Проектная деятельность в старшей группе «Мир камней»
проект (старшая группа)

Балашова Татьяна Анатольевна

При реализации проекта дети познакомятся с разнообразием камней по всему миру, проведут опытно-экспериментальную деятельность с  камнями, познакомятся , с изделиями из камней.В данном проекте объединена образовательная деятельность по всем областям..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kamni.docx52.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в старшей группе

 «Мир камней»

паспорт проекта

Название проекта: «Мир камней»

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта: В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, достигать больших успехов в освоении знаний о природе. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания комплексному изучению, экспериментированию, исследованию природы.

     Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, наблюдают, экспериментируют.

Цель проекта: развивать познавательную активность дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления  о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Формировать умение выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать с другими предметами.
  • Формировать навыки поисковой, исследовательской  деятельности, развить интеллектуальную инициативность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  • Расширять знания детей о роли камней в жизни человека, знакомить с  некоторыми камнями, которые люди использовали для своих целей с древних времён.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, экологическую культуру дошкольников,  интерес к разнообразным природным ресурсам.
  • Способствовать развитию индивидуальных особенностей самовыражения, креативных способностей детей в процессе творческой деятельности.
  • Воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе.

Предполагаемый результат:

  • Могут называть свойства камней.
  • Имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида камней.
  • Знают о пользе камней в природе и жизни человека.
  • Могут находить сходство и различие  камней.
  • Могут составлять описательный рассказ о камнях с опорой на иллюстративный материал.    

Методы проектной деятельности:

  • познавательные беседы;
  • рассматривание;
  • просмотр видеоматериалов;
  • чтение художественной литературы;
  • игровая деятельность;
  • художественно – творческая деятельность;
  •  исследовательская деятельность;

Предварительная работа:

  • Подбор и рассматривание иллюстративного материала по теме «Камни в природе».
  • Рассматривание предметов, сделанных из камня (украшения, вазочки, письменные приборы, скульптуры малой формы и др.).
  • Знакомство с литературными произведениями: Н.И.Сладков «Сушёные камни»; «Похлебка из камней» - итальянская сказка; Энциклопедия «Почемучка»: Что такое подземные богатства?
  • Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Что из чего?», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку», «Камешки на берегу».
  • Разучивание пословиц и поговорок о камне, пальчиковой гимнастики «Камешки».
  • Просмотр презентации «Такие разные камни», «Санкт-Петербург-город из камня».
  • Рисование и конструирование изделий, предметов из камня.
  • Игровая деятельность с камушками Марблс.

 Обеспечение проекта:

Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 2000.

Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.

Зимина Н.В. Минералы и самоцветы. – М., 2001.

Лаптева В.И, Лебедева И.В. Большая энциклопедия для дошкольников, С.-Пб.,  Детство – Пресс, 1999.

Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа». – М., 2005;

- методическое  обеспечение:

Подбор литературы, наглядных пособий, альбомов для рассматривания, презентации по теме проекта, дидактические игры.

Роль родителей в реализации проекта:

  • Привлечение родителей к пополнению коллекции новыми экспонатами.
  • Консультации: «Использование камней в жизни человека», «Эти загадочные камни».
  • Оформление совместно с родителями и детьми выставки камней, и изделий из камня;

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

  • подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, материала по теме проекта;
  • подбор материала для коммуникативной и продуктивной деятельности;
  • составление плана работы по проекту.

Основной:

Образовательная деятельность:

1.Беседы: « Как рождаются камни», «О чём рассказывают камни?», «Можно ли брать камни в рот», «Как появляются горы».

2. ОД: «Эти загадочные камни», «Удивительное в камне», «У каждого камня своя история», «Представь себя камнем у дороги».

3.  Художественное слово: загадки о камнях; Н.И.Сладков «Сушёные камни; Сергей Шилов-Старобардинский «Сказка о камне».

4. Сочиняем рассказы: «Я маленький морской (речной) камешек»; «Меня нашли на берегу моря (янтарь, морской камешек)».

5. Изобразительная деятельность: рисование камнями: «Дождь», «Дом из камня»; лепка: «Гора» (барельеф); выкладывание из камней: дорога, разные фигуры.

Художественно-конструктивная деятельность: с применением камушков Марблс «Выложи по образцу», «Дополни рисунок».

6. Коллекции: «Камни вокруг нас» (морские речные камни); «Разнообразие камней» (полезные ископаемые); декоративные камни: малахит, янтарь, агат, и т. д.

