Педагогический проект «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» Срок реализации 2 года (2021-2022 гг)
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Гончарова Анна Валерьевна

Методические материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Педагогический проект

«Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Срок реализации 2 года (2021-2022 гг)

Автор-составитель:

Гончарова Анна Валерьевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Югорск, 2021

ВВЕДЕНИЕ

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Цель работы: развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1) рассмотреть понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе;

2) выявить особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста;

3) определить возможности использования метода проектов в развитии познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста;

4) развивать психические процессы как основу учебно – познавательной деятельности (восприятие, воображение, память, мышление).

Методологическую основу и теоретическую базу опыта составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования (работы Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина; идеи народной педагогики в связи с развитием познавательной активности у дошкольников (педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г.Н. Волков; концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной).

Актуальность данной работы определяется тем, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

В.А.Сухомлинский

Глава 1. Теоретические основы развития и использования метода проектов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.

Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что предполагает, прежде всего, развитие познавательной активности и раскрытие его творческого потенциала.

Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе освоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах.

Познавательная активность личности:

• состояние человека, которое характеризуется стремлением к учению, волевым напряжением умственных усилий в процессе овладения знаниями (И.Ф. Харламов);

• готовность и стремление к энергичному освоению знаний (Н.А.Половникова);

• проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объекту познания (Л.Аристова).

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие. Современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Познавательный интерес—это всегда избирательная направленность действий человека. Он хочет утолить свою жажду как можно больше узнать о том, что его окружает. Постепенно заинтересованность перерастает в стремление заниматься выбранной им областью знаний, которая приносит удовольствие и удовлетворение.

Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.

1.1 Психолого-педагогические особенности развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Невозможно анализировать познавательную деятельность ребенка, не учитывая особенности его личности. «Мысль рождается,- писал Л.С. Выготский,- не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции». Понять особенности познавательной деятельности ребенка можно лишь в том случае, если будут раскрыты «аффективная и волевая тенденции», которые стоят за мыслью (терминология Л.С. Выготского). Эти положения углубляются и расширяются во многих теоретических и экспериментальных исследованиях по детской и педагогической психологии. А.В. Запорожец, Л.И. Божович (1968) отмечали, что окончание дошкольного периода развития ребенка представляет в психологическом плане целую систему взаимосвязанных качеств мыслительной, аналитико-синтетической, познавательной деятельности, качеств детской личности, включая познавательные интересы, определенную степень сформированности механизмов волевой регуляции. Большое внимание исследователи уделяют познавательным интересам. Одной из базовых первичных форм познавательного интереса представляется любопытство. В его основе лежит естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Для данной ступени познавательного интереса характерным является «сбор информации» о предметах, явлениях окружающей действительности. Чувственный, сенсорный опыт играет значительную роль и в последующем развитии ребенка. Л.В. Занков писал: «...мыслительные процессы непосредственно опираются на чувственное познание действительности и представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта». Любопытство является источником появления любознательности. А.И. Сорокина определяет любознательность как «...общую направленность, положительное отношение к широкому кругу явлений». Н.Ф.Добрынин подчеркивает, что любознательность является действенной формой выражения интереса к познанию, о чем свидетельствует множество заданных ребенком вопросов. Любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Вопросы детей приобретают направленность на познание существенных характеристик предметов и объектов окружающего мира («Зачем?», «Почему?»). Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности. Вопросы, которые задает ребенок, исследователи рассматривают как форму проявления познавательной активности. С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, В.А. Сухомлинский, А. И. Сорокина, Н.С. Денисенкова характеризуют детские вопросы как проявление их мыслительной, интеллектуальной активности в познании окружающего. Вопросы ребенка являются свидетельством и их речевой активности. Первые проявления познавательной активности у детей в форме вопросов относятся к этапу раннего детства и свидетельствуют в первую очередь об эмоциональной реакции ребенка на новизну, яркость, необычность, красочность окружающих предметов и объектов. Постепенно в процессе накопления информации об окружающем характер вопросов меняется. Ребенок начинает направлять свои вопросы на установление связей, отношений, зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию представлений о мире. В этой связи меняется не только качество вопросов, но и их количество. Серьезный теоретический анализ проблемы детских вопросов был осуществлен в отечественной психологии А.И.Сорокиной. Автором обобщен обширный материал, представленный в зарубежной научной литературе, проанализированы позиции известных ученых — Д.Локка, Дж. Селли, Ст. Холла, Ж.Пиаже в отношении классификации детских вопросов. В исследовании А.И. Сорокиной выделены три основных группы вопросов в зависимости от мотивов, побуждающих ребенка к их постановке. Вопросы первой группы обусловлены стремлением к общению, участию в деятельности; второй группы - эмоциональным переживанием; третьей группы - стремлением к овладению знаниями. Мотивы, определяющие постановку вопросов различны: вопросы, задаваемые с целью овладения правилами личного и общественного поведения, собственно познавательные вопросы, направленные на познание окружающего мира. В дошкольном возрасте вопросы об окружающем обусловлены не только наглядно воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. Это стремление выражается в более сложной вербальной формулировке вопросов. Вместе с тем А.И. Сорокина подчеркивает, что именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов.

