конспект НОД "Вода - чудесный дар природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие направлено на расширения представления детей о свойствах воды, значении воды для всего живого на Земле, для формирования у воспитанников осознанного, правильного отношения к природе, на развитие умения анализировать и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_voda_-_chudesnyy_dar_prirody_.doc92.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Вода – чудесный дар природы»

Воспитатель: Авдеева В.П.

Цель: развитие познавательных интересов у детей.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей со свойствами воды, ее значением в жизни человека; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.

Коррекционная: способствовать развитию умения осуществлять исследовательскую деятельность.

Воспитательная: создавать условия для формирования экологической культуры

Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимон, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, воронка, растительное масло, салфетки, с трубочки коктейльные, кувшин с водой.

Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

Ход занятия:

( Дети стоят полукругом .)

- Какое сейчас время года? (Ранняя весна) А какие признаки, характерные для ранней весны, вы узнаете по загадкам, которые приготовили вы.

Лежало одеяло, мягкое, белое.

Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)

Люди ждут, меня, зовут,

А приду к ним - прочь бегут. (Дождь)

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лед)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (Сосулька)

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

Течет, течет- не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.(вода)

- Что объединяет все наши отгадки? О чем они? (О воде)

- Правильно, мы поговорим сегодня о воде – чудесном даре природы.

-Как вы думаете, для чего людям вода?

( Вода - очень ценный продукт. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений.)

- Мытье городских улиц и машин тоже требует воды. Огромное количество воды требуется фабрикам и заводам. Например, для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды.

-Ребята, а что было бы, если бы не было воды.

(Без воды всё живое на свете погибнет. Вода - это жизнь!)

Воспитатель читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся,

Мы привыкли,что вода

Наша спутница всегда.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

-Ребята, у воды есть свои свойства, а какие, мы скоро узнаем.

Воспитатель: Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.

- Приступим к нашему исследованию.

Опыты:

#1050;акой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода –жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.

#1050;акого цвета вода?

Та группа детей, кто будет определять цвет воды, подойдите вот к этому столу. На столе два стакана –один с водой, а другой с молоком.

-Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко –не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.

#1042;ода увеличивает предметы, искажает их восприятие.

По очереди бросим предметы: камешек, монету, ключ и понаблюдаем как они изменяются. Вывод: вода увеличивает предметы, делает их более крупными.

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного погуляем, мы с вами пойдём к реке.

Физкультминутка:

К речке быстрой

К речке быстрой мы спустились

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

#1042;ода - растворитель.

1)А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому –соль, третьему –сок лимона. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет.

2) А у воды есть запах?(дети нюхают стакан с простой водой и с соком лимона)У воды появился запах. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (Исчезли, растворились)

3) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

( Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку)

- Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

- Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло.Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?

Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

- Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить от масла.

#1054;чищение воды с помощью фильтра.

- Знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.

Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать- А вы фильтр.Затем, как его установить в баночку).

- Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Я буду очень осторожно, по не многу, лить масленую воду в баночку с фильтром.

- Аккуратно убираем фильтр и смотрим на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

- Куда же делось масло?

Дети: Все масло осталось на фильтре.

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее нужно экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы зря не утекала)

- Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается. А какая это вода пресная? Что вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода – это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, но можно купаться даже тем кто не умеет плавать.

6. Опыт с яйцом.

- В одном стакане растворить 5 чайных ложек соли, а другой оставить с пресной водой. Опустить в оба стакана яйца. Сравнить полученные результаты. Вывод: в соленой воде яйцо не тонет.

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается: реки загрязняются, высыхают.

И в заключении наших открытий, я хочу сказать следующее:

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги –

Мы ведь на планете не одни!

Итог занятия.

- Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: (какими?)

-прозрачная

-нет запаха

-без вкуса

- растворитель.

Выводы.

- Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Воду надо беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь- чудесный дар природы

Составление творческих рассказов и придумывание сказок, как один из приемов развития связной речи старших дошкольников....

Педагогическая философия «К чудесной красоте природы…»

Я вынес из впечатлений моей  жизни       глубокое убеждение, чтопрекрасный ландшафт имеет такоеогромное воспитательное влияниена развитие молодой души, скоторым трудно соперни...

"К чудесной красоте природы"

Консмультация для родителей  про природу...

Инновационный проект по экологическому воспитанию дошкольников «Тропинка в чудесный мир природы»

Цель: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность....

Консультация для родителей "К чудесной красоте природы"

Консультация для родителей "К чудесной красоте природы"...