Отчет по самообразованию на 2020-2021 уч. год. Тема: «Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»
методическая разработка (подготовительная группа)

Ильящук Татьяна Викторовна

«Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»

Актуальность темы определяется тем, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности.

Театрализованная деятельность в сказке позволяет решать многие педагогические и воспитательные задачи, касающиеся формированию выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

    В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств.

   Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказка, является ярким противопоставлением добра и зла, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №29

 «У ЛУКОМОРЬЯ» г. САЯНОГОРСКА

Отчет по самообразованию

на 2020-2021 уч. год.

Тема: «Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»

                                                                                                            Воспитатель:          

                                                                                                            Ильящук Т.В.

г. Саяногорск

«Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»

Актуальность темы определяется тем, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности.

Театрализованная деятельность в сказке позволяет решать многие педагогические и воспитательные задачи, касающиеся формированию выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

    В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств.

   Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказка, является ярким противопоставлением добра и зла, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Цель самообразования: Создание условий для воспитания духовно-нравственного развития у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность посредством сказки.

Задачи:

  • Способствовать формированию выразительности речи ребенка.
  • Способствовать воспитанию у детей милосердия, умение уступать, помогать друг другу .
  •  Способствовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Период работы над темой: 2019-2021 учебный год (второй год)

Когда предполагается закончить работу над темой: май 2021 г.

 Изучение литературы по теме:

1. Сборник научно-методических статей. Изд. Орёл, 2015г., под ред. О.В.Бережнова.

2. Э.И.Иванова «Расскажи мне сказку». Изд. Москва, Просвещение,2001г.

Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии».

3. М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Изд. Москва, ТЦ Сфера,2003г.

4. З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г.

5. Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой». Изд. Харьков, 1996г.

6. Е.А.Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми».

Изд. Москва, Вако,2014г.

7. В.В.Мапова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Изд. центр Владос,2010г.

8. О.А.Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Изд. Москва, Мозаика-Синтез, 2012г.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа.

Форма отчетности:

- В течение года мной были представлены  консультации для родителей: 

1)  «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка».

2) «Выбор инсценировки сказки для развития духовно-нравственного воспитания дошкольников».

        3) Консультация с прошлого учебного года «Воспитания трудолюбия, послушания и ответственности через сказку», из-за карантина COVID 19.  

- Мной была изготовлена и представлена брошюра для родителей «Мастер-класс: Изготовление театрализованной шапочки-маски».

- Выполнила совместно с родителями театральные три шапочки-маски для инсценировок русских народных сказок о животных в разных видах деятельности.

В связи с карантинным мероприятием  COVID 19: Показ сказки «Маша и медведь» (кукольного театра) детям младших групп, был представлен в виде мини-фильма.

                         

Результат:

- Дети усвоили нормы нравственно - духовного воспитания  

(открытость их к добру, позитивное отношение к окружающему миру, к другим людям и самому себе);

  • у детей сформированы представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • у детей сформировано развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

2020-2021г.

Содержание

Дата          -

 Сроки

1.

Отбор и анализ научно-методической литературы no теме.

сентябрь – до 16 октябрь

Работа с литературой для использования в внеурочное время.

2.

Консультация для родителей: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка»

27 ноября

Выступление на родительском собрании в ДОУ.

3.

Консультация для родителей: «Выбор инсценировки сказки для развития духовно-нравственного воспитания дошкольников».

декабрь – до 29 января

Подбор мини-картотеки.

4.

Основные технологии и схемы выполнения шапочек-масок.

25 февраля

Изготовление брошюры для родителей  «Мастер-класс: Изготовление театрализованной шапочки -маски.

5.

Отбор сказочных героев по мотивам русской народной сказки для выполнения шапочки - масок.

 март –28 апреля

Изготовление шапочки - маски с помощью родителей для инсценировок  русских народных сказок.

6.

Анализ проделанной работы

апрель – до 24 мая

На круглом столе для  родителей  консультация:      

 « Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками».                                              Пополнение театрального уголка шапочками - масками для инсценировок  русских народных сказок.

Сроки: 2 года 2019-2021г.г. В связи с карантинным мероприятием  COVID 19: Показ сказки «Маша и медведь» (кукольного театра) детям младших групп, был представлен в виде мини-фильма, перенесенный с 2019-2020уч. года. Пополнение театрального уголка шапочками – масками и выполнение ростовой куклы Иванушки для инсценировок русских народных сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме самообразования «Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством сказки».

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится поздн...

Отчет по самообразованию Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»

В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих....

Проект "Воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников посредством сказки".

Проект "Воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников посредством сказки"....

План работы по самообразованию на 2014 - 2015 учебный год Тема: «Развитие познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»

План работы по самообразованию на  2014 - 2015 учебный годТема: «Развитие познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»Цель: ...

Программа по самообразованию на 2020-2021 учебный год на тему: «Развитие физических качеств детей в подвижных играх» в средней группе

Подвижные игры являются важным элементом в жизни каждого ребенка и его здоровья, так как влияние подвижных игр велико, они совершенствуют физические способности ребенка; повышают защитн...

Презентация" Воспитание духовно- нравственных чувств у дошкольников посредством сказки"

Презентация показывает ,как мы применяем сказки в разных видах деятельности детей.Потому что сказки - наши добрые друзья! У них можно научиться доброте, любви к людям и природе, мудрости....

План работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год По теме: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»»

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений.В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко....