Познавательный проект "Ребусы-гимнастика для ума"
проект (подготовительная группа)
Познавательно - исследовательский проект. Тема: «Ребусы - гимнастика для ума»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rebusy.docx | 126.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 10 «БЕЛОЧКА»
Познавательно - исследовательский проект
Тема: «Ребусы - гимнастика для ума»
Автор: Биткин Михаил
Руководитель: Кретинина И.В., воспитатель
2022-2023 учебный год
Аннотация.
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Через органы чувств - это единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, человек размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений.
Сегодня дошкольное образование сделало значительный шаг вперед во всех направлениях воспитательно-образовательного процесса. Дошкольная педагогика постоянно пополняется новыми и новыми исследованиями, направленными на разностороннее развитие ребенка. В последнее время взрослые все больше внимания уделяют интеллектуальному развитию детей: они нагружают ребенка новой информацией, знаниями, совершенно не думая о том, что важное звено развития ребенка дошкольного возраста - это игра. И сегодня существует множество игр, которые позволяют развивать психические познавательные процессы без ущерба для здоровья детей. К таким играм можно отнести игры-загадки, головоломки, ребусы, кроссворды и т.п. Одной из задач обучения детей старшего дошкольного возраста является формирование у них логического мышления, а загадки, ребусы, кроссворды являются хорошим средством развития у детей логического мышления. Как показывает практика, в дошкольных учреждениях очень редко используются головоломки, кроссворды, ребусы. В основном, эти виды игр используются в школе. Да и в педагогике проблема использования игр-загадок, ребусов, головоломок и кроссвордов является мало изученной.
Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоции, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
Проблемно-поисковые методы развивают у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность.
К 6 годам ребенок может решать мыслительные задачи не только практическим действием и оперированием представлениями. Он уже усваивает понятия и пользуется ими при решении задач и в своих суждениях. Но развитие логического мышления - еще пока лишь возможность дошкольника, которую педагогу нельзя упускать. Однако познание ребенком окружающего мира остается преимущественно чувственным. Но и оно качественно меняется. Снижаются пороги восприятия, т.е. повышается чувствительность органов чувств: ребенок лучше различает и дифференцирует звуки, цвета, запахи и другие свойства. Интенсивно формируется система сенсорных эталонов.
Значительную роль в обследовании объектов восприятия наряду с рукой играет глаз, который к концу старшего дошкольного возраста становится ведущим органом познания.
В этом возрасте так же большую роль играет развитие воображения, создания ребенком собственных замыслов, моделей действия, схем явлений и их детализации. Это очень важно для развития индивидуальности ребенка, гибкости и пластичности его не только мыслительной, познавательной деятельности, но и практической, продуктивной.
Если сделать деятельность ребенка интересной, увлекательной, то он достигнет очень многого: будет проявлять любознательность, станет наблюдательным, проявит стремление к преодолению препятствия, к поиску решения любой возникающей перед ним проблемы.
Люди всех возрастов и больших и маленьких, проявляют большой интерес к играм-головоломкам, к занимательным задачам. Но одно из почётных мест занимают ребусы разных видов, с разными правилами разгадывания.
Для детей работа с ребусами решает очень много педагогических задач:
- Знакомство с окружающим его миром и явлениями природы;
- Развивает логическое мышление, память, воображение.
- Расширяют кругозор детей;
- Развивают зрительную и моторную память; внимание через яркие рисунки, картинки.
- Развивает речь ребёнка через разгаданные слова, загадки, пословицы, небольшие стишки.
Паспорт проекта
Полное название ДОУ | Муниципальное автономное дошкольное оразовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад №10 «Белочка» |
Полное название работы | Ребусы - гимнастика для ума |
Направление, секция | Познавательно-иследовательский |
ФИО автора, возраст | Биткин Михаил, 7 лет |
Руководитель проекта, должность | Кретинина Ирина Владимировна, воспитатель |
Цель | Научить приёмам и правилам разгадывания ребусов. |
Задачи |
|
Сроки реализации | краткосрочной |
Участники проекта | ребёнок, родители, воспитатели |
Конечный результат (продукт) | Книжка-малышка «Ребусы» |
Методы:
- Изучение литературы.
- Работа с Интернет-ресурсами.
- Практическая работа.
Гипотеза: решая ребусы, мы тренируем ум, развиваем мышление и становимся наблюдательными, догадливыми, сообразительными.
Объект: ребусы
Предмет: ребусы как средство развития мышления
Проектный продукт: компьютерная презентация и исследовательская работа, творческая работа книжка-малышка «Ребусы»
Основная часть:
I этап
Подготовительный
1) Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по теме проекта;
2) Подготовка развивающей среды в группе;
3) Подбор игровой мотивации;
4) Разработка плана работы с детьми и родителями;
II этап Деятельностный
- Знакомство с большим энциклопедическим словарём Ушакова Д.Н. , Даль В.И. , толковым словарём Ожегова С.И., знакомство с историей возникновения ребусов
- Знакомство с видами ребусов:
Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.
Ребусы «сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.
Ребусы-шутки - это шуточная загадка в стихах.
Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.
Звуковой ребус - это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.
Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.
Ребус-задача - это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.
Числовые ребусы - это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.
Особую группу ребусов составляют математические ребусы.
- Изучение правил решения ребусов.
- Ребус читается слева направо и сверху вниз.
- Если нарисовано несколько одинаковых предметов, то читается слово во множественном числе.
- Рисунок в ребусе может обозначать не все слово, а только его часть. Запятые возле рисунка показывают, сколько букв надо из слова убрать.
- Если запятые слева от рисунка, убираем первые буквы; запятые справа показывают сколько букв в конце слова надо отбросить.
- Если предмет в ребусе нарисован в перевернутом виде, то слово читают с конца. Например, если нарисован кот вниз головой, то читаем слово «ток».
- Если возле рисунка стоит перечеркнутая буква, то ее из слова надо убрать. Если нарисована перечеркнутая цифра, то убираем букву с таким порядковым номером.
- Если нарисована буква возле слова, то ее надо к слову добавить
- Если возле рисунка написано равенство (5 = В или Я = В), то надо эту букву заменить другой, той, что - справа.
- Если предметы нарисованы в разном положении относительно друг друга, то при чтении используются предлоги. Один предмет в другом – «в». Предмет нарисован на другом предмете, можно читать по-разному: «на», «над», «под». Подбираем по смыслу.
- Если буква состоит из другой буквы, то используем предлог «из». Например, «из – Б – А».
- Если встречаются ноты, то они обозначают соответствующие их названиям отдельные слоги.
- Если возле рисунка написаны цифры, то буквы из названия предмета следует читать в указанном цифрами порядке. Буквы, не обозначенные цифрами, не используются.
- Если буква перечеркнута крест накрест, то читается как "не". Например, перечеркнута "Д", читаем "не-Д".
- Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами.
- Решение и составление ребусов
- Изготовление книжки-малышки «Ребусы»
III этап
Завершающий
- Выводы по изученным материалам.
- Презентация проекта в конкурсе проектно-исследовательских работ на уровне ДОУ «Почемучки»
Самооценка. Обсуждение итогов проекта. (Рефлексия проектной деятельности)
Ребус развивает внимание, память. При самостоятельном составлении ребусов развивается логическое мышление и творчество.
В любой работе над изделием всегда можно определить положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны проекта:
1. Цель достигнута;
2. Материалы доступны;
Отрицательные стороны проекта:
Низкая активность родителей при реализации проекта.
Литература (Интернет ресурсы)
1.http://womanadvice.ru/matematicheskie-rebusy
2.http://galia.rusedu.net/post/5445/101714
3.http://chitalochka-ru.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey/pravila-razgadyivaniya-rebusov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.
В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду
материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
Методический комплекс «Поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия».
Методический комплекс...
Консультация для педагогов «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности»
Уважаемые коллеги! Может быть эта консультация пригодится вам в практической работе....
ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные
ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...