Интегрированное занятие "Русский народ"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Михнова Татьяна Викторовна

Сегодня состоялся интересный разговор  учителя-логопеда Михновой Татьяны Викторовны с ребятами подготовительной группы  о русском народе, его обычаях, праздниках и быте. Подготовишки узнали как строилась изба без гвоздей, что такое сени и для чего нужна печь. Познакомились с деталями русского костюма. Вспомнили с детьми веселую Масленицу, с блинами и задорными закличками. Познакомились с другими народными праздниками: Рождество, день Ивана Купалы( вспомнили сказку Снегурочка). Послушали русскую балалайку, «испекли» каравай, была в гостях и расписная матрешка!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_narod_szhatyy.pptx815.42 КБ
Файл konspekt_zanyatiya_russkiy_narod.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский народ Коренная область расселения русского народа – Восточно-европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов.

Слайд 2

Русская изба Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Дом строился из сосны. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой.

Слайд 3

Красный угол Красный угол в русской избе – почетное место в избе, в котором вешались иконы и стоял стол.

Слайд 4

Русская баня Баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!»

Слайд 5

Русский национальный костюм Мужской костюм: рубаха, порты, пояс, сермяга. Женский костюм: девичья рубаха, праздничные головные уборы, понёва. Русские люди были очень суеверными, поэтому каждый элемент орнамента что-то обозначал.

Слайд 6

Символы русской культуры Символы русской культуры придают нашей стране колорит, который узнаётся в любой точке мира. Вышивке уделяли огромное значение: она была не просто украшением. Из символов создаётся орнамент. Каждый орнамент имеет свой смысл. Матрешка – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся куклы меньшего размера. Названа она так не случайно. Имя Матрёна было самым распространённым и любимым женским именем. Самовар – устройство для кипячения вода и чая. Символ семейного очага, уюта. Наличие в доме самовара говорило о материальном достатке. Балалайка – самый известный русский инструмент. Она стала символом русского народа.

Слайд 7

Народные обычаи Главным способом объединения людей выступали традиции и обычаи русского народа, которые сохраняются на протяжении длительного времени. Ярмарки, застолье, сватовство… Встречи календарных и православных праздников: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Иван Купала. Русские народные обычаи-это часть национальной культуры. Из них складывается память о предках. До сих пор старинные русские традиции чтят в маленьких деревушках и сёлах.



Предварительный просмотр:

Конспект ОД по познавательному развитию

«Русский народ»

Цель: Формировать представление у детей о традициях русского народа.

Задачи: 

-уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше;

         -познакомить с другими традициями: хлебосольство, хороводы, чаепитие;

         -обогащать словарь детей новыми словами.

-воспитывать любовь к Родине, ее традициям.

Оборудование:

Выставка книг «русские народные сказки», презентация «Традиции русского народа», музыкальное сопровождение.

Ход:

Музыка   русский народный хоровод (дети прослушивают музыку и садятся на стулья)

Сегодня мы поговорим о русском народе, его быте и традициях. Коренная область расселения русского народа – Восточно-европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает очень много разных народов.(слайд 1)

Издревле русские люди строили  традиционный дом, который назывался русская изба. Изба состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Дом строился из сосны. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой. ( слайд 2)

 В каждой русской избе есть Красный угол  – почетное место в избе, в котором вешались иконы и стоял стол. (слайд 3)

Так же почти в каждом дворе была русская баня. А кто знает что это?

Баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!»(слайд 4)

Так же я хочу познакомить вас с традициями русского народа. Что такое традиция? Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции. Какие? Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот день подарки.

В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше. Что это за традиции? (именины, проводы в Армию, Масленица, коляда, Пасха) (обратить внимание на страницы из папки «Наши праздники»)

- Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней. Об одной из них вы сейчас и узнаете.

Хороводы.

- Традиция русского народа:

Девушки и парни

При луне ли сидели

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели,

Да водили хороводы.

- Любили и любят до сих пор русские люди водить хороводы.

- Мы тоже с вами умеем водить хоровод под русские народные песни (дети водят хоровод)  

Национальный костюм русского народа

Логопед: Посмотрите ребята вы все одеты в простую повседневную одежду, а у нас есть девочка в национальном костюме. А теперь отгадайте и найдите русский народный костюм.

