Исследовательский проект "Я живу в мире эмоций"
проект (подготовительная группа)
проект "Я живу в мире эмоций"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект "Я живу в мире эмоций" | 191.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЮГОРКА»
ГОРОДА ПОКАЧИ
Проект
Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации
«Я живу в мире эмоций»
Разработчики проекта:
Каминская Ксения Александровна,
воспитатель;
Усманова Зелмира Шахбановна,
воспитатель
Покачи
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта ………………………………………….................……3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5
1. Актуально …………………………….…………………….......................6
2. Цели и задачи ………………………………………………………….....7
3. Прогнозируемый результат……………………………………………. 9
4. Продукт реализации проекта…………………………………………….9
5. Практическая значимость проекта .……………………….................10
6. Структурные компоненты социально-эмоционального развития
ребенка…………………………………………………………………10
7. Влияние семьи на развитие ребенка ………………......................11
8. Влияние среды на развитие ребенка……………………………………11
9. Социально-эмоциональное развитие дошкольников……….……….....14
10. Методическое сопровождение……………………………….…………15
11. Модель педагогической системы социально-эмоционального
воспитания и развития дошкольников 5-7 лет……....................................16
11.1. Психолого – педагогическое сопровождение……………….……………………………………………….18
11.2. Модель педагогической системы в условиях ДОУ.………………….19
12. Заключение и выводы…………………………………………………….27
13. Модель взаимодействия с семьей.………………………………………25
Паспорт проекта
«Я живу в мире эмоций»
Автор проекта и название ОО | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка» Каминская Ксения Александровна, воспитатель; Усманова Зелмира Шахбановна, воспитатель |
Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО | Совершенствование личностно-развивающей образовательной среды, ориентированной на развитие личностного потенциала участников образовательных отношений «Я расту!» |
Направление педагогического проекта | создание комфортных условий, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка дошкольника в условиях дошкольного учреждения. |
Название (тема) педагогического проекта | Проект «Я живу в мире эмоций» (Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации) |
Решаемая ключевая проблема | Организация и обогащение пространства групп и использование оборудования и другого оснащения в соответствие с целями безопасности, психологического благополучия ребенка, его социально-эмоционального развития |
Цель (-и) педагогического проекта | Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для социально-эмоционального развития детей |
Целевая группа | Все участники образовательного процесса: воспитанники, педагоги, родители |
Основная идея педагогического проекта | Создание условий для социально - эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия детей, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка дошкольника |
2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта | Помочь каждому ребенку поверить в свои силы, понять свои чувства и чувства других, развить социальные навыки общения и поведения в обществе, и в частности игры на коррекцию поведения и эмоций в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования социально адаптированной, гармонически развитой личности. |
Используемые технологии/методики/приёмы/техники | - Проектные технологии, - Игровые технологии, - Личностно - ориентированные технологии, |
Значимые продукты педагогического проекта | Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды: наполнение центров детской активности дидактическим материалом, развивающими играми, пособиями, картотеками. |
Личный вклад педагога в изменения в ОО | - разработка макетов уголков - картотеки и сборники игр - методические рекомендации по использованию игрового оборудования в уголках - организация и создание совместных проектов в сотрудничестве «педагог- ребенок- родитель» |
Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и) |
|
ВВЕДЕНИЕ
Эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля.
Л. С. Выготский
Современный ученый Л.С. Выготский писал, «что жизненный путь личности – это история ее переживаний». Социально-эмоциональный опыт современного ребенка, то есть опыт его взаимодействия с окружающими людьми и опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое прямое влияние на его настоящую и будущую жизнь.
Результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Преимущественно негативный социально – эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному социальному поведению.
Поэтому, подчеркивает Т.И. Бабаева, «создавая условия для конструктивного социально – эмоционального развития, мы обеспечиваем основы созидательной жизненной стратегии личности».
Ежегодные диагностические наблюдения выявляют наличие проблем (разной степени сложности) в личностном развитии детей. Наиболее типичными симптомами этих проблем являются следующие:
- отсутствие у части детей навыков самостоятельного и цивилизованного разрешения конфликтных ситуаций и неумение объяснить причины своего поведения (неосознанность мотивов);
- неумение вербально выразить свои чувства и неумение регулировать свое эмоциональное состояние;
- отсутствие представлений о своих внешних и внутренних особенностях и неумение выделять себя из группы сверстников по тем или иным признакам;
- низкая самооценка при высоком уровне тревожности;
- отсутствие навыков культурного поведения в обществе.
Преодоление этих негативных тенденций возможно только в процессе целенаправленного, систематического, содержательно - наполненного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса по социально-эмоциональному развитию.
Все выше сказанное послужило для создания проекта «Я живу в мире эмоций», выбора парциальной программы «Социально-эмоциональное развитие дошкольника», обеспечивающих реализацию требований ФГОС ДО в аспекте социально-личностного развития.
Образовательная ситуация в ДОУ соответствовует требованиям Государственного стандарта и образовательной программы «Радуга» автор Соловьева, но в части обеспечения полноценного социально - личностного развития ребенка имеется возможность интегрировать парциальную Программу «СЭР».
Коллективом было принято решение пройти обучение при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» совместно с ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» и поддержанной Департаментом образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, чтобы иметь соответствующие навыки для внедрения данной программы, и иметь возможность ответить на вопрос: Как обеспечить полноценное развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации.
Проект «Я живу в мире эмоций» разработан и будет реализован творческой группой педагогов ДОУ в процессе организации инновационной экспериментальной деятельности в течение 2022-2025 годов.
Актуальность.
Проблема социально – эмоционального развития как составная часть проблемы социализации ребенка – дошкольника. Проблемы социально – эмоционального развития дошкольников затрагиваются в работах выдающихся ученых – классиков отечественной психологической науки – Л.С. Выготского, А.Л.Леонтьева, А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина и других. В них раскрывается роль социального развития ребенка для становления его личностных, индивидуальных особенностей, формирования нравственных, общечеловеческих ценностей, толерантности. Показана связь социального и эмоционального развития, значение социальных навыков для умения детей общаться, устанавливать дружеские отношения с другими людьми, разрешать конфликтные ситуации.
С точки зрения современной педагогической науки проблема социально – эмоционального развития детей рассматривается как составная часть более глобальной проблемы – проблемы социализации ребенка – дошкольника. Социализация – сложный, многоплановый процесс вхождения ребенка в социальную среду, приобщение его к культуре, системе человеческих ценностей.
Основным приоритетом в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками сегодня является личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, уважение интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота об его эмоциональном благополучии.
Эти направления обозначены в Федеральном Государственном стандарте дошкольного образования. Опираясь на эти источники, мы сформулировали, в рамках нашего проекта, рабочее определение социально – эмоционального развития дошкольника.
Под ним мы понимаем целенаправленное развитие у ребенка, осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других, а также развитие социально - значимых навыков поведения в обществе.
Сформированность этих качеств к концу дошкольного возраста обеспечит основу для дальнейшего развития таких значимых личностных образований, как: способность к творческому самовыражению, самореализации и саморазвитию. В конечном итоге - обеспечение социально - эмоционального благополучия человека это – формирование чувства уверенности в своих силах, гармоничное взаимодействие с социумом и жизненные успехи.
Другими словами, под социально – эмоциональным развитием мы понимаем развитие коммуникативной, эмоциональной и социальной сферы у дошкольников.
Поэтому задача организации образовательного процесса, включающего в себя социально-эмоциональное развитие, становится весьма актуально. В нашем дошкольном учреждении мы выбрали два направления:
Первое направление - перестраивая среду, создавая такие условия развития, в которых эмоциональный мир, опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми обладают ценностью и заслуживают внимания независимо от достигнутого результата, где все это становится предметом рефлексии и органично вплетается в образовательный процесс – это направление реализует проект «Калейдоскоп эмоций». Организация и обогащение пространства групп, и использование оборудования и другого оснащения в соответствие с целями безопасности, психологического благополучия ребенка, его социально-эмоционального развития.
Второе направление – организуя специальную деятельность с детьми, в ходе которых социально-эмоциональное развитие становится педагогической задачей. В этом случае необходимо создание особой программы работы, которая будет проводиться в специально выделенное для этого время - реализует проект «Я живу в мире эмоций».
В ходе работы над проектом планируется вовлечение всех участников образовательного процесса, родителей, осознанное их участие, формирование команды единомышленников - одна из задач проекта, так как от этого зависит успешная и эффективная реализация проекта.
Цели и задачи проекта
Целью социально – эмоционального воспитания и развития, на наш взгляд, является: создание комфортных условий, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка дошкольника в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
1.Создать модель целостной воспитательной среды для полноценного социально – эмоционального развития ребенка и апробировать ее в педагогическом процессе с детьми 5 - 7 лет.
2. Подобрать, разработать, систематизировать методы, средства, формы организации работы с детьми, обеспечивающие социально-эмоциональное развитие.
3.Установить субъект субъектные взаимоотношения между участниками образовательного процесса.
4.Повысить педагогическую компетенцию педагогов, родителей в вопросах социально – личностного развития ребенка – дошкольника.
Принципы реализации проекта
1. Принцип гуманизации, который представляет собой процесс, направленный на развитие личности ребенка как субъекта творческой деятельности. Суть гуманизации состоит в очеловечивании знаний, полученных ребенком, в важности и необходимости для развития каждого человека. Гуманизация составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и детей, предполагающую установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений, направленных на сохранение социально- эмоционального здоровья ребенка.
2. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах действования, в дальнейшем применении результата данного действования и самооценке;
3. Принцип индивидуализации, проявляющийся в проектировании индивидуального пространств развития ребенка, где происходит его рефлексия, создается собственная «Я-концепция». Реализация этого принципа требует как глубокого изучения особенностей детей, так и создания управляемой системы форм и методов индивидуального развития.
4. Принцип ситуативности, позволяющий создать «социальную ситуацию» для ребенка, где ядром выступает личностное взаимодействие, в основе которого лежит содержание проблемы, требующей разрешения; «ситуация» является «маятником», раскачивающим его пространство, придающий ему динамизм и стимулирующим ребенка к «социальному выбору»;
5. Принцип интегративности всех процессов воспитательно-образовательного пространства – обучение, воспитание, развитие и саморазвитие природной и социальной сферы, индивидуального и совместного пространства, детской и взрослой субкультуры, что обеспечивает уравновешенность и стабильность пространства. Этот принцип предполагает совместную и созидательную деятельность педагога и ребенка, ребенка и ребенка, родителя и педагога и ребенка, родителя и ребенка и продуктов культуры специально организованной и свободной деятельности ребенка.
6. Принцип ценностной ориентации всех видов взаимодействий и деятельности, где ценность (нравственная, гуманистическая, познавательная, эстетическая и др.) выступает связующим элементом пространства, придает ему целостность, является стержнем, осью образовательного пространства.
При такой организации результатом выступают, с одной стороны культура познания, культура чувства, культура взаимоотношений – как ценность личности, а с другой материализованный продукт, полученный при взаимодействии ребенка со средой и ставший ценностью для ребенка.
7. Принцип диалогичности реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культур, диалог искусств, диалог сфер внешнего мира, диалог ребенка и окружающего мира (мира людей, рукотворного мира, мира природы, мира искусства), внутренний диалог ребенка со своим «Я» и т.п.
Суть принципа состоит в обеспечении диалога культур и диалога личности в определенной последовательности, динамике: от максимальной помощи педагога в решении задач деятельности к постепенному нарастанию собственной активности детей до полной саморегуляции и появлению отношений партнерства и взаимообучения.
Перестройка форм сотрудничества, связанная с изменением позиций педагога и ребенка, приводит к возможности самоизменения воспитуемого, самостоятельного поиска способов социальной адаптации.
8. Принцип открытости дошкольного образовательного учреждения ближайшему социальному окружению: культуре, природе, детям, взрослым.
9. Принцип ценности личности и ее уникальности, заключается в признании личности каждого ребенка, неповторимой индивидуальности, способности детей и, соответственно, необходимости построения воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на максимальную реализацию этой индивидуальности.
10. Принцип ориентации на зону ближайшего развития, включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом усвоения ребенком, обеспечения доступного для него уровня трудности, построения с каждым воспитанником индивидуальных зон его личностного развития.
Участники проекта: воспитанники 5-7 лет, педагоги, родители воспитанников.
Прогнозируемый результат:
У дошкольников формируется:
1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.
2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности, гибкость поведения, способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, умение управлять своими эмоциями.
3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми:
- видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;
- согласовывать своё поведение с поведением других детей;
- видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;
- помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;
- свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере
У педагогов повышается:
- уровень профессиональной компетентности по социально-личностному развитию воспитанников, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов игровой деятельности для коррекции поведения и эмоциональной сферы дошкольников;
У родителей повышается:
- образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр; развивается система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями).
В результате реализации проекта дети должны научиться:
- пониманию себя, принятию своих индивидуальных особенностей;
- эмоционально воспринимать и понимать окружающих и себя;
- анализировать собственные поступки и поступки окружающих;
- проявлять потребность в общении;
- пользоваться средствами общения адекватно ситуации;
- учитывать нормы морали во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;
- контролировать свое поведение в общении;
- знать и пользоваться правилами этикета.
Эффективность проекта отслеживается на основе диагностики уровня освоения основной образовательной программы МАДОУ ДСКВ «Югорка» (программа «Радуга») по социально-эмоциональному направлению.
Продукты реализации проекта:
- Создание в группах центров СЭР в соответствии с ФГОС. Пополнение центров активности;
- Разработка тематических бесед и консультаций по теме «Коммуникативные игры с детьми и взрослыми»;
- Составление картотеки коммуникативных игр по социально-эмоциональному развитию;
- Создание мини-музея: «Город, в котором живу Я и моя семья», «Я и моя страна»;
- Создание в группах портфолио дошкольников;
- Итоговое занятие «Тропинка к своему Я»
- Педагоги повысят профессиональную компетентность в вопросах социально-личностного развития детей дошкольного возраста
Практическая значимость нам видится:
- в разработке механизмов социально – эмоционального развития в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта;
- в создании методического обеспечения процесса (УМК) социально – эмоционального развития (методических рекомендаций для педагогов и родителей, разработок различных форм работы с детьми и родителями и др.);
- трансляция полученных результатов для педагогов других ДОУ.
Организация целостной воспитательной среды, которая обеспечивает последовательное становление важнейших личностных качеств ребенка, помогающих ему быть успешным в разных видах деятельности и общении, представлен в модели целостной воспитательной среды.
Механизмами реализации содержания проекта по социально-эмоциональному развитию нами определены:
- организация воспитательно-образовательного процесса;
- психолого-педагогическое сопровождение;
- формы взаимодействия с семьей;
- преобразование развивающей предметно-пространственной среды.
Обозначенные механизмы раскрывают систему работы по созданию целостной воспитательной среды в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения и представлены в разных моделях.
Влияние семьи на развитие ребенка
Семья - важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его «эмоциональный тыл». Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор и, наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами. Именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка. Для социально – эмоционального развития малыша в условиях семьи очень важно, чтобы родители не только обеспечили ему эмоциональный комфорт, но и более глубоко ориентировались на егопсихологию, внутренние проблемы, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, обогащали его социальный опыт, шли на контакт с другими сферами социального становления ребенка, в первую очередь – с детским садом. Их активное взаимодействие выступает как необходимое условие этого развития, а образ жизни семьи и воспитательная активность родителей – его важные факторы.
Социально–эмоциональное развитие дошкольника осуществляется благоприятно при условии повторяемости всех компонентов социального опыта в образовательном процессе детского сада и в семье во взаимосвязи при максимально возможной самостоятельности детей в их освоении. Так, включение ценностного компонента формирует ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра, красоты, справедливости, в ценностях своей семьи и детского сообщества. Окрашенные положительными чувствами ценности принимаются ребенком личностно – значимыми и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими.
Познавательный компонент социального опыта информирует ребенка о принятых в обществе нормах и способах поведения и отношений, форм выражения чувств и эмоций.
Коммуникативный и поведенческо–деятельностный компоненты социального опыта помогают ребенку освоить многообразие актуальных форм социального взаимодействия, кооперации, сотрудничества, с использованиемвербальных и невербальных средств коммуникации, а также культурных форм и способов поведения и деятельности, позволяющих ребенку активно выражать свои чувства и желания в культурном сообществе.
Основой является удовлетворение ведущих социальных потребностей ребенка. К ним относятся:
- Потребность в эмоционально - положительных контактах, в любви и доброжелательном отношении, что создает ребенку чувство защищенности и ощущение ценности своей личности, стремление к самореализации.
- Потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве, удовлетворение данной потребности стимулирует положительное самоутверждение, формирует чувство уверенности.
- Потребность в признании достижений ребенка со стороны окружающих, что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства и побуждает ребенка к активному, положительно-направленному выражению своих чувств к миру.
- Потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и познавательной активности ребенка
- Потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребенка со взрослыми и детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничество, способность к самовыражению во взаимодействии с окружающими людьми и регулированию своих чувств в процессе коммуникации.
