Организация работы по развитию представлений о числе у детей 5-6 лет посредством счетных бус
консультация (старшая группа)
Организация работы по развитию представлений о числе у детей 5-6 лет посредством счетных бус
Занятия с небольшими группами способствует взиимообучению и взаимопроверке, стимулируют познавательное общение и взаимодействие детей.
Обучение должно проходить в контексте практической и игровой деятельности, когда создаются условия, при которых знания, полученные ранее, становятся необходимыми, так как помогают решать практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_po_razvitiyu_predstavleniy_o_chisle_u_detey.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по развитию представлений о числе у детей 5-6 лет посредством счетных бус
Занятия с небольшими группами способствует взиимообучению и взаимопроверке, стимулируют познавательное общение и взаимодействие детей.
Обучение должно проходить в контексте практической и игровой деятельности, когда создаются условия, при которых знания, полученные ранее, становятся необходимыми, так как помогают решать практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
Чтобы избежать умственного утомления дошкольников, в течение занятия целесообразно менять характер их деятельности, переходить от групповой работы к индивидуальной. Предоставьте возможность проявить себя тем, кто обычно не стремится к этому, более слабых подбодрите, вселите в них уверенность. Задачи потруднее поставьте перед сильными детьми.
Роль педагога во время обучения бывает разной: активной, когда вы сообщаете знания, задаете вопросы, и пассивной, когда наблюдаете за деятельностью самих ребят в процессе выполнения заданий. Не спешите при первых же затруднениях прийти на помощь, дайте подумать самому ребенку. Если все же малыш не может самостоятельно решить ту или иную задачу, выполнить то или иное действие, предложите кому-то из детей помочь ему или помогите сами, «натолкните» на правильное решение.
Оказывая помощь ребенку, старайтесь преподнести ее таким образом, чтобы у него сложилось мнение, что это его «собственное приобретение».
Большое внимание следует уделять речи детей. Вопросы задавайте четко, эмоционально. Если ребенок не может или не хочет отвечать не настаивайте, дайте возможность ответить другому. Но в дальнейшем следует обязательно обратиться к первому ребенку, привлечь его к активному участию в играх и занятиях.
В старшем дошкольном возрасте дети не только дают ответы на поставленные вопросы, но и сами могут задавать их, самостоятельно рассказывать о своих действиях.
Особое место в работе с детьми по развитию у них представлений о числе и количественных отношениях имеет оборудование «Спектра», в частности математические счетные бусы. Это деревянные бусы красного и синего цвета диаметром 16 мм, нанизанные на прочную веревку. С помощью математических бус можно считать с закрытыми глазами или прикладывать пальцы левой руки к пяти синим бусинам, а пальцы правой руки к пяти красным бусинам. Педагог имеет возможность произвести необходимые действия на больших демонстрационных бусах, видных из любого уголка группы.
Дидактический развивающий материал «Спектра» позволяет педагогу проявить в процессе занятий творческий подход, умение заинтересовать детей, сделать процесс обучения занимательным и в результате успешным.
Приятная фактура настоящего дерева, яркая окраска пособий сразу привлекают к себе внимание не только детей, но и взрослых. Всем хочется рассмотреть, познакомиться поближе, поиграть с материалом. Данные пособия помогут разнообразить деятельность детей на занятиях, делают процесс формирования универсальных учебных действий живым, увлекательным. Вокруг ребёнка создаётся творческая атмосфера, которая помогает создать внутреннюю мотивацию успешности и постоянного движения вперёд, достичь таких личностных результатов, как познавательный интерес к науке (мотивы). Пособие математические счетные бусы позволяют легко осваивать материал, без особого напряжения, усталости. Это очень важно для детей предшкольного возраста и первоклассников, так как они быстро утомляются, им сложно концентрировать своё внимание, овладевать учебным материалом. Дидактические пособия «Спектра» помогают развивать тактильные центры, благотворно влияют на зрение, так как они крупные и красочные. Работа с пособиями позволяет детям чаще двигаться на занятиях, а педагогу позволяет построить занятие так, чтобы оно было динамичным и интересным, что в свою очередь благотворно сказывается на здоровье детей. Пособия Спектра помогают реализовать возможности:
– сохранить и поддержать индивидуальность каждого ребенка;
– повысить эффективность учебной деятельности старших дошкольников;
– повысить интенсивность занятий;
– организовать динамическую паузу;
– развивать мышление, речь, творческие способности;
– широко использовать деятельностный метод обучения, когда каждый ребенок получает знания самостоятельно;
– работать в своем темпе каждому ребенку, необходимом для формирования учебных действий.
Счетные бусы используются на различных этапах занятия, в зависимости от поставленных задач, поэтому количество упражнений определяет педагог.
Бусы от 1 до 10 можно использовать при формировании:
– понятия числа и развития вычислительных навыков;
– навыков прямого и обратного счета в пределах 10;
– знания числовой последовательности и порядкового счета;
– умения сравнивать количество объектов и числа;
– знаний о составе чисел первого десятка;
– отношений «больше на…», «меньше на…».
Предлагаем примеры заданий, которые можно использовать на занятиях:
– пересчёт бусин на веревочке (далее это упражнение можно выполнять с закрытыми глазами);
– показать состав числа 2 (3, 4 ....10);
– к 1 бусине добавить еще 1 бусину, еще 1 и т. д;
– показать 4-ю бусину слева, 7-ю бусину справа (бусы лежат на парте горизонтально). 3-ю после 4-й бусины;
– показать 3 красных бусины, а синих - на одну больше и др.
Возможности бус не ограничиваются математическими упражнениями, их можно использовать для развития мелких мышц пальцев и рук, а также для релаксации.
Упражнения для пальчиков:
– положить бусы на парту, пересчитывать бусины синие – правой рукой, красные – левой одновременно указательными пальцами, затем средними и т.д.;
– левой рукой бусы держать навесу, правой передвигать бусины по веревочке, и наоборот;
– взять бусы так, чтобы бусины были между ладоням, потереть ладошки.
Упражнение для релаксации:
– ребенок сидит, отклонившись на спинку стула, перебирает бусины одной рукой, потом другой, затем обеими («эффект четок»).
– физкультминутка: дети встают из-за столов, все движения не глядя на бусы, ответы хором. Педагог дает задание, выполняя которое дети совмещают прием вычисления с бусами и отдых.
Примеры задач:
– Ежик нашел три грибочка, два яблочка и одну грушу. Сколько всего припасов он понес в норку? (бусы над головой).
– На ветке сидели четыре синицы и два снегиря. Сколько всего птиц сидело на ветке? (руки с бусами вправо).
– Маша съела семь конфет, а Миша на две конфеты меньше. Сколько конфет съел Миша? (руки с бусами влево).
– На клумбе росло десять роз, шесть срезали. Сколько роз осталось на клумбе? (руки с бусами вниз).
Ниже предлагаем примерное планирование работы по математическому развитию с детьми 5-6 лет (Таблица 1).
Таблица 1
Примерный план занятий по математическому развитию с детьми 5-6 лет (констатирующий и первый этап формирующего эксперимента).
№ п/п | 5–6 года | Игры | Пособия |
1. | 2. | 3. | 4. |
1. | Упражнять в счете в пределах 5; уметь сравнивать две группы предметов, или убирая из | «Чего не стало?» «Соберем в корзину» | Математические бусы, игрушки, |
большей группы предмет, или добавляя к меньшей группе недостающий. Уметь ориентировать в пространстве и обозначать словами направления | «Что, где?» | шероховатые цифры Монтессори, карточки с изображением разных частей суток. | |
2. | Уметь называть числа до 5 в прямом и обратно порядке. Уметь раскладывать цифры по порядку до 5 и называть их. | «Что изменилось?» «Какой цифры не стало?» «Что спрятали?» | Математические бусы, игрушки, шероховатые цифры |
Продолжение таблицы 1 | |||
1. | 2. | 3. | 4. |
3. | Упражнять в счете по осязанию в пределах 5. Познакомить с нулем. Упражнять в счете в пределах 5 | «Игра с яблоками» «Найди столько же» | Математические бусы, игрушки, шероховатые цифры Монтессори, рисунки с изображением яблок, карточки с изображением количества предметов с помощью точек |
4. | Закрепить умение увеличивать и уменьшать число на один. Знать, что число не зависит от величины предмета и местоположения. Закрепить название частей суток. | «Назови скорей» «Собери букет» «Неделька, стройся!» «Назови по порядку» | Математические бусы, игрушки, цветные карточки-схемы (неделька), карточки с изображением разных частей суток. |
5. | Закреплять названия | «Назови предмет | Математические |
геометрических фигур. Познакомить с четырехугольником. Классифицировать фигуры по величине и форме. Уметь ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление | такой же формы», «Где правая, где левая?» | бусы, игрушки, набор блоков Дьенеша, карточки для работы с блоками Дьенеша, карточки с изображением предметов | |
6. | Познакомить с образованием числа 6 и цифрой шесть. Правильно соотносить числительное с предметами. Упражнять в счете на слух. | «В какой руке сколько?» «Чудесный мешочек» «Неделька, стройся!» | Математические бусы, игрушки, набор блоков Дьенеша, карточки для работы с блоками Дьенеша |
Продолжение таблицы 1 | |||
1. | 2. | 3. | 4. |
7. | Упражнять в счете в порядке шести. Уметь составлять силуэт из четырех равнобедренных фигур. Развивать воображение | «Назови соседей» «Считай меньше» | Математические бусы, игрушки, набор блоков Дьенеша, карточки для работы с блоками Дьенеша |
8. | Упражнять в измерении протяженности с помощью условной меры. | «В какой руке сколько?»«Какой цифры не стало?» | Математические бусы, игрушки, набор блоков Дьенеша. |
9. | Учить делить предмет на 2 равные части. Уметь показать 1/2. На конкретном материале установить, что целое больше части. Упражнять в счете в | «Считай по порядку» | Математические бусы, игрушки, фрукты на липучках с ножиком (Монтессори), овощи |
пределах семи | на липучках с ножиком (Монтессори) | ||
10. | Уметь составлять четырехугольник из счетных палочек. Уметь видеть фигуру в окружающих предметах | «Кто больше назовет?» | Математические бусы, счетные палочки, набор блоков Дьенеша, карточки для работы с блоками Дьенеша |
11. | Продолжать измерять протяженность с помощью условной меры. Познакомить с составом числа из единиц в пределах 5 | «Отгадай сколько?» | Математические бусы, игрушки, набор блоков Дьенеша, карточки для работы с блоками Дьенеша, ленточки разной длинны, предметы для измерения |
12. | Различать количественный и порядковый счет. Правильно | «Которой игрушки не стало?» | Математические бусы, игрушки. |
Продолжение таблицы 1 | |||
1. | 2. | 3. | 4. |
13. | Познакомить с образованием числа восемь и цифрой восемь. Развивать пространственное направление: далеко, близко. Упражнять в классификации предметов по разному признаку | «Считай дальше» «Кто дальше бросит» | Математические бусы, игрушки |
14. | Упражнять в отсчитывании предметов по образцу и названному числу в пределах 8. Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной меры | «Покажи столько же» | Математические бусы, игрушки, 2 чашки для пересыпания, крупа, мерный стаканчик, ложка |
15. | Закрепить названия и порядок дней недели. Назвать дни недели по порядку. | «Неделька, стройся!» «Считай дальше» | Математические бусы, цветные карточки-схемы (дни недели) |
16. | Познакомить с образованием числа 9 и цифрой девять. Упражнять в счете по осязанию | «Игра с яблоками» | Математические бусы, игрушки, шероховатые цифры Монтессори |
17. | Познакомить с образованием числа 10. Упражнять в названии и различении дней недели | «Назови скорей» «Живая неделька» | Математические бусы, игрушки, цветные карточки-схемы (дни недели) |
18. | Упражнять в счете в пределах 9. Упражнять в измерении протяженности, когда мерка укладывается 7 раз. Уметь показать 1/7 | «Считай по порядку» «Разложи по порядку» | Математические бусы, игрушки, листы бумаги квадратной и круглой формы |
Продолжение таблицы 1 | |||
1. | 2. | 3. | 4. |
19. | Упражнять в счете в пределах 10. Упражнять в классификации предметов по цвету, величине. Уметь сделать предмет из геометрических фигур | «Назови скорей» | Математические бусы, игрушки, набор блоков Дьенеша, карточки для работы с блоками Дьенеша, «цветные числа» Кюизенера, карточки с заданиями |
20. | Упражнять в счете в пределах 10. Закрепить представление о геометрических фигурах. Упражнять в ориентировке в пространстве | «Назови такой же» «Где левая, где правая?» | Математические бусы, игрушки, набор блоков Дьенеша, карточки для работы с блоками Дьенеша |
21 | Закрепить представление о днях недели. Уметь считать в обратном порядке. Уметь увеличивать число и уменьшать число на 1 | «По порядку стройся» «Чего не стало?» | Математические бусы, игрушки, цветные карточки-схемы (дни недели) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"
Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....
Организация работы по развитию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Упражнения для развития речевого дыхания...
Научно - исследовательская работа. Тема: "Развитие представлений о времени у детей 5 - 6 лет посредством моделей и моделирования"
Научно - исследовательская работа.Тема: "Развитие представлений о времени у детей 5 - 6 лет посредством моделей и моделирования" Время является регулятором не только различных видов деятельности,...
Фотоальбом :"Организация работы по развитию речи в совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и педагога"
Фотоальбом по совместной деятельности воспитателя с детьми в образовательной области ''РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ"....
Методическая разработка на тему: «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста»
Условия современного общества становится все разнообразнее и сложнее. Требуют от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, твор...
Консультация для родителей "Организация работы по развитию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста"
Всем известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Дыхание осуществляет не только свою физиологическую функцию осуществления газообмена в организме, но ...
Психолого-педагогические основы развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование представлений о числе у ребенка происходит очень рано. Первые работы, посвященные методике и содержанию работы по формированию представлений о числе и счете у детей в период дошкольного д...