Отчет по самообразованию за 2020-2021 учебный год
материал

Кужугет Роланда Дуктуг-ооловна

Народные игры являются эффективным средством всестороннего развития детей, формируют у них положительное отношение к физической культуре и спорту, способствуют развитию двигательных умений и качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №34 «Светлячок» комбинированного вида города Кызыла

Отчет по самообразованию  

за 2020-2021 учебный год

На тему: «Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников»

Подготовила: воспитатель средней группы №10

Кужугет Роланда Дуктуг-ооловна

Кызыл 202

Введение

   Игра самая любимая естественная деятельность дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает самое важное место в жизни  ребенка и является главным средством воспитания и оздоровления.

   Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал.

   С помощью народных подвижных игр дети легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого. У них появляется интерес к занятиям, которые вызывают положительные эмоции и радостное настроение.

 

Актуальность

   В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

    Народные игры являются эффективным средством всестороннего развития детей, формируют у них положительное отношение к физической культуре и спорту, способствуют развитию двигательных умений и качеств.

   В народных играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, народный фольклор воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь, формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, что в дальнейшем им поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.

    Е.А. Аркин утверждает, что основной формой работы по физической культуре с дошкольниками должна быть игра. На первом месте выступают так называемые народные подвижные игры. Именно народным подвижным играм дошкольников отвели мы ведущую роль в совершенствовании системы физического воспитания, рациональной его организации. Эти игры проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе. В живой, увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества, совершенствуется ориентировка в пространстве

    Народные игры, имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярными и любимыми были такие русские народные игры, как «Горелки», «Русская  лапта», «Городки», игры с мячом, тувинские народные игры «Слепой черт», «Конные скачки» и т.д. Немало было и таких игр, где успех играющих зависел, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель. 

      Для начала я обратилась за теоретическими знаниями к известным психологам и педагогам. К сожалению, литературы по исследованию народных игр не так много. А ведь чтобы понять суть народной игры, надо знать ее корни, важно определить значение ее для развития ребенка.

 Цель: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства.

Поставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию

народных подвижных игр у детей среднего дошкольного возраста.

2. Создать материальную базу для использования народных подвижных игр в ДОУ.

3. Повысить уровень педагогического мастерства педагогов.

4. Обеспечить взаимодействие с родителями по использованию народных подвижных игр.

Ожидаемый результат: 

Обогащение знаний и представлений детей о предметах, материалах русского и тувинского фольклора.

Обобщить опыт работы по организации воспитания доброжелательного отношения к нашим традициям.

Повышение уровня развития детей в физическом развитии;

Отображение впечатлений полученных во время народных подвижных игр в продуктивной деятельности

Воспитание уверенности в собственных силах и устойчивый интерес к подвижным играм.

План внедрения изучаемой темы в педагогический процесс на 2020-2021 учебный год:

1. Изучить методическую литературу по теме самообразования – октябрь – декабрь.

2.Консультации для педагогов и родителей: «Народные подвижные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста», «Знакомимся с традициями и обычаями через народные игры», «Вспомним забытые игры» и другие - ноябрь-апрель

3. Выпуск папок-передвижек, буклетов, памяток: «В помощь родителям» - «Как играли в старину»«Народные подвижные игры» и др. – ноябрь - апрель

4. Создание материальной базы (картотеки народных подвижных игр) для использования в ДОУ – декабрь-февраль

5. Совместное изготовление с детьми атрибутов к народным подвижным играм – декабрь - февраль

6. Развлечение для детей «Масленица», «Шагаа» - февраль, март

7. Создание фотоальбома «Мы весело играем» -апрель, май

8. Проведение мониторинга по физическому развитию на начало и конец учебного года.- май

9.Отчет о результатах работы по самообразованию -май

10. Распространение собственного опыта через интернет – сайты, статьи в периодических изданиях – постоянно.

В первой половине учебного года я изучила научно-педагогическую литературу по использованию народных подвижных игр у детей среднего дошкольного возраста.

Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:

1. Детские народные подвижные игры. Составители Кенеман А. В., Осокина Т. Н. Москва «Просвещение»«Владос», 1995.

2. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. Москва Просвещение, 1986

3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. Под редакцией Руссковой Л. В. Москва «Просвещение» 1986.

4. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба. С. Петербург «Детство-пресс» 2000.

5. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления«Линка-пресс», Москва 2000.

6. Науменко Г. М. Фольклорные праздники. Линка-пресс, Москва 2000.

7. Классификация русских игр. Статья А. А. Тарана в журнале «Физическая Культура».

8. Науменко Г., Якунина Г. «Солнышко-Вёдрышко» Издательство «Белая горница» 1994.

9. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазить, метать. Москва Просвещение, 1983.

10. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам народной культуры С. Петербург Издательство «Акцидент» 1997.

11. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе. Москва Просвещение, 1983.

12. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб «Детство-пресс» 1995.

13. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Москва «Линка-пресс»2003.

14. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий, сценарии праздников. Под редакцией Орловой А. В. Владимир, 1995.

Изучение статей, конспектов по самообразованию на интернет сайте: http://nsportal.ru. http://maam/ru.

В первой половине учебного года я разработала план по самообразованию на учебный год, начала работу по составлению картотеки народных подвижных игр и созданию атрибутов к играм, подготовила консультацию для родителей «Вспомним забытые игры» и папку - передвижку «Народные подвижные игры».

На протяжении второй половины учебного года мы с детьми знакомились с играми разных народовиграли в подвижные игры: сюжетные игры, бессюжетные игры, игровые упражнения, игры-забавы, благодаря которым у детей развивались, как физические качества (быстрота, выносливость, координация движений, мышечная сила, ловкость, так и основные психические процессы (внимание, мышление, память, речь). В своей работе я использовала русские народные подвижные игры: ««Золотые ворота»«Гори ясно»«Чурилки»«Баба - Яга» и др., татарские народные игры «Жмурки»«Перехватчики», чувашские народные игры «Резвые белки»«Рыбки», якутские народные игры «Сокол и лиса»«Волк и жеребята», литовская народная игра «Кошка и мышка», армянская народная игра «Перетягивание палки», башкирская народная игра «Ласточки и ястребы», тувинские народные игры «Слепой черт», «Конные скачки» и многие другие.

В феврале я закончила работу по составлению картотеки народных подвижных игр, разместила на моем сайте https://nsportal.ru/kuzhuget-rolanda-duktug-oolovna  консультацию для родителей «Народные подвижные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста». Подготовила папку - передвижку для родителей и педагогов ««Русские народные игры», также были проведены консультации для родителей «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем»«Народные подвижные игры», индивидуальные беседы с родителями.

В феврале и марте совместно с педагогами нашего детского сада был проведен праздник «Шагаа» и «Масленица»,  также на прогулках мы играли такие игры как  «У медведя во бору»«Ручеёк»«Гори ясно»«Перетягивание каната»«Золотые ворота»«Бег в мешках», «Слепой черт»  и другие.

Главным достижением работы по данной теме, я считаю создание благоприятной дружеской атмосферы в детском коллективе, установление контакта между воспитателем и воспитанниками, наполнение детей яркими эмоциями. Оптимальное использование народных подвижных игр (физических упражнений) приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает физическую, психическую и интеллектуальную работоспособность детей. Подводя итоги, хочется сказать, что «народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием».

 Использованная литература:

1. Детские народные подвижные игры. Составители Кенеман А. В., Осокина Т. Н. Москва «Просвещение»«Владос», 1995.

2. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. Москва Просвещение, 1986

3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. Под редакцией Руссковой Л. В. Москва «Просвещение» 1986.

4. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба. С. Петербург «Детство-пресс» 2000.

5. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления«Линка-пресс», Москва 2000.

6. Науменко Г. М. Фольклорные праздники. Линка-пресс, Москва 2000.

7. Классификация русских игр. Статья А. А. Тарана в журнале «Физическая Культура».

8. Науменко Г., Якунина Г. «Солнышко-Вёдрышко» Издательство «Белая горница» 1994.

9. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазить, метать. Москва Просвещение, 1983.

10. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам народной культуры С. Петербург Издательство «Акцидент» 1997.

11. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе. Москва Просвещение, 1983.

12. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб «Детство-пресс» 1995.

13. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Москва «Линка-пресс»2003.

14. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий, сценарии праздников. Под редакцией Орловой А. В. Владимир, 1995.

Изучение статей, конспектов по самообразованию на интернет сайте: http://nsportal.ru. http://maam/ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию на 2020-2021 уч. год. Тема: «Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»

laquo;Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»Актуальность темы определяется тем, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и ...

Отчет по самообразованию за 2020 – 2021 уч. г. Воспитателя МБДОУ детский сад «Ягодка» Кордуповой Нины Вениаминовны

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Ягодка» п. Сосенки Цимлянского района       Отчет по самообразованиюза 2020 &nd...

Отчет по самообразованию на 2020-2021.

Развивать у детей потребность к созданию нового , необычного продукта творческой деятельности. Развивать эстэтическую оценку, стремление к творческой самореализации. Способствовать развитию познавател...

Отчет по самообразованию за 2020-2021 уч. год

Отчет по самообразованию за 2020-2021 уч. год...

Годовой отчет по самообразованию за 2020 - 2021 учебный год

ГОДОВОЙ  ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮЗА 2020  - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Отчет по самообразованию за 2020/2021 учебный год.

Отчет по самообразованию по теме:«Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр»...

ОТЧЕТ по самообразованию за 2020- 2021 учебный год

Тема: «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством   русской народной сказки»...