Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»
консультация
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennost.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Дюймовочка»
Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»
Подготовила:
Эрдынеева А.С.
г. Закаменск
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, однако не все они демонстрируют реальные незаурядные результаты. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка, например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка.
Специфика одаренности в детском возрасте:
1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой - обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.п. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим - как отстающий в психическом развитии.
4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка. Ведь совершенно очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он - «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
.Виды одаренности
1) По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»
косновным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно- волевой. Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности:
- в практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивная и
организационная;
- в познавательной деятельности: интеллектуальная одаренность различных видов в
зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области
естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);
- в художественно-эстетической деятельности: хореографическая, сценическая,
литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность;
- в коммуникативной деятельности: лидерская и аттрактивная одаренность; (аттракция - возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого)
- в духовно-ценностной деятельности: одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным. Тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы проявления одаренности
2) По критерию «степень сформированности одаренности»:
- актуальная одаренность, т.е. психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами (не только в учебной.Но и в широком спектре различных видов деятельности);
- потенциальная одаренность, т.е. психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.);
3) По критерию «форма проявления»:
- явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и
отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях);
- скрытая одаренность (проявляется в атипичной, замаскированной форме, не
замечается окружающими; при этом может возникнуть опасность ошибочных заключений
об отсутствии одаренности у ребенка);
4) По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности:
- общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности - умственная активность и ее саморегуляция. Под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности;
- специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.)
5) По критерию «особенности возрастного развития»:
-ранняя одаренность;
- поздняя одаренность.
Решающими показателями в проявлении одаренности по данному критерию выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде (например, наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее - в сфере изобразительного искусства; в науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создании новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве, т.к. связано с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний). Важно учитывать, что ускоренное психическое развитие и, соответственно, раннее обнаружение дарований далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.
Типы одаренности
Одаренными являются дети, которые в силу выдающихся способностей, по оценкам опытных специалистов, имеют потенциальные способности для овладения определенной деятельностью в одной или нескольких областях на высоком уровне достижении. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:
• интеллектуальной;
• академических достижений;
• творческого или продуктивного мышления;
• общения и лидерства;
• художественной деятельности;
• психомоторной.
Интеллектуальный тип одаренности. Ребята этого типа одаренности умудряются самостоятельно углубить и расширить знания в интересующей их области и философски осмыслить прочитанное. Однако интерес к одной сфере деятельности и безразличие к другим порой приводит к тому, что дети блестяще успевают по одним предметам и спокойно получают двойки по другим. Но именно они - потенциальные светила науки, генераторы идей, способные совершить значимое открытие.
Несколько отличается от интеллектуального академический тип одаренности. На первый план выходят способности детей именно к процессу обучения. Учеба сама по себе для них приятна и не составляет никакого труда, причем не важно, идет ли речь о математике, физике, биологии или литературе. Это типичные медалисты, из которых потом получаются добротные профессионалы. Иногда довольно трудно различить первый и второй тип одаренности. Однако если "интеллектуалы имеют критическое мышление, стремятся к философскому осмыслению сложных научных проблем, то "академики" - это всегда гении ученья, мастера быстрого и качественного усвоения материала.
Тип одаренности, который легко диагностировать, - художественный. Он проявляется в интересе ребенка к творческой деятельности: музыке, танцам, живописи, скульптуре, актерскому мастерству.
Четвертый тип - креативный. Он выражается в нестандартном мышлении, в особом взгляде на мир, стремлении создавать оригинальные проекты. Дети часто конфликтны, трудно управляемы, независимы в своих суждениях, пренебрежительно относятся к условностям. Например, могут прийти в класс в мятой одежде, в их тетрадях царит беспорядок. У таких учеников легко увидеть недостатки, а вот их творческие способности определяются лишь после специальной работы психолога. Чтобы выявить такую одаренность, нужно предложить деятельность, допускающую их самобытность, будь то необычные темы сочинений или исследовательские проекты.
Следующий тип, который легко увидеть, но часто нелегко принять, - это социальная (лидерская) одаренность. Этот тип характеризуется способностью понимать людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, развитую интуицию, способность к сопереживанию.
Существуют "эмоциональные" лидеры, являющиеся своеобразной "жилеткой" для каждого, но есть и лидеры действия. Они умеют принимать правильные решения, определять цели и задачи для других людей. Часто так бывает, что у школьников, обладающих одаренностью к
лидерству, интерес к процессу образования слаб. Имея сильный и независимый характер, они откровенно игнорируют школу и имеют репутацию хулиганов.
Психомоторная (спортивная) одаренность. Как показывают опросы известных спортсменов, мнение об их пониженной умственной способности не соответствует действительности. Наоборот, большинство из них имеют высокий уровень интеллекта. Ученые давно доказали прямую связь моторного (двигательного), психического и интеллектуального развития. Подростки, имеющие спортивную одаренность, не всегда хорошо учатся не потому, что школьные науки им не даются, а потому, что у них просто не хватает времени на занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: "ДЕТСКИЕ СЛЁЗЫ - ВЗРОСЛЫЕ НЕВРОЗЫ"
Почему он такой капризный и несговорчивый? Наверное, все родители не однажды задавали себе этот вопрос, глядя на свое заплаканное после очередной ссоры чадо. Зачастую ответ напрашивается сам с...
Консультация на тему детского сна
Мой подход к укладывнию детей спать в детском саду, используя различные методы...
Консультация на тему: "Детская книга – помощник в воспитании детей"
Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека. Оно обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем различных специальных знаний и навыков, освоен...
Консультация на тему: "Детские страхи в возрасте от 3-х до 5 лет"
В возрасте от 3 до 5 лет у ребенка активно продолжается эмоциональное развитие.В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание!...
Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....
Тема: «Детская одарённость» Консультация для воспитателей
В последнее время активизировался интерес к одаренным детям, а также к организации их процесса обучения. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое...
Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном...