Вода чудесный дар природы
проект (старшая группа)
Бережное отношение к природе стало залогом выживания человека на нашей планете. Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о водных ресурсах планеты Земля и их достопримечательностях, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды обусловило актуальность данного проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voda_chudesnyy_dar_prirody.docx | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №144» Корпус 3
Название проекта «Вода-чудесный дар природы»
Вид проекта: групповой
Проект разработала воспитатель:
Ветёлкина Е.В.
Саратов 2023 г.
Паспорт проекта:
Название проекта: «Вода-чудесный дар природы»
Тип: познавательно-творческий, исследовательский
Вид: групповой
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели группы, родители
Сроки реализации: 4 недели (с 1 по 30 ноября)
Введение:
В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого играет важную роль. Вода- это жизнь! Вода- простое вещество, но при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять людей. Изучение уникальных свойств воды постоянно открывает нам новые тайны, задаёт нам новые загадки и бросает новые вызовы.
Актуальность проекта:
Дошкольное детство-это первое звено, где интенсивно проходит накопление знаний об окружающем мире, формируется многогранное отношение к людям и природе. Составные экологической культуры личности дошкольника- это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности. Бережное отношение к природе стало залогом выживания человека на нашей планете. Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о водных ресурсах планеты Земля и их достопримечательностях, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды обусловило актуальность данного проекта.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить детей с самым важным компонентом природы- водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.
- Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и её влиянии на здоровье.
- Формировать представления о свойствах воды, её состояниях.
- Активизировать словарный запас детей.
- Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.
Развивающие:
- Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
- Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические чувства.
- Развивать самостоятельность, инициативность, умение работать в группе.
Воспитательные:
- Стимулировать интерес детей к изучению важного природного дара-воды.
- Воспитывать такие качества, как бережливость, экономность, ответственность.
- Воспитывать интерес у детей к природе, любознательность.
- Воспитывать умение работать в коллективе, уступать друг другу.
Методы и формы работы:
1.Беседы с дошкольниками о воде.
2.Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок.
3.Рассматривание иллюстраций, предметных картинок.
4.Постановка и решение проблемных ситуаций.
5.Наблюдения.
6.Экспериментирование.
7.Дидактические игры.
8.Игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
9.Самостоятельное рисование, лепка, аппликация.
10.Трудовые поручения, действия.
11.Подвижные игры, физкультминутки и пальчиковая гимнастика.
12.Моделирование: создание моделей об изменениях в неживой природе.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Личностные результаты (в ходе работы над проектом дети смогут)
- Четко осознавать, что вода-это важный природный ресурс, без которого невозможна жизнь на планете;
- Знать, что вода имеет такие свойства, как прозрачность, текучесть, она растворяет в себе многие вещества и на Земле может существовать в трёх основных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном;
- Понимать, что бережное отношение к воде – это залог выживания человека на нашей планете.
Практические результаты:
- Ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника;
- Научиться проявлять стимул для работы и познания с удовольствием, с желанием.
Для родителей:
- Повышение активности и интереса к совместной, с образовательным учреждением деятельности по формированию у дошкольников представлений о воде, её значении, о мероприятиях по предотвращению загрязнения этого чудесного природного дара.
• Получат дополнительные знания по данной теме.
Для педагогов:
- Повысят педагогическое мастерство по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с водой в детском саду»,
- Накопят интересный материал по данной теме.
Содержание этапов проекта:
- Подготовительный этап:
- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Вода-чудесный дар природы».
- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Создание развивающей среды по теме.
- Основной этап (практический):
Перспективный план работы по реализации проекта
Число | Программное содержание | Участники |
1 ноября | Беседа «Вода вокруг нас», прослушивание аудиозаписи mp3-детская песенка «Вода буль-буль», д/и «Эти разные водоёмы», рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды, пословицы и поговорки о водоёмах | Воспитанники, воспитатели группы |
2 ноября | Беседа «Путешествие капельки», д/и «Рыбы рек, озёр», просмотр слайд-шоу «Природные водоёмы», п/и «Ручеёк», чтение стихотворений «Сколько знаю я дождей» А.Тараскин, «Ручеёк» Т.Жиброва | Воспитанники, воспитатели группы |
3 ноября | Физкультминутка «Дождик», п/и «Пройди через речку по мостику», прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы», «Звонкий ручей», д/и «Опиши», с/р «Приготовим мы обед» | Воспитанники, воспитатели группы |
7 ноября | ООД «Волшебная капелька», просмотр презентаци «Без воды никак нельзя!», пальчиковая игра «Мы-водные животные», просмотр мультипликационного фильма «Мойдодыр», п/и «Снежиночки-пушиночки» | Воспитанники, воспитатели группы |
8 ноября | Беседа «Вода нужна всем», с/р игра «Морское путешествие», творческая деятельность (рисование) «Природные водоёмы: болото, река, водопад», пальчиковая игра «Вышел дождик погулять», наблюдение за испарением воды | Воспитанники, воспитатели группы |
9 ноября | Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоёмы», д/и «Морские обитатели», п/и «Болото: с кочки на кочку», творческая деятельность (аппликация) «Облака-белогривые лошадки» (с использованием манной крупы) | Воспитанники, воспитатели группы, родители |
10 ноября | Игра «Лечим водоём», беседа «Волшебница-вода», п/и «Дождик», с/р игра «Я –капитан корабля», наблюдение за растениями | Воспитанники, воспитатели группы |
11 ноября | Беседа «Вода нужна всем!», прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы: шум водопада», ситуационные задания «Береги воду!», чтение стихотворений «Дождик» Б.Заходер, «Как люди речку обидели» Н.Рыжова, физкультминутка «Весёлое болото» | Воспитанники, воспитатели группы |
14 ноября | ООД «Реки, речки и моря на Земле текут не зря!», д/и «Капелька», п/и «Море волнуется…», пальчиковая гимнастика «Рыбка в озере живёт» | Воспитанники, воспитатели группы |
15 ноября | Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы: шум океана», беседа «Дождь», творческая деятельность(рисование) «Искусственный водоём: аквариум с рыбками», д/и «Помоги Незнайке», с/р игра «Магазин напитков». | Воспитанники, воспитатели группы |
16 ноября | Беседа «Вода в жизни растений», просмотр слайд-шоу «Подводный мир морей и океанов», творческая деятельность(лепка) «Болото с камышами», чтение «Трудолюбивая вода» В.Иванова | Воспитанники, воспитатели группы |
17 ноября | Стихотворения о воде (рассказывание детьми стихотворений, придуманных вместе с родителями), выставка рисунков к стихотворениям о воде, физкультминутка «Чунга-чанга», п/и «Берег и море» | Воспитанники, родители, воспитатели группы |
18 ноября | Прослушивание аудиозаписи mp3 детская песенка «Синяя вода», пальчиковая гимнастика «Капитан», беседа «Дождь», д/и «Что неверно?», составление рассказов по картинкам | Воспитанники, воспитатели группы |
21 ноября | ООД «Экспериментируем с водой», д/и «Четвёртый лишний», п/и «Солнышко и дождик», наблюдение за таянием льда | Воспитанники, родители, воспитатели группы |
22 ноября | Беседа «Град, снег и лёд», д/и «Природные и погодные явления», «Хорошо-плохо», просмотр презентации «Вода-важный природный ресурс», д/и «Закончи предложение» | Воспитанники, воспитатели группы |
23 ноября | Чтение Андерсен «Русалочка», просмотр энциклопедии «Подводный мир», п/и «Донеси воду в ложке», с/р игра «Морское путешествие» | Воспитанники, воспитатели группы |
24 ноября | Ситуационные задания «Что случилось с водоёмом и как ему помочь?», с/р игра «Лаборатория», п/и «Плыви кораблик», «Весёлые капельки», наблюдения за рыбками в аквариуме | Воспитанники, воспитатели группы |
25 ноября | Д/и «Отвечай быстро», беседа «Круговорот воды в природе», просмотр мультипликационного фильма «Безопасность на воде летом», прослушивание аудиозаписи mp3 детская песенка «Дождь в ладошках», чтение пословиц и поговорок о воде и водоёмах | Воспитанники, воспитатели группы |
28 ноября | ООД «Вода-царица», просмотр слайд-шоу «Искусственные водоёмы», физкультминутка «Караси и щука», п/и «Переправа», с/р игра «Прачечная» | Воспитанники, воспитатели группы |
29 ноября | Творческая деятельность(рисование) «Море с дельфинами», беседа «Вода в нашем организме», д/и «Где живёт вода?», пальчиковая гимнастика «Туча и дождик» | Воспитанники, воспитатели группы |