7. Исследовательская деятельность:

 Опыты: «Рассмотри камень через лупу» (кристаллы, трещины, узоры); «Определи камень на ощупь»; «Твердый или мягкий?»; «Может ли камень издавать звуки?»; «Что будет, если положить камень в воду?»; «Какие камни, холодные или теплые?»;

8. Игровая деятельность:

дидактические игры: «На что похож?», «Сосчитай-ка», «Составь картинку из камней», «Игра с ящиком ощущений», «Камни, ножницы, бумага», «Что исчезло», «Найди свой камень».

сюжетно-ролевые игры: «Ювелирный магазин», «В поисках клада»;

подвижная игра: «Гора и камешки».

Заключительный этап:

Итоговые мероприятия:

  • Выставка детских работ: панно и коллажи из камней.
  • Фотовыставка детских работ (выкладывание предметов камешками Марблс).
  • Сочинение сказок на тему «Путешествие камешка».
  • Оформление в группе выставки «Удивительный мир камней», макета «Горы».

Содержание проекта:

1. Тематическое планирование образовательной деятельности.

2. Конспекты ОД: «Удивительное под ногами», «Эти загадочные камни!»,

«Удивительное в камне», Камни и свойство камней», «Горы. Камни»,

 «Представь себя камнем у дороги».

3. Консультации для родителей: «Игры с камешками Марблс на развитие пространственных представлений».

4. Опыты и эксперименты.

6. Дидактические игры по познавательному развитию; словесные игры.

6. Дидактические игры с камешками Марблс.

приложение

Конспект

По опытно-экспериментальной деятельности

 «Камни и их свойства»

программные задачи

Образовательные:

  • обогащать знания детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире камней;
  • расширять представления детей об объектах неживой природы;
  • развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Развивающие:

  • развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познавательной деятельности;
  • воспитывать равноправные, доброжелательные отношения, поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Оборудование: игрушка-крот, лупы, карточки-схемы, емкости для опытов, камни, дерево, бумага.

Ход ОД:

Воспитатель:

- Дети! Я слышу около двери шорох. Пойду, посмотрю, что там происходит! (за дверью находится игрушка – крот с мешочком, в котором лежат камни). Посмотрите, кто это? Да, это  крот! (Он держит в руках мешочек). Дети, а кто знает, где живет крот?

Крот:

- Здравствуйте, дети! Я хочу  попросить вас о помощи! Когда я копал тоннели, то  постоянно что-то попадалось у меня на пути, так как под землей темно, да и сам я плохо вижу, то все эти предметы я собрал в мешок и решил принести вам  в детский сад, чтобы вы помогли мне узнать, что это такое.

Д/игра «Волшебный мешочек»

Воспитатель:

- Дети, поможем кроту? Интересно, что же у него лежит в мешочке? Давай те попробуем отгадать. Опустим руку в мешочек  и на ощупь определим предмет. Как вы думаете, что это (ответы детей). А теперь посмотрим. Какие, дети, вы догадливые! Правильно - это камни! Чтобы помочь кроту узнать о камнях много интересного, нам надо стать исследователями. Что делают исследователи? (ответы детей). Исследователи осматривают, ощупывают камни, а так же проводят опыты. Сегодня  мы будем исследователями. Мы будем исследовать камни. А ты, крот, садись и слушай.

Опыты с камнями:

Рассматривание камней через лупу.

Какого они цвета? Все ли камни одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Какие они на ощупь? (гладкие, шершавые)

Приложите камень к щеке, что вы чувствуете (камень холодный).

Теперь давайте сожмем камень. Получается у вас сжать его? Почему?

Опыт №1

Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? Значит он прозрачный или нет? Запишем первое свойство: непрозрачный

Опыт№2

Возьмите в руку любой камень и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? А почему? (потому что он твердый) Итак, записываем: твердый.

Опыт №3

Возьмите в руки 2 камня и постучите ими друг о друга. Они разбились? Значит, они какие? (прочные) Записываем третье свойство: прочные

Опыт №4

Возьмите камень и опустите его в пробирку с водой. Что произошло? Утонул? Почему? (он тяжелый, тяжелее воды) Записываем: тяжелый

Опыт №5

А теперь проверим, есть ли внутри камня воздух. Поднимались ли пузырьки, когда вы опускали камень в воду? Нет. Что это значит? (Нет воздуха) Записываем: нет воздуха

Опыт №6

Как проверить есть ли внутри камня вода? Для этого нужно погреть камень ладошками, подставить зеркало или стекло – появятся ли капли. Появились капельки? Значит… (в камне нет воды) Запишем и это свойство.

Опыт №7

Могут ли камни издавать звуки? Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются? А может ли камень шипеть? Возьмем кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит? (камень «злится, шипит», ему не нравится лимонный сок) Пишем свойство: звучат

(Переходя от опыта к опыту, дети выкладывают карточки со свойствами камней на магнитной доске)

- Дети, посмотрите, пожалуйста, на доску. Страничка за страничкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и по своим записям рассказать те секреты камней, которые мы сегодня узнали.

- У меня к вам вопрос: «Можно ли есть камни?» (выслушать ответы)

-  Я знаю, что кристаллики одно камня мы каждый день употребляем в пищу, попробуйте угадать, какого:

Белый камень из горы

Всегда стоит на столе.

Кто его ест.

Тот вкуса не знает (соль, показать)

- Соль – это единственный в природе минерал, который люди употребляют в пищу. Он образуется глубоко под землей. Без соли нет жизни. У всех народов она – символ гостеприимства, радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей.

Физкультминутка 

Дети выполняют движения, соответствующие стихотворению:

По дорожке мы шли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой в садик принесли.

Воспитатель:

- Итак, дети, наше путешествие закончилось. Сегодня вы были, действительно, молодцы, узнали много новой информации о камнях. Какие камни вам запомнились и почему? (выслушивает ответы детей).

Воспитатель:

- Вы, дети, сегодня были все молодцы, помогали мне в путешествии и почувствовали себя настоящими геологами - ученными, когда проводили опыты с камнями. За это я вам на память о нашей экспедиции подарю красивые камешки, которые я нашла у горы и незаметно для вас спрятала в рюкзак.

приложение

Конспект

по ознакомлению с окружающим миром

 «Эти загадочные камни!»

задачи:

Образовательные:

  • Формировать представления о драгоценных камнях и минералах, изделиях и украшениях из камней и минералов.
  • Уточнить, обобщить, расширить знания детей о драгоценных камнях и минералах.

Развивающее:

  • Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь.
  • Развивать мыслительные способности, умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей желание заниматься совместной деятельностью.

Предварительная работа:

  • Просмотр мультфильма: «Серебряное копытце»;
  • Беседы о применении камней в жизни человека (украшение из камней, строительство, детали интерьера и т.д.).
  • Рассматривание фотографий и иллюстраций, изображающих коллекцию полудрагоценных камней и изделий из них.

Ход ОД:

- Дети, посмотрите, к нам в гости пришел Гном и у него в руках  красивый сундучок. Как вы думаете, что лежит там? Давайте посмотрим. (В сундучке разные камни).

Беседа о камнях

 - Как появились камни в недрах земли? (Ответы детей).

 - В горах происходят разные процессы и образуются  красивые камни, люди принимают этот дар природы, а потом превращают их в украшения.

 - Дети, назовите, а какие украшения вы знаете? (сережки, кольца, перстни, бусы, ожерелья).

 - Жизнь человека связана с камнями, и характер и силу сравнивали с ними, и даже голос, сердце. Если голос звонкий, говорили, как серебряный голос. Глаза голубые – бирюзовые глаза. Если человек сильный – стальной. Ну а если характер хороший – золотой характер

 - А что еще у человека может быть золотым?

(Сердце, доброе чуткое. Руки золотые, значит, много умеют).

 - Дети, как вы думаете, кто охраняет все эти богатства? (Ответы детей)

Гном:

Спасибо, дети, что так много знаете о камнях. Мы, гномы, постоянно ищем камни-самоцветы и делаем украшения. Некоторые посылаем вам в подарок. Камни бывают такими разными! Любому человеку, а тем более гному, камень может рассказать очень многое. Нужно лишь уметь раскрывать его тайны. Любые камни интересны. Чтобы суп был соленый, нужна соль, а соль это тоже камень. У каждого камешка своя история, свои интересные свойства. Мы, гномы, приглашаем вас в горы, где спрятали много разных камешков.

А теперь я  приглашаю вас в пещеру.  Пусть каждый из вас найдет свой камень и узнает его секрет. Удачи Вам! (под музыку)

Физкультминутка

Вход в пещеру мы нашли (идут простым шагом)

И как ящерки позли (двигаются вприсядку)

По пещере мы идем (идут простым шагом)

И по камешку найдем (приседают, поднимаются)

Вот один, вот другой

Потанцуем мы с тобой (кружатся, кладут камни)

 - Дети, посмотрите какие красивые подземные сокровища у главного Гнома.

(Он показывает декоративные камни и изделия из них в красивых шкатулках)

 - А почему камни называются декоративными? (Ответы детей).

 - Правильно, а еще их называют  самоцветами, среди них есть особые камни – драгоценные. Почему только некоторые камни считаются драгоценными?