Влияние среды на развитие ребенка
Степень удовлетворенности социальных потребностей детей обусловлена теми условиями, в которых живет и развивается ребенок, то есть средой.
Средовой подход в воспитании является сегодня одним из популярных. В модели управления среда выступает в роли обобщенного, совокупного, объединенного, целостного средства. Качество среды зависит от взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения социальных факторов и условий.
Для педагогов дошкольных учреждений достаточно привычен термин предметно – пространственная развивающая среда. Ее рассматривают как необходимое условие жизнедеятельности детей. Построенная с учетом личностно – ориентированного подхода к ребенку, развивающая среда обеспечивает развитие и становление важнейших качеств его личности.
По В.А. Ясвину «Образовательная среда понимается как пространственно и/или событийно ограниченная совокупность возможностей для развития личности, возникающих при ее взаимодействии со своим социальным и пространственно-предметным окружением».
Если «пространство» характеризуется условиями, то «среда» может быть охарактеризована через ее возможности. Можно сказать, что пространство становится средой, когда условия становятся возможностями. «Возможность» включает в себя как аспект переживания среды, акцентируемый Л.С. Выготским, так и проекцию предполагаемой деятельности, что было важно для А.Н. Леонтьева.
Социально – эмоциональное развитие ребенка – процесс длительный, непрерывный и многогранный. Оно будет результативным, если в детском саду и семье имеются необходимые условия и эффективно используется совокупность всех факторов социально – эмоционального развития ребенка.
В связи с этим, важное значение имеет проектирование в дошкольном учреждении целостной воспитательной среды, в которой ребенок с помощью взрослого может найти пути построения собственного «Я», творческого самоосуществления, системы смыслов деятельности и поведения. Основное назначение воспитательной среды дошкольного учреждения в том, чтобы способствовать развитию и становлению личности малыша, сопровождать этот процесс, объединять педагогические усилия и транслировать ценности, выработанные человечеством. Один из последних подходов к пониманию среды определяет ее как «среда взаимодействия» (обобщение на более высоком уровне среды деятельности, среды общения и среды отношений).
В воспитательном пространстве дошкольного учреждения необходимо проектировать пути и формы проживания сегодняшней жизни ребенка в сообществе и сотворчестве с другими детьми и взрослыми, реализуя и формируя социальные, духовные потребности, открывая новые культурные перспективы.
Таким образом, выделяются требования к целостности воспитательного пространства:
- оно выстраивается на основе учета самоценности каждого возрастного этапа развития ребенка, проектируется с учетом данных о прошлом и настоящем на основе перспектив будущего;
- обеспечивается взаимодействие субъектов воспитательного процесса на основе диалога и сотворчества в разных видах деятельности;
- создаются комфортные условия для жизнедеятельности детей и взрослых;
- организуется воспитательно – развивающий процесс как мощный стимул и механизм осознания ребенком себя и своей принадлежности к определенной культуре;
- обеспечивается приобщение ребенка к проживанию и освоению многогранного культурного и социального опыта, выработанного человечеством.
Целостность воспитательной среды определяется содержательно – смысловым и процессуальным взаимодействием участников образовательного процесса, в процессе которого обеспечивается целесообразное сочетание значимых для социально – эмоционального развития детей факторов и условий в соответствии с возрастом детей.
Модель целостной воспитательной среды представляет собой психолого – педагогическую систему, обеспечивающую полноценное социально – эмоциональное развитие ребенка.
В основные компоненты влияющие на социально – эмоциональное развитие факторов и условий, мы выделяем: воспитание, взаимодействие с семьей, развивающую предметно - пространственную среду и психолого – педагогическое сопровождение этого процесса.
Социально-эмоциональное воспитание и развитие дошкольников на основе создания целостной воспитательной среды
Целью социально-эмоционального воспитания и развития является обеспечение социально-эмоционального благополучия каждого ребенка, которое включает в себя:
- уверенность в себе
- чувство защищенности
- жизненные успехи
- наличие хорошего настроения и друзей
Содержание социально-эмоционального воспитания и развития реализуется через специально организованные формы, виды совместной деятельности воспитателя с детьми (интерактивные игры, игры-тренинги, игры-экспериментирования, детские проекты). Помочь каждому ребенку поверить в свои силы, понять свои чувства и чувства других, развить социальные навыки общения и поведения в обществе – на это направлено взаимодействие с детьми по программе социально-эмоционального развития дошкольников «Социально-эмоциональное развитие дошкольников».
Работа по программе обеспечивает сбалансированное содержание, образование по социально-эмоциональному развитию, обогащает личностно-ориентированный подход к детям и строится по трем основным направлениям:
- воспитание уверенности в себе
- развитие чувств, желаний и взглядов,
- формирование социальных навыков.
Развивая чувства, желания и взгляды, педагоги учат внимательно относиться к настроениям друг друга, понимать и ясно выражать свои эмоции, считаясь с настроением и мнениями окружающих. Самостоятельная деятельность ребенка в специально организованной среде дает ему возможность выразить себя, приобрести социальные навыки в общении со сверстниками. В группе создаются такие условия, чтобы каждый ребенок смог:
- найти свою нишу и реализовать социальные потребности и творческие возможности;
- чувствовал уют, комфорт и свою персональную значимость для всех окружающих его людей.
Субъект - субъектное взаимодействие педагога с детьми осуществляется через:
- яркую эмоциональную насыщенность видов детской деятельности;
- создание комфортной обстановки;
- создание для ребенка ситуации успеха;
- создание популярности ребенка среди сверстников;
- обогащение впечатлений и представлений об окружающем мире;
- обеспечение активизации переживаний.
Социальный уклад жизни групп:
- символика (название, девиз, герб),
- правила,
- ритуалы, обычаи, традиции эмоционально притягивают внимание детей и родителей, обогащают жизнь ребенка в детском саду положительными эмоциями.
Дополнительное образование, представленное занятиями по интересам детей: театрально-игровая деятельность, музыкальная деятельность, изо деятельность (тесто пластика, рисование) формированию социальной уверенности у детей, предоставляют ребенку возможность в самовыражении, самореализации потребностей в творческих видах деятельности.
Внесение в среду группы социально значимых для ребенка атрибутов (игрушек, семейных фотографий, гербов, альбомов, рассказывающих о семье, ее традициях, интересах, генеологического древа, герба семьи) помогают ему чувствовать себя защищенным и уверенным.
Мини-музей «Город, в котором живу Я и моя семья», «Я и моя страна» - это своеобразный интегрированный продукт, над созданием которого работают воспитатели, родители и дети. В содержании материалов отражается прошлое, настоящее, традиции семьи и города, фотографии.
Таким образом, развивающая среда приближает два близких ребенку мира - детский сад и семью.
Практически такие условия обеспечивают ребенку возможность познавать себя и своих друзей, самостоятельно выражать свои личные особенности, общаться вербально и в процессе содержательной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Психолого-педагогическое сопровождение социально-эмоционального развития осуществляется в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. В совместной деятельности с ребенком педагоги и родители лучше узнают детей, особенности их характера, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между педагогами и семьями воспитанников.
Методическое сопровождение социально-эмоционального воспитания и развития ребенка 5-7 лет:
- программа «СЭР»;
- перспективно-тематические планы работы с детьми;
- содержание тематических недель и тематических дней;
- совместные проекты педагогов с детьми;
- детско-родительские проекты;
- педагогические проекты,
- конспекты форм работы с детьми.
