ОТЧЕТ по самообразованию за 2020- 2021 учебный год
материал
Тема: «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г.Бабушкин
муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
за 202002021учебный год
Тема: «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством
русской народной сказки»
Воспитателя 2 младшей группы «Теремок»
Дьяченко Марина Яновна
г. Бабушкин
Цель: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.(педагог) Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания). (дети)
Задачи: (для воспитателя)
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у младших дошкольников;
- выявить особенности нравственного воспитания в младшем дошкольном возрасте;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;
-разработать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок;
-приобщить родителей к воспитанию ребѐнка в семье с помощью русских народных сказок. (для воспитателя)
Задачи (для детей и родителей)
1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
3. Помогать усвоению детьмии духовно-нравственных категорий: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость; и правил доброй, совестливой жизни. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей через поступки героев русских народных сказок.
4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
5. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгами. 6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Предполагаемые результаты работы:
1. Дети понимают смысл сказок и могут сформулировать основную мораль сказки.
2. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.
3. Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло», «можно» - «нельзя» и т. д. в сказке и в жизни.
4. Дети делают самостоятельный нравственный выбор.
5. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.
6. Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.
7. Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп.
8. Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали более активно принимать участие в жизни группы. Презентация работы: выступление – анализ результатов работы за год на педсовете.
Актуальность:
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Зная возрастные особенности детей 4-го года жизни, мы заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. В своей работе я использовала различные методы ознакомления детей со сказкой.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Стараюсь сказку рассказывать выразительно, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры ―Отгадай сказку по картинкам‖, «Отгадай сказку по предметам», «Угадай сказку по героям», «Узнай сказку по загадке», «Откуда эти слова?», ―Один начинает – другой продолжает‖, ―Откуда я?‖ (описание героев), «Что сначала, что потом» и другие.
Литературные викторины провожу как вечерние развлечения. В процессе своей работы я убедилась, что самыми эффективными и целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей являются: знакомство с содержанием сказки, вовлечение детей в деятельность, инсценировка сказки. При работе со сказками я старалась создать условия для восприятия сказки детьми. Для этого я применяла разнообразные приемы восприятия сказки.
Приемы формирования восприятия сказки
Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие.
Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой.
Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Задаю ряд вопросы: Из какой сказки этот отрывок? Из какой сказки эта песенка? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, я использовала ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие: – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
Драматизация является одной из форм активного восприятия поступка сказочного персонажа. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы я старалась акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладали такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Этапы работы со сказкой .
-Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
-Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок (например, «У медведя на бору», «Волк и козлятки» и др.)– с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки. .
-Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки. -Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драмотизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Формы работы со сказкой, которые я использовала в своей работе:
- чтение,
- пересказ,
- обсуждение, беседа, рассматривание иллюстраций,
- театрализованное исполнение сказок, драматизации, инсценирование,
- просмотр фильмов – сказок, прослушивание аудиосказок,
- выставки рисунков, раскрашивание иллюстраций по сказкам,
-игровая деятельность: проведение конкурса знатоков сказок (викторина «Поляна сказок», вечер загадок о сказках), дидактических игр (настольнопечатные «Сложи картинку» по сказке «Репка», д.и. «Любимые сказки» и словесные), подвижных игр (хороводная игра «Репка»),
- досуги (математический досуг «В гостях у сказки» («Теремок»), «Путешествие по сказке «Колобок»),
- практическая мастерская: лепка героев сказок, - разучивание песенок из сказок («Песенка Колобка», «Песенка петушка», «Песенка козы» и др.),
- разучивание физминуток и пальчиковых игр о героях сказок («1,2,3,4,5! Будем сказки называть», «Репка», «Колобок» и др.),
- рассказывание сказок по мнемотаблицам,
- выставка книг – сказок,
Для решения задач по нравственному воспитанию с помощью сказки я разбила свою работу на этапы:
- Подготовительный этап: подбор и изучение методической литературы; подбор игр (дидактических, подвижных, пальчиковых); составление перспективного плана, определение целей и задач по теме.
– Основной этап: работа с детьми, родителями; изготовление дидактического материала. – Заключительный: самооанализ работы за год, подведение итогов.
Я подобрала и изучила научно-литературу на темы:
- «Использование сказок в работе с детьми» (в дидактических играх (пальчиковых, словесных , настольно-печатных играх));
- «Сказки как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»;
- «Роль сказки в воспитании детей»;
- «Театрализованные игры как средство развития речи детей».
Работа по ознакомлению детей со сказками велась во время НОД, в совместной деятельности, в режимных моментах.
В течении года мы знакомились со сказками: «Репка», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Три медведя». «Зимовье зверей», «Снегурушка и лиса», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и заяц», «У страха глаза велики», «Петушок и бобовое зернышко». «Как коза избушку построила», «Теремок», «Терешечка»
Сказка в системе нравственного воспитания.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.
Эти сказки помогают нам показать:
• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
• что такое зло.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить (дружба помогает победить трудности).
Наказ слушаться родителей, старших; не унывать, а действовать, если случилась беда- звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Терешечка».
Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», осуждается хитрость, обман — в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд.
Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь» ),забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»). Непослушным и доверчивым полезно почитать сказку «Кот, петух и лиса», жадным и эгоистичным – сказку «Морозко». «Сказка – это зерно, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» (В.А.Сухомлинский).
Сказка всегда поучительна. Через сказку легче объяснить ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, как и вовсе нельзя в определенных ситуациях. Сказки побуждают ребенка сопереживать, со-чувствовать, со-радоваться. Полезность сказок бесспорна. На их примере можно «исправить» «неправильные» черты характера, объяснить малышам прописные истины, нежели нравоучения. Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным и проверенным народом.
Для родителей были подготовлены консультации на темы: «Что читать детям 3-4 лет», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения», «какова роль сказки в воспитании детей» «Справиться с непослушанием помогут сказки», «Развитие творческих способностей и воображения при помощи сказки». Спомощью родителей были приобретены раскраски по русским народным сказкам, созданы две книжки-малышки («Теремок», «Колобок» ). Своми руками я изготовила настольный плоскостной театр «Заюшкина избушка», конусный театр «Теремок», объемный настольный театр по сказке «Гуси-лебеди», паличиковый театр из бумаги «Репка».
Для оценки результативности своей работы я разработала критерии определения уровня развития нравственных качеств у детей с помощью сказки.
Критерии определения уровня развития нравственных качеств
у детей с помощью сказки
Уровни развития | Проявление интереса к р.н.с | Знание содержан ия сказки | Знание героев сказок | Умение анализирова ть поступки героев, различать их | Понимание морали, смысла сказки | Участие в театрализа ции, драмматиза ции сказок |
Высокий | Внимательно слушают сказку | Знают содержан ие сказки, название | Знают сказочных героев, узнают их на рисунках | Дети различают добрые и плохие поступки героев, способны вести рассуждение на данную тему | Понимают мораль сказки и способны высказыват ь свое мнение | Охотно участвуют в театрализа циях сказок |
Средний | Не всегда внимательно слушают сказку | Знают несколько сказок | Знают несколько героев и узнают их на рисунках | Дети различают поступки героев | Не всегда понимают мораль сказки | Не всегда проявляют желание участвоват ь в театрализа ции |
Низкий | Не проявляют интереса к сказке | Знают 1-2 сказки или путают с сод-ем других сказок | Знают 1-2 сказочных героев | Имеют неполное представлен ие о добрых и плохих поступках | Не понимают мораль сказки | Не проявляют желания к театрализа ции |
Результат :
Результаты по критериям:
Начало года: Высокий уровень – 7%, Средний – 21%, Низкий – 72%;
Конец года: Высокий уровень– 28%, Средний – 58%, Низкий – 14%.
Считаю, что поставленные мною задачи в начале учебного года, в целом выполнены. У большинства детей, на мой взгляд, сформировалось представление о добре и зле, они научились сравнивать и анализировать поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение и поведение своих товарищей.
- Дети проявляют интерес к сказкам, знают содержание сказок, геров сказок;
- Дети научились понимать смысл сказок;
- Дети могут отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль при драматизации, инсценировании сказки;
- Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
- Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; в конкурсах; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Вывод: Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств. Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Литература
1.Дошкольное воспитание №4, 2005 г.,с.14-16 ., Соловейчик «Нравственное воспитание дошкольников»;
2. Дошкольное воспитание №1, 2005г.,с. 18-28, Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников»;
3. Панков В.И. Ваши помощники книги., М., Просвещение, 1978 г.;
4. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам., Изд.2, М., Просвещение, 1973г.;
5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду., М., Просвещение, 1999г.;
6. Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е.;
7. Шорыгина Т.А. Общительные сказки., Изд-во:Сфера, 2017г,
8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во 2 младшей группе., МозаикаСинтез;М..2015г.
9. Логинова В.И.,Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»,Изд-во «Просвещение», М.,1983г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию за 2020-2021 учебный год
Народные игры являются эффективным средством всестороннего развития детей, формируют у них положительное отношение к физической культуре и спорту, способствуют развитию двигательных умений и качеств....
Отчет по самообразованию на 2020-2021 уч. год. Тема: «Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»
laquo;Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»Актуальность темы определяется тем, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и ...
Отчет по самообразованию за 2020 – 2021 уч. г. Воспитателя МБДОУ детский сад «Ягодка» Кордуповой Нины Вениаминовны
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Ягодка» п. Сосенки Цимлянского района Отчет по самообразованиюза 2020 &nd...
Отчет по самообразованию на 2020-2021.
Развивать у детей потребность к созданию нового , необычного продукта творческой деятельности. Развивать эстэтическую оценку, стремление к творческой самореализации. Способствовать развитию познавател...
Отчет по самообразованию за 2020-2021 уч. год
Отчет по самообразованию за 2020-2021 уч. год...
Годовой отчет по самообразованию за 2020 - 2021 учебный год
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮЗА 2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Отчет по самообразованию за 2020/2021 учебный год.
Отчет по самообразованию по теме:«Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр»...