(К ним относятся самые редкие, красивые, обычно блестящие, сверкающие, прочные камни).

 - В древности люди делали из таких камней амулеты.

Амулеты или оберег — предмет, которому приписываются магические силы, который должен принести счастье и уберечь от потерь (защитное действие). Считалось, что это защитит человека от бед и болезней.

 - Какие ювелирные изделия сделаны из камней? (Ответы детей).

 - Главный Гном поделится секретами, покажет различные фигурки из камней. Обратите внимание на цвет и форму камней. Сравните обработанный и необработанный камень, например яшму.

 - А теперь вы можете примерить различные украшения, поиграть с ними.

Гном:

Из пещеры мы идем

Звонко песенку поем

Раз, два, три в группе окажись

- Дети, посмотрите какие красивые камни лежат на столе.

Что из них можно сделать? Мы выложим различные украшения из камешков Марблс. - Какие вы молодцы! Посмотрите, какие красивые бусы, браслеты, брошки у вас получились.

 - Дети, вам сегодня было интересно?

 - Что запомнилось больше всего?

 - А что оказалось самым трудным?

В заключении дети просматривают мультфильм «Серебряное копытце».

приложение

Конспект

образовательной деятельности по речевому развитию

в подготовительной группе

«Составление творческого рассказа «Представь себя камнем у дороги»

Программные задачи:

Образовательные: учить составлять творческий рассказ; совершенствовать умение делить слова на слоги.

Развивающие: развивать связанную речь.

Воспитательные: воспитывать культуру взаимоотношений.

Материалы: Кукла Хозяйка Медной горы; фишки - цветные камешки; раздаточные полоски, изображение камней, простые карандаши.

Ход ОД:

Организационный момент «Чудесный мешочек»

- Вам, конечно, интересно, что лежит в мешочке чудесном?

Каждый может угадать, стоит только в руки взять.

Дети ощупывают мешочек, пытаясь отгадать, какой предмет там спрятался. Задаю детям вопросы:

- Этот предмет твердый или мягкий?

- Холодный или теплый?

- Гладкий или шероховатый?

После того как дети высказались, показываю камень.

Рассказ воспитателя

Недавно я переходила дорогу и споткнулась о камень, который около нее лежал. Я хотела заругаться на него, но потом подумала, что он ни в чем не виноват. Присмотревшись повнимательнее, я увидела, что камень очень интересной формы, гладкий, как валун, розоватого цвета. Как он оказался на дороге?

Упражнение « Представь себя камнем у дороги»

Давайте поиграем, вы станете этим камнем и расскажите о себе.

 - Что ты чувствуешь, лежа у дороги, когда машины обливают тебя грязью?

 - А какое настроение у тебя в жаркую погоду, когда ты покрываешься пылью?

 - Какие машины, которые проезжают мимо, тебе больше всего нравятся?

 - Как  ты себя чувствуешь, когда дождик помоет тебя?

 - Дворники тебя не обижают? О чем бы ты хотел их попросить?

 - Часто об тебя спотыкаются люди? Что бы ты хотел им посоветовать?

 - Как ты попал на дорогу? Где ты раньше лежал?

 -  Хотелось бы тебе, чтобы тебя отвезли в родное место?

 -  О чем ты мечтаешь?

 - Хотел бы ты попасть к хорошему мастеру – скульптору? Что из тебя можно сделать?

      Мы желаем тебе хорошего новоселья.

приложение

Чтение художественной литературы: Н.И Сладков «Сушёные камни».

Вышел на поляну медведь. На поляне лежат серые камни. Может, тысячу лет лежат. Но вот пришёл медведь и принялся за них. Поддел лапищей, перевернул — сразу стал камень двухцветным. То была одна сухая верхушка видна, а теперь и сырое тёмное донышко. Понюхал медведь двухцветный камень — и дальше. Второй камень перевернул донышком кверху. Потом третий. Четвёртый.

Всю поляну обошёл, все камни перевернул. Все камни — мокрым донышком к солнцу. А солнце печёт. Задымили мокрые камни, парок от них пошёл. Сохнут.

Смотрю я на медведя и ничего не пойму. Для чего он камни, как грибы, на солнце сушит? Зачем это ему сухие камни?

Спросить бы, да боязно. Медведи — они подслеповаты. Ещё не разглядит, кто его спрашивает. Придавит сослепу. Молчу и смотрю. И вижу: подошёл медведь к последнему, самому большому камню. Сгрёб его, навалился и тоже перевернул. А сам скорей носом в лунку. Ну вот, и спрашивать не надо. И так всё понятно. Не камни зверь сушит, а поживу под камнями ищет! Жуков, слизняков, мышей. Дымят камни. Чавкает медведь. Не лёгкая у него пожива! Сколько камней перевернул — одного мышонка добыл. А сколько же нужно перевернуть, чтобы брюхо набить? Нет, ни одному камню в лесу не пролежать тысячу лет без движения! Чавкает мишка и прямо на меня косолапит. Может, и я ему камнем показался? Ну, подожди, сейчас я с тобой по-своему поговорю! Чихнул я, кашлянул, свистнул, обушком по дереву застучал. Охнул мишка и пошёл кусты ломать! Остались на поляне я да сушёные камни.

Сергей Шилов-Старобардинский «Сказка о камне»

    Жил-был камень. Ничем особенным он от своих собратьев-камней не отличался: такой же, как они, серый, гладкий... Словом, обыкновенный булыжник. Лежал он близ дороги у подножья холма, и так же, как и другие камни, грелся на солнышке летом, прятался под снегом от холодных ветров зимой. Жизнью своей камень был доволен: знай себе лежи да болтай с товарищами-булыжниками. Ни забот тебе, ни хлопот. Красота!    Проходил как-то мимо холма человек. Видно было, что не один час прошагал он по дороге: сапоги его сильно запылились, походка была медленной и усталой. Поравнявшись с камнем, путник вдруг остановился и сказал:

    - Присяду-ка на камушек, отдохну.

И направился прямо к нашему камню.

    - Вот еще чего! - закричал камень. - Этого мне только не хватало!

    Но человек не услышал его возгласов, ведь люди вообще не могут слышать, как говорят камни. Видя, что путник действительно хочет сесть на него, камень даже пробовал откатиться, но у него, конечно же, ничего из этого не вышло.     Камню нисколько не было тяжело, когда человек сидел на нем, но он все равно продолжал кричать:

- Слезь сейчас же! Не для того я тут лежу, чтобы на меня садился всяк кому не лень!

    Путник, посидев несколько минут, поднялся и вдруг сказал:

    - Какой хороший камень! Теплый, гладкий…

    Он наклонился и даже погладил камень шершавой ладонью. И камень вдруг перестал сердиться. Ему даже стыдно стало, что он не хотел, чтобы на нем сидели.     До самой темноты, пока не заснул, камень вспоминал слова человека: «Хороший... теплый... гладкий...». Ему вдруг так захотелось услышать эти добрые слова еще раз!    Утром, едва рассвело, камень принялся глядеть на дорогу: не идет ли кто? Он вовсю старался, чтобы солнечные лучи нагрели его сильнее, чем обычно. Поэтому времени на разговоры с другими камнями у него не оставалось. Они, как всегда, болтали, а он лежал молча и копил тепло. Но путники на дороге не появлялись. Только машины, проезжая, обдавали камень пылью. Люди, сидевшие в них, не знали, что проезжают мимо камня, который очень хочет оказать кому-нибудь услугу, быть полезным.

    Всякий раз, когда машина проезжала мимо, камень напрягал все свои силы, чтобы стряхнуть с себя пыль, поднятую колесами. Даже не знаю, как, но у него это получалось, и он был чище, чем его товарищи.     Не один день прошел, пока камень наконец-то дождался путников. Ими оказались ребята из пионерского лагеря, отправившиеся в поход. Они подошли к холму и решили сделать привал, расселись на камнях. Что тут началось!

   - Слезь с меня!.. Ой, как тяжело!.. Уйди! - закричали камни наперебой. И только наш камень молча радовался тому, что помогает ребятам отдыхать. А когда кто-то из ребят заметил, что он теплее и чище, чем другие камни, радости нашего камня не было конца. Ведь его опять похвалили!    Но пионеры вскоре ушли, и нашему камню ничего не оставалось делать, как ждать новых гостей. За лето путники еще несколько раз отдыхали на нем. И даже если камень и не слышал от некоторых из них добрых слов, он все равно был доволен, что оказывался нужен.    Но вот наступила осень, и все реже стали появляться у холма люди. Камень загрустил: приближалась зима, а кто же будет сидеть зимой на камне вдали от села? Ему предстояло всю зиму лежать без дела.

   Но вот однажды на дороге появилась телега, запряженная рыжей лошадью. В телеге сидели старик и старуха. Камень уже знал, что они не остановятся, чтобы посидеть на нем, и взгрустнул. Но, поравнявшись с камнем, телега вдруг остановилась.

   - Дед! – раздался голос старухи. - Возьми-ка вон тот камень.   Старушка показала рукой прямо на наш камень и добавила:

     - Будем им капусту в бочке придавливать.

   «Придавливать капусту?  - подумал камень и на минуту огорчился. – Но ведь на мне же можно сидеть!». Но тут он подумал еще и решил, что придавливать в бочке капусту, пожалуй, лучше, чем иногда заменять людям стул. Ведь тогда он будет нужен людям каждую минуту.    Приехав домой, старик занес камень в кладовку и положил его на деревянную крышку, лежащую на бочке с соленой капустой.   Камень был счастлив: о чем еще может мечтать камень, желающий помогать людям?

   Через несколько дней дед, подняв камень, чтобы набрать капусты, проворчал:

   - Что-то камень тяжелый стал – раньше как будто легче был. Или старею я?

   Не знал старик, что не в годах его дело: просто камень так старался, что действительно стал тяжелее…

Приложение

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений

«Из камней построим дом».

Цель: обобщить и систематизировать знания по математическому развитию в старшей группе.

Программные задачи:

Образовательные: закрепить знания о геометрических фигурах; умении обозначать количество цифрой; формировать умение решать задачи в пределах 10; закреплять умение ориентировки в пространстве, на листе бумаги; Закреплять знания о составе числа «восемь».

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, воображение, смекалку.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помогать игровым персонажам.

Оборудование: камешки «Марблс», письмо от Гномов, шкатулка с камешками, мешочек с геометрическими фигурами, плоскость (лист бумаги, плоскостные изображения платьев), тарелочки для раздаточного материала по количеству детей.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что нового появилось у вас в группе?

Дети находят шкатулку.

Воспитатель: Какая красивая шкатулка. Как вы думаете, что в ней может находиться? (предположения детей).

- Давайте не будем больше гадать, а откроем её. (в коробке лежат камешки Марблс и письмо)

- Смотрите здесь письмо. Давайте прочтём его и узнаем от кого оно. Воспитатель читает письмо.

…Здравствуйте ребята! Пишут вам маленькие человечки - гномы. У нашей подружки Белоснежки День рождения. А мы находимся далеко, высоко в горах. Не смогли бы Вы нам помочь и поздравить от нас Белоснежку с Днём рождения и подарить ей в подарок разноцветные камешки, которые находятся в шкатулке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые камешки. Ну, что ребята, поможем гномам? Ответы детей.

Воспитатель: Тогда отправимся в путь. А чтобы начать путешествие, нужно отгадать загадки.  Будьте внимательны, кто знает, тот руку поднимает.

1) Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо. (Круг.)

2)Моя загадка коротка:

Три стороны и три угла.

Кто я? (Треугольник.)

3) С детства я знакомый твой,

Каждый угол здесь прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам представиться я рад.

А зовут меня … (Квадрат.)

4) Нет углов у меня,

Нет сторон у меня.

И похож на дыню я.

Ну и кто же отгадал,

Что зовут меня … (Овал.)

5) Есть четыре стороны -

Противоположные равны.

Еще четыре прямых угла

Похож на холодильник я.

Ну, подумайте, друзья

Как же все зовут меня? (Прямоугольник.)

(Каждая отгадка сопровождается показом геометрической фигуры, которую дети достают из мешочка)

Воспитатель: А теперь с помощью камешков "Марблс" выложим на столах геометрические фигуры, которые мы отгадали в загадках. (дети выкладывают геометрические фигуры из камешков)

Воспитатель:

- Молодцы, все справились.

- А теперь посчитайте, сколько углов в треугольнике и рядом с треугольником положите камешек с нужной цифрой, обозначающей количество углов.

- А теперь посчитайте, сколько углов у квадрата и рядом с квадратом положите камешек с нужной цифрой.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, пора дальше отправляться в путь.

Воспитатель: Путь нам дальше преградил обвал. Нужно разобрать камни, расчистить путь.

Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, жёлтый – в правый нижний; оранжевый- в левый нижний.

Воспитатель: Завал мы разобрали и снова в путь!

Физминутка:

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,

А под горку пошли — белых камешков нашли,

С собой все их принесли.

Воспитатель: ребята, гномику понравились как вы красиво выложили фигуры, и теперь он хочет, чтобы вы построили из камушков ему дом. Дети выкладывают на столе дом, общаются. Какая красота получилась. Можно от дома к дому провести дорожки, чтобы гномы ходили в гости.

Воспитатель: ребята, что вам было делать легче всего? Тяжелее всего? Рефлексия.

приложение

Дидактические игры с камушками Марблс

«Чудесный мешочек»

Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.

Задание: В мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец – шарик Марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.

«Помоги ежику найти грибочки»

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию

Задание: Выложить дорожку от ежика к грибочкам из камешков. Цветовая гамма не учитывается.

«Тучка и капельки»

Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание, цветовое восприятие.

Задание: Выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера.

«Пройди по дорожкам»

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию формировать правильный захват шарика кистью руки.

Задание: взять камешки Марблс и выложить цветные дорожки, разного цвета.

«Выложи по контуру»

Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.

Задание:

1) предлагается выложить по нарисованному контуру, цветовая гамма не учитывается.

2) Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма.

«Змейка»

Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камешки лежали друг за другом, без промежутка. Можно использовать разные цвета.

«Гирлянда»

Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно- двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.

Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.

Приложение

Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию

«Каменный цветок»

Цель: Обобщить и закрепить представления детей о творчестве уральского писателя П.П.Бажова.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать умения передавать фактуру малахита в изображении каменного цветка с помощью тампона, подбирать нужные оттенки.

2. Учить находить композиционное равновесие на листе бумаги.

3. Закреплять умение использовать различные приёмы работы кистью, тампоном; побуждать детей самостоятельно находить решение проблемы и учить высказывать свои предположения и суждения;

Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;

Развивать навыки рисования;

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность;

 Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование:

Портрет П.П.Бажова, коллекция камней, альбомные листы на каждого ребенка, кисточка, баночки с водой, гуашь, тампоны, салфетки, иллюстрации к сказам П.П. Бажова.

Предварительная работа:

Чтение сказов П.П.Бажова;

Пересказ и обыгрывание прочитанных сказов; «Хозяйка Медной горы», «Малахитовая шкатулка»;

Беседы о П.П. Бажове и о драгоценных камнях;

Рассматривание коллекций камней.

Ход ОД

В: Дети, посмотрите, у меня в руках очень красивый необычный цветок… кто же его мог оставить? (ответы детей).

Но он непростой, на каждом его лепестке есть задания. Давайте прочитаем, каждый лепесток по очереди, что там написано? Читает задание на первом лепестке от Медной горы Хозяйки.

Воспитатель читает:

1.Кольца, серьги, бусы в ряд

В той шкатулочке лежат.

Вот шкатулочка открыта.

Вся она из … (малахита).  «Малахитовая шкатулка».

2. Это, что ещё за змейка?

На неё взглянуть сумей-ка:

Объявилась, покрутилась,

И колечком закружилась.  «Голубая змейка».

3. Может это всё приснилось?

В огне девочка явилась.

Вот весёлая девчушка,

Ловко скачет поскакушка.

Ножкой в такт притопнет.

И в ладошки хлопнет.

Филин с ветки: «Ух, да ух».

Аж захватывает дух.   «Огневушка – поскакушка».

6. Дева с чёрною косою.

И в одежде непростой.

Сарафан из малахита.

Ленты, как из меди свиты.

Подскочила. Закружилась,

Ящеркой оборотилась. «Хозяйка медной горы».

 (дети называют произведения)

В: Молодцы на все вопросы ответили. Отрываем следующий лепесток.

Кто может назвать фамилию автора?

(ответы детей)

В: Верно, написал их уральский писатель Павел Петрович Бажов.

Павел Петрович родился в дружной трудовой семье. Его отец и дед были горными рабочими.  А мать – искусной кружевницей. Бажов стал учителем, и в течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, пешком странствовал по родному краю, записывал предания горных рабочих и старателей, изучал историю родного края, народные промыслы, собирал пословицы и поговорки.

Много сказов написал Павел Петрович Бажов. Они, как нельзя лучше знакомят нас с уральской природой, с жизнью людей, их работой. Герои сказов, созданные писателем, воплощают в себе необыкновенное трудолюбие и талант рабочего человека. В сказах правда переплетается с фантазией. Всего Бажов написал 52 сказа.

Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера «Каменный цветок»). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы. Художники любят создавать иллюстрации к сказам Бажова.

 Рассматривание иллюстраций по сказам Бажова

В: Молодцы, справились. И нам осталось выполнить последнее задание.

Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы порадовать и удивить Хозяйку Медной горы? (ответы детей).

В: Верно, мы можем подарить что-нибудь, сделанное своими руками. Ребята, кто из вас помнит, как называется произведение Павла Петровича Бажова, в котором мастеру Даниле рассказали о необыкновенном цветке, красоты невиданной? (ответы детей)

В: Правильно это произведение называется «Каменный цветок».

 У меня в руках – каменный цветок, давайте попробуем его нарисовать. А свои работы подарить Хозяйке Медной горы.

Изобразить вы его можете по-разному, так, как каждый из вас его представляет. (Воспитатель обращает внимание на образцы изображённого каменного цветка).

- С чего начнём рисовать?

- Чем закончим?

- Краски, какого цвета будем использовать? (зелёного, красного, жёлтого).

- Чтобы добиться изображения подобия малахита, нужно ритмичными движениями наносить тампоном краску на изображение.

Практическая деятельность детей. Анализ детских работ.

Итог.

- О ком мы сегодня говорили?  (ответы детей)

- Что он писал?

- Какие сказы вы можете назвать

 -Какой подарок мы делали для Хозяйки Медной горы?

приложение

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по

пластилинографии на тему: «Сказочный дворец».

Цель:

Стимулировать детей проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе архитектуры дворца,

Задачи:

Учить делать вспомогательный рисунок простым карандашом, для последующей пластилинографии.

 Учить изображать сказочное архитектурное сооружение в технике пластилинография контурным способом, передавать его общий вид, причудливое сочетание основного здания с пристройками, башнями, крышами разной формы, окнами с наличниками, другими архитектурными деталями;

Использовать разную цветовую гамму пластилина и декоративных украшений;

Обогащать знания детей о старинной архитектуре.        

Оборудование: 

изображения сказочных замков и дворцов, различных окон, дверей, крыш, башен, колон.                                                                          

У детей: картон, пластилин, стеки.              

Предварительная работа: просмотр иллюстраций к сказкам Волшебная лампа

Аладдина, Аленький цветочек, Снежная королева, рассматривание изображения дворцов старинной архитектуры.

Ход ОД:

Организационный момент:

Ребята к нам сегодня в гости из далекой страны, на ковре самолете прилетел Аладдин. Он просит нас с вами ему помочь. Султан дал ему задание построить для принцессы Будур красивый дворец. Строительные материалы у него есть, но он не знает, как нарисовать проект дворца, какие выбрать окна, двери, колоны, крыши. В их стране, нет архитектора, к кому бы он мог обратиться за помощью. И он нас просит ему помочь, нарисовать дворцы для принцессы Будур.

- Поможем Аладдину, придумаем проект дворца?

Я предлагаю посмотреть, какие бывают дворцы.

Просмотр презентации. Показ и объяснение способа рисования:

Сначала сделаем вспомогательный рисунок простым карандашом, слабо нажимая.

1. Нарисовать в центре прямоугольник – это главный вход. Во дворце много входов и выходов, но главный – самый большой.

2. По бокам нарисуем постройки, где будут жить хозяева – эти здания могут быть

2-х или трехэтажным. Вспомогательные линии стираем: здания находятся за главным входом.

3. По краям дворца стоят сторожевые башни, они самые высокие, но до конца листа линию не доводим, оставляем место, где будет находиться стража, оно так же должно быть и украшением общего вида.

4. Дорисовываем крыши главных ворот и зданий, они могут быть различной формы, но у всех зданий одинаковыми.                                 

5. Оформляем верхушки сторожевых башен (открываю таблицу башен)          

                                                                                                                                           

 

6. Рисуем главные ворота.                                                                                                                                        

 

7. Выбираем форму окон зданий (окон у зданий много и все одинаковые), сочетая

с формой ворот (открываю таблицу разновидностей окон): округлые ворота –

округлые окна, угловатые ворота – угловатые окна.                                                

                                                                                                                           

8. Дорисовываем окна у башен, их не много.

9. Украшения зданий (колонны, балконы). Эскизы ваши готовы.

У вас на столах есть разноцветные жгутики из пластилина. Подберите цвета для вашей постройки и приступайте к работе. Жгутики сильно не прижимайте к картону. Линии должны ложиться ровно, не выходить за контур. 

Архитекторы так же продумывают и сочетание красок, в которые раскрашивают

здания. Раскрасьте свои эскизы, чтобы проекты ваши были закончены и Аладдин

заберет их с собой в свою страну и тот дворец, который ему больше всего понравится, он построит для принцессы Будур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в старшей группе

Воспроизведение генеалогии своей семьи, знать её историю, проследить развитие творческого человека от поколения к поколению....

План-конспект экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивительные камни"

Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами через опытническую деятельность...

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни».

МАДОУ детский сад №9 «Петушок» комбинированного видаКонспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни».Провела: Галямова Л. Н.Благовещенск – октябрь - 2016Цель: Позна...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Загадочные камни!»

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.Задачи:Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, ...

Проектная деятельность в старшей группе группе «Мир книг»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное                   учреждение города Ростова-на-Дону...