Тема проекта: «Сказку «Пых» мы прочитаем, о Белоруссии узнаем»
проект (средняя группа)
В нашем детском саду в феврале проходила неделя сказок . Вот и мы в средней группе решили познакомить дошкольников с национальной культурой братского (белорусского) народа через сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazku_pyh_my_prochitaem_o_belorussii_uznaem.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Сказку «Пых» мы прочитаем, о Белоруссии узнаем»
Возраст детей: дети средней группы (4-5 лет)
Участники: дети, воспитатели, родители.
Сроки проведения: с 3 по 7 февраля
Итоговое событие: Инсценирование белорусской народной сказки «Пых»
Авторы:Кухарчук Елена Львовна
Цель проекта: знакомство дошкольников с национальной культурой братского (белорусского) народа через сказки.
Актуальность
Одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития ребенка, формирование интереса к национальной культуре и традициям. В дошкольном образовании этнокультурное воспитание – это ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом, как своего, так и народа, рядом с которым мы проживем и формирование у подрастающего поколения готовности к взаимодействию с представителями различных культур. Этот аспект имеет весомое значение в формировании патриотических и социально-нравственных качеств.
Я решила реализовать проект по данной теме, т. к. проблема наших воспитанников: недостаточный уровень знаний по теме. В связи с этим требуется тщательное планирование педагогического процесса с учетом уровня развития детей.
Проблема воспитания у детей поликультуры межнационального общения обусловлена общим ростом национального самосознания и на сегодняшний день является весьма актуальной, в том числе и на этапе дошкольного образования. Важно воспитывать у детей положительное эмоциональное отношение к национальному многообразию населения нашей страны, различным национальным языкам. У дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, необходимо формировать положительное отношение к представителям разных народов, которое может проявляться в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, общаться и даже изучить язык. Основной путь достижения таких результатов – это приобщение к различным этническим культурам через познание образцов народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений выдающихся национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, талантливых мастеров народных промыслов.
Для реализации данного проекта нами избран материал о белорусском этносе, близком к русскому как в языковом, так и в культурном отношении. Россия и Белоруссия являются тесными партнёрами в экономической, политической и военной сферах. В данных условиях происходит неизбежная интеграция наших народов, что обуславливает устойчивый интерес друг к другу и обеспечивает доступность освоения культурного наследия белорусской нации для российских детей-дошкольников. Поэтому именно в дошкольном возрасте, когда дети наиболее впечатлительны и восприимчивы важно формирование начал экологической культуры личности человека.
Задачи:
Линии развития | Воспитательные | Развивающие | Образовательные |
Физическое | Воспитывать положительные нравственно волевые черты личности и справедливости в проведении подвижных игр и соблюдение игровых правил | Развивать физические качества: ловкость, быстроту, меткость, выносливость | Стимулировать интерес к физическим занятиям, доброжелательное взаимодействие с педагогом и сверстниками в решении игровых задач. Повысить двигательную активностьдетей, мотивацию к разучиванию народных (белорусских) подвижных игр; |
Социально-личностное | Воспитывать интерес и уважение к детям других национальностей. | Развивать интерес к различным видам игр,самостоятельность в выборе игр, пробуждать к активной деятельности. Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы. | Знакомить в соответствии с возрастом воспитанников, о культуре и традициях белорусского народа, |
Познавательно - речевое | Воспитывать хорошие манеры в ходе проведения беседы. | Развивать лексику монологическую речь. Выражать свое отношение к окружающему миру, находя для этого самостоятельно речевые средства. | Совершенствовать умение слушать и слышать собеседника, формировать любознательность, интерес к изучению общественной жизни. |
Художественно-речевое | Воспитывать бережное отношение к результатам своего и чужого труда, эмоциональную отзывчивость | Развивать интерес к продуктивной деятельности, помогать развивать детское творчество | Закреплять умение создавать законченную композицию. Вызвать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством(заклички, стихи-зазывалки, потешки, хороводные песни и т.д.); |
Организация предметно-развивающей среды для реализации проекта
Центр развития (уголки) | Материал, подготовленный педагогом | Материал, подготовленный родителями |
Центр книги (книжный уголок) | Народные сказки «Волшебная дудка», «Пых». «Лёгкий хлеб», «Мена», «Старый отец», «Пан и сказочник». | Устное народное творчество белорусов. Пословицы, поговорки, считалки. |
Центр ИЗО деятельности | Трафареты с изображениями костюмов Белоруссии Образцы для аппликации и лепки | Раскраски по теме проекта. |
Центр настольно-печатных игр | Дидактическая игра «Собери флаг»,«Одень куклу в национальный костюм». | «Найди на ощупь» «Четвёртый лишний» «Разложи правильно» «Верно-неверно» |
Центр ТСО | Презентации по теме проекта «Традиции и обычаи белорусского народа», «Белоруссия» | Мультфильмы по теме проекта «Мы живем в России – Белорусы» (Видеоэнциклопедия нашей страны «Гора самоцветов»), «Дзед» по мотивам белорусской сказки. |
Центр сюжетно –ролевых игр | Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Театр» | Куклу в национальном белорусском костюме. Картинки с изображением героев сказки»Пых» |
Формы работы с родителями:
- Рекомендации для родителей по теме «Воспитание белорусской сказкой»
- Консультация для родителей «Роль народной сказки в поликультурном воспитании дошкольника»
- Рекомендации во выбору художественной литературы
- Анкета для родителей «Роль народной сказки в поликультурном воспитании ребенка».
Формы работы с детьми:
- Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Собери флаг», «Одень куклу в национальный костюм».
Настольные игры :
«Найди на ощупь», «Четвёртый лишний», «Разложи правильно»,
«Верно-неверно»
Сюжетно-ролевые игры:
«Встречаем гостей», «Готовим белорусские блюда», «Театр»
Физкультминутки:
«Здравствуй, небо голубое», «Мы шагаем по дорожке -Раз-два!»
Пальчиковая гимнастика :
«Катиться колючий ёжик»
- Продуктивные виды деятельности
1. Рисование на тему: «Фартук для Василинки»
2. Аппликация на тему: «Флаг Белоруссии»
3.Лепка на тему : «Здравствуй, ежик Пых»
3. Конструирование на тему: «Дамок-теремок».
- Коммуникативная деятельность
Развитие речи: Знакомство с белорусской народной сказкой «Пых»
Беседы: Символика Белоруссии», Национальный костюм Белорусии», «Народное творчество Белоруссии», «Традиции и обычаи белорусского народа»
- Чтение художественной литературы
Чтение произведений художественной литературы и фольклора: «Возера Нарач», «Празязюлю», поговорки, считалки. Чтение белорусских народных сказок «Лёгкий хлеб», «Пых», «Мена», «Старый отец», «Пан и сказочник».
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
- Двигательная деятельность
Подвижные игры:
«Мельница (Млын)», «Колечко (Пярсцёнак)», «Лиски», «Заплетися, плетень».
- Познавательно – исследовательская деятельность
ФКЦМ : «Василинка из Белоруссии»
Просмотр мультфильмов .«Мы живем в России – Белорусы» (Видеоэнциклопедия нашей страны «Гора самоцветов»), «Дзед» по мотивам белорусской сказки.
Наблюдение -экспериментирование«Волшебница – глина».
Цель: расширить представления о свойствах, качествах и значении глины.
Рассмотреть с детьми альбом «Декоративно-прикладное искусство Белоруссии»
Итоговое событие:
Инсценирование белорусской народной сказки «Пых»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта"Сказка как средство нравственного-патриотического воспитания"
Название проекта нравственнно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок"...
Сказка о том, как мышонок помог узнать листовичку Шур-Шур о жизни муравьев.
Познавательная сказка для детей средней группы...
Проект по развитию речи во второй младшей группе Тема проекта: «Сказка о веселом язычке».
Проект по развитию речи во второй младшей группеТема проекта: «Сказка о веселом язычке»....
Тема проекта: «Сказки Г.Х.Андерсена» в старшей группе.
Государственное бюджетное образовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18 г. Сызраниг.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную ...
Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!» Сказочная викторина для детей 5-7 лет
Закреплять знания детей о прочитанных литературных произведениях....
Консультации для родителей по теме проекта " Сказка ложь, да в ней намёк"
Консультации для родителей...
«Разработка практико-ориентированного проекта в рамках образовательного процесса»• Тема проекта: Сказка в гости к нам пришла...
Актуальность: К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребёнком и почитать книгу. Детские пси...