Модель педагогической системы социально – эмоционального воспитания и развития дошкольников 5 – 7 лет
Содержание | Средства | Методы | Формы | Условия |
1.Программа «Радуга», разделы: *«Мир природы и мир человека» (5-7 лет), *«Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» (5-7 лет) . 2.Программа «СЭР» 3.Перспективно – тематические планы социально - эмоционального развития и воспитания с детьми 5-6 лет; 6-7 лет 4.Разработанное педагогами ДОУ содержание тематических недель «Я и моя семья», «Неделя здоровья», «Дарите людям доброту», «Природа и мы», «Неделя творчества» 5.Содержание тематических дней «С днем рождения, детский сад!», «День ребенка», «День матери», «День семьи», День театра и др. 6.Учебно - методические пособия «О себе и обо мне» для 5-7 лет; «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные» для лет; «Мои эмоции», «Я чувству что…», «Мой дневник эмоций», «Я и мой страх», «Веселые, грустные», «Как вести себя?», «Мы все разные», «С кем ты дружишь?» для детей 5-7 лет. | *Произведения художественной литературы, *Русские народные сказки; пословицы; *Загадки; *Сказки народов мира; *Аудиозаписи музыкальных произведений; *Видеофильмы со сказками, с записями детских праздников; *Сюжетные картины и иллюстрации *Дидактические пособия; *Тематические альбомы *Летопись группы *Ленты времени *Семейные гербы *Генеологическое древо ребенка | 1.Мотивационно – стимулирующие *наглядные (наблюдения, демонстрация тематических альбомов) и приемы (показ способов действий, показ образца) *словесные (рассказ, беседа,) и приемы: (вопросы. указания, объяснения, пояснения, педагогическая оценка, проблемная ситуация) *игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде и приемы (внезапное появление игрушки, объектов; загадывание и отгадывание загадоки др.) 2. Методы организационно- практической деятельности *наглядные (наблюдения, демонстрация наглядных дидактических пособий, тематических альбомов) и приемы (показ способов действий, показ образца) *словесные (рассказ, беседа, чтение) и приемы: (вопросы. указания, объяснения, пояснения, педагогическая оценка) *практические: *упражнения (подражательные, конструктивные, творческие); *элементарные опыты и эксперименты *моделирование 3. Контрольно- диагностические *наглядные: наблюдения *словесные: обобщение воспитателей и детей по освоенному материалу; самооценка *игровые: контрольно – игровые задания *практические методы контроля и самоконтроля: -контрольно – практические задания; -самооценка | *Игровые занятия; *занятия *беседы *Театрализованные игры *Игры путешествия *Игры – тренинги *Дидактические словесные игры *Подвижные игры *Праздники и развлечения *Экскурсии, походы *Виды совместной и самостоятельной деятельности | 1.Психологопедагогические: *личностное взаимодействие педагога с ребенком *наличие программно- методического сопровождения *наличие дидактического сопровождения *Система мониторинга *взаимодействие с родителями *организация предметно- развивающей среды *Осуществление личностно- ориентированного взаимодействия субъектов образовательного процесса 2. Кадровые *подбор и расстановка *подготовка (обучение педагогов) 3.Мотивационные *материальное и моральное стимулирование участия педагогов в инновационной деятельности |
Содержание | Средства | Методы | Формы | Условия |
*Организация диагностики со всеми участниками образовательного процесса (определение критериев, показателей, уровней, подбор и проведение методик); *изучение психолого- педагогической компетенции педагогов и родителей; * повышение профессиональной квалификации педагогов *просвещение родителей; *профилактика социальной дезадаптации детей; *коррекция педагогических воздействий *анализ условий, обеспечивающих социально- эмоциональное развитие и воспитание детей | Диагностический инструментарий *подбор и систематизация разнообразных форм работы с педагогами и родителями по педагогическому просвещению и профилактике социальной дезадаптации детей; *анкеты. | *Наблюдения *диагностические методики *опросные листы (анкетирование педагогов и родителей) *беседы *интервьюирование детей старшего дошкольного возраста, педагогов, родителей; *психолого- педагогический анализ продуктов детской деятельности; *психолого- педагогический анализ форм работы с детьми; * моделирование педагогических ситуаций и решение их с педагогами и родителями | *Консультирование групповое и индивидуальное педагогов и родителей; *Игры- тренинги *тренинги индивидуальные и подгрупповые с педагогами; *деловые игры с родителями; *дневник наблюдения *диагностические таблицы *аналитические справки *семинары, семинары- практикумы *педагогическая мастерская. | *Учет педагогами и родителями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка в процессе воспитания; *обеспечение психологического комфорта ребенка в группе; *Преобразование предметно- развивающей среды для удовлетворения интересов и потребностей ребенка в разных видах деятельности; *организация мониторинга результатов инновационной деятельности; *мотивация педагогов и родителей на взаимодействие по социально- эмоциональному развитию |
Модель педагогической системы социально – эмоционального воспитания и развития дошкольников 5 -7 лет в условиях ДОУ
Цель: преобразование предметно - развивающей среды для обеспечения полноценного социально-эмоционального воспитания и развития ребенка
Задачи:
- Разработать содержание изменений в предметно - развивающей среде;
- Привлечь к созданию предметно - развивающей среды детей и родителей методом проектирования;
- Обогатить предметно - развивающую среду в детском саду и группах для формирования субъектной позиции ребенка в познании окружающего мира и себя;
- Произвести оценку эффективности использования развивающей предметно пространственной среды ДОУ.
Содержание:
Центры детской активности:
- центр сенсорики (содержит материалы и игры для развития тактильных ощущений, мелкой моторики. Это различного вида шнуровки, застёжки, прищепки, пуговицы, бусы, лабиринты, счёты, конструкторы из мелких деталей, логические игры, юла, плетение из резинок браслетов, плетение косичек и т. д.)
- центр творческой активности (размещение трафаретов, штемпельных подушечек и ручек, карандашей, раскрасок на распознавание эмоций, знакомство с символами России, промыслы России итд)
- центр развивающих игр (картотеки игр на распознавание и индикации эмоций, мешочки злости, стаканчики радости, домики, замки настроения)
- центр патриотического воспитания (уголок патриотического воспитания, создание мини музея «Я и моя страна»)
- центр театрализованных игр (подборка художественной литературы, пальчиковый, настольный, теневой театры, атрибуты для игр)
- центр сюжетно- ролевых игр (создание мини музея «Я и моя семья», атрибуты для игр)
- центр двигательной активности (картотеки дидактических, пальчиковых, подвижных игр, раскрывающих эмоции)
- Выставки детского и совместного с педагогами и родителями творчества
- Введение и размещение в группе правил, герба, символов, оберегов группы
- Портретные и фотогалереи
- Тематические альбомы по темам проекта.
- Дидактические пособия по темам проекта.
- Дидактические игры по темам проекта.
Условия построения развивающей среды:
- опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками образовательного процесса;
- сбалансированное сочетание познавательного и социально-направленного эмоционального компонентов в содержании видов детской деятельности в предметно-развивающей среде;
- создание и обеспечение психологического комфорта и безопасности ребенка;
- субъект -субъектное взаимодействие участников образовательного процесса;
- соблюдение принципов построения развивающей среды личностно- ориентированной модели воспитания
Принципы построения:
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии (размещение оборудования, игрового материала осуществляется удобно, доступно, предоставляя детям возможность выбора в соответствии с их потребностями и эмоциональным состоянием для совместных занятий со сверстниками);
- принцип активности, самостоятельности, творчества (среда стимулирует, интенсивно развивает, провоцирует возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств);
- принцип стабильности- динамичности (постоянство и неизменность среды в группе обеспечивает ребенку надежность и защищенность, а появление моментов новизны не делают эту систему закрытой и отгороженной, представленность в среде элементов «домашней жизни» ребенка приближает два близких ему мира: детский сад и семья);
- принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого (определение оптимального представления стимулов по количеству и качеству в предметно - развивающей среде позволяет получить детям разнообразные впечатления, реализовать познавательный интерес);
Заключение и выводы
Обучая навыкам общения в различных жизненных ситуациях – со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми игры на коррекцию поведения и эмоций вырабатывают у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. По нашим наблюдениям детям будет интересно участвовать в проекте, им это понравиться и будет необходимо. Мы вместе с педагогами, детьми, родителями будем пытаться с помощью увлекательных игр помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений и стать эмоционально отзывчивее и добрее.
Дети, как маленькие росточки, тянутся к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором каждый должен найти свое место, то есть считаю, что мой проект должен быть полезен всем по-своему: и детям, и педагогам, и родителям.
В результате изучения информационных источников, литературы было собрано много интересного и познавательного материала, который был переработан специально для детей старшего дошкольного возраста.
Результатом практической части является создание мини-музея: «Город в котом живу Я и моя семья», «Я и моя страна», портфолио дошкольников, а также картотек коммуникативных игр, проведение развлечений и итогового занятия «Тропинка к своему Я»; создание центров социально-эмоционального развития в группах, в которых дети могут поиграть в разные игры, расслабиться, снять агрессию, просто отдохнуть.
Итак, работа по социально-личностному развитию в нашем ДОУ и в частности игры на коррекцию поведения и эмоций в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования социально адаптированной, гармонически развитой личности.
Модель взаимодействия с семьей по социально – эмоциональному воспитанию и развитию дошкольников
5 – 7 лет
Содержание | Средства | Методы | Формы | Условия |
*Информация о ДОУ (для родителей вновь поступающих детей) *ознакомление с нормативными документами и локальными актами учреждения *создание условий для жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ *обсуждение вопросов физического, социально-эмоционального, интеллектуального, эстетического развития и воспитания детей *результативность воспитательно-образовательной работы с детьми за прошедший учебный год и готовность детей к школьному обучению *обсуждение проблем воспитания и развития на заседаниях семейного клуба «Знающий родитель» *условия и содержание услуг дополнительного образования *совместное обогащение предметно - развивающей среды в ДОУ *участие родителей в образовательном процессе с детьми (занятия, праздники, развлечения, конкурсы, походы, экскурсии и др.) *социологическое исследование по определению социального статуса и микроклимата семьи; *изучение социального заказа и оценки образовательных услуг; *психолого- педагогическое просвещение | *Договор с родителями о сотрудничестве *Рекомендации о воспитании и развитии *Спонсорская помощь *Видеозаписи праздников и развлечений, занятий с родителями и детьми *Презентации образовательных услуг *Рекламные буклеты *Фотоальбомы и фотовыставки о жизни детей в детском саду | 1.Наглядные *наблюдение 2.Словесные *опрос *интервьюирование *собеседование *беседы *психолого- педагогический анализ продуктов детской деятельности *моделирование педагогических ситуаций и решение их родителями 3.Практические *анкетирование *патронаж *изучение медицинских карт *отзывы родителей *диагностика (оценочные листы, опросник, экспресс диагностика) *родительский самоанализ (результатов готовности ребенка к школе) *совместное с ребенком выполнение какого- либо задания педагога | 1.Организационные *собрания групповые *анкетирование *инициативные группы по проблемам 2.Информационные *информационные стенды, *ширмы *памятки *рекомендации *папки- передвижки *информационные листовки *стенгазета *фотовыставки *фоторепортажи *благодарственные письма и листовки семьям 3.Вовлечение родителей в жизнь детей в детском саду *совместные с родителями праздники и развлечения *тематическая неделя «Я и моя семья» *Конкурс сочинений родителей «Мой ребенок» *Семейные проекты («Родословная семьи», «Герб семьи», «Лента времени» и др. *совместные занятия родителей с детьми *Совместные интеллектуальные игры *Домашние задания для совместного выполнения родителей с детьми *субботники (совместная трудовая деятельность по благоустройству группы и территории ДОУ) *Выставки сотворчества родителей с детьми 4.Просветительские *консультации групповые и индивидуальные *папки-передвижки *тематические ширмы *проблемно-деловые игры, *тренинги *заседания родительского клуба «Знающий родитель» *дискуссии *семинары-практикумы | *Эмоционально- комфортный демократический стиль общения сотрудников детского сада с родителями *Открытость образовательного пространства ДОУ для родителей *Учет семейной ситуации воспитания и развития ребенка *Учет социального заказа семей воспитанников на образовательные услуги *Установление доверительных отношений с семьями *Стремление и активное участие родителей в жизни детей в детском саду |
Приложение 1
Развлечение на День именинника в детском саду. Старшая группа
Цель: Создание праздничной атмосферы. Содействовать социально-эмоциональному развитию дошкольника.
Задачи:
- способствовать развитию положительных эмоций у детей;
- развивать ловкость, быстроту, сообразительность, творческое воображение.;
-развивать эмпатии, понимания других людей и оказания элементарной эмоциональной поддержки;
Описание: Данный сценарий был написан для Дня Именинников. Роли исполняли взрослые. Дети в возрасте 4-6 лет, родившиеся в октябре, принимали активное участие. Данное развлечение можно провести и для любого другого праздника. Материал будет полезен всем работникам ДОУ.
Содержание
Ребята заходят в зал, встают в круг. Входит Поздравлялка.
Поздравлялка: Здравствуйте, друзья! Рада вас приветствовать я!
Какие вы сегодня красивые, а вы знаете, на какой праздник вы сегодня попали?(ответы детей)
Меня зовут Поздравлялка! А хотите, я угадаю, как вас зовут?
Я досчитаю до трех, и каждый из вас громко крикнет свое имя!
Раз, два, три … (дети кричат свои имена
Я знаю, как вас всех зовут! (показывает на детей
Это деда Коля, а это баба Таня. А это тетя Жанна.
Что не правильно? Может, вы дадите мне еще один шанс?
Раз, два, три … (дети снова кричат свои имена)
Я поняла, передо мной не бабушки и дедушки, и не дяди с тетями!
Передо мной герои мультфильмов (показывает на детей поочередно)
Это Шрек, а это его друг Ослик, а это Крош и его друг Бараш!
Как? Опять неправильно? Ну, тогда давайте дружно повторим!
Раз, два, три … (дети снова кричат свои имена)
Ой, как же я сразу не заметила, тут и Толи, и Вани, и Маши, и Сони!
Такие все нарядные.
Сегодня для маленьких и взрослых,
Для худеньких и толстых,
Послушных и непослушных,
Веселеньких и грустных
Наше самое распрекрасное развлечение
Под названьем День рожденья!
День рожденья — это славно,
Это чудно и забавно!
Вы, ребята, не зевайте,
Дружно, хором помогайте.
Поздравлялка: Поздравляем с Днем рожденья!
Дети: Да-да-да!
Поздравлялка: Всем плохого настроенья!
Дети: Нет-нет-нет!
Поздравлялка: Настроение отличное?
Дети: Да-да-да!
Поздравлялка: Компания приличная?
Дети: Да-да-дат!
Поздравлялка: Все так считают?
Дети: Да-да-да!
Поздравлялка: У всех дни рождения бывают?
Дети: Да-да-да!
Поздравлялка: Дружить мы умеем?
Дети: Да-да-да!
Поздравлялка: Соперников одолеем?
Дети: Да-да-да!
Поздравлялка: Вы умеете играть?
Дети: Да-да-да!
Поздравлялка: Так давайте начинать!
Поздравлялка: Сейчас мы поиграем с вами в игру.
Если вы со мной согласны – хлопайте в ладоши, говорите «Да».
Если не согласны топайте ногами и говорите «Нет».
Нет рассеянных средь вас (хлопают и говорят «Да»)
Все внимательны у нас (хлопают и говорят «Да»)
Караси в реке живут? (хлопают и говорят «Да»)
На сосне мухоморы растут? (топают и говорят «Нет»)
Любит мишка сладкий мед? (хлопают и говорят «Да»)
В поле едет пароход? (топают и говорят «Нет»)
Дождь прошел – остались лужи? (хлопают и говорят «Да»)
Заяц с волком точно дружат? (топают и говорят «Нет»)
Ночь пройдет – настанет день? (хлопают и говорят «Да»)
Маме помогать нам лень? (топают и говорят «Нет»)
Праздник дружно начинаем? (хлопают и говорят «Да»)
С вами мы сейчас скучаем? (топают и говорят «Нет»)
Поздравлялка: Тогда давайте танцевать,
Поворачиваясь в круге
Мы танцуем «Буги-вуги»
Танец «Буги-вуги»
Поздравлялка: Сейчас вместо традиционного «Каравая» мы испечем для нашего праздника необыкновенный торт. Возьмитесь все за руки, чтобы получилась длинная цепочка.
Игра «Торт».
По сигналу, стоящий первым в цепочке, начинает поворачиваться вокруг себя, накручивая всю цепочку. Когда вся цепочка накрутится, следует остановиться.
Поздравлялка: Вот какой торт получился! С чем же он у нас? (Дети высказывают различные предположения: с кремом, с бананами, с мороженым, с вишнями и пр.)
А чего же не хватает на именинном торте? Конечно, свечек! Поднимите все руки вверх. Вот сколько свечек! Ах, какой чудесный торт у нас получился — вкусный, сладкий, с бананами, кремом и свечками! А теперь пусть каждый возьмет себе кусочек нашего вкусного торта и спокойно отойдет. (Дети садятся на места)
На день рождения принято дарить подарки. Я очень люблю дарить подарки и приготовила вот такой подарок.
Поздравлялка выносит и ставит у центральной стены небольшую елочку, на веточках висят разноцветные конфетки.
Поздравлялка: Много в мире есть чудес,
Но обойди весь свет —
Такого чуда, как у нас,
На целом свете нет.
Посмотрите, детвора,
Ведь тут на каждой ветке
Качаются конфетки!
А в конфетках тех секрет —
Отгадаем или нет?
Дети: Да.
Поздравлялка: Первую конфетку
С дерева снимаю,
Что найду в конфетке,
Я пока не знаю...
Снимает с дерева конфетку, аккуратно разворачивает ее и читает записку:
«Есть подарок всех чудесней,
Он зовется дружной песней!»
Дети исполняют песню «Каравай».
Поздравлялка: Вторую конфетку
Я с дерева снимаю,
Что в конфетке этой,
Мы сейчас узнаем...
Снимает с елки еще одну конфетку, аккуратно разворачивает ее и читает записку:
«Без танца веселого праздник не ярок,
Тебе мы подарим наш танец в подарок!»
