Отчет по самообразованию на 2020-2021 уч. год. Тема: «Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»
методическая разработка (подготовительная группа)
«Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»
Актуальность темы определяется тем, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности.
Театрализованная деятельность в сказке позволяет решать многие педагогические и воспитательные задачи, касающиеся формированию выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказка, является ярким противопоставлением добра и зла, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №29
«У ЛУКОМОРЬЯ» г. САЯНОГОРСКА
Отчет по самообразованию
на 2020-2021 уч. год.
Тема: «Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»
Воспитатель:
Ильящук Т.В.
г. Саяногорск
«Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»
Актуальность темы определяется тем, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности.
Театрализованная деятельность в сказке позволяет решать многие педагогические и воспитательные задачи, касающиеся формированию выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказка, является ярким противопоставлением добра и зла, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Цель самообразования: Создание условий для воспитания духовно-нравственного развития у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность посредством сказки.
Задачи:
- Способствовать формированию выразительности речи ребенка.
- Способствовать воспитанию у детей милосердия, умение уступать, помогать друг другу .
- Способствовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Период работы над темой: 2019-2021 учебный год (второй год)
Когда предполагается закончить работу над темой: май 2021 г.
Изучение литературы по теме:
1. Сборник научно-методических статей. Изд. Орёл, 2015г., под ред. О.В.Бережнова.
2. Э.И.Иванова «Расскажи мне сказку». Изд. Москва, Просвещение,2001г.
Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии».
3. М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Изд. Москва, ТЦ Сфера,2003г.
4. З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г.
5. Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой». Изд. Харьков, 1996г.
6. Е.А.Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми».
Изд. Москва, Вако,2014г.
7. В.В.Мапова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Изд. центр Владос,2010г.
8. О.А.Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Изд. Москва, Мозаика-Синтез, 2012г.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа.
Форма отчетности:
- В течение года мной были представлены консультации для родителей:
1) «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка».
2) «Выбор инсценировки сказки для развития духовно-нравственного воспитания дошкольников».
3) Консультация с прошлого учебного года «Воспитания трудолюбия, послушания и ответственности через сказку», из-за карантина COVID 19.
- Мной была изготовлена и представлена брошюра для родителей «Мастер-класс: Изготовление театрализованной шапочки-маски».
- Выполнила совместно с родителями театральные три шапочки-маски для инсценировок русских народных сказок о животных в разных видах деятельности.
В связи с карантинным мероприятием COVID 19: Показ сказки «Маша и медведь» (кукольного театра) детям младших групп, был представлен в виде мини-фильма.
Результат:
- Дети усвоили нормы нравственно - духовного воспитания
(открытость их к добру, позитивное отношение к окружающему миру, к другим людям и самому себе);
- у детей сформированы представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;
- у детей сформировано развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
2020-2021г.
№ | Содержание | Дата - | Сроки |
1. | Отбор и анализ научно-методической литературы no теме. | сентябрь – до 16 октябрь | Работа с литературой для использования в внеурочное время. |
2. | Консультация для родителей: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка» | 27 ноября | Выступление на родительском собрании в ДОУ. |
3. | Консультация для родителей: «Выбор инсценировки сказки для развития духовно-нравственного воспитания дошкольников». | декабрь – до 29 января | Подбор мини-картотеки. |
4. | Основные технологии и схемы выполнения шапочек-масок. | 25 февраля | Изготовление брошюры для родителей «Мастер-класс: Изготовление театрализованной шапочки -маски. |
5. | Отбор сказочных героев по мотивам русской народной сказки для выполнения шапочки - масок. | март –28 апреля | Изготовление шапочки - маски с помощью родителей для инсценировок русских народных сказок. |
6. | Анализ проделанной работы | апрель – до 24 мая | На круглом столе для родителей консультация: « Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками». Пополнение театрального уголка шапочками - масками для инсценировок русских народных сказок. |
Сроки: 2 года 2019-2021г.г. В связи с карантинным мероприятием COVID 19: Показ сказки «Маша и медведь» (кукольного театра) детям младших групп, был представлен в виде мини-фильма, перенесенный с 2019-2020уч. года. Пополнение театрального уголка шапочками – масками и выполнение ростовой куклы Иванушки для инсценировок русских народных сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение по теме самообразования «Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством сказки».
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится поздн...
Отчет по самообразованию Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»
В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих....
Проект "Воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников посредством сказки".
Проект "Воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников посредством сказки"....
План работы по самообразованию на 2014 - 2015 учебный год Тема: «Развитие познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»
План работы по самообразованию на 2014 - 2015 учебный годТема: «Развитие познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»Цель: ...
Программа по самообразованию на 2020-2021 учебный год на тему: «Развитие физических качеств детей в подвижных играх» в средней группе
Подвижные игры являются важным элементом в жизни каждого ребенка и его здоровья, так как влияние подвижных игр велико, они совершенствуют физические способности ребенка; повышают защитн...
Презентация" Воспитание духовно- нравственных чувств у дошкольников посредством сказки"
Презентация показывает ,как мы применяем сказки в разных видах деятельности детей.Потому что сказки - наши добрые друзья! У них можно научиться доброте, любви к людям и природе, мудрости....
План работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год По теме: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»»
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений.В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко....