План-конспект экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивительные камни"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Тихонова Елена Николаевна

Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами через опытническую деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект  экспериментальной деятельности в старшей группе

 "Удивительные камни"

               

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Познакомить детей с разнообразием мира камней (речные и морские) и их свойствами через опытническую деятельность.

Продолжать учить детей практическому обследованию предметов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Учить делать умозаключения, выводы по результатам проведенных опытов.

Уточнить представления детей о практической пользе  использования камней человеком.

Развивающие задачи:

Развивать  логическое мышление, внимание, умение наблюдать, сравнивать, анализировать.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к неживой природе, миру камней, желание узнать о камнях как можно больше.

Методические приемы:

Наглядные:  использование карточек со свойствами камней, иллюстраций  об использовании камней человеком.

Словесные:  вопросы ,напоминания,  поощрение.

Практические: игровые приемы( письмо от сказочного персонажа, выполнение заданий), экспериментирование, дидактическая игра «Какую пользу приносят камни»

Материал  к  НОД:

Демонстрационный: письмо от Страшилы Мудрого, иллюстрация с изображением Страшилы, карточки со свойствами камней, иллюстрации об использовании камней человеком, янтарь.

Раздаточный: Для экспериментирования: наборы камней ( речные, морские), пластилин, лупы, стакан с водой, ложка, подносы, салфетки .

Ход НОД.

  1. Дети получают письмо от Страшилы Мудрого. Он пишет, что знает о коллекции камней, которую собирают дети. В Изумрудном городе есть очень красивые камни, и он мог бы подарить их детям при условии, что дети выполнят 3 его задания.
  2. Первое задание Страшилы. Узнать с помощью опытов, какие бывают камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы. Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы у них камни. Вывод: камни по цвету и форме бывают разные   
Опыт № 2. Определение  величины. Выложить камни в ряд от самого большого до самого маленького. Найти и показать самый большой и маленький. Вывод: камни по величине бывают разные.

Опыт № 3. Определение  характера поверхности камня. Потрогать камни на ощупь. Какие они? Найти самый гладкий камешек и шероховатый. Рассмотреть камни через лупу. Что интересного  увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Вывод: поверхность камней  бывает разной.

Опыт № 4. Определение  твердости камня. Взять  в одну руку камешек, в другую пластилин. Сжать обе ладошки.  Что произошло с  пластилином, с камнем?    Вывод: Камень твердый, а пластилин мягкий.

Опыт № 5. Плавучесть и растворимость. Опустить камушек в стакан с водой. Посмотреть,  тонет ли камень. Он легкий или тяжелый? Растворился в воде? Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые; камни в воде не растворяются.

Вспомнить все выявленные  свойства камней. Дети называют свойства, а воспитатель выставляет на фланелеграф карточки со свойствами.

3. Физкультминутка. Музыкально-ритмические движения под музыку из мульфильма «Волшебник Изумрудного города» ( «Мы в город Изумрудный, идем дорогой трудной…»)

4. Второе задание Страшилы : различить морские и речные камни.

Найти морские камни.  Какой формы, цвета, какая у них поверхность, какие края? Почему они гладкие? (В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края).

Найти речные камушки , потрогать  их. Какие они? Чем  морские камни отличаются от речных?

5. Третье задание Страшилы : рассказать о  пользе камней.

Дидактическая игра «Какую пользу приносят камни» с использованием специально подобранных иллюстраций.

6. Воспитатель от имени Страшилы проводит анализ деятельности детей на занятии. Дарит детям в коллекцию красивый камень - янтарь.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме:" Цирковое представление ( счет в пределах 7)". Образовательная область "Познание" ФЭМП.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: " "Цирковое представление" ( счет в пределах 7).Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и провела...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур».

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур». Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и прове...

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»...

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «Сохрани и укрепи своё здоровье»

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «Сохрани и укрепи своё здоровье»...

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «МЕДОВЫЙ СПАС»

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «МЕДОВЫЙ СПАС»...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Путешествие в Королевство Здоровья"

Цель:· Воспитывать привычку здорового образа жизни.·  Учить детей заботиться о своем здоровье.Задачи:· Формирование неречевого дыхания· Совершенствование артикуляционной моторики.·...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Зайчонок и Мишутка"

Программное содержание: Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10; Закрепить знание геометрических фигур; Упражнять в уравнивании двух чисел двумя способами...