Тема: «Детская одарённость» Консультация для воспитателей
консультация

Надежда Владимировна Кочетова

В последнее время активизировался интерес к одаренным детям, а также к организации их процесса обучения. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5876afd4fdb7b8026639d88287e7769f.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Дюймовочка»

 Тема: «Детская одарённость»

Консультация для воспитателей

 

Воспитатель: Кочетова Н.В.

г.  Закаменск

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А. Бебель

В последнее время активизировался интерес к одаренным детям, а также к организации их процесса обучения. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Выражение «одаренный ребенок» употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным. Он выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка, что определяет особенность формирования и зрелость самого явления — одаренности.

Итак, одаренность - это особое качество психики, которое развивается на протяжении всей жизни человека, результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренного ребенка видно сразу, поскольку он явно выделяется среди остальных. Он может добиваться высоких результатов в определенном виде деятельности, а иногда и сразу в нескольких. Он обладают талантом, которого нет у других.

Плюсы и минусы одарённости

Одарённость имеет положительную и отрицательную сторону. К плюсам относятся отличные вербальные навыки, эмоциональная стабильность, способность к творчеству, многообразие интересов, хорошая память, ярко выраженная индивидуальность и абстрактное мышление ребёнка. К отрицательным чертам можно отнести диктаторские наклонности, завышенные требования к себе и окружающим, колебания интересов, различную скорость письма и мышления по сравнению с ровесниками, слабую физическую подготовку.Для того чтобы подтвердить одарённость, необходимо собрать полную информацию о ребёнке у родителей, воспитателей и преподавателей. После того как собраны все данные и пройдены различные тесты, можно на основе данной информации делать выводы о наличии талантов и способностей. Такого ребёнка важно не упустить из виду и постараться воспитывать и обучать таким образом, чтобы он в дальнейшем приносил пользу обществу, в котором воспитывался.

Одарённость классифицируется в соответствии с видами деятельности.

Ученые выделяют:

  • Количественную (насколько хорошо выражен талант) одаренность детей
  • Качественную (указывает на то, в чем проявляется особенность ребенка, в каком виде деятельности он преуспел больше остальных) одаренность детей.

Существует несколько критериев, по которым определяют виды одаренности детей дошкольного возраста и школьников:

  1. Сначала смотрят на вид деятельности, в котором преуспевает малыш, и на те сферы психики, которые обеспечивают ее выполнение.
  2. Далее следует обратить внимание на степень сформированности способностей к выполнению этого вида работы.
  3. Третий критерий - это формы, в которых проявляется одаренность. Насколько широко проявляется талант не только в определенной сфере, но и в некоторых других.
  4. И конечно, особое внимание нужно обратить на особенности возрастного развития ребенка.

Уже исходя из этих критериев, можно выделить несколько видов одаренности детей школьного возраста и дошкольников:

  • Интеллектуальная – дети показывают повышенную любознательность и сообразительность.
  • Творческая - выражается в оригинальности мышления, генерировании идей и решений.
  • Академическая - проявляется в успешном изучении отдельных предметов, но при этом отличается избирательностью интересов ребёнка.
  • Художественно-эстетическая - проявление таланта в музыке, литературе и творчестве.
  • Социальная - лёгкость в установлении контактов и общительность.
  • Спортивная - характеризуется способностью контролировать свои движения и управлять координацией тела.

Виды одаренности детей дошкольного возраста и школьного различаются и по широте проявления. Выделяют общую и специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется в различных видах деятельности, то есть ребенок может браться за работу из разных сфер жизни и выполнять ее на «отлично» без всяких подсказок и рекомендаций от взрослых. Общая одаренность - это слаженная работа эмоциональной и мотивационной сферы. Поскольку ребенок точно знает, чего он хочет и какими путями он может добиться положительного результата.

Специальная одаренностьпроявляется лишь в каком-то определенном виде деятельности. Например, ребенок может преуспевать в рисовании или же быть хорошим математиком с малых лет. Способности к тем или иным наукам чаще передаются по наследству, но что касается творчества, то здесь многое зависит от восприятия ребенка, его фантазии, стремления воплотить свои переживания и мысли в реальные образы. Так появляются великие художники и музыканты, которые переносят все свои мысли на холст или же нотный стан.

Типичные черты одаренных детей

- на занятиях все легко и быстро схватывают;

- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

- быстро запоминают услышанное или прочитанное;

- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Все перечисленные качества не свойственны ребенку с рождения, они формируются только при определенных условиях и в процессе деятельности. И если воспитательный процесс построен правильно, то дошкольники могут достичь успеха в любом виде деятельности.

Основная задача при развитии одаренности воспитанников нашего дошкольного отделения — помочь каждому ребенку максимально раскрыть свой потенциал: научить задавать вопросы, помогать узнавать новое, развивать творческую активность.

Педагог и одаренный ребенок

Работа с одаренными детьми также требует внимания, поскольку эти ребята уникальные и требуют особого отношения к себе. Формы работы с одаренными детьми:

  • творческие мастерские для развития таланта детей,
  • отдельные групповые занятия,
  • дополнительные занятия (кружок),
  • совместная исследовательская деятельность,

Для разнообразия жизни детей, а также для повышения уровня их мотивации проводятся различные конкурсы, эстафеты, соревнования. Одаренные дети должны принимать участие в различных олимпиадах и конференциях. Если у ребенка действительно наблюдаются высокие достижения в определенной области знаний, то имеет смысл разработать для него индивидуальный план работы, по которому он будет работать совместно с педагогом. Это нужно для того, чтобы этот ребенок мог двигаться дальше, достигать еще больших высот и впоследствии имел возможность получить не только хорошее высшее образование, но и достойную работу.

Для того чтобы подтвердить одарённость, необходимо собрать полную информацию о ребёнке у родителей, воспитателей. После того как собраны все данные и пройдены различные тесты, можно на основе данной информации делать выводы о наличии талантов и способностей. Такого ребёнка важно не упустить из виду и постараться воспитывать и обучать таким образом, чтобы он в дальнейшем приносил пользу обществу, в котором воспитывался.

Условия успешной работы с одаренными воспитанниками

Работу с одаренными детьми необходимо начать с планирования. В планировании педагог должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными воспитанниками. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:

Расширение и совершенствование деятельности психологической службы в ДОУ.

Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему работы педагогов ДОУ.

Осознание важности работы с каждым одаренным ребенком.

Создание и постоянное совершенствование методической системы ДОУ работы с одаренными воспитанниками.

Включение в работу с одаренными воспитанниками в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами: педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

Заключение

Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности.

Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

  1.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация закаливания детей в детском саду». Консультация для воспитателей.

Закаление - одна из важнейших тем оздоравления. Здесь описаны самые простые методы осуществления данного вида ЗОЖ....

Игра для воспитателей «Поле чудес» по теме «ОБЖ в детском саду» Консультация для воспитателей

Игра для воспитателей «Поле чудес» по теме «ОБЖ в детском саду»Консультация для воспитателей .Безопасность жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста как одно из направлений здоровье сберегаю...

Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

Консультация "Как организовать прогулки с детьми в зимнее время дома и в детском саду" Консультация для воспитателей

Прогулки в детском саду зимой – не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Зимние прогулки чрезвычайно полезны для детского организма...

Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»

   Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном...

Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»

   Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном...