Интегрированное занятие "Русский народ"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Сегодня состоялся интересный разговор учителя-логопеда Михновой Татьяны Викторовны с ребятами подготовительной группы о русском народе, его обычаях, праздниках и быте. Подготовишки узнали как строилась изба без гвоздей, что такое сени и для чего нужна печь. Познакомились с деталями русского костюма. Вспомнили с детьми веселую Масленицу, с блинами и задорными закличками. Познакомились с другими народными праздниками: Рождество, день Ивана Купалы( вспомнили сказку Снегурочка). Послушали русскую балалайку, «испекли» каравай, была в гостях и расписная матрешка!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_narod_szhatyy.pptx | 815.42 КБ |
konspekt_zanyatiya_russkiy_narod.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русская изба Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Дом строился из сосны. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой.
Красный угол Красный угол в русской избе – почетное место в избе, в котором вешались иконы и стоял стол.
Русская баня Баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!»
Русский национальный костюм Мужской костюм: рубаха, порты, пояс, сермяга. Женский костюм: девичья рубаха, праздничные головные уборы, понёва. Русские люди были очень суеверными, поэтому каждый элемент орнамента что-то обозначал.
Символы русской культуры Символы русской культуры придают нашей стране колорит, который узнаётся в любой точке мира. Вышивке уделяли огромное значение: она была не просто украшением. Из символов создаётся орнамент. Каждый орнамент имеет свой смысл. Матрешка – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся куклы меньшего размера. Названа она так не случайно. Имя Матрёна было самым распространённым и любимым женским именем. Самовар – устройство для кипячения вода и чая. Символ семейного очага, уюта. Наличие в доме самовара говорило о материальном достатке. Балалайка – самый известный русский инструмент. Она стала символом русского народа.
Народные обычаи Главным способом объединения людей выступали традиции и обычаи русского народа, которые сохраняются на протяжении длительного времени. Ярмарки, застолье, сватовство… Встречи календарных и православных праздников: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Иван Купала. Русские народные обычаи-это часть национальной культуры. Из них складывается память о предках. До сих пор старинные русские традиции чтят в маленьких деревушках и сёлах.
Предварительный просмотр:
Конспект ОД по познавательному развитию
«Русский народ»
Цель: Формировать представление у детей о традициях русского народа.
Задачи:
-уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше;
-познакомить с другими традициями: хлебосольство, хороводы, чаепитие;
-обогащать словарь детей новыми словами.
-воспитывать любовь к Родине, ее традициям.
Оборудование:
Выставка книг «русские народные сказки», презентация «Традиции русского народа», музыкальное сопровождение.
Ход:
Музыка русский народный хоровод (дети прослушивают музыку и садятся на стулья)
Сегодня мы поговорим о русском народе, его быте и традициях. Коренная область расселения русского народа – Восточно-европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает очень много разных народов.(слайд 1)
Издревле русские люди строили традиционный дом, который назывался русская изба. Изба состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Дом строился из сосны. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой. ( слайд 2)
В каждой русской избе есть Красный угол – почетное место в избе, в котором вешались иконы и стоял стол. (слайд 3)
Так же почти в каждом дворе была русская баня. А кто знает что это?
Баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!»(слайд 4)
Так же я хочу познакомить вас с традициями русского народа. Что такое традиция? Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции. Какие? Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот день подарки.
В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше. Что это за традиции? (именины, проводы в Армию, Масленица, коляда, Пасха) (обратить внимание на страницы из папки «Наши праздники»)
- Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней. Об одной из них вы сейчас и узнаете.
Хороводы.
- Традиция русского народа:
Девушки и парни
При луне ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели,
Да водили хороводы.
- Любили и любят до сих пор русские люди водить хороводы.
- Мы тоже с вами умеем водить хоровод под русские народные песни (дети водят хоровод)
Национальный костюм русского народа
Логопед: Посмотрите ребята вы все одеты в простую повседневную одежду, а у нас есть девочка в национальном костюме. А теперь отгадайте и найдите русский народный костюм.
(Дети выбирают девочку в русском народном костюме.)
Логопед: Вот она – русская красавица! Из чего состоит ее костюм?
Дети: Из сарафана и кофты.
Логопед: (Показ слайда «Русский национальный костюм» ) (слайд 5)
Женский костюм: девичья рубаха, праздничные головные уборы, понёва. Раньше на Руси женщины и девочки в городах и деревнях носили одинаковые рубахи, которые назывались сорочки. Поверх сорочки надевали длинный сарафан. Когда русская красавица шла в таком сарафане, ее называли лебедушкой. Ребята, а чтобы сарафаны были красивыми, чем их украшали?
Дети: Ленточками, бисером, кружевами.
Логопед: Вот такие костюмы во многих семьях передавались по наследству от бабушки к внучке. А теперь посмотрите, что за головной убор у красавицы?
Дети: Кокошник.
Логопед: Он тоже украшен. Чем? (Бусинами, ленточками). Еще кокошники украшали тесьмой. Вот такие сарафаны и кокошники шились и вышивались руками мастериц-рукодельниц.
Богата наша страны символами русской культуры, которые знают в других странах. Что отличает нас от других народов. Символы русской культуры придают нашей стране колорит, который узнаётся в любой точке мира. (слайд 6) символы русского народа это- национальная вышивка, матрешка, балалайка, самовар.
Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких? (хлеб и соль). И произносят его, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А самыми ценными продуктами для русского человека всегда были… Как вы думаете какие продукты? (хлеб и соль)
Не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.
Жива традиция. Жива –
От поколенья старшего.
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
И потому принять изволь
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
Кланяются гостям, детям, воспитателям и вручают хлеб – соль.
- Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью. (Показ иллюстрации).
Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.
-Хлеб-соль, гости дорогие! (гости, затем дети отламывают хлеб и едят).
-Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор.
Главным способом объединения людей выступали традиции и обычаи русского народа, которые сохраняются на протяжении длительного времени. Ярмарки, застолье, сватовство…(слайд 7)
Встречи календарных и православных праздников: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Иван Купала
Главным способом объединения людей выступали традиции и обычаи русского народа, которые сохраняются на протяжении длительного времени. Ярмарки, застолье, сватовство…
Встречи календарных и православных праздников: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Иван Купала.(Слайд 8)
Русские сказки
Русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям. (Дети подходят к выставке книг русских народных сказок, называют их героев).
Чаепитие.
-Да девчата все у нас примечательные.
И ребята все у нас замечательные.
А успех их здесь не мелочный,
Значит вкусен русский чай посиделочный.
- Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие.
Под русскую народную мелодию дети несут к столу самовар, чашки с блюдцами, сахарницу, калачи, сушки и пр.
Логопед и воспитатель накрывают на стол и рассказывают.
- Стол накрывался скатертью. На середину его ставили самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу (сахар в ней кусочками). Затем калачи, бублики, сладости. Знаменитые калачи пекут только в России.
В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл
(обратить внимание на иллюстрацию).
-Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Дети: Всех гостей мы угощаем ароматным сладким чаем.
-А для вас, мои детишки,
Калачи, ватрушки, пышки.
Наливайте, не стесняйтесь,
Сладким чаем угощайтесь!
Дети приглашаются к столу звучит песня «У самовара…»
Рефлексия:
Что вы узнали нового?
Что было самое интересное?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный открытый педагогический процесс на тему:«Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа»
Интегрированный открытый педагогический процесс на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа» ...
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Дружба народов"
Формировать навыки уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур.Познакомить с традициями и культурой Азербайджана....
Интегрированная совместная деятельность в подготовительной группе на тему "Коренные народы Сибири"
Статья опубликована на фестивале "Открытый урок". Конспект познавательно-исследовательской напрвленности по ознакомлению детей старшего возраста с историей родного края....
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....
Интегрированная образовательная деятельность для старшей группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»
Программное содержание: Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно.Познакомить с Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда,...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Крещение" (традиции народа) старший дошкольный возраст
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию для старшего дошкольного возраста...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Сретение" (традиции народа) старший дошкольный возраст
Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по окружающему миру и аппликации...