Научно - исследовательская работа. Тема: "Развитие представлений о времени у детей 5 - 6 лет посредством моделей и моделирования"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Научно - исследовательская работа.
Тема: "Развитие представлений о времени у детей 5 - 6 лет
посредством моделей и моделирования"
Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами.
Не следует забывать о том, что старший дошкольник это ребенок, который в скором будущем станет школьником. И время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первого класса. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков.
Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.
Цель исследования: изучить педагогические условия развития представлений о времени у детей 5-6 лет посредством моделей и моделирования.
Объект исследования – развитие представлений о времени у детей 5-6 лет.
Предмет исследования – педагогические условия формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста посредством использования моделей и моделирования.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о времени у детей 5-6 лет будет эффективным в том случае, если:
- в образовательной деятельности будет сочетаться использование объемных и плоскостных моделей, отражающих различные временные категории.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Описать технологию использования моделей и моделирования в развитии у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени.
3. Выявить уровень развития представлений о времени у детей 5-6 лет.
4. Подобрать и апробировать систему занятий с моделями и простейшим моделированием по развитию представлений о времени у детей 5-6 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
•теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, программ, изучение состояния проблемы в практике обучения;
•эмпирические: наблюдение за педагогическим процессом, тестирование детей, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Теоретическая значимость работы состоит в анализе условий использования моделей и моделирования в работе с детьми 5-6 лет по развитию представлений о времени.
Практическая значимость работы заключается в выделении педагогических условий развития представлений о времени у детей 5-6 лет посредством моделей и моделирования.
Мной были рассмотрены теоретические основы проблемы развития представлений о времени у детей 5 - 6 лет посредством использования моделей и моделирования. По проблеме исследования был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы, описаны модели и технология использования элементарного моделирования в развитии представлений о времени у детей 5 – 6 лет.
Также были экспериментально проверены выдвинутые в гипотезе педагогические условия развития представлений о времени у детей 5-6 лет посредством моделей и моделирования. Исследование включало 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня сформированности представлений о времени у детей старшей группы.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии уровня сформированности представлений о времени и его измерении у детей старшей группы;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику уровня сформированности представлений о времени и его измерении в экспериментальной и контрольной группах;
4) проанализировать полученные результаты диагностики.
Экспериментальной базой нашего исследования являлось МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Чамзинского муниципального района. В экспериментальной работе приняло участие 14 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Для проведения диагностики уровня сформированности восприятия категории «время» у старших дошкольников нами была использована методика Р. Ф. Галлямовой. Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что дети как экспериментальной группы находятся преимущественно на среднем и низком уровне. Большая часть детей не ориентируются во времени
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Абсолютное число | % | Абсолютное число | % | |
Высокий | - | - | 6 | 42,9 |
Средний | 12 | 85,7 | 7 | 50 |
Низкий | 2 | 14,3 | 1 | 7,1 |
Такие результаты говорят о необходимости разработки и внедрения системы НОД в курсе формирования элементарных математических представлений по развитию у детей старшей группы различные временные представления.
В работе по формированию временных представлений у дошкольников использовала объемные и плоскостные модели.
Пример объемной модели "Спираль времени - сутки"
Пример объемной модели "Спираль времени - неделя"
Пример плоскостной модели суток
Примеры плоскостной модели «Календарь природы»
Результаты контрольного этапа эксперимента следующие - 42, 9 % (6 детей) можно отнести к высокому уровню развития временных представлений, 50 % (7 детей) - к среднему уровню, 7, 1 % (1 ребенок) - к низкому.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование моделей и элементарного моделирования имеет огромное значение для развития и формирования временных представлений у старших дошкольников; в процессе использования моделей во время НОД уровень развития временных представлений у детей 5 - 6 лет повышается. Этому свидетельствует сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов. В ходе исследования были решены все поставленные задачи, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno_-_issledovatelskaya_rabota.docx | 543.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно - исследовательская работа.
Тема: "Развитие представлений о времени у детей 5 - 6 лет
посредством моделей и моделирования"
Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами.
Не следует забывать о том, что старший дошкольник это ребенок, который в скором будущем станет школьником. И время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первого класса. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков.
Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.
Цель исследования: изучить педагогические условия развития представлений о времени у детей 5-6 лет посредством моделей и моделирования.
Объект исследования – развитие представлений о времени у детей 5-6 лет.
Предмет исследования – педагогические условия формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста посредством использования моделей и моделирования.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о времени у детей 5-6 лет будет эффективным в том случае, если:
- в образовательной деятельности будет сочетаться использование объемных и плоскостных моделей, отражающих различные временные категории.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Описать технологию использования моделей и моделирования в развитии у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени.
3. Выявить уровень развития представлений о времени у детей 5-6 лет.
4. Подобрать и апробировать систему занятий с моделями и простейшим моделированием по развитию представлений о времени у детей 5-6 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, программ, изучение состояния проблемы в практике обучения;
- эмпирические: наблюдение за педагогическим процессом, тестирование детей, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Теоретическая значимость работы состоит в анализе условий использования моделей и моделирования в работе с детьми 5-6 лет по развитию представлений о времени.
Практическая значимость работы заключается в выделении педагогических условий развития представлений о времени у детей 5-6 лет посредством моделей и моделирования.
Мной были рассмотрены теоретические основы проблемы развития представлений о времени у детей 5 - 6 лет посредством использования моделей и моделирования. По проблеме исследования был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы, описаны модели и технология использования элементарного моделирования в развитии представлений о времени у детей 5 – 6 лет.
Также были экспериментально проверены выдвинутые в гипотезе педагогические условия развития представлений о времени у детей 5-6 лет посредством моделей и моделирования. Исследование включало 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня сформированности представлений о времени у детей старшей группы.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии уровня сформированности представлений о времени и его измерении у детей старшей группы;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику уровня сформированности представлений о времени и его измерении в экспериментальной и контрольной группах;
4) проанализировать полученные результаты диагностики.
Экспериментальной базой нашего исследования являлось МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Чамзинского муниципального района. В экспериментальной работе приняло участие 14 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Для проведения диагностики уровня сформированности восприятия категории «время» у старших дошкольников нами была использована методика Р. Ф. Галлямовой. Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что дети как экспериментальной группы находятся преимущественно на среднем и низком уровне. Большая часть детей не ориентируются во времени
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Абсолютное число | % | Абсолютное число | % | |
Высокий | - | - | 6 | 42,9 |
Средний | 12 | 85,7 | 7 | 50 |
Низкий | 2 | 14,3 | 1 | 7,1 |
Такие результаты говорят о необходимости разработки и внедрения системы НОД в курсе формирования элементарных математических представлений по развитию у детей старшей группы различные временные представления.
В работе по формированию временных представлений у дошкольников использовала объемные и плоскостные модели.
Пример объемной модели "Спираль времени - сутки"
Пример объемной модели "Спираль времени - неделя"
Пример плоскостной модели суток
Примеры плоскостной модели «Календарь природы»
Результаты контрольного этапа эксперимента следующие - 42, 9 % (6 детей) можно отнести к высокому уровню развития временных представлений, 50 % (7 детей) - к среднему уровню, 7, 1 % (1 ребенок) - к низкому.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование моделей и элементарного моделирования имеет огромное значение для развития и формирования временных представлений у старших дошкольников; в процессе использования моделей во время НОД уровень развития временных представлений у детей 5 - 6 лет повышается. Этому свидетельствует сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов. В ходе исследования были решены все поставленные задачи, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".
Работа поможет развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми и родителями....
Статья по теме научно-исследовательской работы "Формирование временных представлений"
Анализ ключевых понятий по темеУмственная отсталость лёгкой степени (дебильность, лёгкая олигофрения, умственная субнормальность) – это наиболее распространённый вид снижения интеллекта у детей ...
Консультация для родителей и воспитателей. Тема: Развитие пространственных представлений через игры у детей подготовительной группы
В период подготовки к школе такая задача становится актуальной, ведь от детей требуется быстро сориентироваться в книге или тетради, найти середину листа, верх...
Опыт работы Тема: Развитие основного вида движения - прыжков у детей среднего дошкольного возраста.
Развитие основного вида движения - прыжков у детей среднего дошкольного возраста....
Использование инновационных технологий в работе по формированию представлений о времени у детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития старшего дошкольного возраста.
В статье раскрываются особенности использования инновационных технологий при формировании представлений о времени у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. К таким методикам относятся мнемотехника,...
Научно-исследовательская работа на тему: Развитие творческого мышления дошкольников средствами арт-терапии
Научно-исследовательская работа...
Научно-исследовательская работа "Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста"
Одной из задач интеллектуального развития ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Познание начинается с чувственного ознакомления с...