Танец «Ручки, ручки трататушким … »
Поздравлялка: А теперь еще одну конфетку
Я сниму с колючей ветки...
Снимает с елки еще одну конфетку, аккуратно разворачивает ее и читает записку:
«Ждут вас всех сейчас, ребятки,
Интересные загадки».
Загадки.
Лечит птичек и зверей,
Лечит маленьких детей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит).
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше,
Варенье обожает
И с Малышом играет. (Карлсон)
На сметане он мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился... (Колобок).
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
У отца был мальчик странный:
Необычный, деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это? (Буратино )
Поздравлялка: Ай да молодцы, ребятки!
Отгадали все загадки!
Еще одну конфетку
С дерева снимаю,
В этой что конфетке,
Сейчас мы все узнаем...
Снимает с елки еще одну конфетку, аккуратно разворачивает ее и читает записку:
«Веселее всех на свете
День рождения отметим.
Игр мы очень много знаем
И сейчас в них поиграем!»
Игра с колпачком («Вы, ребята, не зевайте»)
Поздравлялка: Много было здесь конфет,
В каждой спрятан был секрет.
Мы и пели, и плясали,
С днем рожденья поздравляли.
Но теперь среди колючих веток
Лишь одна висит конфетка.
Последнюю конфетку
Я с дерева снимаю,
Что в конфетке этой
Я сейчас узнаю. (снимает и читает приглашение от жителей страны имнинников)
«Есть волшебная страна,
Именины там празднуют всегда.
Страна именинников вас в гости ждет
Приходи на угощенье веселый народ»
Поздравлялка: Ну, что пойдем в страну Именинников? А как до нее добраться я не знаю. Давайте позовем моего друга Карлсона – он все знает – пусть нам помогает.
Дети зовут Карлсона. Забегает Карлсон.
Карлсон: Ооо… как много ребятишек? И девчонок, и мальчишек?
Что за шумное веселье? Неужели День рождения?
Разрешите детвора повеселю я вас здесь немножко!
Проводится игра «Как живешь?»
Дети движениями показывают, то о чем говорится в тексте.
Как живешь? – Вот так! (выставляют большой палец вперед)
Как идешь? – Вот так! (идут на месте)
Как плывешь? – Вот так! (имитируют плавание)
Как бежишь? – Вот так! (бег на месте)
Как грустишь? – Вот так! (грустят)
А шалишь? – Вот так! (кривляются)
А грозишь? – Вот так! (грозят друг другу пальчиком)
Игра повторяется 3-4 раза, каждый раз темп становится быстрее.
Поздравлялка: Карлсон, нас пригласили в страну Именинников, а как добраться туда мы не знаем. Ты нам поможешь?
Карлсон: Нет, эти ребята такие слабенькие, худенькие. Что-то у них силенки маловато.
Поздравлялка: Тогда я предлагаю сделать веселую зарядку!
Включается запись веселой зарядки: "Детская зарядка" (про зверей).
Карлсон: Вот теперь другое дело! Можно отправляться в страну именинников! Садимся в паровоз, отправляемся!
Включается запись «Чух-чух, паровозик» (с остановками).
Карлсон: Вот мы и приехали.
Поздравлялка: Ничего не вижу. Ты куда нас привел?
Карлсон: А забыл самое главное. Это же волшебная страна. Чтобы в неё попасть надо сказать волшебные слова. Повторяйте за мной волшебное заклинание:
Маятник качается, сказка начинается.
Крибли, крабли, бумс.
И покружились. Вот мы и оказались в сказочной стране, по которой мы совершим путешествие. На нашем пути будет Музыкальная река, Спортивный темный лес, Тропинка фокусов и мы придем с вами в Сказочное королевство.
Поздравлялка: А вот пройти все задания нам помогут письма от сказочных героев. Ребята на нашем пути первое препятствие Музыкальная река. Отгадайте, чью подсказку нам надо сейчас использовать.
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться.
Хвостик маленький, крючком,
Вместо туфелек – копытца
Трое их – и до чего
Друг на друга все похожи.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка).
Дети ищут письмо 3-х поросят – конверт с картинкой.
«Необходимо по мелодии узнать сказку и героя из этой сказки»
Включается минусовки песен и дети отгадывают.
- Песня крокодила Гены «Пусть бегут неуклюжи»,
- Кот Леопольд «Неприятность эту мы переживем»,
- Песня Антошки,
- Песня Чебурашки «Я был когда-то странной»,
- Песня Ежика и Медвежонка «Облака белогривые лошадки»,
- Песенка Винни-Пуха,
- Песня Красной Шапочки,
- «Жили у бабуси два веселых гуся».
Тот, кто угадывает мелодию - перепрыгивает через музыкальную реку (синяя ткань с нотами). В реку упасть нельзя.
Поздравлялка: Молодцы, мы с вами прошли сложное препятствие и попали в «Спортивный темный лес» (выставляется несколько небольших елочек). А где же спряталось наше письмо-задание? (Дети ищут письмо и находят его за ёлкой).
«Ты попал в спортивный лес
Много в нем тайн и чудес
Поиграйте, попляшите
И лес вы быстро пробежите»
Веселая эстафета животных.
Первый этап – Пингвин – Участники передвигаются с одного конца комнаты в другую с зажатым шариком между ногами.
Второй этап – Лягушка – Участники прыгают как лягушки: то есть сперва приседают на корточки, потом привстают и опять приседают…
Третий этап Кенгуру – Участники преодолевают дистанцию прыгая вместе (по 2 человека) на двух ногах.
Четвертый этап – Собачка – Участники преодолевают дистанцию на четвереньках.
Пятый этап – Рак – Передвигаются пятясь задом.
В конце Эстафеты все пролазиют через обруч с натянутыми резинками - самая чаща леса.
Поздравлялка: Молодцы, мы с вами прошли еще одно препятствие и попали на «Тропинку фокусов». Только что же нам делать, я фокусы показывать не умею. А вы умеете?
Дети: Нет.
Карлсон: А я вам зачем?
Поздравлялка: Ты что и фокусы показывать умеешь?
Карлсон: Конечно, сейчас все сами увидите.
Фокус с краской.
Для фокуса нам понадобятся три баночки из-под детского питания. На крышечку с внутренней стороны заранее наносится гуашь (с зеленой, красной и синей гуашью) и аккуратно наливается вода, чтобы она не окрасилась. Приговаривая волшебные слова, Фокусник трясет баночку, и... вода становится цветной!
1. Ты, вода-водица,
Друг ты мой студеный,
Стань, вода-водица,
Не светлой, а зеленой!
2. Ты, вода-водица,
Друг ты мой прекрасный,
Стань, вода-водица,
Не простой, а красной!
3. Ты, вода-водица,
Светлая, как иней,
Стань, вода-водица,
Не простой, а синей!
Поздравлялка: Вот это да. А я и не знала. Что ты так умеешь.
Карлсон: Ну это же волшебная страна. Вы все можете здесь стать волшебниками. Хотите, угощения наколдуем.
Дети: Да!
Карлсон: Тогда закрывайте глаза и все за мной повторяйте волшебные слова:
Бамбара, чуфара, край неба алеет, трава зеленеет!
Вокруг ножки обернись,
Угощенье появись.
Детей заранее необходимо поставить спиной к двери. Пока они произносят волшебные слова, взрослые заносят угощения. После дети угощаются.
Приложение 1
Приложение 2
Дидактические игры по эмоциональному развитию
«Зеркало»
Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию.
Ход игры
Участники игры разбиваются на пары (по желанию), становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.
«Угадай эмоцию».
Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Оборудование: картинки со схематическим изображением эмоций.
Ход игры
Вариант 1. На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные дети — зрители — должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.
Вариант 2. Для изучения интенсивности эмоций задание можно усложнить, предложив одному ребенку изобразить, например, радость, а другому — восторг, (раздражение — ярость, печаль — горе). Задача зрителей — как можно точнее определить эти эмоции.
Игра «Разные настроения».
Пиктограммы эмоций.
Задачи: формировать умение определять и различать
эмоции и чувства; развивать воображение, речь ребенка.
Оборудование: пиктограммы различных эмоциональных состояний человека (радость, грусть, удивление, страх, злость, …).
Ход игры.
Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель показывает какую-либо пиктограмму и спрашивает: «Какое настроение?» (например, грустное). Затем воспитатель предлагает детям мимикой изобразить данное эмоциональное состояние. Затем просит детей поразмышлять:»У меня такое грустное лицо, когда я …когда у меня…( например, у меня такое грустное настроение, когда у меня отняли игрушку; когда я упал…). Используя такой принцип, можно поговорить о всех знакомых детям эмоциональных состояниях, опираясь на пиктограммы.
Другой вариант этой игры.
Игра «Мимическая гимнастика».
Ход игры:
Ребенок вытаскивает карточку и показывает своей мимикой изображенную на ней эмоцию, а другие дети (игроки) должны отгадать ее и назвать.
Приложение 3
Конспект НОД
для среднего дошкольного возраста
Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тема: «Умей дружить, умей дружбой дорожить»
Цель: Развивать представления детей о дружбе и друзьях.
Задачи: Развивать у детей понимания о дружбе ,что дружбой надо дорожить, воспитывать чувства взаимопонимания и доверия к людям. Способствовать освоению детьми правил этикета в процессе обмена приветствия при встрече и прощании; помочь им понять, что это не только правила вежливости, но и способы установления взаимоотношений с другими людьми. Учить передавать в рисунке части растения..(дерева). Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть.
Словарная работа: дружба, друг, верность.
Оборудование: Игрушки – кукла. Щенок , образцы рисунков деревьев , альбомные листы с изображением деревьев , краски, кисточки, подставки для кисточек, емкость для воды , салфетки.
НОД
Воспитатель: Ребята , мне очень приятно каждый день встречать Вас, здароваться с вами, моими друзьями ! Как тепло звучит это слово – друзья . Друзья, это люди которые понимают друг друга , которым хорошо вместе. Вы все в группе друзья и я Ваш друг !
(Звучит песня). Дети встают в круг , берут друг друга за руки.
Встаньте дети , встаньте в круг
Встаньте в круг, встаньте в круг
Ты мой друг и я твой друг
Самый верный друг...
( Дети жмут друг другу руки, обнимаются).
Воспитатель: Садитесь ребята на стульчики.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята скажите мне пожалуйста в какой Республики мы живем?
Дети: В Республике Крым.
Воспитатель: В Крыму, ребята , живут много людей разных национальностей, все люди живут в дружбе и согласии. В нашей группе тоже много детей разной национальности и все мы в группе друзья.
В гости к детям приходят кукла Оля и ее друг щенок.
Дети: Здороваются с детьми .
Послушайте сказку ,которая называется « Настоящий друг».
Воспитатель: - ребята , как помог щенок Оле в ее беде?
Дети: отвечают на вопрос.
Воспитатель: - Оля и щенок друзья?
Дети: - Да друзья.
Воспитатель: - Ребята , а у вас есть друзья?
Дети: Отвечают на вопрос , рассуждают.
Воспитатель: - Назовите по имени своих друзей?
Дети: Называют.
Воспитатель: - Ребята , это друзья в группе , а в доме или во дворе где вы живете у вас есть друзья?
Дети: - Да есть.
Воспитатель: Назовите их по имени ласково.
Дети: называют.
Физкультминутка.
Дети встают в круг.
Друзья все вместе спозаранку
Утром делают зарядку,
Дружно , дружно потянулись (Дети поднимаются на носочки)
Раз нагнулись, два нагнулись ( Нагибаются вперед)
Руки шире разведем ( Разводят руки в стороны)
И присядем мы потом ( Приседают)
Встанем дружно , раз и два. (Встают)
Вот и кончалась игра.
Воспитатель: Читает стихотворение « Мой дружок».
Мы с Виталькою дружком,
Не разлей вода живем .
Мы не спорим, не деремся
Мы друзьями с ним зовемся…..
- Ребята , как Вы думаете , мальчики , о которых я прочитала стихотворение , умеют дружить?
Дети: - Да , умеют дружить.
Воспитатель: Почему Вы так думаете?
Дети: Отвечают на вопрос.
Воспитатель: - А в какие игры Вы играете со своими друзьями?
Дети: Рассуждают, отвечают на вопрос.
Воспитатель: - Вы обижаете своих друзей?
Дети: - Нет , мы друзей своих не обижаем.
Воспитатель: - Что нужно чтобы не ссорится?
Дети: Отвечают на вопрос.
Воспитатель: - Ребята ,а знаете ли Вы пословицы и поговорки о дружбе?
Дети: говорят 3 пословицы.
Воспитатель: - Дерево сильно корнями, а человек друзьями. Предлагаю Вам пройти на рабочие места и нарисовать столько корней к дереву, сколько у Вас друзей.
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Дети: рисуют дерево и подрисовывают корни у дерева.
Итог занятия
Воспитатель: - Пока наши работы подсохнут , давайте вспомним о чем мы с Вами сегодня говорили?
Дети: О дружбе, о друзьях.
Кто приходил к нам в гости?
Какую сказку они нам рассказали?
Что в этой сказке вам понравилось больше всего?
Кто из друзей вам понравился больше Оля или Щенок? Почему?
Молодцы ребята , все постарались, нарисовали дерево с корнями, то есть своих друзей, значит у Вам их много. Дети находят своих друзей и дарят им свои рисунки, и говорят – ты, мой друг!
Приложение 4
Подвижные игры по развитию чувств у детей
«Солнышко и дождик»(бег)
Цель: Учить детей передавать свои эмоции; учить детей ходить и бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Материал: стульчики (домики).
Ход игры: Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять! ». Дети бегают по всей площадке. На сигнал «Дождик! Скорей домой! » - бегут на свои места (в домик) .
«Через ручеёк» (прыжки)
Цель: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.
Материал: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1, 5-2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определённом расстоянии друг от друга.
Ход игры: Играющие стоят у черты – на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился – намочил ноги, идут сушить их на солнышко – садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.
«Зайцы и волк»
Цель: Учить выполнять функции волка и зайца, упражняться в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд; закреплять умение играть по правилам.
Материал: Маски волка и зайцев.
Ход игры: На одной стороне дом зайцев, на другой – овраг волка. Воспитатель говорит:
Зайки скачут, скок, скок, скок,
На зелёный на лужок. Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают Не идёт ли волк.
Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Движения выполняют соответственно тексту. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать.
«Весёлая карусель»(развитие координации движения)
Цель: развитие чувства темпа, эмоции: грусть, обида, уныние; тренировка вестибулярного аппарата; развитие координации движений; учить действовать согласно правилам игры.
Материал: обруч или скакалка.
Ход игры: Дети берутся вместе с воспитателем за обруч и бегут в правую сторону со словами:
Мы катались на качелях,
А теперь – на карусели,
Поначалу еле-еле,
А потом, потом, потом
Всё быстрее и бегом.
Пробежав 1-2 круга, вос-ль даёт команду «Стоп! », дети останавливаются, а потом берутся за обруч другой рукой
и бегут в противоположную сторону. На этот раз такой стишок:
Снова, снова еле-еле
В путь пустились карусели.
А потом опять по кругу
Подгоняли мы друг друга.
Заканчивают игру под такие слова:
Не спешите, не спешите. Карусель остановите,
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Сделав 1-2 круга, дети постепенно замедляют шаг. После этого как прозвучит последняя строка, они останавливаются, кладут обруч на пол и хором повторяют стишок за вос-м.
«Если нравится тебе.»
Цель: развивать у детей положительные эмоции; выразительность движений, воображения, снятие напряжения.
Если нравится тебе, то делай так… (2 щелчка пальцами над головой.)
Если нравится тебе, то делай так… (2 хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так… (2 хлопка за коленками.)
Если нравится тебе, то делай так… (2 притопа ногами.)
Если нравится тебе, ты скажи: «Хорошо».
Если нравится тебе, и другим ты покажи. (Притопы ногами.)
Если нравится тебе, то делай все. (Прыжки на месте.)
Игра: “Кошка и мышата”.
Цель: Формировать положительный эмоциональный настрой и снятие психоэмоционального напряжения.
(Мышки сидят в норке, перед ней расставляются дуги, по усмотрению ведущего, это выход из норки. Звучит веселая музыка мышки, подлезая под дугами, выходят из норки и бегают на носочках по залу. Перед выходом кошки характер музыки меняется).
Ведущий: Эй, мышата, не зевай, поскорее убегай!
Убегай из этих мест, а то кошка тебя съест!
Выбегает кошка, а мышки убегают, подлезая под дугой, так чтобы она не упала.
Ведущий: Шустрые мышата. Никого кошка не поймала. Ну, а теперь вы снова стали котятами. Что ж котятки, пушистые ребятки можно и на солнышке нам позагорать. Ведь после охоты надо отдыхать.
Дети ложатся на ковры на живот, потягиваются. Затем переворачиваются на спину, потягиваются и дрыгают “лапками” изображая езду на велосипеде в разном темпе. Затем, вытянув руки, и ноги катятся как “бревнышки”, встают на колени с опорой на руки прогибают спину, и выгибают ее “кошка сердится”, стреляют газами то вправо, то влево, то вверх, то вниз “следят за полетом бабочки”, делают глубокий вдох и медленный выдох.
Ведущий: День прошел, наступила ночь. Сейчас вы заснете котятки, а я взмахну своей волшебной палочкой, и вы снова превратитесь в детей. Под спокойную музыку дети “засыпают” лежа на ковре.
Ведущий:
Вот и солнышко проснулось,
Разбудило все вокруг,
Мы проснулись, потянулись,
Превратились в малышей!
За то, что вы были такими чудесными котятами, будет вам награда. (Угощение детей по выбору ведущего).
Приложение 5
Занятие -игра
Тема: «Моя мама»
Цель: вызвать положительные эмоции по отношению к близкому человеку – матери. развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность,
Задачи:
- создание положительного эмоционального настроения;
- развитие эмпатии,
- развитие мышления;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие творческих способностей.
Материал и оборудование:
Карточки, аудиозапись, краски баночки с водой, кисточки и альбомы на каждого ребёнка.
1. Упражнение на приветствие «Пирамида пожеланий»
Дети становятся в круг. Воспитатель спрашивает «Дети, что бы вы хотели нам всем сегодня пожелать?» Воспитатель протягивает руку ладонью вниз и говорит пожелания всем присутствующим. Так делает поочередно каждый участник группы.
2. Загадка о маме
«Она - добрая, самая лучшая, больше всего о вас заботится. Вы с ней обычно любите гулять, читать книги. Она очень любит вас. Она есть у каждого. Дети, отгадайте, о ком идет речь?» (Ответы детей.)
3. Упражнение «Мамино имя»
Инструкция: «Из предложенных букв выберите те буквы, которые есть в имени вашей мамы и приклейте на картон». Детям предлагается плотная бумага, различные буквы и клей. Затем воспитатель задает вопрос:
Как ласково можно назвать маму по имени?
Как ее называет папа, бабушка?
4. Динамическая игра «Комплименты»
Дети становятся в ряд. Задача состоит в том, чтобы по очереди продвигаться вперед называя при этом маме комплименты (1 шаг или прыжок комплимент). И так кто больше!
5. Упражнение «Знаю я о маме все?»
Перед детьми излагаются различные предметы и ставится задача отыскать те предметы, которыми постоянно пользуется мама и рассказать где именно и когда именно она их использует.
Затем воспитатель расспрашивает детей о том знают ли они какой любимый цвет мамы? Блюдо? Что любит одевать? Что любит делать в свободное время?
6. Игра «Какая мама, когда вы ...»
Воспитатель перед детьми раскладывает карточки с различными эмоциями женщин и обсуждает с детьми состояния в которых бывает мама. . Затем воспитатель говорит действие, которое было сделано, а дети должны выбрать карту, изображающую, по их мнению, что чувствует мама в этот момент.
Мама такая, когда вы: подмели пол, разбросали одежду, помогли помыть посуду, ударились коленом, заболели, не хотите собирать игрушки, обнимаете маму и говорите как сильно ее любите, целуете ее, перебегаете дорогу сами, там, где ездят машины ...
После того, как дети назвали эмоции, можно предложить сделать упражнение наоборот. Воспитатель показывает карточки с эмоциями, которых дети не назвали, и спрашивает «Когда мама такая?»
7. Динамическая игра
Дети становятся в ряд. Воспитатель бросает мяч и говорит начало предложения. Детям нужно закончить предложение. Примеры: моя мама ..., моя мама лучше делает ..., я горжусь тем, что моя мама ..., моя мама радуется, когда я ..., моя мама грустит когда ... моя мама вкусно готовит ..., мне нравится в моей маме, что ... Вопрос можно повторять для того, чтобы дети поняли, сколько всего может их мама! В конце можно дать попробовать любому из участников стать ведущим.
8. История о маме и Сереже
Инструкция детям: «Мне вчера одна мама, рассказала о своем сыне, который ее очень расстроил. Послушайте и подумайте, почему мама обиделась на сына. И как бы вы поступили на месте Сергея?
История. «Мама Сережи пришла уставшая с работы, увидев разбросанные по всей квартире игрушки, попросила их убрать. Сергей сделал вид, что не услышал просьбу. Мама приготовила ужин, после которого попросила сына помочь ей убрать посуду со стола, на что Сергей отвернулся и пошел смотреть телевизор».
9. Упражнение «Нарисуй маму»
Инструкция детям: «Закройте глаза и вспомните, как выглядит ваша мама, какого цвета у неё глаза, волосы, как она улыбается. А теперь откройте глаза нарисуйте мамин портрет». Дети садятся за столы и рисуют мамин портрет. Затем рассказывают друг другу о ней.
10. Завершение занятия Вспитатель : «Ребята, вам понравился наш разговор о маме? А ваши портреты? Мне они тоже очень понравились. Мы с вами устроим выставку для ваших мам, где они смогут их увидеть.
Приложение 6
Структурными компонентами социально – эмоционального развития ребенка определены:
1.Формирование положительного самоощущения ребенка в любых жизненных ситуациях;
2.Развитие понимания ребенком своих индивидуальных внешних и внутренних особенностей (пола, возраста, внешнего вида, способностей, желаний, интересов, потребностей) и осознание своей уникальности (положительный образ - Я);
3. Развитие уверенного поведения (умение выражать желания и требования, проявить волю, принять собственное решение, делать выбор) и навыков регуляции своего поведения;
4. Положительное отношение ребенка к окружающим людям независимо от их возраста, пола, национальности, социального происхождения (формирование толерантности);
5. Умение на практике учитывать мнение, взгляды, настроение, желания других.
6. Развитие социальных навыков, а именно: осознание и осваивание различных социально – приемлемых способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договориться, ориентируясь на правила этикета и безопасности, способность установить дружеские взаимоотношения и новые контакты.
Опираясь на возрастные психические возможности ребенка и социогенез его отношений в социальных группах, определим ключевые (социальные, психолого–педагогические) факторы и условия социально – эмоционального развития ребенка по возрастам.
Отношения ребенка с миром, по сути, возникают задолго до его рождения, но лишь с появления совместной деятельности со взрослым, а затем и со сверстником эти отношения приобретают подлинный источник развития личности малыша.
В старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет) ребенок способен более глубоко «заглянуть» в свой внутренний мир, осознать с помощью взрослого свои особенности и желания, научиться отстаивать свое мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально – принятыми в обществе нормами. Проявляя собственное достоинство, ребенок на практике способен уважать другого, понимать его состояние, проявлять сочувствие. У ребенка формируется положительная самооценка как основа для самоутверждения на следующей социальной ступени развития и как следствие нормального хода психического развития. Это стадия развития совместной деятельности, появления так называемых «играющих коллективов», в которых может вырабатываться единство «общественного мнения» по поводу тех или иных аспектов сотрудничества в игре, труде, занятиях.
Важнейшим фактором социально – эмоционального развития выступает организация разнообразных форм взаимодействия ребенка с разными социальными группами в процессе социально – одобряемой деятельности и открытости границ жизненного пространства ребенка.
Для становления у ребенка положительного «образа Я» и овладения им социально – приемлемых форм сотрудничества и общения требуется:
- направленность содержания образования на формирование новых форм сознания в контексте «Я и другие», других ценностных ориентиров;
- организация специальных развивающих ситуаций,
- использование позитивных педагогических установок и коммуникативных техник,
- использование в образовательном процессе развивающих методов и приемов работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект. Живая природа.
Проект по исследовательской деятельности....
Информационно-исследовательский проект "Живая книга леса"
В проекте описаны различные виды деятельности детей и педагогов, в ходе которых ребенок наиболее глубоко узнает жизнь леса и его обитателей. Проведет собственные исследования, установит причинно-следс...
Паспорт проекта "Путешествие в мире эмоций"
Проект "Путешествие в мире эмоций" был создан для старших дошкольников 6-7 лет.ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: расширение познавательной сферы, развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей, развит...
Консультация презентация для родителей по проекту "Путешествие в мире эмоций"
Консультация презентация для родителей по проекту "Путешествие в мире эмоций"...
Статья о завершении проекта "Путешествие в мире эмоций"
Статья о завершении проекта "Путешествие в мире эмоций"...
Конспект НОД для детей подготовительной группы Тема: проект «Путешествие в мире эмоции» Занятие: Творческое воображение.
Конспект НОД для детей подготовительной группыТема: проект «Путешествие в мире эмоции»Занятие: Творческое воображение.Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеЦели: Закре...
Познавательно – исследовательский проект «Живая и не живая природа весной» (средняя группа)
Дети 4-5 лет в недостаточной степени имеют представления о изменениях в природе весной. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и гла...