Тема: «Коррекционно-оздоровительная деятельность с детьми раннего возраста по технологии А. С. Галанова»
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Коррекционно-оздоровительная деятельность с детьми раннего возраста по технологии А. С. Галанова»
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Одна из мер – предоставление государством возможности развития детей раннего возраста. Заболеваемость в группах раннего возраста, остается на очень высоком уровне и в основном это простудные заболевания.
Выявленная картина состояния здоровья детей побудила нас к совершенствованию системы физкультурно-оздоровительных мероприятий и поиску новых оздоровительных технологий, с целью повышения адаптивности организма детей раннего возраста к неблагоприятным факторам внешней среды. Не буду перечислять направления физкультурно-оздоровительных мероприятий, они стандартны и вам хорошо известны. Хотела бы остановиться подробнее на коррекционно-оздоровительной технологии А. С. Галанова.
Направление моего самообразования: создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни, через организацию коррекционно-оздоровительной деятельности по технологии А. С. Галанова.
Александр Сергеевич Галанов - автор игровых программ для укрепления здоровья дошкольников. «Игры, которые лечат» по возрастам 1-3 лет, 3-5 лет, с 5-7 лет
В картотеке игр Галанова (используемых в практической работе с детьми) подобраны разнообразные игры по каждому виду заболеваний:
болезни дыхательной системы;
общие бронхолегочные заболевания;
болезни сердечно – сосудистой системы;
аномалии прикуса;
нарушение осанки;
плоскостопие;
игры после перенесенных инфекционных заболеваний и др.
Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие. Я разработала оздоровительные комплексы на каждую возрастную группу. Апробировала данную технологию на предыдущем выпуске детей: средней, старшей и подготовительной группе. Наши воспитанники всегда отличались низким уровнем заболеваемости, по сравнению с параллельными группами.
Внедрение в практику работы игр оздоровительной направленности позволило достичь положительных результатов:
Сохранение эмоционального, психологического, физического благополучия дошкольников.
Снижение уровня заболеваемости.
Успешная адаптация к дошкольной организации.
Развитие физических качеств дошкольников.
профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, укрепление дыхательной системы, профилактика плоскостопия.
Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.
В чем же механизм действия данной технологии. Основная особенность организма ребенка — постоянный рост органов. Развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, то есть к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами, поэтому ограниченное движение негативно сказывается на нервной и эндокринной системе. Ограничение движений влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям.
Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины — лечебно-профилактической физкультуре. Однако психика ребенка раннего возраста, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Именно поэтому в методике Галанова представлены адаптированные, измененные в виде игры, упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний.
При заболеваниях верхних дыхательных путей и частых простудных заболеваниях рекомендуются игры с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пение песенок в такт ходьбе. Это звукоречевая гимнастика, которая является своеобразным вибромассажем, способствующим уменьшению бронхоспазмов. При ритмичном с полным выдохом носовом дыхании лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. Также при заболевании носа и горла, важным фактором является как нормализация прикуса (формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области при глотании) и формирование правильной осанки.
Нарушение осанки — частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы. Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.
Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка. Упражнения укрепляют связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствуют общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы (не разводя носков).
У детей после перенесенных инфекций могут длительное время оставаться нарушения нервной системы, общее истощение, ослабление организма, снижение эмоционального тонуса. Правильно подобранные игры помогут ребенку обрести уверенность в себе, улучшат его психическое здоровье, повысят неспецифический иммунитет.
У всех этих различных заболеваний есть одно общее воздействие на организм ребенка — отставание в психомоторном развитии и общее ослабление организма. Для растущего организма очень важно своевременное психомоторное развитие, так как оно влияет на формирование психических и моторных функций, нормализацию мышечного тонуса, укрепление опорно-двигательного аппарата. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.
Но следует учесть, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях (4 месяца по 2 раза в день). Я применяю их в осенне-зимний период, как динамические паузы в первой и второй половине дня. Игры, следующие друг за другом и требующие длительной сосредоточенности или направленные на развитие только одного навыка, утомляют ребенка. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие. Легкие игры можно чередовать с более сложными, это позволит разнообразить занятия. Внимание детей раннего возраста крайне неустойчиво, поэтому продолжительность всего комплекса невелика — до 5 минут, но постепенно время можно увеличить до 10 минут при условии переключения с одной игры на другую с перерывами на отдых, музыкальными заставками и пением.
Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим и, может быть, даже интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру. Следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила, — в этом возрасте это неизбежно и нормально. Перед началом нужно в понятной форме разъяснить правила игры, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения заданий.
Необходимо проветрить комнату перед игрой, очистить нос, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание. Допускается использование мелодичной, ритмичной, негромкой музыки в медленном и среднем темпах.
Советую договориться с родителями: выполнять игры и дома.
Реализация данной здоровьесберегающей технологии показала свою эффективность. Положительные результаты были достигнуты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования»
В методической разработке представлен опыт организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования, обоснована необходимость использования им...
Презентация на тему: "Познавательно- исследовательская деятельность с детьми раннего возраста"
Проект на тему: "Познавательно - исследовательская деятельность с детьми раннего возраста". Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятел...
План самообразования по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»
Материал предназначен для воспитателей детского сада.группы раннего возраста....
Консультация для воспитателей. Тема "Организация игровой деятельности с детьми раннего возраста"
В ФГОС дошкольного образования - разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации предметно-игровой деятельности в ДОУ, являю...
Сообщение на тему "Познавательно-исследовательская деятельность с детьми раннего возраста"
Материал для воспитателей. Особенности познавательно-исследовательской деятельности с детьми первой младшей группы....
Консультация для родителей на тему: «Организация игровой деятельности с детьми раннего возраста»
Консультация для родителей на тему: «Организация игровой деятельности с детьми раннего возраста»...
Тема: «Коррекционно-оздоровительная деятельность с детьми раннего возраста по технологии А. С. Галанова»
материал предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми....