конспект НОД "Вода - чудесный дар природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие направлено на расширения представления детей о свойствах воды, значении воды для всего живого на Земле, для формирования у воспитанников осознанного, правильного отношения к природе, на развитие умения анализировать и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Вода – чудесный дар природы»
Воспитатель: Авдеева В.П.
Цель: развитие познавательных интересов у детей.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей со свойствами воды, ее значением в жизни человека; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.
Коррекционная: способствовать развитию умения осуществлять исследовательскую деятельность.
Воспитательная: создавать условия для формирования экологической культуры
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимон, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, воронка, растительное масло, салфетки, с трубочки коктейльные, кувшин с водой.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Ход занятия:
( Дети стоят полукругом .)
- Какое сейчас время года? (Ранняя весна) А какие признаки, характерные для ранней весны, вы узнаете по загадкам, которые приготовили вы.
Лежало одеяло, мягкое, белое.
Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)
Люди ждут, меня, зовут,
А приду к ним - прочь бегут. (Дождь)
Мост как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет-
Гвоздь упадет. (Сосулька)
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
Течет, течет- не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.(вода)
- Что объединяет все наши отгадки? О чем они? (О воде)
- Правильно, мы поговорим сегодня о воде – чудесном даре природы.
-Как вы думаете, для чего людям вода?
( Вода - очень ценный продукт. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений.)
- Мытье городских улиц и машин тоже требует воды. Огромное количество воды требуется фабрикам и заводам. Например, для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды.
-Ребята, а что было бы, если бы не было воды.
(Без воды всё живое на свете погибнет. Вода - это жизнь!)
Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли,что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
-Ребята, у воды есть свои свойства, а какие, мы скоро узнаем.
Воспитатель: Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.
- Приступим к нашему исследованию.
Опыты:
#1050;акой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода –жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
#1050;акого цвета вода?
Та группа детей, кто будет определять цвет воды, подойдите вот к этому столу. На столе два стакана –один с водой, а другой с молоком.
-Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко –не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.
#1042;ода увеличивает предметы, искажает их восприятие.
По очереди бросим предметы: камешек, монету, ключ и понаблюдаем как они изменяются. Вывод: вода увеличивает предметы, делает их более крупными.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного погуляем, мы с вами пойдём к реке.
Физкультминутка:
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
#1042;ода - растворитель.
1)А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому –соль, третьему –сок лимона. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет.
2) А у воды есть запах?(дети нюхают стакан с простой водой и с соком лимона)У воды появился запах. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (Исчезли, растворились)
3) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
( Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку)
- Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
- Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло.Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
- Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
#1054;чищение воды с помощью фильтра.
- Знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать- А вы фильтр.Затем, как его установить в баночку).
- Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Я буду очень осторожно, по не многу, лить масленую воду в баночку с фильтром.
- Аккуратно убираем фильтр и смотрим на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
- Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее нужно экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы зря не утекала)
- Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается. А какая это вода пресная? Что вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода – это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, но можно купаться даже тем кто не умеет плавать.
6. Опыт с яйцом.
- В одном стакане растворить 5 чайных ложек соли, а другой оставить с пресной водой. Опустить в оба стакана яйца. Сравнить полученные результаты. Вывод: в соленой воде яйцо не тонет.
- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается: реки загрязняются, высыхают.
И в заключении наших открытий, я хочу сказать следующее:
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Итог занятия.
- Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: (какими?)
-прозрачная
-нет запаха
-без вкуса
- растворитель.
Выводы.
- Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Воду надо беречь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь- чудесный дар природы
Составление творческих рассказов и придумывание сказок, как один из приемов развития связной речи старших дошкольников....

Педагогическая философия «К чудесной красоте природы…»
Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, чтопрекрасный ландшафт имеет такоеогромное воспитательное влияниена развитие молодой души, скоторым трудно соперни...

Инновационный проект по экологическому воспитанию дошкольников «Тропинка в чудесный мир природы»
Цель: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность....

Консультация для родителей "К чудесной красоте природы"
Консультация для родителей "К чудесной красоте природы"...

Конспект занятия в старшей группе "Вода - чудесный дар природы"
Конспект игры - викторины для старших дошкольников "Вода - чудесный дар природы"...