Самая ранняя форма познавательной активности – любознательность.

Внешне она проявляется в следующем:

  • непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым;
  • позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.

В этом проявляется ориентированность дошкольников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности.

Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности, — насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.

Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходима для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям.

Для этого вида активности характерны:

  • стремление решать интеллектуальные задачи;
  • стремление получить средства для решения указанных задач;
  • потребность в интеллектуальных достижениях;
  • вопросы по изучаемой теме по типу «как это сделать», «для чего это надо делать», «что правильно, что неправильно» и т.п., характеризующие стремление научиться, усвоить новую информацию, освоить новый способ действия;
  • установка на овладение предлагаемым способом деятельности;
  • позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения задач;
  • интерес к значению незнакомых слов;
  • ситуационный характер познавательного интереса: после получения новых сведений, по окончании действия (занятия, выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.

Для следующего вида познавательной активности, направленной на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними характерно сочетание присвоения задаваемой извне цели деятельности и самостоятельного выбора способов и средств ее достижения.

К внешним признакам, характерным для этого вида добавляются:

  • вопросы, характеризующие интерес к постижению содержания, существенных свойств предметов и явлений;
  • свободное и заинтересованное оперирование знаниями и умениями в области, связанной с интересом;
  • стремление выполнять задания повышенной трудности;
  • поиск самостоятельных путей решения поставленных задач;
  • использование собственных примеров по изучаемой теме;
  • стремление поделиться со взрослыми и сверстниками имеющимися знаниями;
  • относительная устойчивость интереса, проявление интереса не связано с конкретной учебной ситуацией.

Основными условиями развития указанного уровня познавательной активности является включенность познавательной деятельности в общий контекст жизни ребенка, уровень и способы выражения познавательной активности взрослых — педагогов и родителей.

Самостоятельная познавательная активность характеризуется ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого.

К приведенным выше признакам в данном случае добавляются:

  • ненасыщаемый характер познавательного интереса — стремление узнать больше; новое знание, новое умение порождает новые вопросы, направленные на более глубокое проникновение в его содержание;
  • интерес к познанию закономерностей, существенных причинно-следственных связей, проявляющийся как в самостоятельной деятельности, так и в вопросах, задаваемых педагогу;
  • самостоятельная постановка вопросов и целей изучения; инициатива в постановке новых задач и проблем;
  • поиск оригинальных способов достижения целей, решения задач;
  • интерес к способу получения новых знаний, открытию новых закономерностей в той или иной сфере, то есть к овладению первичными формами профессионального мышления;
  • выделение наиболее существенных, важных сторон изучаемого явления;
  • осознание интереса — ребенок способен объяснить, что ему нравится или не нравится.

Каждый уровень познавательной активности составляет основу для более высокого уровня и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной активности. Условия, необходимые для развития познавательной активности на каждом этапе, также включаются в состав условий, необходимых для обеспечения познавательной активности более высокого уровня, но занимают при этом все более и более подчиненное положение.

1.2 Теоретические основы использования метода проектов в развитии детей

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Проектный метод в дошкольном образовании рассматривается как некая альтернатива урочной системе. Современный проект дошкольника – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение дошкольников в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде. В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка. Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

Игровые:

  • «Игра-путешествие в подводное царство»;
  • сюжетно-ролевая игра «Театр»;
  • игра «На бабушкином дворе»;
  • «Путешествие в лес»;
  • «Строим сказочный снежный городок».

