Взаимодействие ДОУ с родителями в группе от 2 до 3 лет
консультация (младшая группа)

Консультация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzam_dou_s_rodit.odt17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ с родителями в группе от 2 до 3 лет.

 

Взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений в работе в свете внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательный процесс ДОУ, используя интеграцию образовательных областей, которая красной нитью проходит через работу с родителями (законными представителями). Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Достичь высокого качества образования  воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при наличии системы взаимодействия ДОУ и семьи.

Проблему взаимодействия детского сада и семьи важно рассматривать как процесс двусторонний: с одной стороны - это "детский сад - семье" - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи; с другой стороны - это "семья - детскому саду" - процесс характеризуется включением родителей в воспитательно  - образовательный процесс детского сада, что не является новым. Инициатором установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе.

Основные приоритеты и направления работы:

1. Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.

2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.

3.Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

4. Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.

5. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

Цели:

формирование партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами группы;

улучшение детско–родительских отношений.

Задачи:

привлечение родителей к сотрудничеству в вопросах воспитания и  развития детей;

обеспечение информационно – просветительской поддержки родителей в развитии и воспитании детей;

создание условий для развития способностей ребенка в различных видах деятельности;

индивидуальная работа с семьями воспитанников.

Содержание, организация и методика сотрудничества ДОУ и родителей включает:

единство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей;

взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей;

укрепление авторитета педагога в семье воспитанников и родителей в детском саду;

 установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритика;

Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания и др.;

систематическую плановую связь с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми.

 

Формы и методы работы с родителями:

Взаимодействие с родителями по обустройству участка для прогулок в зимний период

Обучение родителей в совместной деятельности с детьми по сенсорному развитию (занятие с блоками Дьенеша)

Обучение родителей в совместной деятельности с детьми (дидактические игры)

Участие пап в подготовке к празднику 8 марта изготовление поздравительной открытки (продуктивная деятельность)

Обучение родителей в совместной деятельности с детьми

(театрализованная деятельность)

Информирование родителей

В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.

Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен становления общественного дошкольного воспитания. Их можно разделить на коллективные, индивидуальные, наглядные.

К коллективным формам относятся родительские собрания. Это целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.            

Следующая коллективная форма взаимодействия с родителями – конференция. Ее задача пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. В ходе конференции используется комплекс методов – наглядные материалы, выступление специалистов, обмен опытом родителей.  Эта форма предполагает подведение итогов, своеобразный отчет, поэтому конференции проводятся в конце учебного года.

  К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации. Беседы– наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей. Цели педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу и достижение единой точки зрения, оказание родителям своевременной помощи.

Консультации организуют для того, чтобы ответить на все вопросы родителей, позволяют обсудить конкретный вопрос. Она побуждает родителей присматриваться к детям, выявлять черты их характера, задумываться над своими методами воспитания, анализировать собственный опыт общения с ребенком. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется задачами воспитания ребенка.

В ходе консультации родители конкретизируют свои знания, и у них возникает потребность в самообразовании.

Наглядные формы играют важную роль во взаимодействии с семьей.

Иногда сами родители отмечают, что знания у них есть, но они не умеют их применять, воспитывая ребенка. Поэтому термин «педагогическое просвещение» несколько устарел. Сейчас речь идет об умении родителей использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность. На это направлены разнообразные формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Папки – передвижки называются так потому, что даются в семьи на временное пользование. Они содержат конкретный материал о воспитании и образовании детей. Например: «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки».

Ширмы содержат небольшой по объему текст, дополненный дорисовками, иллюстрациями, фото. Они располагаются на детских шкафчиках в раздевалке или на столе в родительском уголке.

  Рекомендуется оформлять стенды для родителей: «Чем мы занимались; «Я умею, я могу, я люблю» - информация об умениях, достижениях, интересах ребенка и др.

Фотомонтажи:«Вот какие мы большие», «Про меня» - информационные листы с развернутой информацией о каждом ребенке.

 Если родители не интересуются предоставленным материалом - причиной этого может быть, скучный текст, мелко напечатанный, неинтересные темы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установление неформальных контактов. К ним относятся информационно – аналитические, досуговые, познавательные, наглядно – информационные формы.

Информационно – аналитическиеформы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относится опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители помещают волнующие их вопросы.                

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях. Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с родителями, музыкальным руководителем, старшим воспитателем. Участие в работе кружков или студий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.

 Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого – педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование практических навыков воспитания детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям, которые можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи: «Педагогическое поле чудес», «Круглый стол», «Педагогические гостиные» и др.

День открытых дверей проводится с целью приобщения родителей к жизни ДОУ. Родители наблюдают за деятельностью детей. Воспитателей. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с организацией предметно-пространственной развивающей среды, видами детской деятельности.

Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценивать деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые мероприятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.

Современные родители достаточно образованы.  У них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из различных источников, но она не предполагает наличие «обратной связи».

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Нецелесообразно в работе с родителями опираться на монолог. Важен диалог, установление «обратной связи», личная заинтересованность родителей. Однако знания навязывать нельзя.  

В заключение необходимо отметить, что преимущества современных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;

– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

– возможность реализации основной образовательной программы дошкольного образования в единстве ДОУ и семьи.

Бытует мнение, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывает практика, отношение семей дошкольников к мероприятиям зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от желания работников дошкольного учреждения заниматься педагогическим просвещением родителей.

Родители же в свою очередь, могут значительно разнообразить жизнь детей в ДОУ, внести свой вклад в образовательную работу. Участие в работе утреннего приема детей. Родители имеют возможность предложить свои идеи по темам и содержанию проектов, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами.

Участие в планировании работы группы. Дети с удовольствием задают вопросы, предлагают интересующие их темы проектов, поэтому помощь родителей (лиц, их заменяющих) может оказаться не просто полезной, но неоценимой.

Сопровождение детей на прогулках (экскурсиях) за пределами детского сада. Транспортировка детей на дальние расстояния.

Так, одни родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший парк, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – расскажут интересное детям, чему-то научат их. От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все участники образовательных отношений. И прежде всего дети.

На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность ДОУ, т.е активное участие в работе ДОУ.

            Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения эффективных результатов.

            Под включением родителей в деятельность ДОУ понимает их участие в:

организации образовательного процесса;

создании творческих групп, которые активно делятся своим опытом;

организации современной предметно пространственной развивающей среды;

разработке планирования разных видов на всех уровнях: план ДОУ; план деятельности; самостоятельной деятельности детей; совместной со взрослыми деятельности детей.

Наиболее эффективным средством для понимания взрослым движущих сил развития ребенка в дошкольном возрасте является практическая образовательная деятельность.

Таким образом, вопрос начальной мотивации взрослого к занятиям с ребенком напрямую связан со вторым – поиском практических средств для ее осуществления. Чем большие успехи будет делать ребенок, тем активней будет действовать взрослый. Культурные практики, как сюжетная игра и игра с правилами; творческие формы продуктивной деятельности; художественная литература, могут быть выполнены в семье, по принципу партнерского взаимодействия (описанном Н.А. Коротковой в 2007г.).

Следовательно, наиболее существенными характеристиками дидактической системы, предназначенной для семейного воспитания, являются:

непосредственная связь материала с образовательной программой детского сада;

охват всех культурных практик, специфических для ребенка дошкольного возраста (сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность и чтение художественной литературы);

возможность партнерского взаимодействия взрослого с ребенком.

Педагог предлагает родителям продумать, какие произведения считают необходимыми, а затем обсудить предложения (или иное, согласно задач образовательной области).  Это не работа с семьей, а новая ее форма – социальное партнерство!

Заключение

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

В практике же современного детского сада зачастую используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, выставки, реже конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся.

Это происходит по нескольким причинам:

не желание что-то менять;

устойчивые штампы в работе;

большая затрата времени на подготовку и т.д.

не умение поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы;

при выборе методов и форм сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;

довольно часто особенно молодые воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей;

недостаточное знание специфики семейного воспитания;

неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;

неумение планировать совместную работу с детьми и родителями;

у отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда и родителей старшей группы. Родителям старшей группы рекомендую.

Речевой материал для родителей детей  старшей группы. Закрепляем с  детьми дома....

Взаимодействие педагогов и родителей логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Взаимодействие специалистов (учитель - логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО), воспитателей и родителей в условиях логопедической группы для детей с ТНР по направлени...

Проектная деятельность – как одна из форм взаимодействия педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности в соответствии с требованиями ФГОС

Семья – это первый коллектив ребенка,  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания.  Вовлечение родителей в...

Рекомендации по контактному взаимодействию педагога с родителями детей «группы риска».

Одно из необходимых направлений работы педагога с детьми «группы риска» - это тесный контакт с родителями. В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи...

"Взаимодействие педагога с родителями старшей группы".

От конструктивного взаимодействия воспитателя с родителями зависит психологический климат в группе дошкольников...