Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме

Лукьянова Ирина Владимировна

Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

На тему:

«Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста»

  

МДОУ ЦРР – д/с №30 «Кленочек»

                                                                  И.В. Лукьянова

                                                                    Февраль 2011 г.

  А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с                                                                                                                                                  игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

          Конструирование является практической деятельностью детей,  направленной на получение определенного, заранее продуманного  продукта.  Детское конструирование  тесно связано с игрой  и является деятельностью, отвечающей потребностям  и интересам детей. Конструируя, ребенок учится  не только различать внешние  качества предмета, но и  форму, величину, строение; у него развиваются  познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали. А затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).

        Именно конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Поэтому одной из основных задач работы на год, является развитие основных конструктивных способностей детей.

     В средней группе свою работу по этому направлению мы начали в  сентябре месяце. Мы провели диагностику, используя диагностические задания, которые включают в себя определённые критерии.

      Илья, Антон и Стёпа очень хорошо строили постройки по образцу. Мальчишки  умели видоизменять постройки, соблюдали пропорции, хорошо ориентировались в названии основных деталей. После работы ребята аккуратно складывали строитель.

     Артём и Паша проявляли незначительный интерес к конструированию, путались в названиях деталей, не умели преобразовывать постройку самостоятельно.

      Маша и Настя испытывали трудности на занятиях, им не удавалось без индивидуальной помощи создавать постройки. Девочки в группе практически не играли с конструктором. Учитывая всё это, у нас получились следующие результаты: из 15 человек

  1. 4 ребёнка имели низкий уровень развития конструктивных способностей
  2. 8 человек – средний;
  3. 3 человека – высокий

      Поэтому, используя программу под редакцией М.А. Васильевой, а так же программу  КуцаковойЛ.В., мы  поставили для себя следующие воспитательно – образовательные  задачи на учебный год:

  1. Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпич, брусок, призма); учить использовать их с учётом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
  2. Продолжать учить детей строить по образцу воспитателя, по замыслу, по условию.
  3. Продолжать учить аккуратно разбирать постройку и складывать детали на место.
  4. Познакомить с конструирование по чертежам и схемам.
  5. Учить анализировать образец  и чертёж постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга.
  6. Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине, ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструирования.
  7. Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

        Для решения поставленных задач большое значение имеет организация предметно-развивающей среды по конструированию.

        В нашей группе мы выделили специальное место для игр со строительным материалом. Там имеется крупный деревянный и  пластмассовый конструкторы. Там же  у нас находятся игрушки для обыгрывания (дикие и домашние животные средних размеров, деревья , машины разных размеров, сказочные персонажи, матрёшки, куклы). На дидактическом столе мы расположили мелкий деревянный конструктор и соответствующие игрушки для обыгрывания, а также рисунки и фотографии построек.

        Используя интернет-технологии,  мы оформили папку с фотографиями мостов различного вида ( пешеходного, архитектурного, автомобильного и т.д.), фотографии самолётов, домов, кораблей. Так же у нас имеются  дидактические игры «Друзья кубика», «Постройки», «Найди детали». Имеются необходимые чертежи, схемы, рисунки для самостоятельной конструктивной деятельности детей.

      Поставленные задачи нашли своё отражение в перспективном годовом плане. При разработке плана мы использовали следующую литературу:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред.  М.А. Васильевой
  2. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе д/с /Л.В. Куцакова
  3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ под ред. Т.С. Комаровой
  4. Конструирование и ручной труд в детском саду / Л.В. Куцакова
  5. Метод. разработки, которые имеются в детском саду в пед. кабинете.

        Занятия по конструированию проводим 2 раза в месяц, чередуя их с занятиями по аппликации. Всего по плану 18 занятий, из них 15 занятий отводится работе со строительным материалом.

        Накануне, перед занятием, мы проводим с детьми предварительную работу, которая отражена в циклограмме, с целью расширения и уточнения знаний  и представлений детей об определённых предметах и объектах. Мы рассматриваем фотографии, иллюстрации, рисунки этих объектов и предметов.

      Так, например, вместе с детьми, за день до занятия по строительству моста, мы рассматривали  фотографии мостов. Знакомя детей с различными видами мостов, мы их подводили к понятию того, что мосты бывают разные, имеют разное значение, строение. У детей появилось более  расширенное представление об этих сооружениях.

              На занятиях мы  используем мелкий деревянный  конструктор.  Перед занятием мы готовим рабочее место для ребят. На столах мы располагаем ящик со строительным материалом для двоих детей. Количество деталей в ящике превышает необходимое.

      Все занятия проводятся в игровой форме, используем сюрпризные моменты.

