использовать при наблюдении любых длительных закономерно протекающих явлении в природе. С педагогической точки зрения модель-календарь, отражающий любые из развивающихся явлений или событий природы, следует рассматривать как наглядное пособие, созданное при деятельном участии детей на основе их собственных впечатлений. |
Слайд 23 | Календарь наблюдения В группе раннего возраста можно повесить картину с изображением сезона, например, зимний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону. |
Слайд 24-26 | Календарь наблюдения Младшая группа На планшете помещаются картинки с изображением времени года, в центре укреплена подвижная стрелка. В младшей группе календарь природы должен быть не сложным по представленному материалу, ярким. Рядом с календарём природы обязательно находится кукла с комплектом одежды по сезону. |
Слайд 27-29 | Средняя группа В средней группе календарь должен быть не сложным по представленному материалу, ярким. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное. Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать. Это можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием «Какая сегодня погода?» На плотном куске картона с укрепленной в центре подвижной стрелкой помещаются или вкладываются в прозрачные карманы изображения различного, но типичного для определенного сезона состояния погоды. Если сделать картинки сменными, можно использовать календарь в течение всего года. Соединив игрушку- пособие с планшетом для детских рисунков, уже в средней группе можно создать уголок наблюдений за природой и погодой сезона. Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает умения наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом. |
Слайд 30-32 | Старшая группа В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь. Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (до 6—7) условных изображений погодных явлений. Ко второй половине года дети старшей группы владеют некоторыми первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому можно внести в календарь условное изображение недели (полоска с клетками по числу дней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения позволяют показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природы в относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о днях недели. |
Слайд 33-35 | Подготовительная группа Важной частью календаря в подготовительной к школе группе становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца. В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца. Во второй половине года рекомендуется отмечать состояние погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится по диагонали на две части: утро и вечер и погода отмечается после утренней прогулки и перед выходом на вечернюю прогулку. |
Слайд 36-53 | В настоящее время разработана целая система самых разных календарей – плоских и объемных, цельных и состоящих из отдельных частей. Эти наглядные пособия многофункциональны и могут рассматриваться как модели живых объектов, использоваться в театрализованных представлениях и, наконец, просто украшать помещения. Календари природы дополняются альбомами для фиксации природных явлений, что позволяет детям сравнивать погодные условия в течение сезона. Сюда же помещаются и рисунки детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Календари природы в дошкольном учреждении: значение, виды, методика организации работы"
В данном разделе описана методика работы с календарями природы, представлены виды календарей, изготовленных собственными руками....
«Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»
«Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»...
Работа с календарем природы
Интеграция образовательных областей при работе с календарем природы....
Консультация для педагогов «Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»
Одним из направлений познавательного развития детей является ведение календарей природы....
"Календарь природы и организация работы с ним"
описание методического пособия "Календарь природы"...
Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика организации работы
Презентация "Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика организации работы" является наглядным дополнением консультации для...
«Организация экологического центра в группе. Календарь природы.»
Консультация для воспитателей...