(Дети выбирают девочку в русском народном костюме.)

Логопед: Вот она – русская красавица! Из чего состоит ее костюм?

Дети: Из сарафана и кофты.

Логопед: (Показ слайда «Русский национальный костюм» ) (слайд 5)

Женский костюм: девичья рубаха, праздничные головные уборы, понёва. Раньше на Руси женщины и девочки в городах и деревнях носили одинаковые рубахи, которые назывались сорочки. Поверх сорочки надевали длинный сарафан. Когда русская красавица шла в таком сарафане, ее называли лебедушкой. Ребята, а чтобы сарафаны были красивыми, чем их украшали?

Дети: Ленточками, бисером, кружевами.

Логопед: Вот такие костюмы во многих семьях передавались по наследству от бабушки к внучке. А теперь посмотрите, что за головной убор у красавицы?

Дети: Кокошник.

Логопед: Он тоже украшен. Чем? (Бусинами, ленточками). Еще кокошники украшали тесьмой. Вот такие сарафаны и кокошники шились и вышивались руками мастериц-рукодельниц.

Богата наша страны символами русской культуры, которые знают в других странах. Что отличает нас от других народов. Символы русской культуры придают нашей стране колорит, который узнаётся в любой точке мира. (слайд 6) символы русского народа это- национальная вышивка, матрешка, балалайка, самовар.  

Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких? (хлеб и соль). И произносят его, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А самыми ценными продуктами для русского человека всегда были… Как вы думаете какие продукты? (хлеб и соль)

Не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.

 Жива традиция. Жива –

От поколенья старшего.

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь

Тот, кто пришел на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Кланяются гостям, детям, воспитателям и вручают хлеб – соль.

- Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью. (Показ иллюстрации).

     Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.

-Хлеб-соль, гости дорогие! (гости, затем дети отламывают хлеб и едят).

-Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор.

Главным способом объединения людей выступали традиции и обычаи русского народа, которые сохраняются на протяжении длительного времени. Ярмарки, застолье, сватовство…(слайд 7)

Встречи календарных и православных праздников: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Иван Купала

Главным способом объединения людей выступали традиции и обычаи русского народа, которые сохраняются на протяжении длительного времени. Ярмарки, застолье, сватовство…

Встречи календарных и православных праздников: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Иван Купала.(Слайд 8)

 Русские сказки

Русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям. (Дети подходят к выставке книг русских народных сказок, называют их героев).

Чаепитие.

-Да девчата все у нас примечательные.

И ребята все у нас замечательные.

А успех их здесь не мелочный,

Значит вкусен русский чай посиделочный.

- Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие.

Под русскую народную мелодию дети несут к столу самовар, чашки с блюдцами, сахарницу, калачи, сушки и пр.

Логопед и воспитатель накрывают на стол и рассказывают.

- Стол накрывался скатертью. На середину его ставили самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу (сахар в ней кусочками). Затем калачи, бублики, сладости. Знаменитые калачи пекут только в России.

В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл

(обратить внимание на иллюстрацию).

     -Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Дети: Всех гостей мы угощаем ароматным сладким чаем.

-А для вас, мои детишки,

Калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем угощайтесь!

 Дети приглашаются к столу звучит песня «У самовара…»

Рефлексия:

Что вы узнали нового?

Что было самое интересное?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный открытый педагогический процесс на тему:«Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа»

Интегрированный открытый педагогический процесс на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям  русского народа» ...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Дружба народов"

Формировать навыки уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур.Познакомить с традициями и культурой Азербайджана....

Интегрированная совместная деятельность в подготовительной группе на тему "Коренные народы Сибири"

Статья опубликована на фестивале "Открытый урок". Конспект познавательно-исследовательской напрвленности по ознакомлению детей старшего возраста с историей родного края....

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....

Интегрированная образовательная деятельность для старшей группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»

Программное содержание: Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно.Познакомить с  Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда,...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Крещение" (традиции народа) старший дошкольный возраст

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию для старшего дошкольного возраста...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Сретение" (традиции народа) старший дошкольный возраст

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по окружающему миру и аппликации...