30 ноября | Викторина» Что мы знаем о воде?», пальчиковая гимнастика «Гроза», д/и «Когда это бывает?», наблюдение за предметами, которые плавают или тонут в воде, п/и «Ходят капельки по кругу» | Воспитанники, родители, воспитатели группы |
- Заключительный этап
Итоги проекта:
- Выставка рисунков и поделок воспитанников по темам: «Природные водоёмы: болото, река, водопад», «Искусственный водоём: аквариум с рыбками», «Море с дельфинами», «Облака-белогривые лошадки», «Болото с камышами», «Сказки о воде»
- Лэпбук на тему: «Удивительная вода»
- Выставка стихотворений и рисунков о воде, придуманных детьми совместно с родителями
- Консультация для родителей: «Занимательные опыты с водой для дошкольников»
- Оформление видео и фотоотчёта по теме проекта
- Аналитическая справка:
В ходе реализации проекта воспитанники расширили свои знания о воде и её свойствах, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды, о её применении в бытовых и хозяйственных нуждах, о проблеме загрязнения водных ресурсов, о мероприятиях по предотвращению загрязнения. Дети научились бережно относиться к воде и экономить её, т.е. вырастут экологически грамотными людьми. Работа по проекту помогла развить у дошкольников художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках, поделках. Воспитанники овладели несложными способами экспериментирования с водой. У них появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (задают вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды и о том, что она может быть в разных состояниях, обладает выталкивающей силой. У воспитанников сформированы представления, что вода- источник жизни на Земле, поэтому её нужно беречь и охранять! Цель проекта достигнута.
Реализовывая данный проект, мы пришли к выводу, что полученные детьми знания помогут им и их родителям в повседневной жизни.
Родители были вовлечены в педагогический процесс группы, проявляли активность, заинтересованность в сотрудничестве с детским садом. Уровень участия их в проекте был высоким. Родители изготовили лэпбук «Удивительная вода», собрали много интересной информации о водных ресурсах, придумали вместе со своими детьми стихотворения о воде и нарисовали к ним рисунки, помогли пополнить развивающую среду в группе по данной теме. Активность родителей, их заинтересованность в проекте отразилась на знаниях воспитанников по этой теме. На ООД «Реки, речки и моря на Земле текут не зря!» и викторине «Что мы знаем о воде?» ребята показали знания на высоком уровне. Таким образом, участие в проектной деятельности стало для дошкольников способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании детей.
Педагоги собрали полезный и интересный материал по теме «Вода-чудесный дар природы», повысили своё педагогическое мастерство по данной теме.
Список используемой литературы:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2008.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» : Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
7. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
9. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
10. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
11. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
12. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
13. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
14. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М. : Вентана – Граф, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речь- чудесный дар природы
Составление творческих рассказов и придумывание сказок, как один из приемов развития связной речи старших дошкольников....
Познавательно- исследовательский проект "Вода - чудесная жидкость".
В данном проекте представлена опытно- экспериментальная деятельность для дошкольников на тему: вода....
Вода - чудесный дар природы
quot;Вода – чудесный дар природы"В средней группе прошел праздник день воды. Главной задачей этих мероприятий должно стать напоминание об огромной важности воды для поддержания жизни...
Вода - чудесный дар природы!
В данном мероприятии использованы интересные факты о воде, творческое задание (Сказка о рыбаке и рыбке), игра "Да - нет", загадки о воде,викторина "Проверим ваши знания"....
Конспект занятия в старшей группе Опыт с водой: «Чудесное превращение воды».
В данном занятии вода разной плотности располагается слоями и превращается в российский флаг. Очень занимательный и интересный опыт, который развивает познавательную активность детей....
ООД Вода чудесный дар природы 30.03.2023
для воспитателей...
конспект НОД "Вода - чудесный дар природы"
Занятие направлено на расширения представления детей о свойствах воды, значении воды для всего живого на Земле, для формирования у воспитанников осознанного, правильного отношения к природе, на развит...