Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества
материал (младшая группа)
Развитие инициативности – одна из целей, поставленных образованием перед его образовательными институтами.Познавательная инициатива – это исходящие от субъекта свободные, самостоятельные, намеренные действия по овладению знаниями, умениями и навыками, их использованию и преобразованию в ходе решения всевозможных личностно важных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/initsiativnost_detey.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества.
Развитие инициативности – одна из целей, поставленных образованием перед его образовательными институтами.
Познавательная инициатива – это исходящие от субъекта свободные, самостоятельные, намеренные действия по овладению знаниями, умениями и навыками, их использованию и преобразованию в ходе решения всевозможных личностно важных задач.
Познавательная инициатива присуща ребенку уже в период появления первых вопросов «Почему?», то есть в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок стремится постигнуть суть понятий и явлений окружающего мира. Тем не менее, это личностное проявление не получает достаточного развития в школе, а далее и в вузе, где, несмотря на декларирование инициативы и творчества в обучении, реально не создавалось для этого необходимых условий. На практике ограничивались продуцированием исполнительных учащихся.
Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.
Творческая инициатива ребенка проявляется в активном развертывании нескольких связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки.
Творческая и познавательная инициативы лучше всего формируются в игровой деятельности.
Условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей
1. Развивающая предметно-пространственная среда разнообразна по своему содержанию.
2. Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.
3. В группе преобладает демократический стиль общения воспитателей с детьми.
4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
5. Родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.
Эффективные формы поддержки детской инициативы
1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
2. Проектная деятельность.
3. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование.
4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования рукотворного мира и живой природы.
5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов.
6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.
Способы поддержки детской инициативы в освоении образовательной программы
3-4 года
Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
- Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.
- Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях.
- Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
- Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу.
- Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.
- Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости.
- В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе.
- Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности.
- Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.
- Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.
- Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.
Ожидаемые результаты развития детской инициативы посредством новых педагогических технологий
Ребенок научится входить в игровые ситуации и инициировать их сам, творчески развивать игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных источников.
Ребенок начнет принимать участие в поиске, анализе и сортировке информации.
Ребенок научится мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Ребенок овладеет умением отмечать новые предметы в окружении и проявлять интерес к ним; активно обследовать вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулировать, разбирать - собирать, без попыток достигать точного начального состояния).
Ребенок научится решать свою собственную задачу, а не ту, которую перед ним поставил взрослый.
Ребенок овладеет умением самостоятельно собирать и структурировать информацию и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание образовательной практики "Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества."
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных направлений дошкольного образования является «развитие самостоятельности и инициативности дошкольников в различных видах деятельности»....
Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»
laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...
«Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества»
laquo;Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества»...
Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей в детском саду и дома.
Доклад воспитателя на родительском собрании в подготовительной группе по теме "Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей в детском саду и дома" Во ФГОС...
мастер класс "Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества"
мастер класс "Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества"...
Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества
Развитие инициативности – одна из целей, поставленных образованием перед его образовательными институтами.Познавательная инициатива – это исходящие от субъекта свободные, самостоятельные, ...
"Поддержка детской инициативности и самостоятельности на основе детского творчества"
консультация для воспитателей...