Сообщение на тему "Познавательно-исследовательская деятельность с детьми раннего возраста"
консультация (младшая группа)
Материал для воспитателей. Особенности познавательно-исследовательской деятельности с детьми первой младшей группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №18»
Сообщение на тему
«Познавательно-исследовательская деятельность
с детьми раннего возраста»
Подготовила воспитатель:
Тарасова Наталья Иосифовна-
первая квалификационная категория,
Детская любознательность,
если ее удается сохранить,
дает постоянный стимул
к развитию.
Н. С. Лейтес.
На сегодняшний день модернизация Российского образования требует использования в своей деятельности эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
Проектная деятельность в ДОУ придерживается методологии исследовательской деятельности, которая способствует развитию познавательной активности детей, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.
Использование метода детского экспериментирования пропагандировали классики педагогики, такие как Каминский, Песталоцци, Ушинский и др.
Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников:
1) активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Ребенок выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достиже-ния и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
2) вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.
По мнению Н. Н. Поддъякова, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом.
В раннем дошкольном возрасте «территория познания» ребенка ограничена ближайшим непосредственным окружением. Это связано с его познавательными возможностями, с основным способом познания на данном возрастном этапе («вижу - действую»).
Поэтому, наилучшим образом малыш постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия) . А так же события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками.
Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении.
Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что педагог планирует этапы исследования объектов и явлений, определяет цель опыта, материалы и оборудования. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями.
Задачи поисково-исследовательской деятельности в раннем дошкольном возрасте:
-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.
В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами живой и неживой природы.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия ; можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц, на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Проблема исследования - как познакомить детей младшего дошкольного возраста с неживой природой. Материалами являются игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом .
Исследуя воздух, дети играют с соломинкой, воздушным шаром, мыльными пузырями. Знакомство с песком предполагает исследование свойств сухого песка (сыпучесть) и влажного песка (можно формовать фигурки). Игры с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды,
Особенность развития детей 2–3 лет —является функционирование непроизвольного внимания и памяти. Ребёнок обратит внимание на то, что для него интересно. Младшие дошкольники не способны концентрировать внимание и запоминать по указанию взрослого. Задача педагога — проводить занятия по познавательно-исследовательской деятельности в занимательной форме, давать ребятам возможность участвовать в опытах. Непроизвольная память сохраняет эмоционально пережитый опыт: дети запомнят наблюдения за природными явлениями, превращения веществ, личное участие в исследованиях.
Для того, чтобы заинтересовать детей педагог ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга., пробудить в них творческую активность, предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для развития игровой ситуации использую сказочного персонажа – в нашей группе это Зайка- Любознайка.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами
Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам необходимо постоянно возвращаться. Занятия проходят, как индивидуально, так и со всей группой. Полученные знания и навыки на занятии дети применяют в самостоятельной свободной деятельности.
Дети с большим желанием ухаживают за комнатными растениями, поливают, обтирают листочки. Дети любят купать кукол, стирать платье куклы. В это самое время, когда ребёнок поливает цветок, он закрепляет знания о том, что цветок растёт потому, что мы его поем водой.
В нашей группе познавательно-исследовательская деятельность с детьми проводится в течение всего учебного года. Для того чтобы игры-экспериментирования успешно осуществлялись в группе, мы постарались создать соответствующую предметно-пространственную среду, в
которой главное место отвели уголку экспериментирования .
В своей работе мы формируем у детей знания о свойствах сухого и влажного песка: учим детей способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони); делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони закрепляем умения выкладывать формы из влажного песка.
Так же знакомим детей со свойствами воды. В процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, цвета ; прозрачная, льется, бывает теплая, холодная, горячая, вода замерзает в холоде, снег, как одно из состояний воды. С большим интересом дети наблюдали за тем, что водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали воду разными цветами. Особенно детям нравится играть с корабликами в воде , определять будут плавать предметы или утонут.
Из истории «Про маленькую капельку» дети узнали, что у водички есть своя «песенка».
Мы познакомили детей с тем, что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек. В процессе работы знакомили детей со свойствами и качествами такого материала как камень: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут.
В данный период мы проводим наблюдения с детьми за растущим луком на импровизированном огороде и в баночке с водой. Активно привлекаем детей к зарисовкам результатов наблюдения: просим малышей подавать карандаши нужного цвета , прижимать трафареты, обводить их.
В процессе экспериментирования развиваем общую и мелкую моторику рук детей, зрительно- слуховые связи, координацию движений;
воспитываем положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности; формируем у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
развивали активный словарь детей.
В заключении представляем вашему вниманию презентацию «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми раннего возраста по теме «Водичка-вода»».
Работа по данной теме не была такой успешной без тесного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Для родителей постоянно проводятся индивидуальные и групповые консультации о роли экспериментирования в жизни детей, разработаны советы для родителей «Экспериментирование в домашних условиях». Тема оказалась для родителей достаточно интересной, и они с удовольствием откликнулись на все предложения.
Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и любознательными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Развитие понимания речи и активизация словарного запаса ребенка в ходе совместной деятельности».
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе. Задачи:Ак...
Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста "Зайчик" (занятие проводится с детьми и родителями)
Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста "Зайчик"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19285103","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","w...

Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".
В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...
Педагогический проект "Интересные игры" создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет
В проекте раскрыта тема создания условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет...
Мастер-класс для родителей с детьми «Использование массажного мяча в театрализованной деятельности с детьми раннего возраста» «Путешествие ежика»
Конспект "Мастер класс для родителей с детьми "Использование массажного мячика в театральной деятельности с детьми раннего вазраста....
Мастер-класс для родителей с детьми «Использование массажного мяча в театрализованной деятельности с детьми раннего возраста» «Путешествие ежика»
Мастер-класс для родителей с детьми «Использование массажного мяча в театрализованной деятельности с детьми раннего возраста» «Путешествие ежика»цель: Познаком...