     В начале года мы продолжали учить детей строить постройки по образцу. Постройки мы строили с конкретной целью: домик для матрёшек, мост для машин и пешеходов и т.д. Вначале мы с детьми рассматривали образец в целом. Затем выделяли части, из которых состоит образец, определяли назначение этих частей и их пространственное расположение по отношению друг к другу (крыша расположена на перекрытиях). Далее выделяли, из каких деталей сделаны эти части и как они расположены (крыша состоит из призм, поставленных в ряд). Порядок обследования образца соответствует последовательности возведения  постройки. Далее дети самостоятельно выполняют работу. В процессе выполнения постройки детьми мы следим за тем, чтобы дети точно следовали образцу, правильно отбирали детали и правильно их использовали, помогаем отдельным детям (не мешая при этом другим) советом, вопросом («А проедет ли твоя машина в эти ворота?»). Если у ребёнка не получается постройка, мы обращаем его внимание на образец и вместе с ним  пытаемся разобраться в его затруднениях.  Если мы видим, что многие дети не могут выполнить задание, или замечаем ошибки общие для нескольких детей, то мы еще раз объясняем и показываем, акцентируя внимание детей на моментах, вызывающих у них трудности.  Далее мы даём анализ детской деятельности, так же привлекаем к анализу и самих детей, спрашиваем, из каких деталей состоит постройка, из каких деталей сделаны эти части и т.д. Мы отмечаем  не только результаты детей (правильность и аккуратность построек), но и сам процесс: как дети рассматривали образец, подбирали материал, выполняли отдельные действия и т.д. В конце занятия мы показываем детям, как можно играть с данной постройкой и предоставляем им для этого время.   После занятий и игр ребята самостоятельно разбирают постройки и укладывают все на место.

         На данном этапе мы продолжаем обучать ребят конструктивным действиям по образцу, по условиям, предложенным воспитателем, и по собственному замыслу.  Когда дети строят что-либо по образцу, мы  учим их его анализировать, обследовать (общий вид, основные части, детали, их пространственное расположение). В середине года в качестве образца мы начали использовать схемы построек. Это более сложный вид конструирования. Применяя  наглядные схемы на занятиях, мы  объясняем детям подробно, как правильно выбрать и разместить  детали в пространстве,  с чего начать, а так же стараемся отрабатывать у детей  технику их точного соединения, учим ребят выделять в предметах те свойства, которые должны быть переданы в постройке. Поэтому одной из основных задач таких занятий является обучение детей умению анализировать чертёж.

    Также мы знакомили детей с тем, что одни детали можно заменить другими, соответственно соединив их: два кирпичика, положенные один на другой на широкую грань, заменяют два кубика, из 2-3 кубиков можно составить брусок.

     После проведённого занятия мы обязательно закрепляем с детьми полученные знания и умения в процессе игр, в индивидуальной работе во втором блоке. Мы предлагаем детям строительный материал, вовлекая их в игру ( -Ребята, давайте построим большой, красивый корабль и отправимся на нём в путешествие.)  Во второй половине дня мы с ребятами проводили игру на закрепление знаний строительных деталей( «Строительные детали»). Мы раздали детям строительные детали и предложили действовать с ними по ходу стихотворения:    Как –то кубик в лес пошёл, там кирпичика нашёл…

      Играли в дидактические игры «Подбери детали», «Найди детали». В игре «Найди детали» дети находили детали, у которых есть прямоугольные стороны (круглые, треугольные), находили детали, которые могут кататься. Так же мы проводили работу с иллюстрациями. Предлагали детям рассмотреть иллюстрации, на которых изображены разные постройки и назвать изображённые на ней предметы. Так же мы играли и в другие игры: «Преврати фигуру», «Тень», «Выложи фигурами» и др.

       В третьем блоке мы планируем создание условий для самостоятельной деятельности детей (выставляем конструктор на дидактический стол, оставляем постройки построенные другими детьми, выкладываем игрушки для обыгрывания, рисунки построек), где дети самостоятельно могут применять полученные знания.  Так опыт конструирования, полученный  на занятиях, дети  воспроизводят в своих играх.

      Основные наши помощники – это родители. Поэтому, в феврале месяце, для родителей была оформлена ширма на тему: «Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста»,   так же мы оформили папки передвижки по теме конструирование,  проводились индивидуальные беседы с родителями, консультация на тему: «Конструируем из ЛЕГО», родительское собрание.

        К середине учебного года наши дети стали  уже хорошо различать детали по форме и величине, знают названия основных деталей, правильно пользуются словесными обозначениями: длинный - короткий, широкий - узкий, высокий – низкий, создают постройки по образцу, по условию, умеют отбирать нужные детали, умеют видоизменять образец. В процессе обучения дети усвоили, что детали обладают разной степенью устойчивости, которая зависит и от положения на плоскости, и от сочетания с другими деталями: кубик на любой грани устойчив.

На данный момент мы имеем следующие результаты:

  1. 0 человек – низкий уровень;
  2. 7 человек – средний;
  3. 8 человек – высокий  (Антон Д., Стёпа А., Илья Ж., Катя Л., Тая С., Настя Р. Дина Г., Ксюша Т.)

      В своей дальнейшей работе мы планируем закреплять и усовершенствовать конструктивные навыки наших детей, особое внимание будем уделять конструированию по  чертежам и схемам; пополнять свой методический запас различными играми, фотографиями, схемами, чертежами, рисунками.  Совместно с родителями мы планируем приобрести для группы конструктор «Лего».  Мы надеемся, что наша работа принесёт хорошие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...

Методическая разработка на тему: «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста»

Условия современного общества ста­новится все разнообразнее и сложнее. Требуют от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, твор...

Сообщение из опыта работы по теме: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы по теме: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....

Сообщение из опыта работы на тему "Организация работы родительского клуба для пап».

Сообщение из опыта работы на тему "Организация работы родительского клуба для пап» было подготовлено для представления на педагогическом марафоне «Проектные технологии в образова...

Сообщение из опыта работы на тему «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация опыта работы на тему: «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста».Про...