Творческие:

  • осенний (весенний, зимний) вернисаж;
  • музыкальная сказка (по выбору);
  • настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);
  • «Веселая ярмарка»;
  • фестиваль искусств «Весенняя капель».

Познавательные;

  • журнал «Почемучка»;
  • «Путешествие в Царство Математики»;
  • конкурс «Моя родословная»;
  • «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев). Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) работа над частями проекта, коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги - энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему. На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического содержания.

Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить экологический характер;

  • «Путешествие в подводное царство»;
  • «Путешествие на Луну»;
  • «Зеленая аптека»;
  • «Зоопарк» и т.д.

На территории детского сада в парке необходимо организовать экологическую тропу, подготовить экскурсоводов (детей) и проводить путешествие по этой тропе для малышей, гостей, родителей. К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти. Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют в дальнейшем успешному обучению детей в школе.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде. Важнейшей задачей педагогических работников является определение путей, дидактических условий, педагогической системы стимулирования познавательной активности ребенка дошкольного возраста.

Глава 2. Реализация метода проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

«Каждый проект – капля в том море жизненного

опыта, которое формирует личность»

И.В. Цветкова

В соответствии с государственными требованиями произошел переход на комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. В течение недели воспитательно-образовательный процесс объединен одной темой, например: игрушки, мебель, дикие животные и т.д.. Работая над темой недели пришли к тому, что проектный метод более глубоко может раскрыть тему недели и привлечь родителей.

Педагог дошкольного учреждения при активном участии родителей предоставляет детям проявлять познавательную активность. При помощи проектов дети получают новые знания о разных сторонах окружающей действительности; проектная деятельность пробуждает и развивает интерес к разным видам детского творчества.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

Вовлечение детей в проектную деятельность началось с осуществления проекта «Моя любимая игрушка», в ходе которого был проведен цикл занятий по обогащению представлений детей об игрушках, дети приняли активное участие в организации выставки «Моя любимая игрушка», совместно с родителями придумали рассказы об игрушках (Приложение 2).

Знакомство детей с дикими и домашними животными в рамках проекта «Дикие и домашние животные» проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята определяли роль животных в жизни человека, сопереживали героям; на занятиях художественно-эстетического цикла – дети знакомились с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов. Дети охотно и с увлечением участвовали в беседе о разнообразии животного мира, сравнивали диких и домашних животных. Результат проекта – оформление альбома «Домашние любимцы» (Приложение 3).

В дальнейшем разработали план движения к цели: провели родительское собрание «Использование проектного метода в работе с дошкольниками» (Приложение 1), где познакомили родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показали значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектах. Подготовили письменную консультацию: «Что такое детское проектирование?». Следующим этапом работы стал проект «Символы Нового года», где дети познакомились с традициями и символами нового года. Родители с детьми приняли участие в выставках  проводимых в детском саду «В лесу родилась елочка», «Зимняя сказка», где прослеживались благоприятный комфорт и активность со стороны детей и их семей. Формами работы были представлены все виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, музыкальная, театрализованная, изобразительная и продуктивная. (Приложение 4)

Своеобразным звеном развития познавательной активности детей стал информационно-практический проект «23 февраля – день защитников отечества». Тема «Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме, насилии. Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли границы Родины. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви. В результате реализации проекта дети приняли участие литературном конкурсе «Я горжусь своим папой», совместно с родителями оформили альбом «Наши папы». (Приложение 5)

Мы привыкли принимать существующие праздники как само собой полагающееся, раз есть праздник, значит, нужно его отмечать, поздравлять, дарить подарки. При подготовке детей к празднику возник вопрос: «Откуда пришел праздник? Почему именно 8 Марта?». Возникла идея провести подготовку к празднику в ходе осуществления проекта «Праздничная кулинария», познакомить детей с историей возникновения праздника и подготовить с детьми для милых мамочек утренник, посвященный дню 8 марта, с чаепитием. Наши мамочки проявили свое мастерство в кулинарии – приготовили угощение к чаю, поделились своими рецептами (Приложение 6).

Ярким стал проект «Будь здоров!». В последнее время стало больше времени уделяться защите, сохранению и развитию здоровья детей. Новые тенденции по здоровьесберегающей системе формируют мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания. Несомненно, и родители, и педагоги стараются оказывать огромное внимание сохранению здоровья детей (Приложение 7).

Рассмотрим этапы реализации проекта на примере проекта «Будь здоров»

1 этап – подготовительный (определение проблемы (темы), состав участников)

- Проблема: низкая заинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей, недостаточные знания детей о здоровом образе жизни. 

Цель: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

Задачи: работа с детьми

- обобщить представления детей о здоровье, здоровом образе жизни и его составляющих – правильное питание, соблюдение гигиены и др.

Взаимодействие с родителями:

  1. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
  2. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
  3. Заинтересовать родителей в вопросах формирования здорового образ жизни в семье

Участники – дети средней группы, родители, педагоги группы, инструктор физкультуры.

2 этап – планирование

Предполагаемые итоги реализации проекта:

с детьми

- дети получат знания о здоровом образе жизни.

с родителями

- повысится стремление родителей к здоровому образу жизни.

3 этап принятие решения – сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

4 этап – осуществление проекта

Работа над проектом затронула следующие виды деятельности детей:

  • игровая (дидактические игры «Части тела», «Мы зарядкой занимались», психогимнастика, сюжетно – ролевая игра «Больница»);
  • познавательная (рассматривание книги «Тело человека», беседа об одежде, азбука здоровья, экскурсия в медицинский кабинет);
  • речевая (заучивание стихотворений, чтение художественной литературы);
  • продуктивная (участие в конкурсе рисунков).

Работа с родителями (письменная консультация «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей», «Папа, мама, я – спортивная семья» - спортивный праздник)

5 этап – защита проекта - обоснование процесса проектирования; 
подготовка докладов; оценка.

6 этап – презентация проекта - оформление опыта семейного физического воспитания, участие в конкурсе рисунков, участие в конкурсе чтецов, оформление коллажа с фотографиями спортивного праздника.

7 этап – рефлексия - анализ достижения поставленной цели, постановка новой цели.

Проект «Как перейти дорогу» посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение - дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому основная задача - обучить детей дорожной грамоте, привить навыки безопасного поведения на дороге реализовалась через активную деятельность всех участников проекта. Дети закрепили знания о правилах дорожного движения в непосредственной образовательной деятельности, при чтении художественной литературы, в играх, с родителями выполнили творческое задание «Мой путь в детский сад».

В работе над проектами менялась развивающая среда группы за счет создания мини-коллекций. Такая форма работы позволила нам успешно решать целый ряд воспитательно-образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей. При реализации проектов происходило вовлечение родителей в педагогический процесс, родители охотно принимали участие в создании мини-коллекций. Большинство родителей стали активно сотрудничать с детским садом, включаться в различные формы совместной работы, что помогает нам решать многие воспитательно-образовательные задачи.

Работая по внедрению проектного метода, отобрали методы и приемы, используемые нами при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности:

• наглядный;

• словесный;

• практический;

• проблемно-поисковый;

• исследовательский;

• сюрпризный момент;

• элемент загадочности;

• создание воображаемой ситуации;

• использование музыки.

Выводы

Познавательный интерес — неразрывно связанное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективное и субъективное взаимодействие человека с миром, выраженное в отношениях.

Подводя итог, можно сделать вывод, что основными задачами и направлениями развития познавательной активности детей дошкольного возраста является:

  1. Обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий.
  2. Систематизирование накопленной и полученной информации посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация). Стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения) и готовность упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию, классифицировать ее.

Используя проектирование, пришли к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего, в ходе нашей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире.

Познавательная активность и возникает, и всегда осуществляется на основе мышления, а так же включает в себя обязательно внимание, память, воображение, восприятие, поэтому эти познавательные процессы были выбраны для проведения диагностики. Проведенная диагностика на начало учебного года показала преобладание не сформированного и частично сформированного развития познавательных процессов. С целью определения динамики в развитии познавательной активности детей была проведена диагностика в конце учебного года. Низкий уровень зафиксирован только по одному показателю – восприятие у одного ребенка, остальные психические познавательные процессы у большинства детей развиты на достаточно сформированном и сформированном уровнях.

При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными и сами дети стали интересны друг другу.

В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Реализовав внедрение новой образовательной технологии – проектную деятельность в воспитательно – образовательный процесс, считаем, что достигли цели, так как развитие свободной творческой, познавательно- активной, креативной, позитивно - социализированной личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой …

Полагаю, что наш материал из опыта работы может быть использован воспитателями детских садов для организации проектной деятельности.

Список литературы

1. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2003.– №3.-с.20-24.

2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с – (Библиотека руководителя ДОУ).

3. Инновационная деятельность в ДОУ: программно – методическое обеспечение: пособие для руководителей и административных работников/ И.А. Урлина, Т.А. Данилина. – М, Линка-пресс, 2009. – 320с.

4. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. 3-е изд., испр и доп. – М.: АРКТИ, 2005.-96 с.

5. Барочкина С.В. Организация совместной познавательной деятельности педагога и детей в ДОУ / С.В. Барочкина // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 29-32.

6. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. - М.: Просвещение, 2016. – 173 с.

7. Лашкова Л.Л. Современные подходы к организации познавательной деятельности дошкольников / Л.Л. Лашкова, С.М. Зырянова, А.Р. Филиппова // Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. – М., 2015. – С. 52-60.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тезисы выступления на родительском собрании

«Использование проектного метода в работе с дошкольниками»

     Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада.

     В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков дошкольника, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

     Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий и предполагает презентацию этих результатов.

     Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – выдвигаться педагогами с учетом возрастных особенностей. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса программы с целью углубить знания детей по этому вопросу. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний детей не по одному вопросу, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

     Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. На выполнение проекта работает принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.

     В процессе реализации проекта усилия воспитателей и детей направлены на формирование потребностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию видения неизвестного в известном, видения новой функции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.

     При отборе содержания проекта воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъектов своей деятельности. Педагог придумывает мотивацию, заранее моделирует проблемные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно принятого решения.

     Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.

     В проект можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность. Самостоятельность, творчество. Умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Проект «Моя любимая игрушка»

Классификация проекта

По тематике – информационный

По составу участников – групповой

По срокам реализации – краткосрочный

Проблема: недостаточные знания детей об игрушках.

Цель: повышение речевой активности детей; воспитание у дошкольников культуры деятельности.

Задачи:

работа с детьми

• познакомить детей с различными игрушками, из чего состоят, какого размера, цвета, в какие игры можно играть

• воспитывать бережное отношение к игрушкам, уважение к труду взрослых;

• развивать связную речь;

• учить составлять описательный рассказ;

• способствовать закреплению полученных знаний в свободной деятельности детей.

Взаимодействие с родителями

Привлечь родителей к процессу обучения и воспитания

Участники – дети средней группы, родители, педагоги группы.

План проекта

Раздел программы

Формы и методы работы

Игровая деятельность

Д/и «Из чего мы сделаны»

Сюжентно-ролевая игра «Семья», «Магазин игрушек»

П/и «Догони мяч», «Самолеты»

Познавательное развитие

ООД «Описание игрушки» (коммуникация)

ООД «Игрушки» (Познание)

Рассматривание папки «Игрушки. Какие они»

Рассматривание книги А. Барто «Игрушки»

Речевое развитие

Чтение «Все игрушки по местам»

Заучивание стихотворения «Мой веселый, звонкий мяч»

Д/и «Опиши игрушку» (по алгоритму)

Продуктивная деятельность

Рисование «Мишутка»

Аппликация «Зайчик»

Работа с родителями

Консультация «Как выбрать игрушку»

Оформление в группе мини-коллекции «Моя любимая игрушка»

Оформление папки «Моя любимая игрушка»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Проект «Дикие и домашние животные»

Классификация проекта

По тематике – информационный.

По составу участников – групповой.

По срокам реализации – краткосрочный.

Проблема: Необходимость формирования у воспитанников знаний о диких и домашних животных.

Цель: - развивать устойчивый познавательный интерес к диким и домашним животным, как живым существам;

- создать в группе условия для расширения представлений о животных.

Задачи: работа с детьми

- формировать представления о диких и домашних животных, пользе приносимой людям, местах обитания и профессиях людей, связанных с уходом за домашними животными, расширение кругозора детей;

- формировать целостную картину мира посредством чтения художественной литературы;

- развитие эстетического восприятия образа животных и умение передавать увиденное в рисунках и поделках;

- соблюдение элементарных правил поведения с животными;

- развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к жизни животных, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.

Взаимодействие с родителями

Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.

Участники – дети средней группы, родители, педагоги группы.

План проекта

Раздел программы

Формы и методы работы

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Ферма»

Дидактические игры «Большие и маленькие», «Дикие и домашние животные», «Животные и птицы», «Рассказы о животных», «Чудо звери», «Кто, где живет»

Дидактическая игра по ЗКР «Кто как кричит?»

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Волк и зайцы».

Театрализованная игра: «Колобок»

Познавательное развитие

ООД «Похвалялись звери», «Дикие и домашние животные».

Беседы о разнообразии животного мира, сравнение диких и домашних животных.

Рассматривание рисунков художника – иллюстратора Е. Чарушина, картин с изображением диких и домашних животных.

Презентации о диких и домашних животных.

Азбука здоровья «Чужая собака»

Азбука безопасности «Встреча с животными в лесу»

Речевое развитие

ООД «Лиса», «Петушок с семьей».

Заучивание стихотворения «Зайчишка - трусишка», «Барашкины кудряшки» (Швед П.).

Разгадывание загадок про диких и домашних

Чтение «Лисичка со скалочкой», «Котка и птичка» (Н. Романова), «Сказка о глупом мышонке» (С. Маршак),

Составление небольших рассказов по алгоритму

Продуктивная деятельность

Рисование «Встреча Лисы и колобка», «Котенок».

Раскрашивание «Петушок», использование трафаретов диких и домашних животных в самостоятельной деятельности детей.

Аппликация «Цыпленок».

Лепка «Зайчик».

Работа с родителями

Оформление папки «Домашние любимцы»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Проект «Символы нового года»

Классификация проекта

По тематике – информационный

По составу участников – групповой

По срокам реализации – среднесрочный

Проблема: недостаточные знания детей о традициях, символах нового года.

Цель: приобщение дошкольников к истории празднования Нового года.

Задачи: работа с детьми

- расширить представления детей о праздновании Нового года;

- познакомить детей с традициями празднования, символами Нового года – елка, Снегурочка, Дед Мороз;

- познакомить детей с историей новогодней елки, символа года - дракона;

- приучать активно участвовать в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.

Взаимодействие с родителями

расширить знания родителей о традиции новогодней елки и значимости знакомства с ней детей.

Участники – дети средней группы, родители, педагоги группы, музыкальный руководитель.

План проекта

Раздел программы

Формы и методы работы

Игровая деятельность

Д/и «Назови зимние праздники»

Д/и «Нарядим елочку»

П/и «Два Мороза»

Сюжетно-ролевая игра «У новогодней елки»

Просмотр видео сюжетов из мультфильмов, кинофильмов о Новогоднем празднике («Приключения Вити и Маши», «Каникулы в Простоквашино», «Ну, погоди!» и др.)

Украшение елки в группе

Познавательное развитие

ООД «Новогодний праздник» (Коммуникация)

ООД «Новый год и его символы» (Познание)

ООД «Сею, сею, посеваю, с новым годом поздравляю» (Познание)

Беседа «Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год»

Рассматривание иллюстраций с изображением новогодних игрушек

Экскурсия на площадь к елке

Речевое развитие

Чтение «Елка» Е. Трутнева, подборка литература на новогоднюю тематику

Рассказывание «Дед Мороз» М. Колкова

Заучивание «Улицей гуляет», стихов и песен к новогоднему утреннику

Продуктивная деятельность

Рисование «Елочный шар»

Письмо деду морозу

Раскрашивание в книжках-раскрасках (новогодняя тематика)

Работа с родителями

Участие в конкурсах

«В лесу родилась елочка»

«Зимняя сказка»

Проведение новогоднего утренника

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Проект «23 февраля – день защитников отечества»

Классификация проекта

По тематике – информационно-практический.

По составу участников – групповой.

По срокам реализации – краткосрочный.

Проблема: недостаточный запас знаний детей о армии и празднике Дне защитников отечества.

Цель: расширение представлений о армии, защитниках отечества.

Задачи:

работа с детьми

- познакомить детей с родами войск, военной техникой

- воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений,

-развивать позитивное отношение к службе,

- развивать интеллектуальную компетентность ребенка.

Взаимодействие с родителями

Повысить активность родителей в совместных мероприятиях.

Участники – дети средней группы, родители, педагоги группы, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры.

План проекта

Раздел программы

Формы и методы работы

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Мы военные»

П/и «Мы пока еще ребята», «Самолеты», «Чтоб сильным, ловким быть»

спортивное развлечение «Как стать сильным»

развлечение с музыкальным руководителем «Мы мужчины»

Познавательное развитие

ООД «День защитников отечества»

Рассматривание альбома «Наша армия сильна»

Рассматривание энциклопедии военной техники

Рассматривание фотографий экспонатов музея «Воинской Славы»

Речевое развитие

Чтение «Пограничник», А. Жарова,

Пение «Мы солдаты»

Продуктивная деятельность

Лепка «Самолеты»

Рисование «Вагон»

Аппликация «Танк»

Работа с родителями

Консультация «Вместе с папой»

Привлечь родителей к составлению альбома «Наши папы», участие в литературном конкурсе «Я горжусь своим папой»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Проект «Праздничная кулинария»

Классификация проекта

По тематике – информационно-практический.

По составу участников – групповой.

По срокам реализации – краткосрочный.

Проблема: недостаточные знания детей о празднике 8 марта.

Цель: расширять знания детей о возникновении праздника 8 Марта

Задачи:

работа с детьми

- познакомить детей с праздником 8 марта;

- углубить знания детей профессиях мам;

- вызывать желание детей создавать подарки к празднику своими руками.

Взаимодействие с родителями

- привлечь родителей к участию в утреннике, посвященному дню 8 марта, приготовление своими руками выпечки;

- примут участие в составлении альбома «Как я маме помогаю».

Участники – дети старшей группы, родители, педагоги группы, музыкальный руководитель.

План проекта

Раздел программы

Формы и методы работы

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевые игры «Парикмахерская», «Магазин», «Семья»;

Дидактические игры «Назови, какая мама», «Играем в профессии», «Профессии»;

Подвижные игры «Как у нашей мамы», «Мы веселые ребята».

Познавательное развитие

ООД «8 марта – женский день»,

Беседа «Никого роднее мамы в целом мире нет»,

Рассматривание картинок «Любимые мамы»,

Рассматривание папки «Профессии»

Экскурсия по детскому саду

Речевое развитие

Заучивание стихотворений к утреннику

Чтение «Подснежники» С. Вангеле, «Если был бы я девчонкой»

Продуктивная деятельность

Продуктивная деятельность: лепка «Кулон для мамы», рисование «Веточка мимозы»,

Изготовление подарков для мам аппликация «Цветочек»,

Мастерилка «Печенье испечем сами»

Музыка

Разучивание песен, танцев

Работа с родителями

оформление альбома тортов с рецептами

оформление альбома «Как я маме помогаю»

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Проект «Будь здоров»

Классификация проекта

По тематике – информационный

По составу участников – групповой

По срокам реализации – краткосрочный

Проблема: низкая заинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей, недостаточные знания детей о здоровом образе жизни

Цель: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

Задачи:

работа с детьми

- обобщить представления детей о здоровье, здоровом образе жизни и его составляющих – правильное питание, соблюдение гигиены и др.

Взаимодействие с родителями

1. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

2. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.

3. Заинтересовать родителей в вопросах формирования здорового образ жизни в семье

Участники – дети старшей группы, родители, педагоги группы, инструктор физкультуры.

План проекта

Раздел программы

Формы и методы работы

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Д/И «Части тела», «Мы зарядкой занимались» (ЗКР)

включение в утреннюю и бодрящую гимнастику упражнений дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, психогимнастики

Познавательное развитие

ООД «Советы Айболита»

Беседы «Чтобы быть здоровым надо хорошо кушать», «Как надо одеваться, чтобы не болеть»

Рассматривание книги «Тело человека»,

папки «Изучаю себя»,

рассматривание картинок о полезной пище для детей

Экскурсия в медицинский кабинет

Речевое развитие

Заучивание стихотворения «Я под краном руки мыла»

Чтение «Уши»

Участие в конкурсе чтецов

Продуктивная деятельность

Участие в конкурсе рисунков

Работа с родителями

Консультация «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей»

Выставка картотек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление...

" Условия развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста"

Данный материал будет интересен не только педагогам, но и родителям, в статье подробно изложены условия развития познавательного интереса у детей -дошкольников....

Педагогический проект "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в условиях работы с ансамблем «Ложкари»

Педагогический проект "Развитие ритмического слуха  у детей дошкольного возраста  в условиях работы  с ансамблем «Ложкари»...

"Предметно-развивающая среда как условие развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста"

Презентация по теме "Предметно-развивающая среда как условие развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста"...

Проект :"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование"

Развивать познавательный  интерес, любознательность и активность детей через экспериментирование"....